КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Уровень жизни. Социальная защита населения
Социальная политика государства включает два блока проблем. С одной стороны, государство призвано обеспечить всем трудоспособным благоприятные возможности для предпринимательства и труда. Одновременно, с другой стороны, государство обеспечивает определенный уровень благосостояния для всех членов общества. Уровень жизни населения во многом определяется решением первой проблемы, поскольку предполагает активное участие населения в производстве благ и услуг. Коренному улучшению уровня жизни будет способствовать экономический рост, требующий дополнительной рабочей силы и развития человеческого капитала, позволяющего человеку легко приспосабливаться к изменяющейся экономической ситуации. Уровень жизни – это обеспеченность населения материальными и духовными благами и степень удовлетворения потребностей населения в этих благах. Уровень жизни характеризуют показатели потребления отдельных товаров и услуг на душу населения, на семью, по социальным группам, регионам. Реальные доходы соизмеряются с потребностями. В зависимости от ypoвня развития общества удовлетворение потребностей дифференцированно. Однако каждое общество прежде всего определяет уровень удовлетворения минимальных потребностей, которому соответствует бюджет прожиточного минимума – стоимостной показатель объема и структуры важнейших материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и поддержания его жизнедеятельности. Бюджет прожиточного минимума – это разновидность минимального потребительского бюджета, который служит основой для определения минимального размера заработной платы, расчета пенсий, пособий, стипендий и других социальных выплат. Минимальный потребительский бюджет является базой для проведения адресной социальной политики. В число показателей реальных доходов населения включена потребительская корзина, которая включает набор благ и услуг, объективно необходимых для удовлетворения первоочередных потребностей человека. Потребительская корзина используется для расчета минимального потребительского бюджета. Следует различать минимальный и рациональный уровни потребления. Минимальный уровень – это такой набор потребительских благ, уменьшение которого ставит потребителя за грань обеспечения нормальных условий существования, подводит его к «черте бедности». Рациональный уровень потребления соответствует структуре потребления, наиболее благоприятной для жизнедеятельности человека. Бедность – это такое экономическое состояние людей, при котором не хватает доходов для удовлетворения минимальных потребностей даже на уровне определенного нормативного порога, называемого «чертой бедности». По данным российских исследователей, в состоянии бедности по социальной шкале доходов находятся лица, имеющие доход ниже 25% от среднедушевого. Для измерения бедности используются различные методы. Различаются абсолютная «черта бедности», которая определяется по нормам удовлетворения физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде, жилище, и относительная «черта бедности», которая определяется долей дохода населения в процентах от среднего дохода по стране. В мировой практике к бедным относят нации, которые тратят на питание около половины семейного бюджета. В Российской Федерации в начале 1990-х гг. среднестатистическая семья 80% своих доходов тратила на питание и неотложные повседневные нужды. Социальная политика государства призвана способствовать смягчению социальной напряженности, активизировать стимулы предпринимательства и высокоэффективного труда. Современная значимость социальных проблем выдвигает на первый план понятие качества жизни. Качество жизни – интегрированный показатель, представленный индексом человеческого развития, воспроизводством человеческого потенциала (ИЧР). Индекс человеческого развития объединяет три показателя: 1) Im – индекс ожидаемой продолжительности жизни; 2) I0 – индекс уровня образования; 3) ВВП – доход на душу населения. Впервые данный показатель был предложен в 1990 г. группой исследователей Программы развитая ООН. В современных условиях индекс ограничен двумя компонентами: показателем образования и дохода на душу населения (ВВП). Уровень образования определяется состоянием грамотности населения с учетом количества лет обучения. Для сопоставления дохода на душу населения используется среднее мировое значение ВВП на душу населения. Среднему уровню человеческого развития соответствуют ИЧР в пределах от 0,5 до 0,8. По данным ООН, в 2002 г. Россия заняла 57-е место в мире (0,795) по индексу развития человеческого потенциала. Для сравнения: в 1990 г. ИЧР в России составлял 0,813 балла. ИЧР определяет разницу между доходами и человеческим благополучием. Страны с низкими доходами на душу населения могут иметь более высокий ИЧР. Характерным является сравнение ИЧР населения России и Кубы. В 1990г. ВВП на душу населения в России составил 8230 долл., на Кубе – 5259 долл., ИЧР – 0,795 и 0,809 соответственно. Страны с высоким индексом развития человеческого потенциала (Норвегия – 0,956; США – 0,939; Япония – 0,938) имеют высокие показатели по уровню образования и продолжительности жизни. Интеллектуальный потенциал общества определяется уровнем образования взрослого населения, удельным весом студентов в обшей численности населения, долей расходов на образование в ВВП, долей занятых в науке и научном обслуживании в общей численности занятых, долей затрат на науку в ВВП. В 2002 г. в Российской Федерации этот индекс составил 0,37. Для сравнения: этот индекс 1989 г. составлял 0,71. Удельный вес специалистов с высшим образованием на 1 тыс. человек работающего населения снизился за этот период на 12%. При осуществлении государственной социальной политики необходимо учитывать специфику рыночной экономики, бездефицитность которой, по определению, воспринимается как состояние удовлетворения потребностей населения. Так, в постсоциалистических странах, трансформирующих экономику в рыночную, насыщение рынка товарами воспринимается людьми как абсолютное, способное удовлетворить все потребности. В данной ситуации происходит подмена понятий: платежеспособный спрос отождествляется с потребностями населения. В действительности реальные потребности большинства населения в основных продуктах питания (молоко, мясо, овощи), не говоря о товарах потребительского назначения, в несколько раз превышают их платежеспособный спрос. Отсутствие платежеспособного спроса объясняется низким уровнем реального дохода основной массы населения. «Полное насыщение рынка товарами» в сегодняшней России достигается исключительно путем повышения уровня цен. Повышение цен поглощает прирост номинальных доходов многомиллионной армии бюджетников и пенсионеров, поэтому в итоге совокупный спрос растет незначительно, создается видимость товарного изобилия. В современных условиях социальная политика государства определяется избранной моделью развития экономики. Так, долгое время приоритет имела смешанная модель экономики, которая предполагает защиту населения от «жесткости» рыночных принципов распределения и от угрозы бедности. Наиболее ярко эта тенденция проявилась в шведской модели. По мере развертывания НТР все большее значение приобретает социальное партнерство, которое предполагает вовлечение работников в процесс реализации отношений собственности, стирание граней между предпринимательством и наемным трудом. Социальное партнерство в наибольшей мере проявилось в японской модели. Большую роль в социальной защите населения играют профсоюзы. Однако наибольшую значимость профсоюзы имеют в Западной Европе, где утвердилась социал-демократическая модель трудовых отношений. Сильные профсоюзы обеспечивают высокую, законодательно закрепленную социальную защиту населения. Так, в Швеции ни один работник не может быть уволен без согласия профсоюзного комитета. Это обеспечивает максимальный уровень занятости населения; пособия по безработице и полное пенсионное обеспечение составляют более 90% средней зарплаты. В странах с либеральными моделями (США, Япония) государство предпочитает иметь дело с предпринимателями, а не с профсоюзами. В Японии профсоюзы организованы не но профессиональному, а по корпоративному признаку. Следует отмстить, что высокий уровень социальной защиты населения в Японии во многих" случаях имеет неформализованный характер. Так, большинство фирм действуют в традициях пожизненного найма, увольнения работников возможно в исключительных ситуациях. Переход России к рыночным отношениям внес принципиальные изменения в сферу перераспределительных отношений. Поляризация в доходах превысила по темпам роста большинство развитых стран. Недостатки рыночной системы хозяйства в обеспечении благосостояния населения несколько сглаживаются производством в обществе иных благ. К общественным благам мировая экономическая наука относит те товары и услуги, которые рыночная система вообще не намерена производить, поскольку их особенности резко противоположны особенностям товаров индивидуального потребления: будучи потребленными одним субъектом, общественные блага остаются достаточными для потребления другими. По характеру потребления экономические блага представлены двумя группами. В первой группе блага индивидуального потребления. Это делимые блага, на которые распространяется так называемый принцип исключения, т.е. данное благо потребляется только одним его владельцем – индивидуумом. Это конкурентные блага, поскольку присвоение этих благ одним субъектом делает невозможным их потребление другими экономическими субъектами. Эти блага объединяются в группу частных благ. В противоположность частным благам существуют блага, которые являются неконкурентными и неисключаемыми, т.е. общественными благами. Потребитель общественных благ не несет никаких дополнительных затрат при пользовании ими. Эти блага неконкурентные. Никто не может быть исключен из потребления данного блага. Эти блага неделимы. К общественным благам относят услуги национальной безопасности, структур по профилактике и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Особое место занимают услуги здравоохранения, образования, культуры, потребность в которых в полной мере не обеспечивается частным сектором. Недостающий объем этих благ производит государство. Действия государства мотивируются необходимостью обеспечения социальной защиты населения, достижения экономической и социальной стабильности. Особого рассмотрения требуют пособия по социальной защите, которые выплачивает государство путем трансфертных платежей (социальные пособия, пенсии, стипендии). Социальная политика должна быть ориентированной на широкий круг проблем, прежде всего на поддержку определенного уровня жизни для всех членов общества. От социальной ориентации экономического развития во многом зависит достижение максимальной экономической эффективности национальной экономики. Так, трудно переоценить значимость для экономического роста состояния здравоохранения. С одной стороны, состояние здоровья – определяющее начало качества жизни, а с другой – условие эффективного функционирования национальной экономики. Высокоразвитые индустриальные страны большое внимание уделяют разработке социальных программ благосостояния нации, повышению качества жизни. Качество жизни – интегрированный показатель удовлетворения потребностей в питании, жилье, медицине, образовании, условиях труда, зарплате, бытовых условиях. О результатах социальной политики можно судить по состоянию социальной дифференциации населения. В развитых странах наибольший удельный вес занимает средний класс (70-80%), уровень полярности (богатые – бедные) имеет незначительный удельный вес. Контрольные вопросы 1. Какие существуют формы распределения доходов? 2. Какие можно предложить меры по сокращению дифференциации доходов населения? 3. Какие показатели свидетельствуют о бедности населения? 4. С помощью какой графической модели иллюстрируется неравенство в распределении доходов? 5. Какова дифференциация доходов населения России в переходный период к рыночной системе? 6. С помощью каких инструментов государство может вмешиваться в распределение доходов? 7. Какую роль играют общественные блага в социальной защите населения?
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |