Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иностранных государств и международными

Компетентными органами и должностными лицами

Следователей и органов дознания с соответствующими

организациями*

1. Понятие правовой помощи по уголовным делам, основания и порядок взаимодействия

2. Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора

3. Передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является

 

Введение

Международные договоры РФ подробно регламентируют различные аспекты оказания правовой помощи по уголовным делам, основные положения закрепляет и Уголовно-процессуальный кодекс РФ,

1. Понятие правовой помощи по уголовным делам, основания и порядок взаимодействия

В соответствии с ч. 1 ст. 453 УПК в правовую помощь по уголовным делам включаются только процессуальные действия, осуществляемые на основании запроса иностранного правоохранительного органа. "При необходимости производства на территории иностранного государства допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий, предусмотренных настоящим Кодексом, суд, прокурор, следователь вносит запрос об их производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства".

В международных договорах РФ содержится сходное определение правовой помощи (ст. 1 Договора между РФ и Республикой Индией о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1998 г., ст. 1 Договора между РФ и США о правовой помощи по уголовным делам 1999 г., ст. 18 Конвенции против транснациональной организованной преступности 2000 г.).

От правовой помощи следует отличать институт "содействия в борьбе с преступностью". "Содействие" включает в себя оперативно-розыскные действия, а также те процессуальные действия, которые осуществляются без запроса, в связи с обнаружением признаков преступления, затрагивающих интересы другого государства.

Правовая помощь по уголовным делам включает в себя целый комплекс составляющих (юридические основания, порядок взаимодействия правоохранительных органов, реквизиты поручения, процедуру его исполнения и т. д.), при наличии которых то или иное действие подпадает под это понятие. Если какой-либо из элементов отсутствует (скажем, запрашивается исполнение не процессуального, а оперативно-розыскного действия), вести речь о правовой помощи нельзя.

Юридическое основание правовой помощи. Помощь оказывается в соответствии с международным договором РФ, международным соглашением или на основе принципа взаимности. Принцип взаимности подтверждается письменным обязательством Верховного Суда РФ, Министерства иностранных дел РФ, Министерства юстиции РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы налоговой полиции РФ или Генеральной прокуратуры РФ оказать от имени Российской Федерации правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий.

Порядок взаимодействия российских правоохранительных органов с зарубежными учреждениями юстиции. Запрос о производстве процессуальных действий направляется через:

Верховный Суд Российской Федерации – по вопросам судебной деятельности Верховного Суда Российской Федерации;

Министерство юстиции Российской Федерации – по вопросам, связанным с судебной деятельностью всех судов, за исключением Верховного Суда Российской Федерации;

Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Федеральную службу налоговой полиции Российской Федерации – в отношении следственных действий, не требующих судебного решения или согласия прокурора;

Генеральную прокуратуру Российской Федерации – в остальных случаях (ч. 3 ст. 453 УПК).

В ФЗ "О ратификации Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности" 2001 г. содержится специальная норма по отношению к положениям УПК. Центральными органами для целей исполнения Конвенции назначены: "Министерство юстиции Российской Федерации - по гражданско-правовым вопросам, включая гражданско-правовые аспекты уголовных дел; Генеральная прокуратура Российской Федерации – по уголовно-правовым вопросам".

Международные договоры, в которых участвует РФ, могут устанавливать иные правила осуществления взаимодействия. Так, некоторые договоры (ст. 4 Договора между СССР и Греческой Республикой 1981 г., ст. 4 Договора между СССР и Республикой Кипр о правовой помощи по гражданским и уголовным делам 1984 г., ст. 9 Договора между РФ и Индией о выдаче 1998 г.) предусматривают единый для всех учреждений и всех категорий запросов порядок сношений – через Министерство иностранных дел.

Содержание и форма запроса о правовой помощи. Запрос о производстве процессуальных действий составляется в письменном виде, подписывается должностным лицом, его направляющим, удостоверяется гербовой печатью соответствующего органа и должен содержать:

наименование органа, от которого исходит запрос;

наименование и место нахождения органа, в который направляется запрос;

наименование уголовного дела и характер запроса;

данные о лицах, в отношении которых направляется запрос, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц – их наименование и место нахождения;

изложение подлежащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств;

сведения о фактических обстоятельствах совершенного преступления, его квалификация, текст соответствующей статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, а при необходимости также сведения о размере вреда, причиненного данным преступлением (ст. 454 УПК).

Некоторые международные договоры РФ устанавливают дополнительные реквизиты запроса о правовой помощи. Так, по Договору между РФ и США о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1999 г. в запрос необходимо также включать указание цели, для которой запрашивается помощь. Кроме того, "в той мере, в какой это необходимо и возможно, запрос также должен содержать: описание порядка исполнения запроса; любую иную информацию, которая может быть доведена до сведения запрашиваемой Стороны для облегчения исполнения запроса".

К запросам должны прилагаться соответствующие документы. Так, по Договору между РФ и Королевством Испания об оказании правовой помощи по уголовным делам 1996 г. к запросу о проведении обыска или изъятия предметов или документов должно прилагаться решение судьи или другого компетентного органа запрашивающей стороны.

Язык, на котором должно составляться поручение. Запрос и прилагаемые к нему документы переводятся на официальный язык того иностранного государства, в которое они направляются (ч. 4 ст. 454 УПК). По международным договорам РФ при составлении поручений используются государственные языки сторон. В отдельных случаях может быть предусмотрено использование нескольких языков.

Исполнение в Российской Федерации запроса о правовой помощи. Суд, прокурор, следователь исполняют переданные им в установленном порядке запросы о производстве процессуальных действий, поступившие от соответствующих компетентных органов и должностных лиц иностранных государств, в соответствии с международными договорами РФ, международными соглашениями или на основе принципа взаимности. Принцип взаимности подтверждается письменным обязательством иностранного государства оказать Российской Федерации правовую помощь в производстве отдельных процессуальных действий, полученным Верховным Судом РФ, МИД РФ, МЮ РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, ФСНП РФ или Генеральной прокуратурой РФ (ст. 457 УПК).

При исполнении запроса применяются нормы УПК РФ, однако могут быть применены процессуальные нормы законодательства иностранного государства в соответствии с международными договорами или на основе принципа взаимности, если это не противоречит законодательству и международным обязательствам Российской Федерации. Сходные положение предусмотрены в международных договорах РФ (ст. 6 Договора между СССР и Греческой Республикой 1981 г., ст. 8 Договора между РФ и Литовской Республикой 1992 г. и т. д.).

При исполнении запроса могут присутствовать представители иностранного государства, если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации или письменным обязательством о взаимодействии на основе принципа взаимности (ч. 3 ст. 457 УПК). По некоторым договорам (ст. 7 Договора между РФ и Республикой Индией 1998 г., ст. 10 Договора между РФ и США 1999 г.) лицам, присутствующим при исполнении запроса, разрешается непосредственно задавать вопросы опрашиваемому лицу или формулировать вопросы, которые должны быть ему заданы, а также осуществлять дословную запись в ходе производства процессуального действия, используя, при необходимости, технические средства.

Отказ в правовой помощи. Различают общие и специальные основания отказа в правовой помощи. Общие относятся к любым действиям, в отношении которых поступила просьба о правовой помощи, специальные – относятся к конкретным процессуальным действиям, в отношении которых поступил запрос. На основании ч. 4 ст. 457 УПК если запрос о правовой помощи не может быть исполнен, то полученные документы возвращаются с указанием причин, воспрепятствовавших его исполнению, через орган, его получивший, либо по дипломатическим каналам в тот компетентный орган иностранного государства, от которого исходил запрос. Запрос возвращается без исполнения, если он противоречит законодательству Российской Федерации либо его исполнение может нанести ущерб ее суверенитету или безопасности.

Международные договоры РФ фиксируют как общие, так и специальные основания отказа в правовой помощи, перечень которых зачастую шире, чем это предусмотрено УПК.

Юридическая сила доказательств, полученных на территории иностранного государства. Доказательства, полученные на территории иностранного государства его должностными лицами в ходе исполнения ими поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам или направленные в Российскую Федерацию в приложении к поручению об осуществлении уголовного преследования в соответствии с международными договорами Российской Федерации, международными соглашениями или на основе принципа взаимности, заверенные и переданные в установленном порядке, пользуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории Российской Федерации в полном соответствии с требованиями УПК (ст. 455).

Международные договоры РФ устанавливают три условия признания "иностранных" доказательств допустимыми в российском уголовном судопроизводстве: соблюдение порядка взаимодействия российских правоохранительных органов с иностранными; соблюдение законодательства иностранного государства о порядке получения и закрепления доказательств; соответствие "иностранных" доказательств "российским" по форме.

Осуществление уголовного преследования в порядке правовой помощи. УПК различает два случая осуществления уголовного преследования в порядке правовой помощи:

направление материалов уголовного дела для осуществления уголовного преследования за рубежом;

исполнение в РФ иностранных запросов об осуществлении уголовного преследования или о возбуждении уголовного дела.

В первом случае при совершении преступления на территории России иностранным гражданином, впоследствии оказавшимся за ее пределами, и невозможности производства процессуальных действий с его участием на территории РФ все материалы возбужденного и расследуемого уголовного дела передаются в Генеральную прокуратуру РФ, которая решает вопрос об их направлении в компетентные органы иностранного государства для осуществления уголовного преследования (ст. 458 УПК).

Во втором случае запрос компетентного органа иностранного государства об осуществлении уголовного преследования в отношении гражданина РФ, совершившего преступление на территории иностранного государства и возвратившегося в Российскую Федерацию, рассматривается Генеральной прокуратурой РФ. Предварительное расследование и судебное разбирательство производятся в порядке, установленном УПК. В случае совершения на территории иностранного государства преступления лицом, имеющим российское гражданство, возвратившимся в Российскую Федерацию до возбуждения в отношении его уголовного преследования по месту совершения преступления, уголовное дело при наличии оснований, предусмотренных статьей 12 УК РФ, может быть возбуждено и расследовано по материалам, представленным соответствующим компетентным органом иностранного государства в Генеральную прокуратуру РФ (ст. 459 УПК).

Международные договоры РФ подробно регламентируют различные аспекты преследования по просьбе иностранного государства. Договоры определяют условия, при которых возможно возбуждение преследования, устанавливают реквизиты документов, необходимых для принятия решения о возбуждении дела, основания отказа в удовлетворении просьбы.

Вызов свидетеля, потерпевшего, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей, находящихся за пределами территории Российской Федерации. На основании ст. 456 УПК свидетель, потерпевший, эксперт, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, находящиеся за пределами территории России, могут быть с их согласия вызваны должностным лицом, в производстве которого находится уголовное дело, для производства процессуальных действий на территории РФ. Запрос о вызове направляется в порядке, установленном статьей 453 УПК. Процессуальные действия с участием явившихся по вызову лиц, производятся в порядке, установленном УПК. Явившиеся по вызову лица не могут быть на территории России привлечены в качестве обвиняемых, взяты под стражу или подвергнуты другим ограничениям личной свободы за деяния или на основании приговоров, которые имели место до пересечения указанными лицами Государственной границы РФ. Действие иммунитета прекращается, если явившееся по вызову лицо, имея возможность покинуть территорию РФ до истечения непрерывного срока в 15 суток с момента, когда его присутствие более не требуется должностному лицу, вызвавшему его, продолжает оставаться на этой территории или после отъезда возвращается в Россию.

Лицо, находящееся под стражей на территории иностранного государства, вызывается при условии, что это лицо временно передается на территорию РФ компетентным органом или должностным лицом иностранного государства для совершения действий, указанных в запросе о вызове. Такое лицо продолжает оставаться под стражей на все время пребывания его на территории России, причем основанием содержания его под стражей служит соответствующее решение компетентного органа иностранного государства. Это лицо должно быть возвращено на территорию соответствующего иностранного государства в сроки, указанные в ответе на запрос. Условия передачи или отказа в ней определяются международными договорами РФ (см., например, ст. 13 Договора между РФ и США 1999 г.) или письменными обязательствами на основе принципа взаимности.

Некоторые международные договоры РФ (ст. 12 Договора между РФ и Литовской Республикой 1992 г., ст. 8 Договора между РФ и Монголией 1999 г.) предусматривают дополнительные гарантии иностранным участникам процесса.

 

2. Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора

 

Правовое регулирование выдачи лица из Российской Федерации и выдачи в Российскую Федерацию различается.

Юридическим основанием направления иностранному государству запроса о выдаче лица для уголовного преследования или исполнения приговора является международный договор РФ или письменное обязательство Генерального прокурора РФ выдавать в будущем на основе принципа взаимности этому государству лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом направление запроса о выдаче лица на основе принципа взаимности осуществляется, если в соответствии с законодательством обоих государств деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, является уголовно наказуемым и за его совершение либо предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание – в случае выдачи для уголовного преследования, либо лицо осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев – в случае выдачи для исполнения приговора (ст. 460 УПК).

В соответствии с международными договорами РФ выдача для приведения приговора в исполнение производится за деяния, которые в соответствии с законодательством запрашивающей и запрашиваемой сторон являются наказуемыми и за совершение которых лицо, выдача которого требуется, было приговорено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию (ст. 56 Минской Конвенции 1993 г., ст. 61 Договора между РФ и Республикой Молдова 1993 г. и др.). В ст. 2 Договора между РФ и КНР о выдаче 1995 г. зафиксировано дополнительное условие: выдача может иметь место только при условии, когда до истечения назначенного срока остается не менее 6 месяцев.

Российская Федерация в соответствии с международным договором или на основе принципа взаимности может выдать иностранному государству иностранного гражданина или лицо без гражданства, находящихся на территории России, для уголовного преследования или исполнения приговора за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по законодательству обоих государств (ст. 462 УПК).

Выдача лица иностранному государству может быть произведена в случаях:

если уголовный закон предусматривает за совершение этих деяний наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание, когда выдача лица производится для уголовного преследования;

если лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию;

когда иностранное государство, направившее запрос, может гарантировать, что лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию данного государства, а также не будет выслано, передано либо выдано третьему государству без согласия России.

Орган, принимающий решение о выдаче. В Российской Федерации решение о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, находящихся на территории России, обвиняемых в совершении преступления или осужденных судом иностранного государства, принимается Генеральным прокурором РФ или его заместителем.

Реквизиты запроса о выдаче. Запрос о выдаче должен содержать:

наименование и адрес запрашивающего органа;

полное имя лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, дату его рождения, данные о гражданстве, месте жительства или месте пребывания и другие данные о его личности, а также по возможности описание внешности, фотографию и другие материалы, позволяющие идентифицировать личность;

изложение фактических обстоятельств и правовую квалификацию деяния, совершенного лицом, в отношении которого направлен запрос о выдаче, включая сведения о размере причиненного им ущерба, с приведением текста закона, предусматривающего ответственность за это деяние, и обязательным указанием санкций;

сведения о месте и времени вынесения приговора, вступившего в законную силу, либо постановления о привлечении в качестве обвиняемого с приложением заверенных копий соответствующих документов (ч. 4 ст. 460 УПК).

Международные договоры РФ (ст. 9 Договора между РФ и Индией о выдаче 1998 г. и др.) могут устанавливать дополнительные требования к реквизитам о выдаче.

К запросу о выдаче для уголовного преследования должна быть приложена заверенная копия постановления судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу. К запросу о выдаче для исполнения приговора должны быть приложены заверенная копия вступившего в законную силу приговора и справка о неотбытом сроке наказания (ст. 460 УПК).

Отказ в выдаче. УПК содержит как абсолютные, так и относительные основания отказа в выдаче.

Выдача лица не допускается, если:

лицо, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, является гражданином РФ;

лицу, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, предоставлено убежище в РФ в связи с возможностью преследований в данном государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям;

в отношении указанного в запросе лица на территории Российской Федерации за то же самое деяние вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу;

в соответствии с законодательством РФ уголовное дело не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения сроков давности или по иному законному основанию;

имеется вступившее в законную силу решение суда РФ о наличии препятствий для выдачи данного лица в соответствии с законодательством и международными договорами РФ (ч. 1 ст. 464).

Международные договоры РФ могут предусматривать и иные основания отказа в выдаче. Так, по Европейской конвенции о выдаче 1957 г. выдача не осуществляется за политические (ст. 3) и воинские преступления (ст. 4). Согласно ст. 62 Договора между РФ и Азербайджанской Республикой 1992 г., ст. 62 Договора между РФ и Республикой Кыргызстан 1992 г., выдача не производится, если преступление в соответствии с законодательством запрашивающей или запрашиваемой сторон преследуется в порядке частного обвинения.

В выдаче лица может быть отказано, если:

деяние, послужившее основанием для запроса о выдаче, не является по уголовному закону преступлением;

деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, совершено на территории РФ или против интересов РФ за пределами ее территории;

за то же самое деяние в Российской Федерации осуществляется уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче;

уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, возбуждается в порядке частного обвинения (ч. 2 ст. 464 УПК).

Международные договоры РФ устанавливают дополнительные основания отказа в выдаче. В частности, по Европейской конвенции о выдаче 1957 г. выдача также может не осуществляться за фискальные преступления (ст. 5). Кроме того, Российская Федерация оставила "за собой право не выдавать лиц, выдача которых может нанести ущерб ее суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам".

Право на обжалование в суд решения о выдаче. Впервые в РФ норма об обжаловании в суд решения о выдаче была закреплена в ст. 4 ФЗ "О ратификации Европейской конвенции о выдаче, Дополнительного протокола и Второго Дополнительного протокола к ней" 1999 г. Однако указанная норма не решила всех проблем: право на судебное обжалование решения о выдаче было зафиксировано лишь в отношении одной Европейской конвенции.

Решение о выдаче может быть обжаловано лицом, в отношении которого принято это решение, или его защитником в суд субъекта федерации в течение 10 суток с момента получения уведомления. Проверка законности и обоснованности решения о выдаче лица производится в течение одного месяца со дня получения жалобы судом, состоящим из трех судей, в открытом судебном заседании с участием прокурора, лица, в отношении которого принято решение о выдаче, и его защитника, если он участвует в уголовном деле. В начале заседания председательствующий объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, разъясняет присутствующим их права, обязанности и ответственность. Затем заявитель и (или) его защитник обосновывают жалобу, после чего слово предоставляется прокурору. В ходе судебного рассмотрения суд не обсуждает вопросы виновности лица, принесшего жалобу, ограничиваясь проверкой соответствия решения о выдаче данного лица законодательству и международным договорам РФ (ст. 463 УПК).

В результате проверки суд выносит одно из следующих определений:

1) о признании решения о выдаче лица незаконным или необоснованным и его отмене;

2) об оставлении жалобы без удовлетворения.

Определение суда об удовлетворении жалобы или отказе в этом может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд РФ в течение 7 суток со дня его вынесения.

Введение в УПК процедуры обжалования решения о выдаче свидетельствует о дальнейшей демократизации российского уголовного судопроизводства.

Избрание меры пресечения для обеспечения выдачи лица. При получении от иностранного государства запроса о выдаче лица Генеральный прокурор РФ или его заместитель решает вопрос о необходимости избрания меры пресечения лицу, в отношении которого направлен запрос о выдаче, для обеспечения возможности выдачи лица в порядке, установленном УПК. Если к запросу о выдаче лица прилагается решение судебного органа иностранного государства о заключении лица под стражу, то Генеральный прокурор РФ или его заместитель вправе избрать в отношении этого лица меру пресечения в виде домашнего ареста или заключения под стражу без подтверждения этого решения судом РФ. При этом срок содержания лица под стражей не может превышать предельный срок, предусмотренный для данного вида преступления статьей 109 УПК. Генеральный прокурор РФ или его заместитель незамедлительно уведомляет компетентный орган иностранного государства, направивший запрос о выдаче лица (ст. 466 УПК).

Международное право регламентирует два вида взятия лица под стражу в целях выдачи: для привлечения к уголовной ответственности и для исполнения приговора. Международные договоры РФ определяют условия, при которых производится заключение под стражу, устанавливают реквизиты документов, необходимых для принятия решения об аресте лица, сроки задержания, порядок освобождения лица из-под стражи и т. д.

Передача выдаваемого лица. Российская Федерация должна уведомить иностранное государство о месте и времени передачи. Если подлежащее передаче лицо не будет принято в течение пятнадцати суток со дня, установленного для передачи, оно освобождается из-под стражи. Указанный срок может быть продлен не более, чем на пятнадцать суток, Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем по обоснованному ходатайству иностранного государства (ст. 467 УПК). Такое решение вопроса позволит снять проблему несоблюдения сроков содержания под стражей.

При передаче выдаваемого лица соответствующему компетентному органу иностранного государства могут быть переданы предметы, являющиеся орудиями преступления, а также предметы, несущие на себе следы преступления или добытые преступным путем (ст. 468 УПК).

Международные договоры РФ (ст. 67 Минской Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.) устанавливают сходные правила в отношении передачи выдаваемых лиц. На основании ст. 1 Соглашения о порядке передачи и транзитной перевозки лиц, взятых под стражу, 1994 г. стороны обязуются "обеспечивать охрану, конвоирование и этапирование взятых под стражу лиц до передачи их представителям запрашивающей Стороны. Запрашивающая Сторона обязуется в течение суток подтвердить получение уведомления о задержании или взятии под стражу разыскиваемого лица и в десятидневный срок после получения разрешения на выдачу подтвердить готовность принять его у запрашиваемой Стороны с указанием места и времени передачи".

Пределы уголовного преследования выданного лица. Лицо, выданное иностранным государством, не может быть привлечено в качестве обвиняемого, подвергнуто наказанию без согласия государства, его выдавшего, а также передано третьему государству за преступление, не указанное в запросе о выдаче. Согласия иностранного государства не требуется, если:

1) выданное им лицо в течение 44 суток со дня окончания уголовного производства, отбытия наказания или освобождения от него по любому законному основанию не покинуло территорию РФ. В этот срок не засчитывается время, когда выданное лицо не могло не по своей вине покинуть территорию Российской Федерации;

2) выданное лицо покинуло территорию России, но затем добровольно возвратилось в РФ (ст. 461 УПК).

Выдача за совершение нескольких преступлений. Иногда требования о выдаче касаются нескольких деяний, каждое из которых является уголовно наказуемым, но при этом некоторые из них не подпадают под категорию "преступлений, влекущих выдачу". В этом случае выдача и привлечение к ответственности производятся лишь за те преступления, которые влекут выдачу.

Некоторые международные соглашения РФ закрепляют специальные положения на этот счет. Так, по ст. 2 Европейской конвенции о выдаче 1957 г. "если запрос о выдаче включает ряд отдельных преступлений, каждое из которых наказуемо в соответствии с законодательством запрашивающей Стороны и запрашиваемой Стороны лишением свободы или подпадает под постановление о задержании, однако некоторые из которых не отвечают условию в отношении срока наказания, которое может быть установлено, запрашиваемая Сторона также имеет право осуществить выдачу за остальные преступления". В данном случае речь идет о заранее полученном разрешении на привлечение к уголовной ответственности за деяние, за которое лицо не было выдано.

Отсрочка выдачи и выдача лица на время. В случае, когда иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которого поступил запрос о выдаче, подвергается уголовному преследованию или отбывает наказание за другое преступление на территории Российской Федерации, его выдача может быть отсрочена до прекращения уголовного преследования, освобождения от наказания по любому законному основанию либо до исполнения приговора. Если отсрочка выдачи может повлечь за собой истечение срока давности уголовного преследования или причинить ущерб расследованию преступления, то запрашиваемое к выдаче лицо может быть выдано на время при наличии обязательства соблюдать условия, установленные Генеральным прокурором РФ или его заместителем (ст. 465 УПК).

В некоторых международных договорах указанные положения закреплены в несколько ином варианте. Так, по Договору между СССР и ЧССР 1982 г. (ст. 74) выдача может быть отсрочена "до прекращения уголовного преследования, приведения приговора в исполнение или до освобождения от наказания".

Выдача на время. Если отсрочка выдачи может повлечь за собой истечение срока давности уголовного преследования или причинить ущерб расследованию преступления, то запрашиваемое к выдаче лицо может быть выдано на время при наличии обязательства соблюдать условия, установленные Генеральным прокурором РФ или его заместителем (ч. 2 ст. 465 УПК). Помимо этого международные договоры РФ предусматривают еще один вариант выдачи на время – выдача для допроса в качестве свидетелей, потерпевших и других лиц, находящихся под стражей на территории другого государства.

 

3. Передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является

На основании Конституции РФ (ч. 2 ст. 63) передача осужденных для отбывания наказания осуществляется "на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации".

Юридическое основание для передачи. Основаниями передачи являются международный договор РФ либо письменное соглашение Генерального прокурора РФ с компетентными органами и должностными лицами иностранного государства на основе принципа взаимности (ст. 469 УПК).

Условия, при которых возможна передача. Передача лица, осужденного в Российской Федерации, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, допускается до отбытия им наказания в виде лишения свободы после вступления приговора в законную силу (ст. 470 УПК).

Кто может быть передан для отбывания наказания. Передаваться могут только граждане государств-участников соглашений. По некоторым договорам, в которых участвует РФ, передаются "и иные лица, имеющие постоянное место жительства на территории этого государства" (ст. 1 Договора между СССР и Финляндской Республикой 1990 г., ст. 1 Договора между РФ и Азербайджанской Республикой 1994 г., ст. 1 Договора между РФ и Туркменистаном 1995 г., ст. 2 Конвенции 1998 г., ст. 64 Договора между РФ и Республикой Куба 2000 г.).

Основания отказа в передаче. В передаче осужденного может быть отказано в случаях, если:

1) ни одно из деяний, за которое лицо осуждено, не признается преступлением по законодательству государства, гражданином которого является осужденный;

2) наказание не может быть исполнено в иностранном государстве вследствие истечения сроков давности или по иному основанию, предусмотренному законодательством этого государства;

3) от осужденного или от иностранного государства не получены гарантии исполнения приговора в части гражданского иска;

4) не достигнуто согласие о передаче осужденного на условиях, предусмотренных международными договорами РФ;

5) осужденный имеет постоянное место жительства в РФ (ст. 471 УПК).

Международные договоры РФ могут устанавливать дополнительные случаи отказа. Так, по ст. 6 Конвенции 1998 г. в передаче осужденного может быть отказано также, если им не возмещен ущерб, нанесенный преступлением.

Обязанность государства вынесения приговора разъяснить осужденному его право на обращение с ходатайством о передаче. Обязанность суда, вынесшего приговор, разъяснить осужденному его право на обращение с ходатайством о передаче, не закреплена в УПК; она вытекает из международных обязательств РФ (ст. 5 Конвенции 1978 г., ст. 4 Договора с Финляндией, ст. 3 Договора с Латвией, ст. 2 Договора с Азербайджаном, ст. 2 Договора с Туркменистаном, ст. 2 Договора с Грузией, ст. 6 Конвенции 1998 г.).

Кто имеет право обратиться с ходатайством. По УПК (ч. 1 ст. 470) ходатайствовать о передаче могут: осужденный или его представитель. По некоторым международным договорам таким правом обладают также близкие родственники осужденного.

Порядок рассмотрения ходатайства о передаче. Согласно ч. 1 ст. 472 УПК ходатайство российского гражданина, осужденного к лишению свободы судом иностранного государства, либо его представителя об отбывании наказания в РФ рассматривается Генеральным прокурором РФ или его заместителем.

Перечень документов, прилагаемых к просьбе о передаче. УПК не закрепляет перечень документов, которые необходимо прилагать к просьбе о передаче.

Минимальный перечень сведений, предусматриваемый международными договорами РФ, следующий: документ о гражданстве осужденного или его постоянном месте жительства; удостоверенные копии приговора и всех имеющихся по делу судебных решений, документы о вступлении приговора в законную силу; документ о части наказания, отбытой осужденным, и той части наказания, которая подлежит дальнейшему отбыванию; документ об исполнении дополнительного наказания, если оно было назначено; текст статей уголовного закона, на основании которого лицо осуждено; сведения о состоянии здоровья и особенностях поведения осужденного; сведения об ущербе и его возмещении; иные документы, если это сочтет необходимым государство вынесения приговора.

Порядок рассмотрения просьбы о передаче. В случае, если Генеральный прокурор РФ или его заместитель придет к заключению о том, что ходатайство подлежит удовлетворению, он вносит соответствующее представление в суд субъекта Российской Федерации по месту постоянного жительства осужденного до его выезда из России. При отсутствии у осужденного постоянного места жительства представление вносится в Верховный Суд РФ (ст. 472 УПК).

Порядок разрешения судом вопросов, связанных с исполнением приговора суда иностранного государства. Представление Генерального прокурора РФ или его заместителя рассматривается коллегией из трех судей суда субъекта федерации в закрытом судебном заседании с участием прокурора в порядке и сроки, установленные УПК для разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора. Если суд придет к выводу, что представление не соответствует законодательству и договорам РФ, он выносит определение об отказе в удовлетворении представления. Во всех остальных случаях суд выносит определение об исполнении приговора суда иностранного государства. В определении указываются:

наименование суда иностранного государства, дата и место постановления приговора;

сведения о последнем месте жительства осужденного в РФ, месте его работы и роде занятий до осуждения;

квалификация преступления, в совершении которого гражданин признан виновным, и на основании какого уголовного закона он осужден;

уголовный закон, предусматривающий ответственность за преступление, совершенное осужденным;

вид и срок наказания (основного и дополнительного), срок начала и окончания наказания, которое осужденный должен отбыть в Российской Федерации, вид исправительного учреждения, порядок возмещения вреда по гражданскому иску (ст. 473 УПК).

Если по уголовному закону за данное преступление предельный срок лишения свободы меньше, чем назначенный по приговору суда иностранного государства, то суд определяет максимальный срок лишения свободы за совершение данного преступления, предусмотренный УК РФ. Если лишение свободы не предусмотрено в качестве наказания, то суд определяет наказание, наиболее соответствующее наказанию, назначенному по приговору суда иностранного государства, но в пределах наказания, установленного УК РФ за данное преступление.

Если приговор суда иностранного государства относится к двум или нескольким деяниям, не все из которых являются преступлениями в Российской Федерации, то суд определяет, какая часть наказания, назначенного по приговору суда иностранного государства, применяется к деянию, являющемуся преступлением.

Определение суда вступает в силу с момента его вынесения и направляется в Генеральную прокуратуру РФ для обеспечения исполнения. Определение может быть обжаловано в кассационном порядке.

 

Заключение.

Правовая помощь по уголовным делам иным государствам включает в себя целый комплекс составляющих (юридические основания, порядок взаимодействия правоохранительных органов, реквизиты поручения, процедуру его исполнения и т. д.), при наличии которых то или иное действие подпадает под это понятие.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социально-медицинские проблемы организации социальной работы с психоневрологическими больными | Пример 2
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.