Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы 4-12 – СУРС

Лекция 21. Небанковские кредитно-финансовые организации.

1. Понятие небанковских кредитно-финансовых организаций (НКФО), их место в кредитной системе.

2. Виды, сфера деятельности, задачи и роль НФКО.

3. Особенности регулирования деятельности НФКО и их взаимодействие с банковской системой.

4. Инвестиционные фонды.

5. Финансовые компании.

6. Лизинговые компании: их функции и основы деятельности.

7. Факторинговые компании: основы их деятельности.

8. Ломбарды.

9. Финансовые биржи, взаимные (паевые) фонды и расчетно-кассовые центры.

10. Трастовые компании: направления развития.

11. Ссудно-сберегательные общества и ассоциации, кредитные союзы (товарищества).

12. Диллинговые компании: направления деятельности и перспективы развития.

 

Взаимоотношениям субъектов банковских правоотношений, которыми являются Национальный банк, банки и НФКО, посвящена третья глава Банковского кодекса Республики Беларусь.

Банки и НФКО могут:

- привлекать и размещать друг у друга денежные средства в форме вкладов (депозитов) и кредитов;

- проводить расчеты через корреспондентские счета, открываемые друг у друга;

- осуществлять иные операции, указанные в лицензиях на осуществление банковской деятельности.

Банки и НФКО могут создавать союзы и ассоциации, являющиеся некоммерческими организациями. Их государственная регистрация производится в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации могут создавать объединения в форме финансово-промышленных и иных хозяйственных групп в порядке и на условиях, определяемых законодательством о таких группах.

Что касается взаимоотношений Национального банка и НФКО, то они складываются, как правило, в процессе государственной регистрации, лицензирования и реорганизации НФКО.

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации самостоятельны в своей деятельности. В частности, они самостоятельно определяют условия заключения сделок, если те не противоречат законодательству Республики Беларусь.

Вместе с тем, Национальный банк имеет возможность регламентировать деятельность НФКО в процессе их взаимоотношений с клиентами. Он вправе устанавливать для НФКО обязательные условия заключения сделок (договоров) с клиентами.

 

Наиболее востребованной формой финансового посредниче­ства на сегодняшний день являет­ся система инвестиционных фон­дов.

В общем смысле инвестиционные компании (фонды) – разновидность кредитно-финансовых организаций, специализирующихся на привлечении денежных средств инвесторов путем выпуска собственных ценных бумаг и размещения мобилизованных средств в ценные бумаги иных юридических лиц, а также на банковские счета, вклады и депозиты.

Если же оперировать более точным определением, то инвестиционные фонды – это финансовые посредники, обеспе­чивающие привлечение средств участников посредством выпуска ценных бумаг или заключения до­говоров, их объединение и инвести­рование на диверсифицированной основе в ценные бумаги и иные раз­решенные объекты в целях извле­чения прибыли, а также распреде­ление стоимости чистых активов пропорционально долям, принад­лежащим инвесторам

Инвестиционные фонды выпускают собственные долговые обязательства, а на вырученные от их продажи средства приобретают долговые обязательства или ценные бумаги, выпущенные другими, то есть вкладывают средства в менее ликвидные активы.

Опыт зарубежных стран сви­детельствует о высокой инвести­ционной значимости сбережений населения и необходимости разви­тия коллективного инвестирова­ния. В развитых странах подобный вид инвестиционной деятельности существует уже более 80 лет, и достиг колоссального развития.

В США объем активов взаимных фондов в начале 2011 года составил около 12 трлн. долл., в Евро­пе – около 8 трлн. долл.

Всего в мире на начало 2011 года насчитыва­лось около 70 тыс. инвестиционных фон­дов с объемом активов, превышаю­щим 25 трлн. долл. США.

Наибольшее распространение по объему активов инвестицион­ные фонды получили в США и Ев­ропе (47,2 и 29,6% соответствен­но), за ними следует Австралия (5,9%), Бразилия (4%), Япония (3,2%), Канада (2,6%).

Среди всех стран особое место занимает Люксембург как круп­ный оффшорный центр. По коли­честву инвестиционных фондов (9 353) его можно сравнить лишь с Кореей (8 687), Францией (7 791) и США(7 581).

По правовой форме инвестиционные фонды можно разделить на три категории: корпоративные фон­ды, трасты, контрактные фон­ды.

Фонды корпоративного типа наиболее распространены, они уч­реждаются как обыкновенные ак­ционерные общества. Примерами могут служить взаимные фонды и закрытые инвестиционные компа­нии в США, инвестиционное обще­ство с переменным капиталом во Франции, инвестиционная компа­ния открытого типа или акционер­ное общество и инвестиционные трасты в Великобритании.

Траст основан на принципе раз­деления управления фондом (включая административную рабо­ту и принятие инвестиционных ре­шений) и попечительства (вклю­чая владение активами фонда и осуществление инвестиционных решений в соответствии с инструк­циями менеджеров). Примером та­ких фондов являются объединен­ные трасты, которые наиболее по­пулярны в Британии и странах, разделяющих традицию британ­ского общего права, как, напри­мер, Австралия и бывшие британ­ские колонии.

В государствах, где закон не разрешает создание трастов для управления коллективными акти­вами (в основном это страны с романо-германской системой права или гражданским законодательст­вом), развились фонды контракт­ного типа. Здесь законным вла­дельцем активов фонда является менеджер, который должен иметь специальную лицензию, а номи­нальным держателем выступает кастодиан (хранитель). Инвесторы при этом являются не акционерами, а участниками, которые имеют право на получе­ние дохода от прироста капитала и дивидендов, но не имеют права го­лоса.

Фонды этого типа основаны в Германии (инвестиционные фон­ды), Италии (взаимные фонды), Швейцарии (общие фонды разме­щения), Японии (инвестиционные трасты) и других странах.

По операционной структуре инвестиционные фонды делятся на фонды закрытого и открытого ти­пов.

«Открытые»фонды выпуска­ют и выкупают обратно свои ак­ции по требованию, т.е. тогда, когда инвестор вкладывает деньги или погашает акции. Это обычно происходит ежедневно, и суммар­ные активы фонда растут или уменьшаются по мере притока или оттока средств.

«Закрытые» фон­ды подобно публичным компани­ям, выпускают определенное чис­ло акций, размещаемых в ходе IРО или первоначального публичного предложения акций на продажу широкому кругу лиц[1] и затем торгуемых на бирже, как любые другие акции.

В зависимости от используе­мых фондом инструментов инвести­рования можно выделить фонды, работающие только с акциями (фонды акций), только с облигаци­ями (фонды облигаций), с акциями и облигациями (смешанные фон­ды), преимущественно с фьючерса­ми (фьючерсные фонды), только с металлами или валютами и др.

Фонды выступают как финансовые посредники, осуществляющие двойной обмен долговыми обязательствами, что отличает их от иных финансовых субъектов (брокеров, дилеров), которые также способствуют передвижению средств от кредиторов к заемщикам, но не выпускают на рынок собственные долговые обязательства.

Доходы, полученные инвестиционными фондами от купленных ценных бумаг других юридических лиц, передаются затем держателям акций инвестиционных фондов (за вычетом платы на компенсацию расходов за услуги).

Существуют общие для разви­тых и развивающихся стран цели создания инвестиционных фондов. К их числу можно отнести следую­щие:

• балансирование интересов уча­стников экономического процесса и, прежде всего сберегателей и инвесторов;

• мобилизация инвестиционных ресурсов в точки эффективного роста экономики;

• быстрое и гибкое перераспреде­ление инвестиционных ресурсов;

• стимулирование предпринима­тельской активности и потре­бительского спроса на основе улучшения кредита;

• вложение сбережений мелких инвесторов в активы с повы­шенной доходностью и дивер­сифицированным риском;

• профессиональное управление собственностью мелких держа­телей;

• развитие и оздоровление всего рынка ценных бумаг.

Пассивы инвестиционных фондов, с «технической» точки зрения, являются не обычными пассивами, так как они не выдают ссуд и банковская ликвидность для них, в данном случае, не обязательна. Однако с точки зрения акционера акции фонда практически ничем не отличаются от банковского депозита.

В качестве пассивов предпочтительнее использование ценных бумаг (акций, приватизационных чеков), а не депозитов; активы представлены в основном также ценными бумагами, а не ссудами.

На развитие инвестиционных фондов оказывает влияние множество факторов (Таблица 1).

 

Таблица 1 – Факторы развития инвестиционных фондов.

 

Условия формирова­ния рынка ИФ Факторы развития ИФ
Законодательная среда   Принятие законодательства об ИФ Нормативное разделение деятельности по управлению фондом Благоприятный инвестиционный климат
Общая экономическая среда   Формирование среднего класса Создание спроса, в т.ч. посредством реформы пенсионной системы и развития страхования Приватизация и акционирование Либерализация и развитие РЦБ
Институциональная среда   Создание инфраструктуры (системы реестродержателей, депозитариев, аудиторов и др.) Подготовка персонала Создание сети агентских пунктов Развитие технологий торговли и расчетов на РЦБ
Сфера регулирования Формирование контролирующих органов Установление к ИФ и обслуживающим их организациям требований, которые соответствуют принципам организации ИФ
Условия политического характера   Политическая стабильность и создание атмосферы доверия к государству Реклама ИФ Проведение общенациональной образовательной программы
Политика ставки процента и налоговая политика   Снижение процентов по государственным ценным бумагам, ставки рефинансирования и инфляции Уменьшение налоговой нагрузки на доходы потенциальных инвесторов Благоприятный налоговый режим для ИФ и их инвесторов

 

Более подробно остановимся на общеэкономических условиях формирования рынка ИФ.

Прежде всего, для стимулирования роста инвестици­онных фондов необходима такая предпосылка, как рост доходов на­селения, содействующий формиро­ванию среднего класса. Инвести­ционные фонды, в свою очередь обеспечивают рост доходов его ин­весторов выше уровня инфляции и таким образом усиливают тенден­цию становления среднего класса.

Если в периоды развития эко­номики прирост стоимости чистых активов инвестиционных фондов обусловлен ростом сберегательной способности населения, то в пери­од стагнации ее падение может быть компенсировано ростом кон­сервативных инвесторов: пенсион­ных фондов и страховых компа­ний, которые редко самостоятель­но управляют инвестициями на фондовом рынке, не обладая соот­ветствующим персоналом и досту­пом к торговым площадкам. Поэтому свои инвестиции на фондовый рынок они осуществляют, как правило, посредством покупки цен­ных бумаг инвестиционных фон­дов.

Необходимым фактором появ­ления инвестиционных фондов яв­ляется также степень развития экономи­ки, достаточная для поддержания рынка и процесса акционирова­ния.

Промышленный потенциал экономики создает реальные воз­можности для возникновения до­статочного предложения ценных бумаг, без него торговля акциями будет мелкой, узкой, а ликвидность бумаг – ограниченной. Следовательно, необходим активный про­цесс приватизации и акционирования предприятий, либерализация и развитие рынка ценных бумаг.

Показателен в этом вопросе опыт Польши, где инвестиционные фон­ды выступили главным звеном в программе массовой приватизации.

В Беларуси появление специализированных (чековых) инвестиционных фондов в значительной степени связано с программой приватизации государственной собственности и созданием условий для обращения приватизационных чеков.

В данном случае, основная цель чековых инвестиционных фондов – выступать посредниками между населением и приватизируемыми предприятиями, а также служить рычагом вовлечения населения в инвестиционную деятельность, в обеспечение коллективного инвестирования. Приватизационные чеки при этом использовались только для приобретения ценных бумаг других эмитентов или вложения их в банки (в депозиты).

Для полноценной работы инвестиционных фондов требуется развитие рынка ценных бумаг, который бы характеризовался чест­ными правилами игры и высокой ликвидностью.

«Честность» рынка ценных бумаг предполагает, что инсайдеры не могут извлекать вы­годы из информации, не подлежа­щей оглашению, а собственники крупных пакетов ценных бумаг и посредники не вправе заниматься рыночными манипуляциями. Кро­ме того, она подразумевает соблю­дение всеми участниками рынка определенных правил и стандартов в области корпоративного уп­равления, в том числе касающих­ся честной конкуренции, отказа от мошенничества и воровства.

Лик­видность рынка ценных бумаг важна, поскольку она позволяет удерживать на низком уровне трансакционные издержки и сни­жать негативные последствия для инвесторов от масштабного разнонаправленного движения котиро­вок.

Для инвесторов привлекателен также жесткий режим инвестиционных фондов, когда они изначально отказываются от традиционных для финансовых посредников приоритетов – свободы маневра ресурсами и возможностей расширения бизнеса за счет значительных накоплений. В этой связи инвестиционные фонды подчинены ряду ограничений:

- полностью сосредоточены на операциях с ценными бумагами;

- все доходы распределяют между акционерами;

- остерегаются выдавать гарантии и инвестировать значительные капиталы в ценные бумаги одного эмитента.

В Беларуси инвестиционные фонды, имеющие, как правило, форму открытого акционерного общества, не вправе направлять более 10 % своего капитала на приобретение ценных бумаг одного эмитента, а также приобретать более 25 % ценных бумаг одного эмитента.

Деятельность инвестиционных фондов в Республике Беларусь является лицензируемой. Ответственным за выдачу лицензии является Департамент по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь.

Анализ факторов развития ин­вестиционных фондов в международной практике позволяет определить меры для создания по­добного института у нас в стране. В частности, требует до­работки и развития законодатель­ная среда, необходимо акти­визировать процесс приватизации и проработать схему перехода на на­копительную пенсионную систе­му.

Немаловажно на начальных этапах развития инвестиционных фондов проведение крупномас­штабной рекламы и общенацио­нальной образовательной програм­мы, предоставление льготного на­логового режима. Отдельно следу­ет подчеркнуть необходимость принятия мер по снижению став­ки рефинансирования и инфля­ции.

Таким образом, значение инвестиционных фондов (включая и специализированные) состоит в решении следующих важнейших задач:

- в аккумуляции ресурсов для инвестирования в экономику;

- содействии разгосударствлению (приватизации) собственности;

- развитии рынка ценных бумаг, увеличении спроса на ценные бумаги, повышении их ликвидности;

- создании конкуренции банкам и другим финансовым институтам на рынке ценных бумаг;

- надежном размещении средств с целью приращения капитала инвестора, снижения индивидуального предпринимательского риска совладельцев фонда и повышения доходности их вложений за счет профессионального управления инвестициями и контроля за таким управлением.

 

 

Финансовая компания (общество) – финансовое учреж­дение, основными целями которого являются: содействие формированию и функционированию рынка ценных бумаг; мобилизация денежных средств с целью последующего ин­вестирования; использование финансовых методов для обес­печения развития рыночных отношений в экономике рес­публики.

Финансовые компании привлекают средства путем депозитных операций, выпуска краткосрочных коммерческих векселей, акций и облигаций или заимствуя средства у банков. Они располагают также денежными и материальными взносами учредителей и доходами от своих операций.

Существует несколько видов финансовых компаний, среди которых:

- компании, работающие с ценными бумагами;

- торговые финансовые компании;

- компании потребительского кредита;

- компании по работе в сфере бизнеса.

Рассмотрим их более подробно.

Финансовые компании, работающие с ценными бумагами, занимаются следующими видами деятельности:

- посреднической и коммерческой (по ценным бумагам);

- маркетингом рынка ценных бумаг и инвестиций;

- размещением денежных средств и ценных бумаг;

- консультированием в области операций с ценными бумагами;

- выпуском ценных бумаг в установленном законом порядке;

- применением ноу-хау в области финансовых операций;

- иными финансовыми операциями и услугами, не запрещенными действующим законодательством, отвечающими целям и задачам общества.

Финансовые компании способствуют уменьшению риска путем диверсификации. Мы уже отмечали, что для отдельного лица риск практически не предсказуем, но для группы лиц учесть риск в виде вероятности наступления рискового события часто не составляет проблемы.

Финансовые компании вкладывают средства в акции нескольких компаний, что позволяет им улучшить финансовое положение и снизить вероятность банкротства. Поэтому лица, осуществляющие инвестиции через финансовые компании, подвергаются меньшему риску, чем индивидуальные инвесторы.

Торговые финансовые компании способствует осуществлению торгово-закупочной деятельности, предоставляя покупателю кредит на покупку товаров у определенного розничного продавца или производителя и облегчая, таким образом, реализацию товаров.

Компании потребительского кредита предоставляют ссуды на приобретение мебели, автомобилей или для ремонта дома, уплаты небольших долгов, для развития малого бизнеса. Обычно к ним обращаются те, кто не может получить кредит в банке.

Финансовые компании, занимающиеся потребительскими кредитами, обычно не выдают кредит потребителям, а покупают их обязательства у розничных торговцев и дилеров со скидкой, действуя по факторинговой схеме. Они кредитуют продажи в рассрочку.

Компании по работе в сфере бизнеса предоставляют фирмам специфические услуги, а именно дают ссуды и скупают обязательства (векселя, другие платежные обязательства) с дисконтом, то есть осуществляют факторинговые операции. Кроме того, они занимаются лизингом оборудования и другого имущества, которое сначала приобретают, а затем сдают в аренду.

 

 

Лизинговые компании – организации (фирмы), осуществляющие лизинговые операции, т.е. операции по предоставлению на условиях аренды на средне- и долгосрочный период средств производства предприятиям-пользователям (операции, связанные с кредитованием приобретения основных фондов).

Такие организации могут быть специализированными и универсальными. Специализированные компании имеют дело с одним товаром (например, автомобилями) или группой однородных товаром (например, строительным оборудованием, компьютерами). Они обычно сами осуществляют техническое обслуживание объекта лизинга и следят за поддержанием его в нормальном эксплуатационном состоянии.

Универсальные компании передают в аренду самые разнообразные объекты, техническое обслуживание и ремонт которых может осуществлять как сама лизинговая компания, так и лизингополучатель.

Лизинговые компании могут быть независимыми или выступать как филиалы, дочерние компании промышленных, торговых фирм, банков, страховых обществ.

Участниками (учредителями) лизинговой компании могут стать организации, предприятия, банки, ассоциации и т.п. через объединение их вкладов на основе учредительного договора.

Лизинговая компания помимо осуществления всех видов лизинга оказывает посреднические, технические, маркетинговые, представительские, информационные, рекламные, консультационные услуги и выполняет другие коммерческие операции.

Отношения по поводу лизинга между его субъектами определяются лизинговым договором (контрактом), где предусматриваются:

- стороны договора;

- вид лизинга;

- предмет договора (определяются его качества на основании технической документации либо по индивидуальным признакам, устанавливается собственник; указывается контрактная стоимость объекта лизинга);

- срок действия договора (его начало и конец);

- права и обязанности сторон, в том числе: пределы прав пользователя на объект лизинга; обязательства по осуществлению выплат лизингополучателем лизингодателю; возможные варианты владения имуществом по окончании срока лизинга; оказание услуг с учетом вида лизинга; ответственность пользователя за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств, в том числе за причинение вреда объекту лизинга; переуступка прав с учетом интересов лизингодателя и другие условия;

- условия лизинговых и комиссионных платежей: их форма, размер, вид, способ и сроки платежа;

- обеспечение исполнения обязательств (условия поставки, залог, страхование, поручительство, гарантия);

- порядок расторжения договора, его условия и причины и др.

Так как осуществление лизинговых операций связано с определенным риском, то с учетом его степени и характера в договоре должно быть четко оговорено: какие риски возлагаются на пользователя и какие – на лизингодателя, т.е. должны быть определены меры их ответственности.

Речь, в частности, идет о таких рисках, как:

- изменение кредитоспособности лизингополучателя и производителя;

- изменение ставок процента, налогов;

- некачественное использование объекта лизинга, его порча, случайная гибель либо утрата;

- необоснованная передача объекта третьему лицу и др.

При этом лизинговый контракт может быть досрочно расторгнут, например, по причине неуплаты лизингового платежа, плохого состояния техники и др.

Следует иметь в виду, что лизинг целесообразен только в том случае, если он в равной степени выгоден как лизингодателю, так и лизингополучателю. Данное обстоятельство требует тщательной разработки условий лизинга применительно к каждому конкретному случаю.

Процесс принятия решения по лизингу имеет определенную последовательность (по этапам), при которой каждый шаг в следующий этап предполагает принятие решения на предыдущем этапе со стороны как лизингодателя, так и лизингополучателя.

Важным моментом является определение срока лизинга, т.е. срока действия лизингового договора (контракта). При этом учитываются следующие моменты:

- срок службы оборудования, зданий, сооружений в соответствии с технико-экономическими данными или законодательством. Срок лизинга не может превышать срок возможной (нормативной) эксплуатации объекта лизинга;

- период амортизации объекта лизинга, его первоначальная стоимость;

- динамика инфляции, влияющая на цены объекта лизинга и размер лизинговых платежей;

- конъюнктура рынка лизингового капитала (спрос, предложение, плата); условия банковского кредитования, в том числе и лизинговых операций

Вполне естественно, что за пользование объектом лизинга лизингодатель взыскивает с пользователя лизинговые платежи, размер которых определяется договором.

Цена договора лизинга, таким образом, устанавливается исходя из суммы инвестиционных расходов лизингодателя, связанных с исполнением данного договора, а также суммы его вознаграждения (дохода) либо совокупности лизинговых платежей и выкупной стоимости, если предусмотрен выкуп объекта лизинга.

В состав инвестиционных расходов, возмещаемых лизингодателю, обычно входят:

- первоначальная или восстановительная стоимость объекта лизинга;

- проценты за кредит, полученные для приобретения объекта лизинга;

- затраты на привлечение гарантии по договору с гарантом, если такая гарантия имеется;

- налоги, платежи по страхованию и другие обязательные платежи, если их выплачивает лизингодатель;

- затраты лизингодателя на капитальный ремонт объекта лизинга и др.

Таким образом, вознаграждение (доход) лизингодателя состоит из оплаты за все виды работ и услуг по договору лизинга и представляет собой разность между общей суммой причитающихся (полученных) лизинговых платежей и суммой платежей, возмещающих инвестиционные затраты.

При установлении лизингового платежа значение имеют также срок контракта, периодичность и способ платежа, возможная уплата лизингодателю рисковой премии, повышение цены на объект лизинга и др.

Так, например, короткий срок контракта приводит к относительно высокой сумме лизингового платежа и высокой нагрузке по расходам лизингополучателя. Более же длительные сроки контракта относительно уменьшают размер одного платежа и повышают риск лизингодателя, так как он должен контролировать ход изменения цены, кредитоспособности лизингополучателя.

По окончании действия договора лизингополучатель имеет право выбора из следующих возможностей:

- покупка предмета лизинга по остаточной стоимости;

- заключение нового лизингового соглашения на этот же предмет лизинга (как правило, на меньший срок и по льготной ставке) или на новую, более совершенную технику;

- возврат лизингодателю предмета лизинга в той же натурально-вещественной форме после того, как временная потребность в нем у лизингополучателя исчезает.

Использование лизинга в Беларуси относится к началу 90-х годов. Пионером в этом деле стал "Приорбанк". В эти годы (24 марта 1997 года) на базе действовавшего с 1995 года Объединения «Союз лизинговых предприятий» было создано общественное объединение «Белорусский союз лизингодателей», которое насчитывает в настоящий момент более ста членов. В состав первой тройки лизинговых компаний Беларуси сегодня входят «Промагролизинг», «АСБ Лизинг» и «Райффайзен лизинг».

В настоящее время рынок лизинговых услуг динамично развивается на фоне кредитной экспансии отечественно экономики. По общепринятой классификации основным параметром, характеризующим динамику развития рынка лизинга, является объем нового бизнеса или суммарная стоимость договоров лизинга, заключенных за календарный год.

В 2010 году лизингодателями Беларуси заключено 8 481 договор на общую стоимость 4 061 220 млн. рублей, что в суммарном выражении в 2 раза больше, чем стоимость договоров 2009 года. За 2010 год передано в лизинг 36 716 предметов лизинга общей стоимостью 3 102 545 млн. рублей.

Существенно увеличилось «разнообразие» заключенных договоров лизинга. Если в 2009 году общий объем сублизинга, возвратного лизинга и международного лизинга составлял около 6,7%, то в 2010 году доля этих видов лизинга составила уже 15%.

С выходом Указа Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2009 года №465 «О некоторых вопросах совершенствования лизинговой деятельности в Республике Беларусь» в 18.6 раз увеличился объем договоров «экспортного» лизинга. В то же время, объем оперативного лизинга на уровне 1% лизингового портфеля, говорит о том, что в стране еще не созданы законодательные предпосылки для развития этого перспективного вида лизинга.

В качестве положительной тенденции можно назвать постепенный отказ банков от активного участия в лизинговых проектах в качестве лизингодателя. Так, если в первые годы XXI в. банки занимали более 60% рынка лизинговых услуг по объему переданного в лизинг имущества, то к 2008 году их доля сократилась до 36%. В настоящее время со стороны банков в очередной раз «проснулся» интерес к лизингу. Это обусловлено меньшими рисками по сравнению с кредитами, а также реструктуризацией плохих долгов: переводя «проблемных» заемщиков на условия лизинга, банки очищают свой кредитный портфель от плохих долгов. Многим это воспринимается как пускание своего рода «пыли в глаза» потенциальным клиентам и инвесторам.

Сейчас лизинговые структуры, подконтрольные банкам, стремительно и даже агрессивно наращивают свои портфели. Так, например, в сегменте лизинга недвижимости явным лидером является «Райффайзен». Совсем недавно на белорусский рынок вышел один из крупнейших российских лизинговых операторов «Сбербанк Лизинг», который купил 50%-ный пакет акций белорусской компании «БПС-лизинг», принадлежащей БПС-Банку. Наконец, изменилась сама структура рынка.

В настоящее время 80% активных лизинговых операций банков приходится на три банка – Беларусбанк, Белинвестбанк и БПС-Сбербанк.

Возросло количество лизинговых компаний с участием иностранного капитала, что говорит о привлекательности рынка лизинга в Республике Беларусь для иностранных инвесторов, наличии необходимой для этого законодательной базы и развитости инфраструктуры лизинга в стране.

Так, например, существующие нормы свободной амортизации объекта лизинга (возможность его полной амортизации за год) являются практически беспрецедентными в мировой истории развития лизинговых отношений.

Основными объектами лизинга белорусских компаний являются транспортные средства, машины и оборудование, здания и сооружения, оргтехника.

Дополнительной особенностью белорусского рынка лизинговых услуг является то, что все отечественные лизинговые компании могут быть отнесены к классу малых компаний. Так, среднее количество персонала составляет 12 – 15 человек. Подобный характер имеют лизинговые компании Словении и Франции. Персонал численностью более 30 человек имеют лишь ЗАО «МАЗконтрактлизинг» и ОАО «Промагролизинг».

Практически все лизинговые компании в Республике Беларусь являются универсальными, т.е. по заявке клиента могут поставить на условиях лизинга оборудование или недвижимость любого вида. Однако для 40% лизинговых компаний доля одного вида предмета лизинга составляет около 70% в совокупном объеме лизинговых операций. Еще для трети компаний более 85% операций распределилось между двумя видами предметов лизинга.

В таблице 1 отображены удельные веса видов предметов лизинга в портфеле лизинговых компаний Республике Беларусь в 2006-2010 гг.

 

Таблица 1. Распределение по видам предметов лизинга.

 

Виды предметов лизинга Годы
         
Здания и сооружения (%) 6.0 10.0 10.8 17.9 10.3
Машины и оборудование (%) 57.0 40.0 61.7 55.6 48.6
Транспортные средства (%) 35.0 48.0 27.0 25.9 40.9
Остальное (%) 2.0 2.0 0.5 0.6 0.3

 

Основными источниками финансирования лизинговых операций служат заемные средства, составляющие более 80%, из которых 95% кредиты банков. Собственные средства лизингодателей в общем объеме финансирования составляют около 16%, а бюджетные – всего 3-4%.

 

 

Факторинговые операции уже давно вошли в практику кредитных отношений. Как вид торгово-комиссионных операций, осуществляемых специализированными торговыми посредниками, они возникли еще в XVI – XVII вв. Впоследствии данный вид операций успешно освоили торговых банков.

Основу факторинговой операции составляет наличие потребности субъекта хозяйствования в немедленном превращении дебиторской задолженности в реальные деньги.

Традиционно факторинг определяется как торгово-комиссионная операция, связанная с уступкой поставщиком другому лицу (фактору) подлежащих оплате плательщиком (покупателем) долговых требований (платежных документов за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги) и передачей фактору права получения платежа по ним.

В роли факторов могут выступить банки, небанковские кредитно-финансовые и другие организации, имеющие соответствующее разрешение Национального банка, которое дает право осуществлять финансирование под уступку денежного требования (факторинг) в валюте факторинга.

Между участниками факторинговой сделки заключается договор финансирования под уступку денежного требования (факторинга), согласно которому одна сторона (фактор) обязуется другой стороне (кредитору) вступить в денежное обязательство между кредитором и должником на стороне кредитора путем выплаты кредитору суммы денежного обязательства должника с дисконтом.

На практике фактор чаще всего возмещает поставщику только часть суммы платежа по долговым требованиям к плательщикам. Основанием для этого является факт отгрузки товара покупателю. Перечисление остальной суммы платежа за поставленные товары осуществляется фактором после поступления средств от плательщика или в течение оговоренного в договоре срока независимо от поступления средств от покупателя.

Неполная оплата счетов, в данном случае, служит для факторинговой фирмы гарантией от возможных убытков в связи с какими-либо обстоятельствами (например, недопоставкой продукции поставщиком, отказом дебитора от оплаты и др.).

Вместе с тем может иметь место и незамедлительное возмещение поставщику полной суммы долга (за вычетом комиссионного вознаграждения и процента за кредит).

Таким образом, поставщик получает в свое распоряжение значительную сумму денежных средств за поставленную продукцию, выполненные работы или оказанные услуги, что ускоряет их оборачиваемость в воспроизводственном цикле предприятия.

Далее рассмотрим отдельные особенности факторингового обслуживания.

Договор финансирования под уступку денежного требования не заключается с поставщиками:

- работающими убыточно или признанными судом банкротами и т.п.;

- реализующими свою продукцию на условиях бартерных сделок;

- заключающими со своими клиентами долгосрочные договоры и выставляющие счета по завершении определенных этапов работ или до осуществления поставок (авансовые платежи).

Факторинговые операции также не производятся по долговым обязательствам физических лиц и предпринимателей без образования юридического лица, не занимающихся деятельностью по производству продукции (работ, услуг), а также по операциям филиалов и отделений субъектов хозяйствования, не имеющих статуса юридического лица.

На практике могут создаваться специализированные факторинговые компании как независимые субъекты хозяйствования, которые могут формировать свои ресурсы за счет собственных средств и кредитов банка. Собственные средства образуются первоначально за счет капитала учредителей, а в дальнейшем их прирост происходит за счет доходов от проводимых операций.

В рамках темы «Формы кредита» мы уже знакомились с отдельными видами факторинга. В мировой практике наибольшее распространение получил открытый (конвенционный) факторинг, который предполагает уведомление покупателя о заключении факторинговых соглашений. Такое уведомление производится в форме отметки на счетах (требованиях), где поставщик указывает, что требование продано факторинговой фирме.

При закрытом (конфиденциальном) факторинге, который получил широкое распространение в Беларуси, никто из контрагентов поставщика не уведомляется о кредитовании его продаж факторинговой компанией и операции ограничиваются учетом платежных требований. Стоимость конфиденциальных операций факторинга обычно выше конвенционных.

При постоянных или прочных контактах между поставщиком и факторинговой фирмой может заключаться договор на полное факторинговое обслуживание, которое включает помимо инкассирования дебиторской задолженности поставщика и кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований включает в себя:

- ведение бухгалтерского учета дебиторов;

- страхование поставщика от кредитного риска и управление кредитом;

- защиту от появления сомнительных долгов;

- обеспечение гарантированного притока денежных средств;

- консультирование;

- информационные, сбытовые, транспортные и иные услуги.

Для факторонговой компании эффективность полного факторингового обслуживания тем больше, чем шире спектр услуг, дополнительно оказываемых поставщику.

Комплексный характер услуг факторинговых компаний позволяет не только переносить на эти компании часть функций бухгалтерии и отдела реализации, но и поручать им просчитывать перспективы развития сбытовой стратегии поставщика, последствия его выхода на рынок, чтобы избежать рисков на неосвоенных рынках. Такой договор составляют, как правило, без права регресса, при котором факторинговая компания, становясь собственником неоплаченных требований, берет на себя риск их неоплаты, т.е. обеспечивает непрерывным краткосрочным кредитом поставщика и освобождает его от издержек по страхованию кредита.

В договоре на факторинговое обслуживание указываются:

- название плательщика;

- номер и дата договора, форма расчетов;

- документы, на основании которых производится отгрузка продукции поставщиком;

- сумма денежного требования, которая уступается;

- размер и сроки финансирования поставщика фактором;

- порядок выплаты и размеры комиссионного вознаграждения и процентов по факторингу;

- форма факторинга;

- характер договора – с правом или без права фактора на регресс;

- взаимные обязательства и ответственность;

- порядок оформления документов и др.

До заключения договора факторинговая фирма изучает поставщика:

- его хозяйственно-финансовое положение;

- качество продукции и услуг, их конкурентность на рынке;

- перспективы развития;

- состав покупателей и т.д.

Чтобы избежать риска при проведении факторинговых операций, фактор (при обслуживании с правом регресса) вправе потребовать от поставщика документы, подтверждающие его залоговые обязательства, а также баланс и другую информацию, характеризующую финансовое состояние поставщика. При открытом факторинге он может запросить у плательщика сведения о его платежеспособности.

Для страхования рисков при операциях факторинговая фирма имеет в своем распоряжении различные методы. В частности, она может устанавливать в договоре предельные суммы лимит кредитования поставщика; предельные суммы отгрузок поставщиком одному покупателю; предельный размер предварительной оплаты по каждой сделке и др.

Плата за услуги факторинговой компании со стороны поставщика поступает в форме комиссионного вознаграждения за обслуживание и процента от торгового оборота поставщика. Она зависит от степени риска, размера дебиторской задолженности поставщика, структуры его производственной деятельности, кредитоспособности покупателей, конъюнктуры рынка, вида факторинга, объема и трудоемкости операций и др.

Плата за кредит (процент) определяется за период между получением платежа поставщиком от фактора и датой поступления платежа от плательщика фактору.

Преимущества факторингового обслуживания:

- улучшается оборачиваемость средств в расчетах между покупателем и продавцом, что положительным образом сказывается на создании условий для успешной производственной деятельности обоих;

- снижается риск появления сомнительных долгов;

- упрощается структура баланса.

Для факторинговой компании имеют значение расширение клиентуры, объем и перечень услуг, плата за них.

Покупателю факторинг может быть выгоден и тем, что позволяет мобилизовать денежные ресурсы для платежа в заранее оговоренные сроки.

В Беларуси особенности заключения договора под уступку денежного требования (договора факторинга) определены Главой 19 Банковского кодекса Республики Беларусь.

 

 

Ломбарды – кредитные организации, выдающие ссуды под залог движимого имущества, осуществляющие хранение заложенных товарно-материальных и иных ценностей, а при необходимости, осуществляющие также торговые операции по продаже заложенного имущества на комиссионных началах.

Ломбарды бывают государственными, коммунальными, частными и смешанного типа. Они оказывают услуги главным образом физическим лицам, принимая на хранение:

- предметы личного пользования и домашнего (семейного) потребления;

- предметы производственно-технического назначения;

- ювелирные и бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, жемчуга, янтаря;

- иные материальные и нематериальные ценности.

В соответствии с законодательством ломбард должен иметь лицензию на право принимать в залог и на хранение изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней (с обязательной сдачей в государственный фонд невостребованных в срок изделий).

В качестве залога принимаются либо новые промышленные товары, либо бывшие в употреблении товары народного потребления, которые пользуются устойчивым спросом и отвечают необходимым требованиям санитарии. При этом если речь идет о сложнотехнических товарах, то они должны находиться в исправном рабочем состоянии.

В ломбард не принимаются:

- вещи, розничная продажа которых запрещена (ограничена) законом (яды, оружие, вещи с повышенным содержанием радионуклидов и др.);

- продукты питания;

- ордена, медали, знаки отличия;

- изделия из драгоценных металлов и камней, занесенных в список, утвержденный соответствующими государственными органами.

Кроме того, ломбард не вправе принимать имущество, включенное в перечень объектов, относительно которых по причине их исторической, культурной или иной ценности либо в целях обеспечения государственной безопасности применение залога не допускается.

Имущество принимается и выдается только от или в адрес совершеннолетних граждан при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Операции ломбардов с другими лицами, представляющими интересы клиента, осуществляются только на основании доверенности, заверенной в установленном порядке.

Имущество, сдаваемое в ломбард, оценивается по соглашению сторон с участием товароведа-оценщика.

При этом если изделия выполнены из драгоценных металлов или камней, то их оценку осуществляют товароведы, сдавшие технический минимум по опробованию ювелирных изделий и их лома.

Товаровед-оценщик должен знать действующие стандартные, технические условия на ювелирные изделия, драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни, а также существующие методики по опробованию и оценке изделий, лома и сплавов из драгоценных металлов.

Все предлагаемые ценности, независимо от наличия клейма, пробы, проходят опробование с учетом имеющихся особенностей в подходах к оценке разных видов изделий.

Оформление операции по приему имущества на хранение ломбард производит по квитанции строгой отчетности или по другому документу по договоренности сторон. Первый экземпляр остается в ломбарде, второй – выдается сдатчику имущества.

По просьбе лица, сдавшего имущество на хранение, срок хранения может быть продлен.

В обязанности ломбарда входит:

- принятие мер для хранения предметов заклада и их сохранности;

- немедленное возвращение предметов заклада после выполнения залогодателем или третьим лицом условия договора;

- уплата за счет залогодателя налогов и сборов, связанных с заложенным имуществом, если иное не предусмотрено договором;

- страхование принятого в залог имущества на полную стоимость за счет и в интересах залогодателя, если иное не предусмотрено договором.

Ломбарду не разрешается перезакладывать переданное в залог имущество, а также пользоваться предметами заклада.

В случае утраты, недостачи имущества, сданного в залог, ломбард возмещает залогодателю стоимость сданного в залог имущества, а при повреждении предмета залога – сумму, на которую снизилась его стоимость, или полную сумму, если это предусмотрено договором.

Если ломбард ненадлежащим образом хранит или использует предмет заклада, залогодатель вправе в любое время потребовать прекращения заклада или досрочно выполнить обеспеченное закладом обязательство.

Получая в залог имущество, ломбарды кредитуют его сдатчика. В этой связи можно отметить, что ломбардный кредит – это краткосрочный потребительский кредит, который обеспечивается закладом имеющих хождение на рынке и поэтому легко реализуемых движимого имущества или прав.

Предельные суммы, которые могут быть выданы одному лицу, число ссуд и сроки, на которые они предоставляются, а также размеры платы за пользование ссудой (и за хранение имущества) определяются по соглашению сторон (договору). При этом плата может выставляться сразу при выдаче ссуды или после окончания договорного срока.

В договоре между ломбардом и его клиентом обязательно оговариваются условия залога имущества. В этой связи отдельно может быть заключен договор залога.

Ломбард, выдающий кредит под залог ценных бумаг, обязан заключать с профессиональным участником рынка ценных бумаг договор на их реализацию в случае непогашения ссуды в установленный срок.

Физическое лицо вправе использовать ломбардный кредит по своему усмотрению и любое ограничение данного положения является необоснованным.

По просьбе сдатчика имущества ломбард может продлить срок возврата ссуды, что предполагает обычно более высокий процент.

При невозврате в установленный срок кредита, обеспеченного залогом имущества, ломбард реализует это имущество на комиссионных началах через торговые организации либо продает его самостоятельно. В последнем случае, если предмет залога не пользуется спросом, ломбард может снизить цену, а если имущество останется нереализованным, ломбард может возвратить залогодателю предмет залога и взыскать долги через суд.

Если сумма от реализации заложенного имущества недостаточна для полного удовлетворения требований ломбарда, он вправе получить недостающую сумму из другого имущества должника в порядке, предусмотренном законодательством.

Возможен и обратный случай, когда при реализации заложенного имущества полученная сумма превышает размер требований ломбарда. В этом случае разница выплачивается залогодателю.

Из суммы, полученной от продажи имущества, погашаются:

- плата за хранение за все время фактического нахождения имущества в ломбарде;

- выданная ссуда, включая проценты по ней;

- расходы по продаже имущества;

- другие расходы, оговоренные в договоре сторон.

В настоящее время на территории Республики Беларусь работают около 200 ломбардов. Каждый из них имеет свои условия оценки, хранения и свои процентные ставки. Однако деятельность всех ломбардов регулируется следующими нормативными документами:

- Гражданским Кодексом Республики Беларусь;

- Законом Республики Беларусь от 24 ноября 1993 г. № 2586-XІІ «О залоге»;

- Законом Республики Беларусь от 21 июня 2002 г. № 110-З «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»;

- Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 мая 1994 г. № 353 «Об утверждении Положения о порядке проведения ломбардных операций» и иными нормативными документами.

Следует отметить, что в Беларуси стоимость золота и ювелирных украшений, передаваемых ломбардам в качестве залога, регламентируется Министерством финансов. Причем оценивается только чистый вес драгоценного металла, а вот художественное оформление или инкрустированные в украшение драгоценные камни никакой роли не играют.

Очень популярными в Беларуси в последнее время стали автоломбарды.

Автоломбард – ломбард, специализированный на выдаче денежных средств под залог автомобиля. В качестве залогового имущества также может выступать мото- и гидротехника (катера, аквабайки), а также автобусы и спецтехника.

Автоломбард осуществляет выдачу кратковременных кредитных займов в размере от 40 до 80 % от рыночной стоимости залогового имущества под определённый процент. При этом составляется краткосрочный кредитный договор, закрепляющий права и обязанности обеих сторон.

Принимая на хранение транспортные средства, автоломбард гарантирует сохранность имущества: автомобиль помещается на охраняемую стоянку и при этом составляется акт приёма-передачи, где фиксируется пробег, наличие / отсутствие повреждений и другая важная информация о залоговом имуществе.

Получение денег в ломбарде можно сравнить с экспресс-кредитами или кредитами под залог, которые предоставляются некоторыми банками с той лишь разницей, что проценты за пользование кредитом в банке существенно ниже. Если в ломбардах они в среднем составляют от 20 до 35% в месяц или около 1,5 - 2% в день, то в банках – 3-4% в месяц или 40-50% годовых.

В большинстве своем процентные ставки зависят от срока, на который закладывается имущество и от стоимости такого имущества – чем больше срок залога – тем меньше процентная ставка.

Отданная в ломбард вещь может храниться от одного дня до одного месяца. Если по окончании этого срока клиент не пришел выкупать вещь, ломбард выжидает еще месяц (при этом насчитываются штрафные проценты), а затем вещь либо продается, либо (если это изделие из драгметалла) сдается в Гохран (Государственное хранилище ценностей Республики Беларусь). При этом никаких штрафных санкций к клиенту не применяется.

Порядка 15 - 20% вещей, принесенных в ломбард под залог, не выкупаются.

Таким образом, к специфическим чертам ломбарда как кредитной организации можно отнести:

- выдачу краткосрочного потребительского кредита под обеспечение залога (в сочетании с залоговыми операциями);

- особенности клиентуры;

- особенности закладываемого имущества и прав;

- осуществление ряда некредитных операций (хранение, продажа имущества);

- необходимость значительного первоначального капитала для начала работы;

- востребованность услуг и доступность широкому кругу пользователей.

Неоспоримым плюсом ломбарда является оперативность получения денег. Пока банк рассмотрит документы, изучит кредитную историю клиента и вынесет решение – может пройти достаточно много времени.

 

 

Начнем с определения.

Финансовая (валютная) биржа – небанковская финансовая организация, деятельность которой включает в себя организацию торговли валютой, ценными бумагами, кредитными ресурсами, а также иными объектами финансового оборота. Она предоставляет услуги, способствующие заключению сделок в соответствии со специально установленными правилами торговли.

Взаимные (паевые) фонды – инвестиционные финансовые посредники, формирующие свои ресурсы за счет продажи населению паев и направляющие привлеченные средства на покупку акций и других ценных бумаг. Их пайщики объединяют средства для покупки крупных пакетов акций, облигаций корпораций и предприятий. Каждый в отдельности был бы не в состоянии сделать такое приобретение.

Пайщики могут в любой момент продать, вернуть свои паи. Стоимость паев определяется совокупной стоимостью всех ценных бумаг, которыми владеет фонд на данный момент.

Взаимные (паевые) фонды позволяют своим клиентам кроме покупки пая открывать чековые счета депозитного типа. Они разрешают пайщикам выписывать чеки против своих паев при соблюдении определенных условий (например, ограничении суммы чека).

Расчетно-кассовые центры – это специализированные кредитно-финансовые организации, осуществляющие комплекс банковских услуг для физических и юридических лиц.

Они создаются на определенной территории (в регионе) или определенной группой учредителей.

Расчетно-кассовые центры могут проводить следующие операции:

- открывать счета (включая корреспондентские);

- осуществлять прием денежных средств и зачислять их на соответствующие счета;

- производить платежи, зачеты и другие операции по поручению клиентов;

- принимать на экспертизу денежную наличность и платежные документы;

- обеспечивать клиентов оперативной информацией о состоянии их счетов; осуществлять консалтинговые операции и т.п.

 

 

Трастовые компании – специализированные кредитно-финансовые организации, осуществляющие трастовые (доверительные) операции для физических и юридических лиц.

В свою очередь доверительные (трастовые) операции – операции по управлению средствами (имуществом, деньгами, ценными бумагами) и вы­полнение иных услуг по поручению и в интересах клиентов.

Суть доверительных операций состоит в том, что одна сторона (вверитель) пере­дает другой стороне (доверительному управляющему) на опре­деленный срок имущество в доверительное управление, а доверительный управляющий, в свою очередь, обязуется за вознаграждение управ­лять этим имуществом в интересах вверителя или указанного им лица (выгодоприобретателя).

В соответствии с договором довери­тельный управляющий вправе совершать в отношении этого имущества любые юридические и фактические (законные) действия в интересах вверителя и (или) выгодоприобретателя.

Вверителем имущества, передаваемого в доверительное уп­равление, является собственник или доверенное лицо собствен­ника. Это могут быть юридические, физические лица, органы опеки и попечительства, различные фонды, иные обществен­ные организации.

Доверительным управляющим может быть коммерческая организация, трастовые компании, банки, индивидуальные предприниматели и др. Доверительным управляющим не мо­жет быть выгодоприобретатель по договору доверительного уп­равления имуществом.

Выгодоприобретатель – лицо, в пользу которого, заключен трастовый договор, в частности относительно получения доходов от трастовых операций.

Объектами трастовых операций являются:

- недвижимость производственного и непроизводственного характера;

- движимое имущество (транспортные средства, средства связи и т.д.);

- имущественные права;

- денежные средства;

- ценные бумаги.

Отношения, возникающие при доверительном управлении имуществом, регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь и иными нормами гражданского и банковского законодательства. В частности глава 23 Банковского кодекса Республики Беларусь определяет основные принципы организации и осуществления доверительного управления денежными средствами и ценными бумагами, переданными в доверительное управление.

Трастовые компании могут представлять собой самостоятельную фирму либо являться филиалом банков или других кредитных организаций. Они имеют собственный капитал, получают прибыль от своей деятельности, а за услуги – взимают плату в виде комиссионных вознаграждений.

 

 

Среди небанковских кредитно-финансовых организаций выделяются те, которые занимаются главным образом сберегательными операциями. Как правило, это ссудно-сберегательные общества и ассоциации, а также взаимосберегательные общества. Рассмотрим их подробнее.

Ссудно-сберегательные общества – это НФКО, осуществляющие привлечение средств своих членов и выдачу им ссуд, а также продажу клиентам особых сертификатов, которые по первому требованию можно выкупить по номиналу и получить доход в виде процента (аналогично срочным вкладам и т.д.).

Ссудно-сберегательные ассоциации формируют свои ресурсы за счет открытия сберегательных депозитов (паев), а также срочных и чековых счетов.

Лица, доверяющие свои сбережения ссудно-сберегательным ассоциациям, именуются акционерами и получают доход в виде дивидендов.

Возврат сбережений или выкуп пая возможны лишь с предварительным уведомлением, как правило, за 30–90 дней.

Привлеченные ссудно-сберегательными ассоциациями средства традиционно используются на выдачу кредитов под залог недвижимости, т.е. активные операции представлены главным образом ипотечными операциями и обеспечиваются закладными.

Кроме того, ссудно-сберегательным ассоциациям разрешается выдавать потребительские кредиты и выполнять другие подобные виды деятельности.

Взаимосберегательные общества (банки) принимают от населения мелкие сбережения и инвестируют их в некоторые виды ценных бумаг (как правило закладные), т.е. выдают ссуды под залог недвижимости, чем походят на ссудно-сберегательные ассоциации. Они также могут открывать чековые счета и выдавать ссуды различных видов, не ограничиваясь лишь ипотечными кредитами.

Однако их корпоративная структура несколько отличается от структуры ссудно-сберегательных ассоциаций. Такие общества (банки) традиционно функционируют как кооперативы, которыми владеют вкладчики, получающие доход в виде процента по вкладу.

Помимо уже рассмотренных выше кредитно-финансовых организаций, осуществляющих сберегательные операции в мировой практике встречаются также почтово-сберегательные кассы и контрактные сберегательные организации, к числу которых мы относим страховые компании и пенсионные фонды.

Остановимся на них подробнее.

Почтово-сберегательные кассы – НФКО, которые через почтовые отделения аккумулируют вклады населения, осуществляют прием и выдачу средств, проводят кредитно-расчетные операции, характерные для банков. Они предоставляют возможность людям среднего достатка получать кредиты и хранить сбережения на более выгодных условиях.

Контрактные сберегательные организации – это финансовые посредники, периодически привлекающие ресурсы на контрактной основе. Они достаточно точно прогнозируют свои платежи по годам, что помогает им принять решение о вложении этих средств в долгосрочные ценные бумаги, в том числе корпоративные, муниципальные и государственные акции, облигации и закладные.

Страховые компании формируют свои средства путем продажи страховых полисов и используют их для долгосрочных производственных капиталовложений через рынок ценных бумаг.

Полисы клиентов, представляя собой долговые обязательства страховых компаний, используются их держателями (юридическими и физическими лицами) на покрытие непредвиденных расходов в будущем.

По своему содержанию операции страховых компаний очень близки к банковским операциям, так как мобилизация ресурсов и принцип возвратности могут быть задействованы в интересах группы лиц, а не каждого отдельного лица в этой группе. Именно поэтому страховые компании конкурируют с банками, инвестиционными и пенсионными фондами по своим активным операциям. В их арсенале – индексирование коммерческих векселей, страхование валютных рисков и кредитов и др.

Пенсионные фонды – это НФКО, которые материально обеспечивают своих клиентов после выхода на пенсию за счет привлечения взносов работающих граждан и работодателей с целью последующего их вложения в корпоративные и другие виды ценных бумаг.

Поскольку требования о выплате предъявляются клиентами не сразу, а только после выхода на пенсию, пенсионные фонды имеют достаточно устойчивые ресурсы для проведения активных операций. Они возникают как дополнение к системе государственных пенсионных фондов.

Кредитные союзы – это кредитно-финансовые организации, создаваемые на правах кооперативов группами людей или мелких кредитных учреждений, предприятий и организаций.

Основными операциями кредитных союзов являются:

- привлечение депозитов (вкладов);

- выпуск займов;

- предоставление ссуд;

- торгово-посреднические и комиссионные операции;

- консультационная деятельность;

- учет векселей и др.

Кредитные союзы могут быть образованы в форме:

- касс взаимопомощи;

- кредитных товарищества;

- обществ взаимного кредитования;

- строительных кооперативы.

Рассмотрим их более подробно.

Кассы взаимопомощи могут быть образованы определенной группой людей (членами профсоюза, работниками какой-либо фирмы), формирующих свой капитал по профессиональному либо территориальному признаку за счет периодических взносов их членов, в целях предоставления краткосрочного потребительского кредита.

Кредитные товарищества (союзы) могут создаваться в двух основных формах:

а) как объединения ряда самостоятельных кредитных организаций;

б) в форме объединения разных участников.

В первом случае капитал формируется за счет внесения паев, периодических взносов, а также выпуска займов, предоставляемых, как самим участникам, так и иным лицам.

Во втором случае основной целью образования кредитного товарищества является кредитно-расчетное обслуживание исключительно своих участников – кооперативов, арендных предприятий, малого и среднего бизнеса, физических лиц.

Их капитал формируется, главным образом, из паевых, вступительных и обязательных взносов членов товарищества, которые при выбытии не возвращается.

Основными пассивными операциями являются привлечение вкладов и размещение займов.

Основные активные операции: ссудные, комиссионные, торгово-посреднические операции.

Так, например, в Беларуси примером кредитного товарищества является Республиканский микрофинансовый центр (РМЦ), который объединяет ресурсы действующих в республике микрофинансовых организаций и действует только в их интересах. Его миссия – способствовать развитию сильного и самоокупаемого сектора микрофинансирования в Республике Беларусь, с целью улучшения доступа малого бизнеса и малообеспеченных людей к финансовым ресурсам, создавать рабочие места и повышать уровень жизни людей с невысоким уровнем доходов.

В настоящее время РМЦ объединяет 7 кооперативов финансовой взаимопомощи (кредитные союзы), Международный фонд развития сельских территорий и одну лизинговую компанию (ООО «Финпрофит»). Кроме того, центром заключены договора о партнёрстве с Ассоциацией белорусских банков и Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимательства.

РМЦ работает по шести основным направлениям:

1) предоставление финансовых ресурсов белорусским МФО;

2) предоставление гарантий белорусским МФО;

3) развитие инфраструктур поддержки сектора – подготовка кадров, внедрение эффективных технологий, вовлечение все большего числа организаций в сферу микрофинансирования;

4) формирование национальных стандартов микрофинансирования;

5) совершенствование правовой среды с учетом интересов всех форм микрофинансирования;

6) информационный обмен для создания единого информационного пространства микрофинансирования в Республике Беларусь и включения его в международные системы микрофинансирования и микрокредитования.

Преимущества членства в РМЦ для микрофинансовых организаций:

1) доступ к заемным финансовым ресурсам:

а) через прямое кредитование;

б) через предоставление гарантий РМЦ банку для получения кредитов;

2) предоставление оборудования в микролизинг;

3) обучение сотрудников микрофинансовой организации современным технологиям микрофинансирования, управлению персоналом, маркетингу, мотивации;

4) доступ к информации Бюро кредитных историй РБ;

5) привлечение на платной основе специалистов микрофинансовой организации для реализации проектов на территории Республики Беларусь и за рубежом;

6) участие по льготным ставкам в международных конференциях и совещаниях, организованных микрофинансовыми центрами СНГ, Центральной и Восточной Европы.

Далее остановимся на одной из разновидностей кредитных товариществ - обществах сельскохозяйственного кредита (ОСК), учредителями которых могут быть отделения Центрального, коммерческих и специализированных банков, правительственные структуры, физические и юридические лица.

Основное направление деятельности – содействие и кредитно-расчетное обслуживание сельского хозяйства, кредитование затрат на покупку инвентаря, скота, семян, удобрений, мелиоративных и иных работ и т. д.

Клиентами ОСК выступают крестьянские хозяйства, фермеры, а также сельскохозяйственные предприятия.

Основные операции ОСК:

а) краткосрочные и среднесрочные ссуды и прием вкладов;

б) посредническая деятельность.

Особенности в организации деятельности ОСК заключается в существенных налоговых льготах: ОСК освобождаются от уплаты налога на прибыль, а их пайщики наделяются правом получения налоговых скидок либо отсрочки при уплате налогов.

Еще одной формой кредитных союзов являются общества (организации) взаимного кредита (ОВК) – кредитные организации, обслуживающие мелкий и средний бизнес. Их участниками могут быть любые юридические и физические лица (за исключением государственных органов).

Целью деятельности общества является кредитование своих участников за счет собственных средств и средств этих участников, размещаемых во вклады в обществе взаимного кредита.

Другие виды деятельности, кроме ссудных и депозитных операций для своих членов, общества обычно не ведут.

Процедура приема в члены ОВК имеет свои особенности, в частности приемный комитет (комиссия):

а) оценивает кредитоспособность вступающего;

б) анализирует предоставляемые вступающим гарантии или поручительства;

в) получает и оценивает закладываемое в качестве обеспечения имущество;

г) определяет максимально допустимый размер открываемого ему кредита.

При вступлении каждый из членов ОВК:

а) вносит определенный взнос (например, 10-30% открытого ему кредита в качестве оплаты своего паевого взноса);

б) обязуется нести ответственность по своим личным долгам обществу, а также по операциям ОВК в размере, равном сумме открытого ему кредита.

По решению ОВК отдельным его членам размер членского взноса может быть увеличен без изменения суммы открытого ему кредита. При выбытии из ОВК его участник погашает:

а) сумму основного долга (с уплатой причитающихся обществу кредитов);

б) приходящуюся на участника часть убытков общества, если таковые имеются.

После этого выбывающему возвращаются его вступительный взнос и заложенное имущество.

И, наконец, кредитные строительные кооперативы – формируют капитал из сберегательных вкладов своих членов, которым затем выдают ипотечный кредит.

 

 

Дилинговые предприятия (фирмы) – специализированные кредитно-финансовые организации, осуществляющие операции по покупке-продаже наличной иностранной валюты у физических лиц-резидентов (нерезидентов).

Дилинговую деятельность по обменным операциям с наличной иностранной валютой вправе осуществлять только те предприятия, которые имеют разрешение (лицензию) Национального банка Республики Беларусь.

В Беларуси перспективы развития дилинговых компаний (центров) связывают с их деятельностью на валютном рынке Forex Ведущим дилинговым центром у нас в стране является компания «Форекс-клуб», которая выступает в роли Интернет брокера и предоставляет сегодня гражданам Беларуси возможность приобщиться к мировому валютному рынку Форекс.

Услуги Интернет брокеров на рынке Форекс сегодня особенно востребованы, так как их деятельность для клиента связана с небольшой долей риска. Они действуют по принципу маржинальной торговли[2], который не позволяет клиенту дилинговой компании потерять больше средств, чем имеется на его счете и "залезть в карман" Интернет брокеру.

Поскольку сделки на Форекс совершаются на межбанковском уровне, то у каждой дилинговой компании имеются мультивалютные счета в обслуживающем банке. Этот банк предоставляет котировки дилинговой компании, а та, в свою очередь, предоставляет котировки своим клиентам, которые, как правило, отличаются от межбанковских.

В роли клиентов дилинговых компаний чаще всего выступают Интернет трейдеры, которые получают котировки с несколько увеличенным размером спрэда. Это позволяет дилинговой компании зарабатывать на разнице в спрэде, так как на межбанковском уровне сделки совершаются по более выгодным для них котировкам.

Приведем пример. Предположим, банк выставляет дилинговому центру котировку USD/JPY 104.75/104.77 с размером спрэда в 2 пункта. Дилинговый центр увеличивает размер спрэда до 4 пунктов и предоставляет своим клиентам котировку USD/JPY 104.74/104.78.

Предположим, Интернет трейдер открывает короткую позицию (продает доллары США) одним лотом, размер которого равен 100 000 долларов. Интернет трейдер продает доллары по цене 104.74 Йены за доллар, а на самом деле, на межбанковском уровне сделка совершается по цене 104.75 Йены за доллар.

Получаем разницу в 100 000 * (107.75 - 104.74) = 1 000 японских Йен, что в пересчете на доллары по межбанковскому курсу составляет примерно 1 000 / 104.77 = 9.54 доллара. Эта сумма – стабильный доход дилинговой компании, который не связан ни с каким риском.

Следует заметить, что это лишь доход от открытия клиентом позиции. Еще столько же дилинговая компания зарабатывает на закрытии позиции. Получается порядка 19 долларов дохода от сделки. Если клиентов у дилинговой компании тысячи, и в день они совершают десятки сделок, то ежедневный доход дилинговой компании может составлять сотни тысяч долларов.

Но спрэд может быть не единственным источником дохода Интернет брокеров. Некоторыми дилинговыми компаниями может взиматься комиссия за сделку, или даже отдельные комиссии за открытие и закрытие позиции. Такая комиссия аналогична доходам от спрэда.

В нашем примере дилинговая компания может предоставлять клиентам межбанковскую котировку USD/JPY 104.75/104.77 напрямую (не увеличивая спрэд), но брать 19 долларов США с клиента за каждую сделку. Получается та же самая прибыль.

На деле некоторые Интернет брокеры могут и брать комиссию и увеличивать межбанковский спрэд. Проверить увеличивает ли дилинговая компания межбанковский спрэд или нет достаточно сложно, так как котировки постоянно меняются, а межбанковский спрэд неизвестен Интернет трейдеру.

Рассмотренный выше способ получения дохода дилинговой компании имеет место, если Интернет трейдер в своей работе на Форекс использует стандартные размеры лотов. Если же используются мини или микро лоты, то ситуация обстоит несколько иначе. Дилинговая компания, в данном случае, не может совершить сделку на такую маленькую сумму через банк на межбанковском уровне. Размер одного мини лота эквивалентен 10 000 долларов, а одного микро лота – 1 000 долларов. Минимальный же размер сделки на межбанковском уровне – 100 000 долларов. Каким же образом совершатся сделки в этом случае?

Здесь действует простая статистика – до 95% начинающих Интернет трейдеров теряют свои деньги при работе на Форекс. Как правило, это происходит потому, что большинство людей, начиная работать на Форекс, ищут легких денег. Они не изучают основательно теорию валютного рынка, инструменты его анализа, влияние выхода экономических показателей на курсы валют. Для таких людей работа на Форекс превращается в игру в рулетку. Так как на мини и микро лотах работают, как правило, только начинающие трейдеры и дилетанты, то дилинговая компания сделки по таким лотам на межбанковском уровне не заключает.

Если Интернет трейдер закрывает позицию по мини или микро лоту с убытками, то такие убытки дилинговая компания получает в качестве прибыли. Если же Интернет трейдер закрывает позицию по мини или микро лоту с прибылью, то эту прибыль выплачивает дилинговая компания.

Так как 95% начинающих трейдеров рано или поздно теряют свои деньги, оставшимся 5%, чтобы разорить дилинговую компанию, необходимо сделать прибыль большую, чем убытки тех самых 95% охотников за удачей. Если предположить, что начальный размер счета каждого трейдера одинаков, то эта прибыль должна увеличиться в 19 раз, вероятность чего ничтожно мала.

Более того, если Интернет трейдер ведет очень успешную работу на мини лотах, то вскоре он переходит на стандартные лоты, где дилинговая компания уже не выплачивает ему доход из "своего кармана", а совершает операции через банк на межбанковском уровне.

Рассмотренный выше альтернативный способ заработка не афишируется дилинговыми компаниями. Большинство из них утверждает, что все сделки совершаются на межбанковском уровне, не зависимо от размера лотов. Но здравый смысл и логические рассуждения приводят к обратному. Возможно, что правда где-то посередине.

Дополнительным источником дохода для дилинговой компании может стать банковский интерес (interest) или сумма, выплачиваемая на разнице в процентных ставках стран мира. В маржинальной торговле банковский интерес рассчитывается ежедневно: всегда зарабатывается на валюте, которая покупается и всегда выплачивается по валюте, за которую покупают.

Вид торговли на Форекс, который предполагает заработок на разнице в процентных ставках называется carry trading.

Не все Интернет брокеры выплачивают банковский интерес – есть такие, которые только зарабатывают на процентной ставке, но никогда по ней не выплачивают. У некоторых Интернет брокеров текущие процентные ставки могут отличаться от установленных Центральными банками соответствующих стран мира, а также могут меняться с течением времени. Поэтому, прежде чем завести реальный счет у дилинговой компании клиенту следует проконсультироваться с Интернет брокером по поводу выплаты банковского интереса по процентным ставкам.

При этом следует иметь в виду, что банковский интерес может быть как составляющей прибыли клиента, так и составляющей его расходов. В последнем случае клиенту необходимо закрыть позицию так, чтобы не только перекрыть спрэд, но и перекрыть расходы по банковскому интересу.

Если позиция открывается и закрывается в один день, т.е. используется стратегия дневных торгов (day trading), то банковский интерес по ней не рассчитывается.

В выходные и праздничные дни активных торгов на Форекс не ведется. Поэтому банковский интерес может рассчитываться неравномерно в течении недели. То есть, на выходных он не рассчитывается, а соответствующая недельная доля банковского интереса распределяется на будние дни. Учитывая, что в неделе 7 дней, мы можем иметь ситуацию, когда на понедельник, вторник, четверг и пятницу приходится по 1/7 части недельного банковского интереса, а на среду приходится 3/7. Как правило, Интернет брокеры публикуют таблицу, в которой указывают распределение банковского интереса по дням недели.

Следует отметить, что доходы от банковского интереса, как правило, незначительны, и, чтобы их получить, открытая позиция не должна закрываться на протяжении длительного времени. Интернет брокеру гораздо более выгодно, если позиции открываются и закрываются Интернет трейдерами как можно чаще. Ведь каждая совершенная сделка приносит Интернет брокеру доход в виде комиссии или за счет спрэда. Доходы от банковского интереса по сравнению с доходами от комиссий и спрэда ничтожно малы. Кроме того, как уже отмечалось выше, дилинговые компании могут не только зарабатывать на банковском интересе, но и выплачивать его.

Таким образом, дилинговые компании имеют стабильный доход, а их вид деятельности можно назвать успешным бизнесом. Они получают доход от спрэда, комиссий, банковского интереса, неудачных сделок своих мелких клиентов, работающим с мини и микро лотами.


[1] При этом подразумевается, что компания впервые выводит свои акции на биржу, предлагая их неограниченному кругу лиц.

[2] Маржинальная торговля предполагает использование заемного капитала – трейдер занимает денежные средства на совершение операций на Форекс у своего Интернет брокера.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Маршруты и связность | История развития графической системной среды
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.504 сек.