Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пути совершенствования опыта. Идеи социальной реконструкции




а) Согласно Дьюи основная задача философии не в том, чтобы,
правильно используя опыт, добиваться единичных целей, а
в том, чтобы с помощью философии преобразовать сам опыт, систематически совершенствовать опыт во всех сферах человеческой жизни.

б) Поскольку значительная доля опыта (исключая узкопрофессиональный, спиритический и др.) накапливается при взаимодействии индивида с обществом и внутри общества, то важнейшим условием совершенствования опыта является совершенствование самого общества -
социальная реконструкция. Социальная реконструкция включает в себя: совершенствование отношений, что подразумевает наделение собственностью как можно большего числа людей, расщепление собственности между собственниками, с одной стороны, и ее максимальное объединение для производственно-хозяйственных целей, с другой стороны
(фактически речь идет об акционировании собственности); через акционирование и иное совершенствование отношений собственности - приближение человека к результатам своего труда, сокращение паразитирующей
прослойки, присваивающей часть результатов труда (крупные единоличные собственники, работодатели, монополисты и др.); более справедливое распределение произведенных материальных благ; борьбу с бедностью,
постоянную заботу государства об улучшении благосостояния граждан; обеспечение прав человека и совершенствование демократического государственного устройства; наведение порядка в обществе,
совершенствование, профессионализацию управления во всех сферах человеческой жизни и деятельности; сглаживание внутренних и международных конфликтов.

в)Другим ключевым средством совершенствования опыта помимо социальной реконструкции Дьюи считает применение к опыту глубоко разработанных научных методов «высоких технологий». Дьюи обращает внимание, что человечество достигло высочайших результатов во всех сферах жизни (особенно в науке и технике - то есть совершило научно-техническую революцию) благодаря разработке и внедрению в производство новейших научных методов, «высоких технологий», в то время как ни научные методы, ни высокие технологии абсолютно не применяются к управлению обществом, морали, опыту. Следовательно, опыт можно преобразовать, используя совершенные научные методы и высокие технологии, причем внедрять данные методы и технологии необходимо прежде всего в образовании (начальном-, среднем, высшем) и через образование.

г) Третий важнейший путь реконструкции опыта -совершенствование мышления (также на основе научных методов).

5) Учение Дж. Дьюи о научном методе. Поскольку согласно Дьюи основная задача философии заключается в том, чтобы совершенствовать опыт путем применения к нему новейших научных методов, возникает вопрос о самом научном методе: что такое научный метод? каковы его основные характеристики?. Учение о методе занимает значительное место в философии Дьюи. а) По Дьюи:

- метод - порядок (процесс) приобретения знания и дальнейшего функционирования приобретенного знания в ходе человеческого опыта;

- основная задача науки и научного метода - оптимальное
достижение человеком своих целей;

от того, насколько способствует научный метод достижению целей, зависит его истинность; то есть метод, при использовании которого цель достигнута, - истинный
(правильный); а тот метод, который не ведет к цели или
усложняет ее достижение, - ложный; следовательно, научный метод является инструментом успешной человеческой деятельности, достижения целей.

Данный подход к методу как средству достижения цели получил

название инструментализма.

б) Исходя из идей инструментализма и диалектики, Дьюи делает ряд выводов: не может быть «метола вообще» (либо методы, не направленные на практический результат, не заслуживают внимания); существуют конкретные методы для достижения конкретных целей; следовательно,
необходимо выявить конкретный механизм действия метода.

в) Для поиска конкретного механизма действия метода. Д. Дьюи выводит учение о проблематической ситуации и путях ее разрешения, суть которого в следующем:

- потребность в методе (как в опыте) возникает при наличии актуального (действительного) сомнения, которое мешает дальнейшим действиям;

- данное актуальное сомнение порождает «проблематическую ситуацию» -конкретную (любую) жизненную ситуацию, которую необходимо решить с помощью конкретных шагов;

- решение проблематической ситуации зачастую связано с выбором альтернатив (в решениях и поступках);

- цель научного метода - превратить проблематическую ситуацию в решенную ситуацию;

- действие научного метода осуществляется в процессе
преобразования проблематической ситуации в решенную;

Следовательно, научным методом (конкретным воплощением его действия) являются конкретные шаги по превращению проблематической ситуации в решенную.

г) Джон Дьюи выделяет следующие конкретные шаги (этапы преобразования проблематической ситуации в решенную):

- ощущение затруднения, препятствия (зачастую тревожное, не имеющее четкого объяснения) - в данном случае необходимо: выяснить источник подобного ощущения;

- осознать проблему; четко сформулировать, в чем заключается проблема;

- после того как имеющаяся проблема четко сформулирована, неопределенная ситуация превращается в проблематическую; на данном этапе необходимо: четко поставить конечную цель;

- осознать возможные трудности;

- выдвижение гипотезы (решение последовательности действий), которая приведет к решению проблемы, устранению проблематической ситуации;

- критический анализ гипотезы;

- теоретическое моделирование (предвидение, основанное на опыте) действия гипотезы на каждом этапе решения поставленной цели;

- принятие окончательного решения, воплощение смоделированной гипотезы в жизнь, решение проблематической ситуации, экспериментальная проверка примененной гипотезы на истинность (при
достижении результата) либо ложность (при недостижении результата).

д) Д. Дьюи выделяет признаки, которым должен соответствовать научный метод:

способность к самоисправлению (в зависимости от вновь приобретенного опыта, как положительного, так и отрицательного);

- способность к действию (применемыи научный метод
должен не только отражать окружающую действительность, но и действовать в любой ситуации);

- истинность (только те методы, которые привели к достижению цели, истинны и заслуживают их дальнейшего применения).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.