Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюция социокультурных ситуаций




Внутренняя эволюция литературы 20-50-х годов

Можно выделить несколько этапов развития литературы этого периода.

1. Литература до конца 20-х годов. 1917- конец 20-х.

2. 1930- годы до войны.

3. Литература периода ВОВ.

4. Литература послевоенного десятилетия.

Меняется социо-культурная ситуация, родожанровая система, проблематика, стилевые процессы и поэтика. Есть и общее. Серебряный век – ведущая поэзия. В центре литературы – человек. А 20-50-е годы – преобладает эпос. В центр выдвигаются коллективные ценности. Человек – ничто. Время монументальных текстов. 30-е годы – самые массовые эпопеи.

Война – ведущий род литературы – песня, лирика. Послевоенное десятилетие – большие романы.

Литература 20-х годов.

20- годы – это эпоха наиболее свободного развития литературы. Время эстетического и мировоззренческого плюрализма. Знак развития – наличие литературных группировок.

Литературные группировки:

У художников появляется потребность создавать новые духовные институты, создавать новую культурную жизнь, они ее активные участники. Наличие этих группировок – это факт естественного саморазвития литературы. Их было более 80. Лит. Группировки – способ поиска единомышленников и самоопределения, возможность публиковаться, существовать. Ничего общего не имеют с мощными течениями серебряного века. Они возникали часто, как «поэтические джунгли». Участники мигрировали, но были писатели, которые ни к кому не принадлежали. Литературные группировки – были вектором развития литературы.

Группировки так или иначе высказывали свое отношение к власти. Проблема отношения к культуре прошлого. Эстетические принципы создавали все.

1. «Серапионовы братья» 1921. Восходит к названию произведения Гофмана. Главные: Лунц и Замятин, Шкловский. Каверин, Федин, Вс. Иванов, Зощенко, Тихонов. Ориентировались на принципы западного искусства, на принципы формальной школы. Лояльно относились к власти, не пытались занять никакого особого места. Во главу ставили всю культуру в целостном ее изучении, развивали модернистские принципы искусства. Формалисты, модернисты.

2. «Леф» 1923. Имела очень большое значение. Теоретики – Брик, Асеев. Маяковский, Крученых. «Искусство коммуны», «Леф», «Новый Леф» - журналы. Футуризм, который пытается занять ведущее место в искусстве. Левый фронт искусства. Принимали власть, считали себя главными адептами. Искусство – как часть коммунистического мировоззрения. Принимали идею искусства социального заказа.

3. «Перевал» 1924. Теоретик – Воронский. Пильняк, Бабель, Катаев, Форш. «Красная новь» - журнал, Горбов, Лежнев – утверждали реализм в искусстве, к власти относились позитивно, но отстаивали значение классического искусства. Они обращались к Фрейду, к Бергсону, изучали западную философию.

4. «РАПП» 1925 – Российская ассоциация пролетарских писателей. С 1917 годов – появляется группа Пролеткульт, после нее – группа Напостовцы (КГБ в литературе), затем – РАПП. Возглавляли – Фадеев, Серафимович. Бедный, Островский; Авербах, Ермилов, Лелевич, Волин, Фриче, Переверзеев. Эстетика социального реализма. Метод – это выражение мировоззрения в художественной практике. Произведение имеет ценность, если в нем прослеживается современное мировоззрение. РАППовцы начинают травлю других писателей. Процесс над Пильняком, Замятиным, травля Булгакова.

В литературном процессе сформировались два типа эстетики:

1. Жизнепреображение (соцреализм – жизнь, кокою она должна быть в свете коммунистического мировоззрения). РАПП, Серапионовы братья, Леф.

2. Жизнепознание (реализм). Перевал

Имажинизм – авангардное течение.

Обэриуты – объединение реального искусства.

В 1925 году вышло постановление партии, где все художники были разделены на 3 группы: пролетарские, буржуазные и попутчики. Это означало, что поддерживались пролетарские писатели и притеснялись буржуазные писатели, готовность оказать помощь попутчикам.

В 1932 году меняется ситуация и выходит постановление о роспуске всех литературных группировок. Многие были этому рады, потому как они освобождались от РАППа, но вместе с тем это означало подготовку к 1934 году. Это время первого съезда советских писателей. Подготовка к полному подчинению литературы власти. Он длился несколько дней. Съезд означал образование советской литературы. Оформление нормативной культуры.

В 20-е годы относительно свободно печатались произведения, можно было свободно ездить заграницу.

К концу 20-х годов ситуация меняется, закрывается формальная школа. В 30-е годы, после съезда партии происходят две дискуссии. Дискуссия о стиле и об условности. В литературе запрещаются любые формы условности. Язык должен прост и понятен. Литература становится общедоступной, массовой.

30-е годы – это время, когда формируется советская литература, это время, когда искусство впервые противостоит этой системе. Литература официальная и неофициальная. Эта ситуация изымается и уходит во время ВОВ.

Социокультурная ситуация военных лет резко меняется. Художники оказываются в ситуации, когда они защищают нацию, как этнос. Литература выражает интересы нации как этноса. Мы должны выжить. Литература становится единой. Ахматова в своих циклах, и Пастернак в стихах о войне – литература, которая по мысли совпадает с советской.

Послевоенное десятилетие. Это время начала разочарования в социализме. Это рецидивы утопизма. «Самое позорное десятилетие 20 века». Война дала ощутить чувство свободы, самостоятельности решений, а в послевоенное десятилетие все возвращается вспять. Травля Ахматовой, Зощенко. Художники ведут себя по-разному. Основной выбор – подчинение нормативам. Второй путь – молчание. Третий путь – путь бунта, протеста.

Потом начинается оттепель, но это послабление было незначительным. Но продолжается травля. И тогда появляется андеграунд.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.