Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цивилизованное лоббирование

Небольшой экскурс в историю понятия “лоббирование” поможет нам понять сущность явления. Английское слово “lobby” означает “коридор”, “кулуары”. Существует легенда о традиции, бытовавшей “при дворе” Президента США У.С.Гранта (1869-1877 гг.): его команда устраивала в вестибюле одной из гостиниц неформальные встречи с заинтересованными людьми. Порой их просьбы сопровождались вознаграждениями. Якобы отсюда берет начало современное понимание слова “лоббирование”. Встречаются в литературе и другие подобные примеры из истории. Как бы то ни было, у истоков этого явления – определенное воздействие на власть, происходящее не официально и не публично.

Стремление воздействовать на власть появилось вместе с самой властью, его можно считать естественным и закономерным. Ведь власть всегда выражает интересы определенных, порой крайне узких групп людей. Другие группы граждан ищут и находят способы как-то отстоять свои интересы. Поэтому лоббизм – явление объективного порядка, оно существовало и будет существовать как одна из форм общественных отношений.

Обратимся к современному пониманию лоббизма и его роли в жизни общества. Основная функция лоббизма заключается в том, чтобы служить эффективным каналом связей между обществом, его влиятельными силами (с одной стороны) и – государством, его институтами (с другой стороны). Лоббизм является важной частью политической системы. В демократическом обществе существуют две формы представительства: партийно-парламентское и функциональное. Партийно-парламентское представительство реализуется через выборы и на территориальной основе. Функциональное представительство – это разветвленная сеть консультативных органов, через которые осуществляется взаимодействие государственных структур с общественными, экспертными организациями. Это необходимо для более взвешенного принятия решений, чтобы они учитывали интересы большего числа граждан. Лоббизм является одним из звеньев этой системы, то есть одной из форм функционального представительства. Лоббизм повышает степень информированности государственных органов о происходящих в обществе процессах. Но все это при условии, что лоббирование осуществляется цивилизованно.

Наиболее зрелая система лоббизма сложилась в США. Здесь достаточно своевременно осознали: лоббирование – явление опасное, когда оно осуществляется “под ковром”, скрыто от глаз общественности, и его решили легализовать и поставить в законные рамки. С 1907 года в США принимаются и совершенствуются законодательные акты, регулирующие и регламентирующие лоббирование.

В США предусмотрена обязательная регистрация лоббистов и их ежегодная отчетность. Лоббирование в США превратилось в большой бизнес, затраты на который измеряются сотнями миллионов долларов. Число лоббистов, зарегистрированных в сенате, на 1990 год составило 33000. Многие крупные компании имеют в своих штатах лоббистов. Около 800 юридических, консалтинговых фирм также официально занимаются лоббированием. Помимо официально зарегистрированных, деятельность других структур (защищающих частные интересы) в сфере лоббирования запрещена.

Законодательство США определяет рамки деятельности лоббистов. Они детально прописаны. Например, чиновники могут принимать подарки стоимостью не выше 50 долларов, депутаты – не выше 100 долларов. Нарушение строго карается.

Несмотря на развитую систему законных норм и контроля за ними, коррупция и подкуп должностных лиц в США не изжиты. Периодически возникают громкие скандалы. Не случайно многие специалисты скептически относятся к попыткам регламентации лоббистской деятельности, считая, что таким образом затрагивается лишь верхушка «айсберга». Однако по мере усиления лоббизма разработка и принятие норм, ставящих его в жесткие правовые и процессуальные рамки, становится одной из приоритетных сфер деятельности законодателей. Общество стремится совершенствовать механизмы защиты от негативных форм лоббирования, и они срабатывают.

Итак, что же такое лоббирование? “Это специализированная часть паблик рилейшнз, которая строит и поддерживает отношения с правительством, в первую очередь, для влияния на законодательство и применение законов”, так определяют американские классики PR это явление (Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз, или Как успешно управлять общественным мнением. –М.:Центр, 1998, с. 206).

Это определенное воздействие на власть в интересах определенных групп.

Важнейшие уточнения:

1) цивилизованное лоббирование допускается только на законодательную и представительную власть. Воздействие на исполнительную власть считается криминалом. Совершенно недопустимо лоббирование на судебную власть;

2) цивилизованное лоббирование осуществляется от имени (в интересах) определенных групп граждан; лоббирование интересов частного лица или отдельной фирмы является криминалом.

Если вникнуть в суть механизмов цивилизованного лоббирования, мы увидим: это способ застраховать власть от ошибочных решений. Ведь чем больше будут учтены пожелания большего числа граждан, тем оптимальнее будут принятые решения.

Так, в ФРГ лоббирование осуществляется через “группы интересов”, создаваемые на региональном уровне, и различные совещательные комитеты и комиссии при федеральных ведомствах. Наиболее сильными в ФРГ являются аграрное, химическое, автомобильное лобби, а также ВПК и профсоюз государственных служащих. Активно использует совещательные органы при министерствах правительство Японии.

Что же происходит с лоббированием в России?

В конце 1995 года Государственная Дума не приняла в первом чтении проект закона, его полное название – “О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти”. На основе текста одного из проектов закона о лоббизме дадим некоторые разъяснения по характеру этой деятельности. Проект подготовлен с учетом мировой практики цивилизованного лоббирования.

Если переложить на русский язык иностранный термин “лоббист”, то, наверное, получится «толкач». Кто сможет претендовать на почетное звание российского лоббиста? Проект закона популярно объясняет: это гражданин Российской Федерации, осуществляющий как безвозмездно, так и за денежное или иное вознаграждение лоббистскую деятельность в интересах клиентов. Лоббист должен зарегистрироваться и получить лицензию на право занятия лоббистской деятельностью. Эта деятельность расшифровывается как “взаимодействие юридических и физических лиц с федеральными органами государственной власти с целью оказания влияния на разработку и принятие указанными органами законодательных актов, административных, политических и иных решений в своих интересах или в интересах конкретных клиентов”.

Лоббист снабжает органы власти информацией, участвует в работе комитетов, фракций и депутатских групп Федерального Собрания, структур исполнительной власти. Ему дано право устанавливать “устные, письменные, телефонные, электронные и иные контакты с депутатами и должностными лицами федеральных органов государственной власти в целях продвижения своих интересов или интересов своих клиентов”.

Лоббист – действительно звучит гордо, потому что по проекту закона труженикам этой благородной профессии “гарантируется допуск в Федеральное Собрание РФ и его структурные подразделения, а также в федеральные органы исполнительной власти РФ и соответствующие департаменты”.

Лоббист – законопослушный человек, он должен будет предоставлять в министерство юстиции отчет со сведениями о клиентах, на которых он работал, деньгах, им полученных, и деньгах, им израсходованных, и, конечно, о достигнутых результатах.

Проект закона предусматривает поддержку российских профессионалов: зарубежным лоббистам на нашей территории работать будет запрещено, поэтому все иностранные предприятия будут вынуждены нанимать российских “толкачей”.

Как говорится в пояснительной записке к проекту закона, это “законодательство о границе между обществом и властью, основным предметом которого является взаимодействие общества и власти”.

О чем свидетельствует «замораживание» принятия законодательства о лоббистской деятельности нашим парламентом? Прежде всего о том, что и в начале XXI века в российской законодательной власти были еще сильные группы, не заинтересованные в легализации лоббирования. Можно сказать, «лобби против цивилизованного лоббизма» оказалось сильнее. Хотя многие депутаты Госдумы фактически стали лоббистами. Само по себе это не является криминалом. Плохо, когда все делается нелегитимно, негласно. Поэтому “лоббист” в России – слово почти ругательное. Между тем, общество вправе знать – кто из депутатов чьи интересы (и почему) отстаивает. Пока у нас не поставлено под контроль давление на исполнительную и судебную власти.

Между тем, механизмы цивилизованного лоббирования, несмотря на запаздывание правового обеспечения, в России формируются. Особенно характерны эти процессы в регионах. Еще в середине 90-х годов большой редкостью были союзы и ассоциации, создаваемые по профессиональному признаку (не будем путать с профсоюзами: они выражают интересы наемных работников, а мы ведем речь об объединениях работодателей и представителей независимых профессий). Сегодня во многих регионах существуют союзы предпринимателей, коммерсантов, строителей и т.д.

Объединение с подобными себе и создание легитимной площадки для формулирования и предъявления своих интересов – первый шаг к грамотному лоббированию своих интересов.

Следующий этап – выработка единых предложений, требований к власти, их продвижение.

Более зрелая стадия – “выращивание” своих политиков, продвижение их во власть.

В качестве вывода мы можем отметить, что цивилизованное лоббирование – сфера высоко квалифицированных, компетентных и хорошо знающих “коридоры власти” людей.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
PR-технологии в избирательных кампаниях | Проблемы имиджа страны
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2131; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.