Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системы защиты информации в Швеции


Правительство Швеции придает большое значение проблемам предотвращения угроз применения средств ведения информационной войны (СВИВ) против национальной инфраструктуры.

Для определения роли и места информационного оружия среди средств воздействия на противника или достижения внешнеполитиче­ских и иных целей специалистами Вооруженных сил Швеции проведен анализ его сущности и возможных стратегий применения.

Под наступательными и оборонительными СВИВ шведские экс­перты понимают совокупность средств электронной борьбы, осущест­вления психологических операций, обеспечения безопасности компь­ютерных сетей, а также операций по физическому уничтожению обо­рудования, работающего на базе электронных устройств. Целью ис­пользования данного оружия является нарушение функционирования или полное разрушение системы государственного управления и кон­троля противника при одновременной защите собственных структур.

Осознавая необходимость разработки в будущем наступательных СВИВ, Министерство обороны Швеции планирует в ближайшие годы отдать приоритет созданию средств защиты от подобного оружия.

По оценкам шведских военных специалистов, для адекватной за­щиты страны в ходе ИВ, а также для осуществления в будущем акций с применением собственных наступательных СВИВ необходимо, пре­жде всего создать эффективную систему государственного управления и контроля.

В основные задачи разрабатываемой системы контроля и управле­ния входят:

  • защита собственных систем наблюдения, ориентации, принятие
    решений;
  • поддержка действий войск в соответствии с планами;
  • реальная оценка ущерба в ходе войны;
  • отражение атак СВИВ противника.


При ее создании предусматривается необходимость выполнения ряда условий функционирования, главными из которых являются:

  • свобода доступа пользователей всех уровней к любой информации;
  • способность выполнения стоящих задач на всех стадиях развития
    конфликта;
  • простота в освоении и легкость в использовании персоналом;
  • автономность;
  • способность к дальнейшему развитию и выполнению новых функций.


Специалисты Министерства обороны Швеции допускают возможность применения ряда наступательных СВИВ, не представляющих угрозы человеческой жизни, при проведении миротворческих операций под руководством ООН. Под таким оружием понимаются компьютерные вирусы, генера­торы мощного электромагнитного импульса и некоторые другие сред­ства. При этом эксперты, отмечая вероятность использования данного оружия против Швеции, заявляют о необходимости обязательного тес­тирования новых и уже существующих национальных систем воору­жений, военной техники на уязвимость при воздействии на них СВИВ.

Согласно оценкам шведских военных аналитиков, информацион­ное оружие станет основным средством ведения войны в XXII столетии, учитывая усиливающуюся зависимость развитых государств от систем связи и информации. При этом использование СВИВ против стран с низким уровнем развития информационной инфраструктуры будет малоэффективно. В свою очередь, применение данными страна­ми наступательных СВИВ даст им ощутимые преимущества.


Военная разведка (MUST)

Разведывательная служба безопасности MUST с 1994 года подчинена непосредственно верховному главнокомандующему Вооруженных сил Швеции. Структурно MUST делится на шесть подразделений:

  • Отдел управления
  • Отдел анализа и обработки информации
  • Отдел оперативной деятельности
  • Отдел сбора информации о вооруженных силах других стран
  • Отдел разведки и безопасности
  • Отдел сбора информации специальными средствами


На разведку и контрразведку в Швеции работают несколько крупных аналитических центров. Военные атташе при посольствах Швеции подчинены MUST [17].


Р адиоуправление национальной обороны (FRA)

Это гражданское ведомство, подчиняющееся Министерству обороны, занимается радиоразведкой. Состоит из семи управлений:

  • сбора данных,
  • обработки,
  • формирования отчетов,
  • системы электронной разведки,
  • системного развития,
  • системного сопровождения
  • административного.


В распоряжении FRA есть несколько центров радиоперехвата на территории Швеции, корабль "Орион" и два самолета-шпиона "Гольфстрим IV".


Функции контрразведки выполняет Шведская секретная полиция SAPO котораязанимается обеспечением на территории страны безопасности конфиденциальной информации от её незаконного получения агентами иностранных разведок.

Конкурентная разведка

В Швеции конкурентная разведка частных компаний рассматривается как средство обеспечения государственной безопасности. Именно поэтому Швеция — единственная в мире страна, где выдается диплом о высшем образовании по специальности «конкурентная разведка». Такие курсы читаются во многих странах мира, есть колледжи, где обучают этой специальности. Но бизнес-школа при Лундском университете (пригород Стокгольма) — единственный колледж в мире, где присваивают степени мастера и доктора по этой специальности.

Более чем вековой нейтралитет Швеции накладывает свой отпечаток на особенности частной конкурентной разведки и связи ее с государственными структурами. Экономика Швеции — одна из самых открытых в мире.

Экспорт из Швеции на девять десятых осуществляется двенадцатью огромными компаниями: Volvo, Saab, Elektrolux, Ericsson, ABB, Gambro, Nobel Industries, Astra, Scandia Group, SCA, Nokia и Televerker. Эти компании только 20% своей продукции направляют на экспорт. У всех есть производственные филиалы или дочерние компании за пределами своей страны. Крупные компании Швеции обязаны обмениваться информацией ради успешного развития национальной экономики.

Посольства Швеции по всему миру регулярно составляют отчеты об экономическом и политическом положении в странах, где они аккредитованы, в такой форме, чтобы они могли быть использованы шведскими компаниями в своей текущей деятельности и для принятия стратегических решений.

Тесные контакты частных компаний и правительства в сфере конкурентной разведки не ограничиваются работой посольств. Еще в

70-е годы шведские банки сформировали компанию Upplsnigs Centralen для исследований по конкурентной разведке. Она ведет общие для шведских банков базы данных, в которые идет информация из-за рубежа. На нее работают тысячи платных агентов по всему миру, поставляющие ей информацию разной ценности.

Шведское правительство поддерживает деятельность этой организации постоянными заказами. Полученными за них средствами она и расплачивается со своей агентурой.

Полностью государственная организация — Шведское национальное бюро технического развития — собирает и передает промышленным компаниям в основном общедоступную информацию о технических новинках и важных экономических событиях.

Объединение Европы привело к тому, что конкурентная разведка Швеции перешла от сбора и анализа политической информации к работе с экономической (в том числе и закрытой) информацией.

Крупные шведские компании-экспортеры сами имеют хорошо развитые разведывательные службы, по-разному входящие в организационные структуры. В Elektrolux и Scandia Group департаменты конкурентной разведки подчиняются руководителям компании. Компании Ericsson и Nobel Industries имеют отделы конкурентной разведки в отраслевых департаментах. Компании Volvo и Astra включили группы конкурентной разведки в отделы планирования и маркетинга.

В отличие от фирм США, Японии и многих других стран, шведские компании не стыдятся сообщать об успехах их служб конкурентной разведки. Так, Scandia Group сообщила, что ее службы заблаговременно узнали о финансовых затруднениях, которые испытывает ее партнер — страховая компания Njord Insurance. Всем дочерним фирмам и филиалам корпорации секретным предписанием было приказано сворачивать дела с этим страховщиком [16].


Подготовка персонала

В Швеции осуществляется программа специальной подготовки управленческого аппарата и персонала служб безопасности компаний для принятия профессиональных мер по борьбе с потенциальной угрозой иностранных разведок и криминальных структур. Сотрудников фирм, в первую очередь работающих за рубежом, обучают методам реагирования на контакты со стороны лиц, заинтересованных в секретной экономической и научно-технической информации.

Контрразведывательная служба Швеции (СЕПО) периодически организовывает курсы для сотрудников Таможенной службы и персонала транспортно-экспедиторских отделов частных компаний по вопросам противодействия иностранным разведкам. На занятиях слушателей:

  • знакомят с методами иностранных спецслужб по изучению и привлечению к сотрудничеству местных граждан;
  • инструктируют о необходимости информировать СЕПО, обо всех контактах местных фирм с иностранными представителями;
  • раскрывают возможности поддержания дальнейшего контакта с иностранцем, но уже под контролем контрразведывательных органов.


В Швеции контрразведывательную работу в отношении совместных со Швецией иностранных обществ и защиту государственных промышленных и коммерческих секретов осуществляет шведская полиция безопасности, которая стремится тесно взаимодействовать в этом вопросе с частными промышленными службами безопасности.


Особенности работы промышленных служб безопасности

В связи с относительной открытостью шведских фирм контактам с иностранными партнёрами особую актуальность приобретает обеспечение безопасности коммерческой тайны на предприятиях, которые вынуждены строить собственные системы защиты информации.

Местные правоохранительные органы весьма активно действуют через влиятельные национальные союзы предпринимателей, а также самостоятельно в крупных фирмах. Уполномоченные сотрудники спецслужб на предприятиях совместно с кадровым аппаратом и службой промышленной безопасности обязаны:

  • проводить квалифицированную спецпроверку лиц, допускаемых к работе с секретными документами и материалами;
  • создавать агентурно-осведомительную сеть;
  • распространять среди персонала служб промышленной безопасности опыт контрразведывательного обеспечения закрепленных за ними объектов


В Швеции частными службами безопасности введен строгий контроль за технической и коммерческой документацией, передаваемой местными фирмами иностранным специалистам, которых разрешено знакомить лишь с материалами, имеющими особую отметку. Сотрудникам ряда шведских фирм вменено в обязанность под угрозой увольнения после любых контактов с иностранными гражданами представлять в администрацию письменные отчеты о характере состоявшихся бесед.

Выявлена тенденция к расширению функций государственных и ведомственных спецслужб по обеспечению безопасности коммерческой деятельности за рубежом частнопредпринимательских организаций и содействию в формировании в них собственных групп и служб безопасности.
В одной из инструкций СЕПО об агентурно-оперативной работе и контактах со служащими шведских фирм за границей органам контрразведки прямо предписывается устанавливать агентурные отношения с представителями «восточных» отделов, регулярно выезжающими в Россию, страны СНГ и Прибалтику. Выполнение отдельных оперативных заданий поручается без разглашения существа всей операции сотрудникам служб промышленной безопасности крупных фирм.
С целью проведения общепрофилактических мероприятий в частном секторе сотрудниками СЕПО подготовлен в начале 90-х годов и настойчиво распространялся в среде деловых кругов страны меморандум на тему: «Промышленный шпионаж – угроза национальной безопасности Швеции», в котором приводились факты о добывании в Швеции некоторыми иностранными спецорганами промышленных и экономических секретов.
Во многих шведских фирмах, предприятиях, учреждениях, выполняющих государственные заказы, официально введены должности офицеров безопасности. Повышенное внимание уделяется упорядочению контактов государственных служащих и сотрудников частнопредпринимательских структур, связанных с секретными работами, иностранными представителями:

  • введены дополнительные ограничения в передвижении, в том числе при выездах за рубеж;
  • усилены режимные меры в работе с документами;
  • разработаны и внедрены новые правила и инструкции поддержания контактов и отчетности о них.

·
Роль общественных организаций и союзов предпринимателей в предупреждении утечки из страны научно-технических секретов. Значительное место в воспитательно-профилактической работе, направленной на предупреждение несанкционированного разглашения важных для экономики страны научно-технических сведений, занимают некоторые шведские организации предпринимателей. Так, специалистами Союза шведских промышленников в начале 90-х годов подготовлены рекомендации по защите национальных научно-технических секретов и обеспечению безопасности шведских предприятий в связи с резким расширением их деловых контактов со странами Восточной Европы. В качестве наиболее характерных методов работы иностранных государственных спецслужб и частных разведывательно-информационных органов шведские эксперты называют следующие:

  • внедрение в исследовательские отделы шведских фирм через многочисленные совместные предприятия;
  • получение информации методами выведывания, опроса, интервьюирования, анкетирования, собеседования, наблюдения;
  • проведение прямых вербовочных бесед с предложением о сотрудничестве на материальной основе.


В рекомендациях союза, подготовленных совместно со шведской контрразведкой и некоторыми военными контрразведывательными органами НАТО, отмечалось, что «разведывательная деятельность в сфере науки, техники и экономики осуществляется странами Восточной Европы в «децентрализованном варианте», но, тем не менее, достаточно смело и агрессивно» [6].
Это, по мнению шведских экспертов, объясняется, во-первых, потребностью данных стран в создании достаточно конкурентных производств, что весьма затруднительно без регулярного доступа к новинкам западной техники и технологии, во-вторых, массовым переходом кадровых офицеров разведки и контрразведки в частнопредпринимательский сектор. В результате активизировались вербовочные подходы к шведским коммерсантам с явно разведывательными целями со стороны бизнесменов из стран Восточной Европы.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Состояние проблемы информационной безопасности в странах Евросоюза | Организационная структура спецслужб Китая
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.