Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 33. Возникновение и сущность коучинга. Сравнительная характеристика наставничества и коучинга

Возникновение коучинга

Т. Голлуэй, американский автор книги «Играя в теннис внутри себя» (Inner Game of Tennis; Gallwey, 1974), оказал огромное влияние на процесс возникновения профессии коуча в менеджменте Британии. Одна из основных ее идей состоит в том, что всем великим теннисистам был необходим тренер, обеспечивающий высокий уровень их подготовки и результатов. Эту идею было несложно связать с управлением стандартами и навыками деятельности профессионалов.

Подход Голлуэя, согласно которому «Успех в профессиональной деятельности = Потенциал — Помехи», ориентировал на то, что задачей деятельности коуча в первую очередь является освобождение самопознания и потенциалов, скрытых в каждом работнике. Ключ к решению этой задачи — развитие самосознания и чувства ответственности у человека, занятого профессиональной деятельностью.

Неоспорим тот факт, что именно известные спортивные тренеры превратились в идейных вдохновителей управленческого коучинга, став наиболее заметной группой, формировавшей начальную идеологическую базу и методы приложения коучинга к профессиональной трудовой деятельности.

При этом ключевыми навыками коуча являются обыкновенное умение задавать вопросы и обеспечивать обратную связь, а также использовать методику GROW. Важно то, что руководящие работники должны быть главными потребителями коучинговых мероприятий, поскольку это обеспечивает несомненный успех группы.

Однако Дж. Уитмор в книге «Обучение совершенству» (Coaching for Performance; Whitmore, 1997) отмечает ряд препятствий, связанных с тем, что набор навыков, необходимых для достижения успеха в спорте, гораздо более узок, чем набор навыков, требующихся для успешного управления, к примеру, перегруженным центром обработки телефонных заказов, крупным госпиталем или фармацевтическим заводом. Таким образом, эффективные подходы и техники подготовки людей не так уж легко переносить из одной сферы деятельности в другую.

Другим препятствием является различие в мотивациях спортсменов, целью которых служит сочетание получения удовольствия с достижением компетентности и совершенства в определенном виде спорта, и профессионалов, мотивы многих, если не большинства, из.которых представляют собой смесь нежелания обучаться, тревоги, страха и сопротивления изменениям. Поэтому, исключая людей, самостоятельно и естественным путем достигших успеха, применение методов спортивного коучинга часто приводит к незначительным реальным изменениям поведения и деятельности работников. Большинство людей не стремятся стать олимпийскими чемпионами в рамках своей трудовой деятельности.

Несмотря на эти препятствия, данный подход к коучингу в профессиональной деятельности продолжает приносить плоды, удовлетворяющие представителей определенного сегмента рынка.

 

Сущность и виды коучинга

Коучинг — это процесс, способствующий реализации обучения и развития и, следовательно, повышению компетентности и совершенствованию профессиональных навыков обучающегося.

По определению Т. Голлуэй, коучинг означает раскрытие потенциала личности для максимизации собственной производительности и эффективности.

Для достижения успеха коучу необходимо знать и понимать как процесс коучинга, так и все разнообразие стилей, навыков и техник, соответствующих тому контексту, в котором применяется процесс коучинга.

Виды коучинга для организации:

§ индивидуальный коучинг, проводимый сторонним консультантом, как правило, для менеджеров и руководящих лиц;

§ управленческий (руководящий) коучинг как управление сотрудниками, ориентированное на развитие организации, повышение эффективности исполнителей;

§ групповой коучинг, направленный на группу лиц без строгих функциональных взаимосвязей;

§ коучинг для отдельно взятого проекта, например формирование группы исполнителей;

§ системный коучинг. Аналогичен групповому, но проводится с лицами, между которыми существуют прочные системные связи (коучинг организационного развития, корпоративный) с целью упорядочить взаимодействие, вовремя прояснить острые моменты, учесть интересы организации в целом и иметь свою специфику на каждой иерархической ступеньке.

 

Коучинг и наставничество: особенности и отличия

в обучении и развитии персонала

Коучинг и наставничество становясь все более важными, многосоставными видами деятельности, играют ключевую роль в обучении и развитии персонала организаций в постоянно усложняющемся высокотехнологическом мире, профессиональной и общественной жизни.

В табл. 1 одним из наиболее активных канадских авторов, доктором Р. Карром представлен анализ ролевых сходств и различий между наставниками и коучами (Парслоу Э., Рэй М. «Коучинг в обучении. Практические методы и техники»).

Таблица 1

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 34. Типы адсорбции | Сравнительная характеристика наставничества и коучинга
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1216; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.