КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Механизм, формы и средства правового воспитанияПонятие, содержание и цели правового воспитания Правовое воспитание и правовое обучение Воспитание граждан осуществляется в рамках единой системы. Если расчленить ее на отдельные составные части, можно выявить различные, относительно автономные виды воспитания: - политической, правовое, - нравственное, трудовое, эстетическое и т.д. Каждый из названных видов обладает рядом особенностей, вытекающих из различия используемых форм, средств, методов и принципов воспитательного процесса. И если общим для видов воспитания служит объект воспитания -ЛИЧНОСТЬ с ее единым сознанием и психикой, то особенностью каждого из указанных видов воспитания выступает соответствующий способ воспитания. Другим критерием разграничения разнообразных видов воспитания служит та или иная форма сознания, поскольку каждый в отдельности воспитательный процесс затрагивает не все сознание человека, а только определенную его форму. Так, нравственное воспитание связано с нравственной формой сознания, политическое - с политической формой сознания, эстетическое - с эстетической и т.д. Естественное, что правовое воспитание имеет свою специфическую форму сознания как правовое. Правовое воспитание - важный социальный канал, который дает возможность прививать гражданам правовые знания. Однако закрепление правовых знаний в правосознании индивидов довольно часто происходит не только - в процессе специально организованной сознательной воспитательной деятельности, - но и под воздействием различных объективных факторов социальной действительности. Поэтому следует различать правовое воспитание” и “ правовое формирование” личности. Правовое воспитание - это целенаправленный, организованный, управляемый и преднамеренный педагогический процесс воздействия на правосознание индивидов, социальных групп, осуществляемый с помощью системы специально созданных правовоспитательных форм и средств. Правовое формирование понятие более широкое и объемное, которое включает -помимо самого процесса правового воспитания -еще и процесс массовых, зачастую неуправляемых, неорганизованных, непреднамеренных воздействий на правосознание людей со стороны всей совокупности объективно существующих, проникающих во все сферы общественной жизни социальных факторов. Правовое воспитание выполняет две основные функции: - первая функция состоит в передаче воспитываемым (индивидам, общественным группам) определенной суммы правовых знаний, навыков и умений, - вторая функция состоит в формировании правовых идей, чувств, убеждений в правосознании воспитуемых субъектов. Исходя из указанных функций правового воспитания следует различать такие понятия как “сущность правового воспитания” и “содержание правового воспитания”. “Сущность правового воспитания” охватывает процесс выработки устойчивых правовых идей и принципов в правосознании воспитуемых. “ Содержание правового воспитания” это процесс целенаправленного и систематического воздействия (всего инструментального комплекса правовых средств, которым располагает общество) на индивидуальное (групповое) правосознание граждан. Итак, уяснив, что такое “правовое воспитание”, “правовое формирование” личности; “сущность” и “содержание” правового воспитания следует определить стретегическую задачу правового воспитания граждан России. Представляется, что правовое воспитание следует сосредоточить на формировании в правосознании граждан России следующей совокупности знаний и умений: -знание системы основных правовых предписаний, правильное понимание и уяснение их содержания и значения; - глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку; - умение самостоятельно применять правовые знания на практике, согласовывать повседневное поведение и личное отношение к реальной действительности, свою практическую деятельность с полученными правовыми знаниями; - привычку поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями; - прочный и устойчивый духовный правовой иммунитет (невосприимчивость) к совершению любых нарушений правовых норм. Подытоживая сказанное можно дать более развернуто понятие правового воспитания. Правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан всей совокупности многообразных правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой действительности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения. Имеется ли специфика процесса правового воспитания? Да имеется. Данная специфика зависит от качества самого права и его норм. Именно отсюда определяются главные особенности правовоспитательного процесса, который заключается в следующем: 1). Исходной базой правовоспитательного процесса, на основе которой он строится, выступает система общеобязательных правовых норм; 2). При его осуществлении до сведения воспитуемых доводятся, внедряются в правосознание установленные государством и связанные с их поведением правовые предписания, дозволения, запреты; 3). Он опирается на гарантированную возможность в необходимых случаях применить принудительную силу государства в виде юридической ответственности правонарушителей; 4). Его воздействием охватываются не только правопослушные граждане, но и лица, склонные к совершению правонарушений или уже совершившие их, в связи с чем в какой-то степени решаются общепревентивные задачи непосредственного предупреждения правонарушений; 5). Осуществляется он в специальных правовых воспитательных формах, с использованием специфических правовых средств и методов; 6). Осуществляющие правовоспитательный процесс лица имеют юридическое образование или специальную юридическую подготовку. Эффективный процесс правового воспитания предполагает активную деятельность не только тех кто воспитывает, но и самих воспитуемых. Человек как существо активное не механически воспринимает предлагаемые ему знания, выступает не только как объект, но одновременно и как субъект правового воспитания. На основе новых для индивида правовых знаний он способен поправлять и развивать себя, обеспечивать постоянное самосовершенствование. Таким образом, формирование правосознания под воздействием правовоспитательных усилий представляет собой как бы двойственный процесс. Один уровень этого процесса - накопление ( индивидами, общественными группами) правовых знаний, информации в личные убеждения. другой уровень - превращени е этой накопленной информации в личные убеждения. Следовательно, процесс воспитания должен прежде всего обеспечивать переход правовых знаний в правовые убеждения воспитуемых. А отсюда структура вырабатываемого правового убеждения включает в себя не только знание правовых норм, не только уверенность в истинности этих знаний, но и постоянную готовность действовать, руководствуясь ими. Возвращаясь к правовой культуре и к ее ценностно-нормативной функции, особенно хочу подчеркнуть, что правовое воспитание необходимо строить так, чтобы правовые знания становились объектом ценностной ориентации для воспитуемых. Именно в ходе правового воспитания объектом подобной ориентации для воспитуемых становятся нормы права, а само право как раз и должно быть нацелено на глубокое раскрытие ценности норм права, их значимости в обеспечении интересов общества в целом, так и каждой личности. Отсюда важно не только превратить знания правовых норм в глубокие убеждения и духовные ценности человека, но и выработать стойкую привычку поступать соответственно этим знаниям, т.е. привычку правомерного поведения в точном соответствии с законом. Таким образом, задача правовоспитательного процесса будет в основном решена лишь в том случае, если в правосознании воспитуемых возникнет система правовых знаний, и выработанных на них убеждений, правовых потребностей, ценностей и, наконец, правовых привычек. В заключении следует особо сказать, что правовоспитательный процесс во многом определяется условиями, в которых он протекает. Это обстоятельства способствующие или, наоборот, затрудняющие проведение правовоспитательной работы. К условиям способствующим правовоспитательной деятельности (позитивные условия), относятся: - как обстоятельства социального характера (успехи в области демократизации и гласности, правотворческой и правоприменительной деятельности и т.д.), - так и обстоятельства личносто-индивидуального плана (высокий уровень гражданской зрелости человека, его политическая и правовая активность и т.п.). В группу условий, затрудняющих организацию и проведения правовоспитательной работы (негативные условия) входят также: - как обстоятельства социального характера (несовершенство некоторых правовоспитательных форм и средств, факты недооценки правовоспитательной деятельности, ошибки и упущения в правоприменительной деятельности и т.д.), - так и личностно-индивидуальные (распространенный среди населения правовой нигилизм, высокая терпимость значительной части граждан скажем е процессам экономических реформ и т.п.). Все эти условия и обстоятельства надо учитывать как при организации и осуществлении правовоспитательного процесса, так и при определении его эффективности. Механизм правового воспитания - это внутренне устройство прововоспитательного процесса, механика перевода идей, содержащихся в общественном правосознании, особенно в его идеологической части, в правосознание воспитуемых (индивидов, общественных групп). В механизме правового воспитания выделяют следующие звенья (элементы): 1). общественное правовое сознание; 2). систему норм права; 3). формы и средства правового воспитания; 4). правосознание воспитуемых, которое необходимо обогатить идеями, содержащимися в правосознании общественном. Взятые в совокупности указанные четыре элемента придают правовоспитательному механизму устойчивый, стабильный и в то же время чрезвычайно гибкий и глубоко динамичный характер. При этом первый и четвертый элементы образуют внутреннюю (духовную) часть рассматриваемого механизма, второй и третий внешнюю, инструментальную часть. Оба звена этой наружной части (система норм права; формы и средства правового воспитания) выполняют роль “передаточного механизма” между общественным и индивидуальным правосознанием. Общественное правосознание (1) является начальным структурным звеном правовоспитательного механизма, а правосознание воспитуемых (4), которое необходимо обогатить и пронизать идеями, содержащимися в общественном правосознании, представляет собой конечное, последнее звено рассматриваемого механизма. Между этими крайними элементами правовоспитательного механизма (1 и 4) расположено еще несколько компонентов: система норм права и формы и средства правового воспитания, без которых трудно представить себе функционирование сложного процесса правового воспитания людей. В реальной правовой действительности идеи, содержащиеся в общественном провосознании, находят свое непосредственное “ материальное” воплощение в нормах права, с которыми сталкивается воспитуемый в процессе правового воспитания. Поэтому важнейшей составной частью правовоспитательного механизма является вырабатываемая правовой наукой и правопедагогической практикой система форм и средств, которые используются в качестве инструментов в процессе правового воспитания. Их, кстати, не следует смешивать. Форма правового воспитания выступает как внешнее выражение, оформление правовоспитательного воздействия, его определенная внешняя организация. Формы правового воспитания можно свести к следующим группам: - профессиональное юридическое образование(специальная подготовка и обучение в высших с средних учебных заведениях юридического профиля); - правовое воспитание население (общественные юридические консультации, специальные передачи по радио и телевидению, тематические вечера по юридическим вопросам и т.п.); - правовое воспитание правонарушителей правоприменительными и правоохранительными органами (прововоспитательная деятельность суда, прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции, адвокатуры и т.д.). Правовоспитательные средства представляют собой канал, источник правовой информации, с помощью которого осуществляется правовое воспитание. Правовое воспитание граждан осуществляется с помощью различных правовоспитательных средств, применяя: - как материальные (нормативно-правовые акты и акты применения норм права, газеты, журналы, научно-популярную и художественную литературу, кино, телевидением и т.д.). - так и устные средства (лекции, беседы, семинары и пр.).
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 5392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |