Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровень жизни. Социальная защита населения




Социальная политика государства включает два блока проблем. С одной стороны, государство призвано обеспечить всем трудоспо­собным благоприятные возможности для предпринимательства и труда. Одновременно, с другой стороны, государство обеспечивает определенный уровень благосостояния для всех членов общества.

Уровень жизни населения во многом определяется решением первой проблемы, поскольку предполагает активное участие насе­ления в производстве благ и услуг. Коренному улучшению уровня жизни будет способствовать экономический рост, требующий до­полнительной рабочей силы и развития человеческого капитала, по­зволяющего человеку легко приспосабливаться к изменяющейся экономической ситуации.

Уровень жизни – это обеспеченность населения материальны­ми и духовными благами и степень удовлетворения потребностей населения в этих благах.

Уровень жизни характеризуют показатели потребления отдель­ных товаров и услуг на душу населения, на семью, по социальным группам, регионам.

Реальные доходы соизмеряются с потребностями. В зависимо­сти от ypoвня развития общества удовлетворение потребностей диф­ференцированно. Однако каждое общество прежде всего опреде­ляет уровень удовлетворения минимальных потребностей, которому соответствует бюджет прожиточного минимума – стоимостной по­казатель объема и структуры важнейших материальных благ и ус­луг, необходимых для сохранения здоровья человека и поддержа­ния его жизнедеятельности.

Бюджет прожиточного минимума – это разновидность мини­мального потребительского бюджета, который служит основой для определения минимального размера заработной платы, расчета пен­сий, пособий, стипендий и других социальных выплат.

Минимальный потребительский бюджет является базой для проведения адресной социальной политики.

В число показателей реальных доходов населения включена по­требительская корзина, которая включает набор благ и услуг, объ­ективно необходимых для удовлетворения первоочередных потреб­ностей человека. Потребительская корзина используется для рас­чета минимального потребительского бюджета. Следует различать минимальный и рациональный уровни потребления.

Минимальный уровень – это такой набор потребительских благ, уменьшение которого ставит потребителя за грань обеспечения нор­мальных условий существования, подводит его к «черте бедности». Рациональный уровень потребления соответствует структуре по­требления, наиболее благоприятной для жизнедеятельности чело­века.

Бедность – это такое экономическое состояние людей, при ко­тором не хватает доходов для удовлетворения минимальных потреб­ностей даже на уровне определенного нормативного порога, назы­ваемого «чертой бедности». По данным российских исследователей, в состоянии бедности по социальной шкале доходов находятся лица, имеющие доход ниже 25% от среднедушевого.

Для измерения бедности используются различные методы. Раз­личаются абсолютная «черта бедности», которая определяется по нормам удовлетворения физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде, жилище, и относительная «черта бедности», которая определяется долей дохода населения в процентах от среднего дохода по стране.

В мировой практике к бедным относят нации, которые тратят на питание около половины семейного бюджета. В Российской Федерации в начале 1990-х гг. среднестатистическая семья 80% сво­их доходов тратила на питание и неотложные повседневные нужды.

Социальная политика государства призвана способствовать смягчению социальной напряженности, активизировать стимулы предпринимательства и высокоэффективного труда.

Современная значимость социальных проблем выдвигает на первый план понятие качества жизни.

Качество жизни – интегрированный показатель, представлен­ный индексом человеческого развития, воспроизводством челове­ческого потенциала (ИЧР).

Индекс человеческого развития объединяет три показателя:

1) Im индекс ожидаемой продолжительности жизни;

2) I0 индекс уровня образования;

3) ВВП – доход на душу населения.

Впервые данный показатель был предложен в 1990 г. группой исследователей Программы развитая ООН. В современных усло­виях индекс ограничен двумя компонентами: показателем образо­вания и дохода на душу населения (ВВП).

Уровень образования определяется состоянием грамотности на­селения с учетом количества лет обучения. Для сопоставления до­хода на душу населения используется среднее мировое значение ВВП на душу населения. Среднему уровню человеческого разви­тия соответствуют ИЧР в пределах от 0,5 до 0,8.

По данным ООН, в 2002 г. Россия заняла 57-е место в мире (0,795) по индексу развития человеческого потенциала. Для срав­нения: в 1990 г. ИЧР в России составлял 0,813 балла.

ИЧР определяет разницу между доходами и человеческим благополучием. Страны с низкими доходами на душу населения могут иметь более высокий ИЧР. Характерным является сравнение ИЧР населения России и Кубы. В 1990г. ВВП на душу населения в Рос­сии составил 8230 долл., на Кубе – 5259 долл., ИЧР – 0,795 и 0,809 соответственно.

Страны с высоким индексом развития человеческого потенци­ала (Норвегия – 0,956; США – 0,939; Япония – 0,938) имеют вы­сокие показатели по уровню образования и продолжительности жизни.

Интеллектуальный потенциал общества определяется уровнем образования взрослого населения, удельным весом студентов в об­шей численности населения, долей расходов на образование в ВВП, долей занятых в науке и научном обслуживании в общей численно­сти занятых, долей затрат на науку в ВВП. В 2002 г. в Российской Федерации этот индекс составил 0,37. Для сравнения: этот индекс 1989 г. составлял 0,71. Удельный вес специалистов с высшим образо­ванием на 1 тыс. человек работающего населения снизился за этот период на 12%.

При осуществлении государственной социальной политики не­обходимо учитывать специфику рыночной экономики, бездефицит­ность которой, по определению, воспринимается как состояние удов­летворения потребностей населения. Так, в постсоциалистических странах, трансформирующих экономику в рыночную, насыщение рынка товарами воспринимается людьми как абсолютное, способ­ное удовлетворить все потребности. В данной ситуации происхо­дит подмена понятий: платежеспособный спрос отождествляется с потребностями населения. В действительности реальные потреб­ности большинства населения в основных продуктах питания (мо­локо, мясо, овощи), не говоря о товарах потребительского назна­чения, в несколько раз превышают их платежеспособный спрос. Отсутствие платежеспособного спроса объясняется низким уров­нем реального дохода основной массы населения. «Полное насы­щение рынка товарами» в сегодняшней России достигается исклю­чительно путем повышения уровня цен. Повышение цен поглощает прирост номинальных доходов многомиллионной армии бюджет­ников и пенсионеров, поэтому в итоге совокупный спрос растет незначительно, создается видимость товарного изобилия.

В современных условиях социальная политика государства оп­ределяется избранной моделью развития экономики. Так, долгое время приоритет имела смешанная модель экономики, которая предполагает защиту населения от «жесткости» рыночных принципов распределения и от угрозы бедности. Наиболее ярко эта тен­денция проявилась в шведской модели.

По мере развертывания НТР все большее значение приобрета­ет социальное партнерство, которое предполагает вовлечение ра­ботников в процесс реализации отношений собственности, стира­ние граней между предпринимательством и наемным трудом. Социальное партнерство в наибольшей мере проявилось в япон­ской модели.

Большую роль в социальной защите населения играют профсо­юзы. Однако наибольшую значимость профсоюзы имеют в Запад­ной Европе, где утвердилась социал-демократическая модель тру­довых отношений. Сильные профсоюзы обеспечивают высокую, законодательно закрепленную социальную защиту населения. Так, в Швеции ни один работник не может быть уволен без согласия профсоюзного комитета. Это обеспечивает максимальный уровень занятости населения; пособия по безработице и полное пенсион­ное обеспечение составляют более 90% средней зарплаты.

В странах с либеральными моделями (США, Япония) государ­ство предпочитает иметь дело с предпринимателями, а не с проф­союзами. В Японии профсоюзы организованы не но профессио­нальному, а по корпоративному признаку. Следует отмстить, что высокий уровень социальной защиты населения в Японии во мно­гих" случаях имеет неформализованный характер. Так, большинство фирм действуют в традициях пожизненного найма, увольнения ра­ботников возможно в исключительных ситуациях.

Переход России к рыночным отношениям внес принципиаль­ные изменения в сферу перераспределительных отношений. По­ляризация в доходах превысила по темпам роста большинство раз­витых стран.

Недостатки рыночной системы хозяйства в обеспечении благо­состояния населения несколько сглаживаются производством в об­ществе иных благ.

К общественным благам мировая экономическая наука отно­сит те товары и услуги, которые рыночная система вообще не на­мерена производить, поскольку их особенности резко противопо­ложны особенностям товаров индивидуального потребления: будучи потребленными одним субъектом, общественные блага ос­таются достаточными для потребления другими.

По характеру потребления экономические блага представлены двумя группами.

В первой группе блага индивидуального потребления. Это де­лимые блага, на которые распространяется так называемый прин­цип исключения, т.е. данное благо потребляется только одним его владельцем – индивидуумом. Это конкурентные блага, поскольку присвоение этих благ одним субъектом делает невозможным их по­требление другими экономическими субъектами. Эти блага объ­единяются в группу частных благ.

В противоположность частным благам существуют блага, кото­рые являются неконкурентными и неисключаемыми, т.е. обще­ственными благами. Потребитель общественных благ не несет ни­каких дополнительных затрат при пользовании ими. Эти блага неконкурентные. Никто не может быть исключен из потребления данного блага. Эти блага неделимы.

К общественным благам относят услуги национальной безопас­ности, структур по профилактике и ликвидации последствий чрез­вычайных ситуаций.

Особое место занимают услуги здравоохранения, образования, культуры, потребность в которых в полной мере не обеспечивается частным сектором. Недостающий объем этих благ производит го­сударство. Действия государства мотивируются необходимостью обеспечения социальной защиты населения, достижения экономи­ческой и социальной стабильности.

Особого рассмотрения требуют пособия по социальной защи­те, которые выплачивает государство путем трансфертных платежей (социальные пособия, пенсии, стипендии). Социальная политика должна быть ориентированной на широ­кий круг проблем, прежде всего на поддержку определенного уровня жизни для всех членов общества.

От социальной ориентации экономического развития во мно­гом зависит достижение максимальной экономической эффектив­ности национальной экономики. Так, трудно переоценить значи­мость для экономического роста состояния здравоохранения. С одной стороны, состояние здоровья – определяющее начало ка­чества жизни, а с другой – условие эффективного функциониро­вания национальной экономики.

Высокоразвитые индустриальные страны большое внимание уделяют разработке социальных программ благосостояния нации, повышению качества жизни.

Качество жизни – интегрированный показатель удовлетворе­ния потребностей в питании, жилье, медицине, образовании, ус­ловиях труда, зарплате, бытовых условиях.

О результатах социальной политики можно судить по состоя­нию социальной дифференциации населения. В развитых странах наибольший удельный вес занимает средний класс (70-80%), уро­вень полярности (богатые – бедные) имеет незначительный удель­ный вес.


Контрольные вопросы

1. Какие существуют формы распределения доходов?

2. Какие можно предложить меры по сокращению дифференциации доходов населения?

3. Какие показатели свидетельствуют о бедности населения?

4. С помощью какой графической модели иллюстрируется неравен­ство в распределении доходов?

5. Какова дифференциация доходов населения России в переходный период к рыночной системе?

6. С помощью каких инструментов государство может вмешиваться в распределение доходов?

7. Какую роль играют общественные блага в социальной защите на­селения?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.