Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Доходы населения и принципы их распределения. Измерение неравенства в распределении доходов




Тема № 23. Социальная политика.

23.1. Доходы населения и принципы их распределения. Измерение неравенства в распределении доходов.

23.2. Уровень жизни. Социальная защита населения.

 

Социальная политика – важнейшая сфера деятельности любо­го государства, один из инструментов управления экономическим развитием общества.

Социальная политика – это совокупность мер, направленных на удовлетворение государством социальных потребностей и по­вышение уровня благосостояния населения страны, обеспечение закрепленных в Конституции страны социальных гарантий.

Основными направлениями социальной политики государства яв­ляются: создание условий, обеспечивающих поддержку и развитие способности населения к трудовой деятельности, гарантия членам общества минимального дохода, недопущение гипертрофирован­ной дифференциации доходов населения, формирование системы социальной защиты.

От решения проблем социальной политики зависит устойчи­вость развития экономической системы в целом. С повышением уровня экономического развития стран значимость социальной политики возрастает.

Социальная политика представляет основополагающий элемент экономической политики государства. Именно решение соци­альных проблем восполняет «провалы» рынка и способствует раз­витию национального хозяйства в целом.

Сущность социальной политики проявляется в ее функциях:

• экономической;

• распределительной;

• зашитой.

Реализация первой функции, экономической, означает необходимость ориентации социальных проблем на усиление мотивации активной трудовой деятельности, обеспечение роста эффективно­сти производства. Только в условиях устойчивого экономического роста возможно формирование социально ориентированного ры­ночного хозяйства.

Социальная ориентация рыночного хозяйства означает подчинение производства потребителю и характеризуется следующими моментами:

· перераспределением доходов между слоями общества с высокими доходами в пользу менее обеспеченных слоев насе­ления;

· созданием резервных бюджетных фондов для содержания не­трудоспособных граждан и выплаты пособий по безработице;

· законодательным закреплением прав граждан на социальные льготы и услуги со стороны государства и работодателей.

В то же время следует отметить, что если общество будет наста­ивать, а государство осуществлять изъятие доходов у богатых в пользу бедных, то в экономике возникнут сложности функциони­рования производства и внедрения в производство новых техноло­гий. Произойдет снижение стимулов к активной предприниматель­ской деятельности.

Однако некорректируемый рост доходов и, как результат, соци­альное расслоение населения создает в обществе ситуации соци­альной нестабильности.

Таким образом, перед государством возникает проблема нахож­дения варианта сочетания целей экономической эффективности и социальной стабильности. Проблема последствий социальной по­литики определена французским экономистом Л. Столерю: «Стра­на, в которой доход каждого медленно растет, может быть счастли­вой страной; страна, в которой средний доход растет очень быстро, но одновременно увеличивается неравенство доходов, идет навстре­чу своей гибели».

Уровень жизни населения определяется личными доходами, их величиной и степенью дифференциации.

Личные доходы – это сумма всех денежных и натуральных по­ступлений, источниками которых может быть участие граждан в трудовой деятельности, владение производственными и иными ресурсами, принадлежность к тем социальным группам, которым по­ложена выплата государством социальных трансфертов.

Источники личных доходов определяются владением и исполь­зованием факторов производства, которыми являются труд, капи­тал или инвестиционные ресурсы, природные ресурсы (земля и все естественные ресурсы), предпринимательская деятельность. Дохо­ды на каждый перечисленный фактор являются первичными (факториальными). В процессе перераспределения факториальных до­ходов формируются вторичные доходы, в том числе социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии).

Первичные доходы в рыночной экономике прежде всего пред­ставлены заработной платой, которую можно определить как цену труда, или сумму денежных средств, которую получает работник за оказанные им трудовые услуги.

В рыночном секторе экономики величина заработной платы определяется стоимостью экономических благ, необходимых для воспроизводства рабочей силы, соотношением спроса на труд и предложением труда, результативностью функционирования рабо­чей силы в производственном процессе.

В государственном секторе величину зарплаты определяют со­ответствующие государственные органы.

Доход на капитал дифференцируется в зависимости от формы и сферы приложения капитала. В связи с этим следует различать вещественный капитал, представленный совокупностью средств производства, и денежный капитал, используемый в экономиче­ской деятельности в целях получения дохода. Вещественный капи­тал корпоративной формы приносит доход в виде корпоративной прибыли. Доходы некорпоративного сектора (индивидуальные соб­ственники, партнерства) – это доходы на собственность, представ­ленные двумя частями: трудовыми доходами, источником которых является личный труд, прибылью предприятий. Доход на денежный капитал – процент.

Особое место занимает предпринимательский доход – доход на предпринимательскую деятельность, которая возможна при исполь­зовании в экономической деятельности всех факторов производ­ства. Следует учесть, что предпринимательский доход включает плату за неопределенность и риск предпринимательской деятель­ности.

Рента – доход, извлекаемый при использовании природных ресурсов, предложение которых строго ограничено. Обычно рента выступает в форме арендной платы.

В результате перераспределения первичных доходов структура личных доходов населения видоизменяется за счет включения сле­дующих видов вторичных доходов:

· выплаты доходов по государственным и другим ценным бу­магам;

· процентов по вкладам в банковско-кредитных организациях;

· доходов населения от продажи недвижимости на вторичном рынке жилья и т.д.

Особое место в доходах занимают социальные трансфертные платежи – выплаты, осуществляемые обществом без получения какого-либо эквивалента взамен. Социальные трансферты предна­значены для социальной защиты населения. Источником средств для выплаты социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипен­дий) являются федеральный и местный бюджеты, внебюджетные фонды социального страхования.

Определенную долю в доходах населения занимают так назы­ваемые нетрудовые доходы, которые получены в результате нару­шения принятых в обществе правовых норм.

Наибольший удельный вес в доходах населения развитых стран занимает заработная плата. Так, в США зарплата составляет 60-65% личных доходов, на втором месте – доходы от собственности 14-16%, доля трансфертных платежей 10-15%, доля доходов неак­ционерного предпринимательства 6-8%. Несмотря на рост реальной заработной платы в конце XX в. наметилась тенденция усиле­ния экономического неравенства между бедными, средними и богатыми слоями населения. Если в начале XX в. директор амери­канской фирмы получал в 20-30 раз больше рабочего той же фир­мы, то в наше время разрыв может доходить до 200-300 и более раз.

 

Дифференциация доходов населения. Дифференциация доходов населения определяется различиями в уровне доходов надушу на­селения.

Дифференциация доходов населения – это объективное явле­ние. Неравенство доходов и зарплаты было и будет характерным явлением независимо от уровня развития страны. Это объясняется множеством факторов, формирующих доходы, независимо от по­литического режима и уровня экономического развития данного общества. Прежде всего, это факторы, которые зависят от самого человека, его потенциала (образование, квалификация), а также наличие собственности на капитал в любой форме проявления, про­фессиональных качеств. Формирование доходов определяют так­же внешние факторы:

· место работы и все условия, определяющие эффективность функционирования данного предприятия, учреждения, фирмы;

· факторы, связанные с развитием национальной экономики в целом.

Распределение доходов осуществляется в соответствии с резуль­татами экономической деятельности. Рыночный механизм не мо­жет обеспечить гарантированное благосостояние, равное для каж­дого члена общества. Такого мнения придерживаются сторонники либерального направления в экономической теории и, видимо, при­шло время ненадобности дискуссий по этому поводу. Неравенство объективно обусловлено самой природой рыночной экономики, которая возникла и развивается на основе безраздельного господ­ства частной собственности, допускающей высокую степень нера­венства доходов.

Однако существуют противоположные мнения, оформленные в различного рода концепции. Наиболее жесткой альтернативой ли­беральному направлению является эгалитарная концепция (от фр. egalete – равенство), в соответствии с которой справедливым при­знается уравнительное распределение доходов. Абсолютное равен­ство, по мнению идеологов уравнительной теории распределения, максимизирует общую полезность, поскольку при равных первич­ных доходах индивидуум будет в первую очередь тратить доход на товары, приносящие наибольшую предельную полезность. Очевид­но, что утопия в идеологии в данной теории распространяется на утопию в экономике.

Английский экономист и правовед Иеремия Бентам во второй половине XIX в. разработал утилитаристскую концепцию. Справед­ливым согласно данной концепции может быть как равное, так и неравное распределение доходов. Все зависит от способностей лю­дей извлекать полезность из своего дохода. Сумма индивидуальных полезностей максимизирует общественное благосостояние (с та­ким выводом трудно не согласиться), однако индивидуальная, поэтому стремятся все члены общества. Поэтому данная концепция бли­же к эгалитарным принципам уравнительного распределения.

Измерение неравенства распределения доходов. Для количествен­ной оценки дифференциации доходов применяют коэффициенты концепции доходов Лоренца и Джини.

Американский экономист М. Лоренц (1876-1959 гг.) предложил мо­дель распределения доходов, за основу которой был принят закон Парето об обратной зависимости между уровнем доходов и числом их получателей. В. Парето установил, что при распределении дохо­дов существует неравенство, присущее всем без исключения стра­нам. В. Парето исключал возможность изменения неравенства под воздействием любых факторов, в том числе налогообложении.

В практике анализа степени расслоения населения по уровню доходов используется коэффициент фондов, или децильный коэффициент дифференциации доходов, который показывает на сколько велик разрыв в доходах наиболее отстоящих друг от друга групп населения, имеющих одинаковую долю в общей численности. Мировая практика показывает, что коэффициент дифференциации доходов не должен превышать предельно критическое соотношение 10:1.

Если доходы распределены равномерно, например 20% населе­ния владеют 20% совокупного дохода, 40% населения – 40% дохо­да, то наблюдается абсолютное равенство распределения доходов.

Распределение доходов в виде графика представлено кривой М.Лоренца (рис. 23.1).

На рис. 23.1 теоретическая возможность абсолютно равного рас­пределения представлена биссектрисой, на которой все доходы рас­пределены равномерно. Абсолютное неравенство – это гипоте­тический случай, когда доходы сосредоточены, предположим, у 1% населения. Это редкая, скорее, исключительная ситуация. В реаль­ной действительности распределению доходов соответствуют кри­вые, отдаленные от биссектрисы. Пределом смешения кривой счи­тается ситуация, в которой на 40% населения приходится 12-13% доходов семей. Если разрыв в доходах 10% наиболее обеспеченно­го населения и 10% менее обеспеченного населения выходит за пре­делы десяти раз, то в обществе наблюдается социальная нестабиль­ность.

О неравномерности распределения доходов в обществе можно судить по соотношению площади между кривой Лоренца и биссек­трисой с общей площадью треугольника OAF (рис. 23.1). Соотно­шение измеряется коэффициентом Джини, по имени итальянско­го экономиста К. Джини (1884-1965 гг.). Это индекс концентрации доходов. Коэффициент Джини может варьироваться от 0 до 1. При этом чем выше значение коэффициента, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.

Динамика неравенства распределения доходов в России имеет тенденцию к увеличению. В 1992г. коэффициент Джини составил 0,289; в 1998г. – 0,394; в 2003г. – 0,400. Квантильный коэффициент (распределение доходов среди 20% групп населения) имеет тен­денцию к росту (7,9 – в 2000 г.; 8,0 – в 2001 г.). Разрыв между дохо­дами 10% самых богатых (децильный коэффициент) и 10% самых бедных превысил 14 раз. Наблюдается существенная дифференци­ация заработной платы по отраслям экономики, регионам России.

Для сравнения отмстим, что показатель коэффициента Джини в 1990-х гг. составлял в Японии – 0,27; в ФРГ – 0,29; в США – 0,33. Для стран с чрезмерной дифференциацией доходов характер­ны низкий уровень жизни, большое количество населения за чер­той бедности. Бедность характерна для стран с высоким коэффи­циентом Джини: Кения – 0,52; Перу – 0,54; Бразилия – 0,56.

Английский экономист А. Оукен неравенство доходов рассмат­ривал в тесной взаимосвязи между равенством доходов и эффек­тивностью их перераспределения.

Если общество согласится передавать бедным часть доходов бо­гатых, то сразу возникает проблема эффективности такого перераспределения. В модели Оукена только половина взятых доходов у богатых доходит до бедных. Это объясняется наличием так называе­мого «худого ведра», которое олицетворяет собой государственный чиновничье-бюрократический аппарат перераспределения. Величи­на «утечек» доходов зависит от этических ценностей конкретного об­щества. «Утечки» аккумулируются в бесполезных растратах и адми­нистративных расходах, что отрицательно сказывается на состоянии эффективности национального хозяйства. Кроме этого при введе­нии высоких налогов на доходы богатых произойдет сокращение средств, инвестированных в рискованные нововведения, что отри­цательно скажется на эффективности в перспективе.

Идеальная ситуация перераспределения возникает при условии, если каждый рубль, взятый у одной половины населения, увеличит доход другой ровно на рубль («ведро перераспределения не имеет дыр»). Однако гарантированная помощь бедным приведет к тому, что работать они будут менее интенсивно.

Очевидно, частичное перераспределение созданного в нацио­нальном хозяйстве дохода необходимо не ради выравнивания до­ходов населения, а в целях создания достойных человека условий жизни, прежде всего малоимущих слоев населения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1231; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.