КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственный долг. Государственный долг – общий объем непогашенных обязательств правительства
Государственный долг – общий объем непогашенных обязательств правительства. Конверсия долга означает выпуск ценных бумаг (долговых обязательств) вместо ранее выпущенных в целях отсрочки долговых обязательств. Отрицательное воздействие на состояние федерального бюджета России оказала резкая перестройка валютной политики в 1990-х гг. Переход от валютной монополии к рыночным принципам валютного регулирования произошел декларативно, без создания соответствующих институтов. В результате началась и продолжается до настоящего времени массовая утечка и невозврат валютной выручки. Между тем в мировой практике показателю внешнего долга уделяется особое внимание. Существование внешнего долга означает (при погашении этого долга) передачу части созданного национального продукта за рубеж. Поэтому важно проследить динамику внешнего долга, оценить степень устойчивости национальной валюты. Для этого необходимо использовать систему показателей (параметров) государственного долга, которая позволит сравнить внешний долг России с аналогичными показателями других стран. Основными параметрами государственного долга принято считать: общую сумму внешнего долга; удельный вес отдельных стран в системе мирового долга; отношение внешнего долга к ВВП; величину внешнего долга надушу населения; отношение внешнего долга к экспорту. Государственный внутренний долг России составил на 1 января 2003 г. 21,4 млрд. руб., а внешний долг – 122,5 млрд. долл. Весь государственный долг составил 36% ВВП. Это умеренный объем государственного долга. Дефицит государственного бюджета оказывает отрицательное влияние на национальную экономику, поскольку на руках у населения накапливается избыток наличных средств, увеличивается спрос на товары отечественного и импортного производства, что в свою очередь приводит к росту цен и инфляции. Бюджетный дефицит имеет оправданный характер, если он обусловлен стремлением государства обеспечить структурные сдвиги национальной экономики, требующие крупных сумм денежных средств для осуществления инвестиций. Бюджетный дефицит в допустимых границах в большинстве развитых стран не рассматривается как отрицательный финансовый показатель. В долг живут многие развитые государства. Например, в США дефицит бюджета в 2003 г. составил 2,8% к уровню ВВП. В Российской Федерации, начиная с 2000г., наблюдается тенденция сбалансированности бюджета. Именно в 2000г. появился первичный профицит (без учета государственного долга) федерального бюджета. Источником профицита является резкий скачок мировых цен на нефть. Профицит колеблется в пределах 1,5%. Государственный долг, рост его нагрузки на экономику, в значительной мере определяет макроэкономическую стабильность в стране. Меры по реструктуризации и погашению государственного долга, снижению государственных внешних заимствований позволяют сократить долговую нагрузку на экономику. В составе расходов федерального бюджета в 2004 г. расходы, направляемые на обслуживание государственного долга, составили 287,6 млрд. руб. (1,9% ВВП). Финансирование государственного долга осуществляется посредством денежно-кредитной эмиссии и государственных займов. Наиболее сильным средством является выпуск государственных ценных бумаг. Однако чрезмерная доходность, получаемая от продаж ценных бумаг, может привести государство к банкротству по его обязательствам либо к сокращению будущих расходов. Рост государственных заимствований в 1995-1996 гг. сопровождался в российской экономике сокращением производственных инвестиций, вымыванием частного капитала из реального сектора, поскольку реальная процентная ставка по государственным ценным бумагам колебалась от 80 до 120%. В то время как в мировой практике она составляет 8-10%. В целях стабилизации экономики наиболее приемлемым методом финансирования государственного долга является денежная эмиссия, использование которой находится под строгим контролем правительства, гарантирующего эффективное использование эмитируемых денег. Монетизация бюджетного дефицита означает увеличение доходов государства от печатания денег. Темпы роста денежной массы превышают темпы роста реального ВВП, в результате средний уровень цен повышается. Это означает уплату всеми субъектами рынка инфляционного налога, т.е. часть доходов населения перераспределяется в пользу государства через возросшие цены. Эмиссионный способ финансирования бюджетного дефицита применялся в России в период становления рыночных отношений (1991-1992 гг.). В последние годы бюджетная стратегия Правительства РФ направлена на обеспечение сбалансированного бюджета. При этом достигнут достаточно высокий уровень первичного профицита (превышением доходов над расходами) федерального бюджета. Современное мировое хозяйство имеет ярко выраженный характер долговой экономики. Это объясняется более благоприятными внутриполитическими последствиями долговой политики по сравнению с практикой повышения налогов или дополнительной эмиссией денег. В то же время любой внутренний или внешний долг является тяжким бременем для экономики. В соответствии с Маастрихтским критерием долговая нагрузка для стран зоны евро не должна превышать 60% ВВП. Размер государственного долга становится непосильным бременем для бюджетной системы, если процентные выплаты по долгу настолько велики, что становятся причиной дефицита госбюджета. Особой формой использования финансовых ресурсов, привлекаемых для финансирования государственных расходов помимо бюджета, являются внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды представлены: · пенсионным фондом; · фондом социального страхования; · государственным фондом занятости населения; · федеральным фондом обязательного медицинского страхования. Средства, аккумулированные в этих фондах, предназначены для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение и охрану здоровья. Порядок формирования и функционирования внебюджетных фондов устанавливает государство. Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных платежей, установленных законодательством РФ, добровольных взносов физических и юридических лиц. Расходование средств государственных фондов осуществляется исключительно в соответствии с целевым назначением фондов.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |