Наставничество
| Коучинг
|
Цель и предназначение
|
Чаще ориентировано на взаимообмен жизненным опытом, поддержку, обучение или руководство в целях личного, духовного,карьерного или жизненного роста; иногда используется для достижения стратегических бизнес-целей; содержание может быть весьма широким
| Обычно направлен на достижение результата, успеха, цели, на овладение производственными навыками, причем акцент делается на осуществление действий и поддержание изменений во времени; часто используется для улучшения навыков, необходимых для успешной деятельности в конкретной области; скорее наполнен практикой, чем теорией; в значительной степени опирается на навыки межличностного взаимодействия
|
Причина и.продолжительность контакта
|
Может происходить в естественной форме, формально или неформально; может длиться в течение всей жизни или являться частью формальной программы с регламентированными взаимными контактами, встречами и т. д.
| Часто проводится на основе потребностей, выявляемых самим клиентом; в сфере бизнеса участие работников в процессе коучинга может быть частью их обычной профессиональной деятельности
|
Форма и природа контакта
|
Исторически — индивидуальная; все чаще применяются практики взаимодействия одного наставника с группой людей, группой сверстников; используются возможности электронной почты, телефона и- видеозаписи
| Обычно индивидуальная; часто проводится по телефону и посредством электронной почты; в системах образования используется взаимный коучинг в парах
|
Навыки и жизненный опыт
|
Обычно опыт наставника богаче опыта его партнера, но может быть подобным ему или относиться к другой области; истории из жизненного опыта наставника часто рассказываются к случаю и. оказывают сильное воздействие
| Очень часто коуч занят в той же самой области, в которой работает клиент, или работал в ней ранее; жизненные истории коуча призваны вдохновить или научить
|
Необходимая для исполнения данной роли подготовка -
|
Варьирует от полного отсутствия формальной подготовки до ограниченного количества часов в формате семинарских занятий
| Часто коуч является самоучкой; сейчас становятся доступными все больше очных и дистанционных курсов
|
Сертификация.или лицензирование
|
Не требуется, но сертификаты и другие виды формального признания часто выдаются после прохождения формальных обучающих программ
| Не требуется, но профессиональные ассоциации и некоторые обучающие (тренинговые) компании предлагают системы сертификации
|
Компенсация или гонорар
|
Строго добровольно; в опубликованных руководствах возражается против любых финансовых отношений
| Чаще всего коучинг является частью роли (или же полностью ролью), предписанной должностной инструкцией; услуги частных коучей часто оплачиваются клиентом/потребителем услуг
|
Продолжение таблицы 1
|
Оценка работы и взаимные соглашения
|
Исследовательская сторона очень умеренна; приветствуются и чаще всего используются эпизодические отчеты и личные переживания; высокая степень согласованности принципов программы
| Обеспечивается потребителем; минимальный исследовательский компонент; благодарственные письма клиентов — наиболее распространенный способ определения эффекта программы; высокая согласованность принципов и применяемых методов
|
Обучение и обратная связь
|
Зависит от развития отношений; взаимообучение со временем усиливается, но может быть минимизировано должностной иерархией; обычно все стороны извлекают для себя пользу из обратной связи
| Обычно ориентирован на клиента, и первоочередное внимание уделяется его обучению; коучи часто запрашивают обратную связь для улучшения своих собственных навыков
|
| | |