КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Доходы населения и принципы их распределения. Измерение неравенства в распределении доходов
Тема № 23. Социальная политика. 23.1. Доходы населения и принципы их распределения. Измерение неравенства в распределении доходов. 23.2. Уровень жизни. Социальная защита населения.
Социальная политика – важнейшая сфера деятельности любого государства, один из инструментов управления экономическим развитием общества. Социальная политика – это совокупность мер, направленных на удовлетворение государством социальных потребностей и повышение уровня благосостояния населения страны, обеспечение закрепленных в Конституции страны социальных гарантий. Основными направлениями социальной политики государства являются: создание условий, обеспечивающих поддержку и развитие способности населения к трудовой деятельности, гарантия членам общества минимального дохода, недопущение гипертрофированной дифференциации доходов населения, формирование системы социальной защиты. От решения проблем социальной политики зависит устойчивость развития экономической системы в целом. С повышением уровня экономического развития стран значимость социальной политики возрастает. Социальная политика представляет основополагающий элемент экономической политики государства. Именно решение социальных проблем восполняет «провалы» рынка и способствует развитию национального хозяйства в целом. Сущность социальной политики проявляется в ее функциях: • экономической; • распределительной; • зашитой. Реализация первой функции, экономической, означает необходимость ориентации социальных проблем на усиление мотивации активной трудовой деятельности, обеспечение роста эффективности производства. Только в условиях устойчивого экономического роста возможно формирование социально ориентированного рыночного хозяйства. Социальная ориентация рыночного хозяйства означает подчинение производства потребителю и характеризуется следующими моментами: · перераспределением доходов между слоями общества с высокими доходами в пользу менее обеспеченных слоев населения; · созданием резервных бюджетных фондов для содержания нетрудоспособных граждан и выплаты пособий по безработице; · законодательным закреплением прав граждан на социальные льготы и услуги со стороны государства и работодателей. В то же время следует отметить, что если общество будет настаивать, а государство осуществлять изъятие доходов у богатых в пользу бедных, то в экономике возникнут сложности функционирования производства и внедрения в производство новых технологий. Произойдет снижение стимулов к активной предпринимательской деятельности. Однако некорректируемый рост доходов и, как результат, социальное расслоение населения создает в обществе ситуации социальной нестабильности. Таким образом, перед государством возникает проблема нахождения варианта сочетания целей экономической эффективности и социальной стабильности. Проблема последствий социальной политики определена французским экономистом Л. Столерю: «Страна, в которой доход каждого медленно растет, может быть счастливой страной; страна, в которой средний доход растет очень быстро, но одновременно увеличивается неравенство доходов, идет навстречу своей гибели». Уровень жизни населения определяется личными доходами, их величиной и степенью дифференциации. Личные доходы – это сумма всех денежных и натуральных поступлений, источниками которых может быть участие граждан в трудовой деятельности, владение производственными и иными ресурсами, принадлежность к тем социальным группам, которым положена выплата государством социальных трансфертов. Источники личных доходов определяются владением и использованием факторов производства, которыми являются труд, капитал или инвестиционные ресурсы, природные ресурсы (земля и все естественные ресурсы), предпринимательская деятельность. Доходы на каждый перечисленный фактор являются первичными (факториальными). В процессе перераспределения факториальных доходов формируются вторичные доходы, в том числе социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии). Первичные доходы в рыночной экономике прежде всего представлены заработной платой, которую можно определить как цену труда, или сумму денежных средств, которую получает работник за оказанные им трудовые услуги. В рыночном секторе экономики величина заработной платы определяется стоимостью экономических благ, необходимых для воспроизводства рабочей силы, соотношением спроса на труд и предложением труда, результативностью функционирования рабочей силы в производственном процессе. В государственном секторе величину зарплаты определяют соответствующие государственные органы. Доход на капитал дифференцируется в зависимости от формы и сферы приложения капитала. В связи с этим следует различать вещественный капитал, представленный совокупностью средств производства, и денежный капитал, используемый в экономической деятельности в целях получения дохода. Вещественный капитал корпоративной формы приносит доход в виде корпоративной прибыли. Доходы некорпоративного сектора (индивидуальные собственники, партнерства) – это доходы на собственность, представленные двумя частями: трудовыми доходами, источником которых является личный труд, прибылью предприятий. Доход на денежный капитал – процент. Особое место занимает предпринимательский доход – доход на предпринимательскую деятельность, которая возможна при использовании в экономической деятельности всех факторов производства. Следует учесть, что предпринимательский доход включает плату за неопределенность и риск предпринимательской деятельности. Рента – доход, извлекаемый при использовании природных ресурсов, предложение которых строго ограничено. Обычно рента выступает в форме арендной платы. В результате перераспределения первичных доходов структура личных доходов населения видоизменяется за счет включения следующих видов вторичных доходов: · выплаты доходов по государственным и другим ценным бумагам; · процентов по вкладам в банковско-кредитных организациях; · доходов населения от продажи недвижимости на вторичном рынке жилья и т.д. Особое место в доходах занимают социальные трансфертные платежи – выплаты, осуществляемые обществом без получения какого-либо эквивалента взамен. Социальные трансферты предназначены для социальной защиты населения. Источником средств для выплаты социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий) являются федеральный и местный бюджеты, внебюджетные фонды социального страхования. Определенную долю в доходах населения занимают так называемые нетрудовые доходы, которые получены в результате нарушения принятых в обществе правовых норм. Наибольший удельный вес в доходах населения развитых стран занимает заработная плата. Так, в США зарплата составляет 60-65% личных доходов, на втором месте – доходы от собственности 14-16%, доля трансфертных платежей 10-15%, доля доходов неакционерного предпринимательства 6-8%. Несмотря на рост реальной заработной платы в конце XX в. наметилась тенденция усиления экономического неравенства между бедными, средними и богатыми слоями населения. Если в начале XX в. директор американской фирмы получал в 20-30 раз больше рабочего той же фирмы, то в наше время разрыв может доходить до 200-300 и более раз.
Дифференциация доходов населения. Дифференциация доходов населения определяется различиями в уровне доходов надушу населения. Дифференциация доходов населения – это объективное явление. Неравенство доходов и зарплаты было и будет характерным явлением независимо от уровня развития страны. Это объясняется множеством факторов, формирующих доходы, независимо от политического режима и уровня экономического развития данного общества. Прежде всего, это факторы, которые зависят от самого человека, его потенциала (образование, квалификация), а также наличие собственности на капитал в любой форме проявления, профессиональных качеств. Формирование доходов определяют также внешние факторы: · место работы и все условия, определяющие эффективность функционирования данного предприятия, учреждения, фирмы; · факторы, связанные с развитием национальной экономики в целом. Распределение доходов осуществляется в соответствии с результатами экономической деятельности. Рыночный механизм не может обеспечить гарантированное благосостояние, равное для каждого члена общества. Такого мнения придерживаются сторонники либерального направления в экономической теории и, видимо, пришло время ненадобности дискуссий по этому поводу. Неравенство объективно обусловлено самой природой рыночной экономики, которая возникла и развивается на основе безраздельного господства частной собственности, допускающей высокую степень неравенства доходов. Однако существуют противоположные мнения, оформленные в различного рода концепции. Наиболее жесткой альтернативой либеральному направлению является эгалитарная концепция (от фр. egalete – равенство), в соответствии с которой справедливым признается уравнительное распределение доходов. Абсолютное равенство, по мнению идеологов уравнительной теории распределения, максимизирует общую полезность, поскольку при равных первичных доходах индивидуум будет в первую очередь тратить доход на товары, приносящие наибольшую предельную полезность. Очевидно, что утопия в идеологии в данной теории распространяется на утопию в экономике. Английский экономист и правовед Иеремия Бентам во второй половине XIX в. разработал утилитаристскую концепцию. Справедливым согласно данной концепции может быть как равное, так и неравное распределение доходов. Все зависит от способностей людей извлекать полезность из своего дохода. Сумма индивидуальных полезностей максимизирует общественное благосостояние (с таким выводом трудно не согласиться), однако индивидуальная, поэтому стремятся все члены общества. Поэтому данная концепция ближе к эгалитарным принципам уравнительного распределения. Измерение неравенства распределения доходов. Для количественной оценки дифференциации доходов применяют коэффициенты концепции доходов Лоренца и Джини. Американский экономист М. Лоренц (1876-1959 гг.) предложил модель распределения доходов, за основу которой был принят закон Парето об обратной зависимости между уровнем доходов и числом их получателей. В. Парето установил, что при распределении доходов существует неравенство, присущее всем без исключения странам. В. Парето исключал возможность изменения неравенства под воздействием любых факторов, в том числе налогообложении. В практике анализа степени расслоения населения по уровню доходов используется коэффициент фондов, или децильный коэффициент дифференциации доходов, который показывает на сколько велик разрыв в доходах наиболее отстоящих друг от друга групп населения, имеющих одинаковую долю в общей численности. Мировая практика показывает, что коэффициент дифференциации доходов не должен превышать предельно критическое соотношение 10:1. Если доходы распределены равномерно, например 20% населения владеют 20% совокупного дохода, 40% населения – 40% дохода, то наблюдается абсолютное равенство распределения доходов. Распределение доходов в виде графика представлено кривой М.Лоренца (рис. 23.1). На рис. 23.1 теоретическая возможность абсолютно равного распределения представлена биссектрисой, на которой все доходы распределены равномерно. Абсолютное неравенство – это гипотетический случай, когда доходы сосредоточены, предположим, у 1% населения. Это редкая, скорее, исключительная ситуация. В реальной действительности распределению доходов соответствуют кривые, отдаленные от биссектрисы. Пределом смешения кривой считается ситуация, в которой на 40% населения приходится 12-13% доходов семей. Если разрыв в доходах 10% наиболее обеспеченного населения и 10% менее обеспеченного населения выходит за пределы десяти раз, то в обществе наблюдается социальная нестабильность. О неравномерности распределения доходов в обществе можно судить по соотношению площади между кривой Лоренца и биссектрисой с общей площадью треугольника OAF (рис. 23.1). Соотношение измеряется коэффициентом Джини, по имени итальянского экономиста К. Джини (1884-1965 гг.). Это индекс концентрации доходов. Коэффициент Джини может варьироваться от 0 до 1. При этом чем выше значение коэффициента, тем более неравномерно распределены доходы в обществе. Динамика неравенства распределения доходов в России имеет тенденцию к увеличению. В 1992г. коэффициент Джини составил 0,289; в 1998г. – 0,394; в 2003г. – 0,400. Квантильный коэффициент (распределение доходов среди 20% групп населения) имеет тенденцию к росту (7,9 – в 2000 г.; 8,0 – в 2001 г.). Разрыв между доходами 10% самых богатых (децильный коэффициент) и 10% самых бедных превысил 14 раз. Наблюдается существенная дифференциация заработной платы по отраслям экономики, регионам России. Для сравнения отмстим, что показатель коэффициента Джини в 1990-х гг. составлял в Японии – 0,27; в ФРГ – 0,29; в США – 0,33. Для стран с чрезмерной дифференциацией доходов характерны низкий уровень жизни, большое количество населения за чертой бедности. Бедность характерна для стран с высоким коэффициентом Джини: Кения – 0,52; Перу – 0,54; Бразилия – 0,56. Английский экономист А. Оукен неравенство доходов рассматривал в тесной взаимосвязи между равенством доходов и эффективностью их перераспределения. Если общество согласится передавать бедным часть доходов богатых, то сразу возникает проблема эффективности такого перераспределения. В модели Оукена только половина взятых доходов у богатых доходит до бедных. Это объясняется наличием так называемого «худого ведра», которое олицетворяет собой государственный чиновничье-бюрократический аппарат перераспределения. Величина «утечек» доходов зависит от этических ценностей конкретного общества. «Утечки» аккумулируются в бесполезных растратах и административных расходах, что отрицательно сказывается на состоянии эффективности национального хозяйства. Кроме этого при введении высоких налогов на доходы богатых произойдет сокращение средств, инвестированных в рискованные нововведения, что отрицательно скажется на эффективности в перспективе. Идеальная ситуация перераспределения возникает при условии, если каждый рубль, взятый у одной половины населения, увеличит доход другой ровно на рубль («ведро перераспределения не имеет дыр»). Однако гарантированная помощь бедным приведет к тому, что работать они будут менее интенсивно. Очевидно, частичное перераспределение созданного в национальном хозяйстве дохода необходимо не ради выравнивания доходов населения, а в целях создания достойных человека условий жизни, прежде всего малоимущих слоев населения.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1231; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |