Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новокрестьянская поэзия




Эстетические картины мира в литературе 20-х 50-х годов

1. Социальный реализм

2. Литература онтологического проектирования

3. Неокрестьянская поэзия

4. Модернистские течения: литература трагедийного ощущения.

5. Реалистическая эстетика

Это образы мира в картине реальности. Они отличаются философскими основами, концепцией человека, проблематикой, поэтикой.

Ведущее место в литературном процессе 20-х годов занимают течения, которые совпадают с ключевыми идеями эпохи. Поэтому на первом месте – это социалистический реализм. Марксизм – философская база, в системе представления есть только единая реальность, эмпирическая. Человек - социальная личность, которая реализуется в творческом деянии. Мир преобразуем и человек способен его изменить. Человек – классовый, идеологический герой.

К этой литературе примыкает литература онтологического проектирования. Эта картина мира в каких-то моментах может пересекаться с оптимистической идеей веры в возможность изменения мира. В отличие от первой картины мира – основа – русская религиозная философия, космическая. Эта картина мира выражена в творчестве прежде всего Андрея Платонова. Леонид Леонов, Николай Заболоцкий, Михаил Пришвин. Они как бы оспаривают то, о чем говорит социальный реализм. Герой – совсем иной, онтологическая личность – в центре, которая понимает человека, как существо природное, которое решает задачи онтологические – сохранение бытия как такового. Проблемы природы и цивилизации. Что выше? Природа.

Это художники, которые занимают особое место, потому что они опираются на славянскую мифологию. Сергей Есенин и все поэты, связанные с крестьянскими корнями. Николай Клюев, Сергей Клычков. Они утверждают ценности природного мира, а человека рассматривают как часть универсума. Они были вытеснены цивилизацией, но они выразили религиозное сознание и мировоззрение. Для них недопустима идея изменения природы, она совершенна. Мифологические представления о мире, старообрядческие ценности, природа несказанная, неизреченная. Человек – природная личность. Лирический жанр - песня.

В ситуации строительства нового мира особняком стоят художники, которые вышли из Серебряного века и которые развивали модернизм в своем творчестве. Художники. Которые были чужими, в новой исторической реальности. Ахматова, Пастернак, Цветаева, Булгаков. Они оказались в трагической ситуации. Рождение литературы экзистенциального, трагедийного мироощущения. Осознание обреченности, шаткости своего положения.

Философская основа – русская космическая философия. Они исходят из того, что мир двуедин, что мир создан божественно и что человек – продукт высшего разума, сознания. Вот эта метафизика будет ярко выражена в «Поэме Воздуха» Цветаевой. Есть что-то недоступное, высшее. Мы – есть чье-то творение. Живя в ситуации советского общества, они развивали иную концепцию человека – экзистенциальная личность – человек, который не социальный закон выполняет, а который сам полагает смыслы своей жизни. Он отметает ценности эпохи, живет по своим законам и принципам. Лирические героини Цветаевой и Ахматовой. Герой – человек культуры. Особое место занимает Булгаков – совмещение бытовых реалий с мистическими. В основе сознания Булгакова находится так же идеалистическая философия. У них будут подниматься другие проблемы: трагедия мыслящей личности в сталинскую эпоху, которая пренебрегает стадностью.

Все эти пять картин мира – это не реализм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 686; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.