Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы ошибок

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ

 

К числу речевых ошибок относится неудачно выбранное слово, неправильно построенное предложение, искаженная морфологическая форма. В начальных классах работа над ошибками затруднена почти полным отсутствием теоретической основы: те краткие грамматические све­дения, которые предусмотрены программой начальных классов, со­вершенно недостаточны для исправления и предупреждения речевых ошибок. Для планомерной, систематической работы по совершен­ствованию речи детей необходимо знать виды наиболее типичных речевых ошибок и недочетов. Изучение таких ошибок, а также исследование причин их возникновения может послужить базой для их исправления и предупреждения.

Следует различать наряду с речевыми ошибками также неречевые: композиционные, логические и искажение фактов.

Речевые ошибки делятся на лексико-стилистические, морфолого-стилистические и синтаксико-стилистические.

На первом месте по частоте стоят словарные или, точнее, лексико-стилистические ошибки. Охарактеризуем пять наиболее типичных ошибок этой группы:

1. Повторение одних и тех же слов:

У нас есть кошка. Нашу кошку зовут Мурка. Мурка мышей не ловит, мышей у нас нет. Наша Мурка очень ласковая, все время ласкается.

Причины ошибки: во-первых, малый объем внимания учаще­гося; он забыл, что только что употребил слово, и выбирает его снова. Само же повторение вызывается тем, что это слово уже активизировано, на что указывал И.П. Павлов: «Если вы имеете для определения одного и того же предмета несколь­ко слов, у вас есть тенденция повторять то слово, которое вы только что написали или произнесли. Это происходит потому, что тонус этого слова выше и он индуцирован».

Вторая причина ошибки – бедность словаря: у пишущего или говорящего нет достаточного выбора, он не владеет синонимией, не умеет пользоваться местоимениями для замены повторяющихся слов.

Младшие школьники сравнительно легко обнаруживают и ис­правляют повторы, если они, получив соответствующие указания учителя, внимательно перечитывают свой текст.

2. Употребление слова в неточном или несвойственном ему
значении в результате непонимания значения слова или его от­тенков.

Примеры: Река покрылась модным льдом (у А.С. Пушкина:
«Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета»); В
тот день была оттепель, было 10 градусов мороза; Чапаевцы
строчили из автоматов; Мы перешли через горный курган
(нужно: хребет).

Ошибки такого типа – следствие невысокого общего речевого развития, недостаточной начитанности, бедности словаря. Они свой­ственны в первую очередь слабо развитым детям. Но есть и другие причины. Например, автоматы у чапаевцев – анахро­низм, плохое знание истории, техники. Смешение слов курган и хре­бет могло произойти потому, что слова редко употреблялись школь­никами, оказались мало активизированными и близость их зна­чений привела к смешению.

3. Нарушение общепринятой (фразеологической) сочетаемости слов: Ветер постепенно принимал силу (надо: набирал силу); Вышел красный молодец на бой со Змеем (народнопоэти­ческому языку свойственны сочетания добрый молодец и красна деви­ца); Коле выдали благодарность (надо: объявили благодарность или выдали премию). Причина ошибок – малый речевой опыт, бедность фразеологического запаса.

4. Употребление слов без учета их эмоционально-экспрес­сивной или оценочной окраски: Чапаевцы из станицы бежали к реке (лучше: отступали, отходили); Он почувствовал, что уто­пает в болоте (лучше: тонет; слово утопает уместно лишь в поэтиче­ском тексте); Уже весна хозяйничает в лесу. Деревья покры­лись клейкими листочками, зацвела черемуха. В нашей школе провели интересное мероприятиепрогулку в лес (слово мероприя­тие, уместное в деловой речи, совсем неуместно в художественном рассказе). Ошибки подобного типа связаны с недостаточным чутьем языка, с непониманием стилистических характеристик слова.

Употребление диалектных и просторечных слов и сочета­ний: Петя шел взади (т. е. сзади); Обратно пошел дождь (т. е. опять); Вперед всех к реке прибежал Вова (т. е. быстрее всех, раньше всех, первым); поклал вместо положил, здо­ровый в значении большой и т. п. Подобные слова дети употребляют под влиянием речи родителей, своего семейного речевого окружения. Устранение диалектизмов и просторечий возможно только на основе формирующегося понятия о литературном языке; младшие школьники уже могут понять, что наряду с литературным языком существуют и местные говоры.

Хотя причины лексических ошибок неодинаковы, а следова­тельно, неодинаковы и способы их исправления и разъяснения, есть общий путь их предупреждения – это создание хорошей рече­вой среды, языковой анализ читаемых и пересказываемых тек­стов, выяснение оттенков значения слов в тексте, роли и целе­сообразности именно этого, а не какого-либо другого слова в данном контексте.

К группе морфолого-стилистических ошибок отно­сится неправильное образование форм слов, неправильное слово­изменение или словообразование. Укажем четыре относительно час­тых типа ошибок этой группы:

1. В начальных классах еще встречается детское словотвор­чество. Как правило, дети создают собственные слова в соответствии со словообразовательной системой современного русского языка: На стройке работают бетонщики, штукатурщики (надо: штукатуры); приречная полоса (по аналогии с приморская, прибреж­ная); Красноармейцы кинулись потушать село (ошибка на глаголь­ное словообразование). Все эти ошибки требуют индивидуально­го разъяснения.

2. Использование диалектных или просторечных форм: «они хочут», «он хотит» вместо они хотят, он хочет; «иха мама» или «ихняя мама» вместо их мама; «выстрельнул» или «стрельнул» вместо выстрелил; «пришел без пальта» вместо пришел без пальто. Эти ошибки искореняются под влиянием общего языкового развития детей.

3. Пропуск морфем, чаще всего суффиксов (и постфиксов): «трудящие» вместо трудящиеся; «несколько раз выглядал в окно» (нужно: выглядывал). Можно указать две причины подобных оши­бок. Первая: ребенку трудно произносить слова со скоплением согласных типа трудящиеся; в устной речи школьник «те­ряет» отдельные звуки, их сочетания и даже морфемы, и это отражается в письменной речи. Следовательно, бороться с этими ошибками следует, развивая у школьников дикцию. Вторая причи­на – влияние просторечия.

4. Образование формы множественного числа тех существи­тельных, которые употребляются только в единственном числе (отвлеченные, собирательные): «У партизан не хватало оружий»; «Крышу кроют железами»; «Надо ехать без промедлений»; «съел два супа» (надо: две тарелки супу). Причина этих оши­бок — стремление младших школьников к конкретности.

Ошибки в словосочетаниях и предложениях (синтаксико-стилистические ошибки). Они очень разнообразны; здесь рассматриваются семь наиболее распространенных типов ошибок.

1. Нарушение управления, чаще всего предложного: «Добро побеждает над злом» (возможно, здесь влияние сочетания одержало победу над злом); «смеялись с него» (под влияни­ем диалекта); «Все радовались красотой природы» (надо: ра­довались чему? красоте); «Жители городов и сел выходили навстречу победителей» (надо: навстречу кому? победите­лям) и т. п.

Глагольное управление дети усваивают по образцам, в жи­вой речи, в читаемых текстах. Поэтому ошибки в управлении пре­дупреждаются на основе анализа образцовых текстов и составле­ния словосочетаний определенных типов: разрабатываются системы упражнений с наиболее «опасными» глаголами; например: верить кому? чему? во что?; упрекать кого? в ч е м?; радоваться чему?; сообщать что? о чем? кому?

2. Нарушения согласования, чаще всего – сказуемого с подле­жащим: «Саше очень понравилось елка»; «В августе началась уборочные работы»; «туманная утро». Причины ошибок кроются в самом механизме составления предложения (и его записи); начав предложение, ученик еще не обдумал, как его закончит. Вероятно, по первоначальному замыслу следовало написать: понравилось на елке, началась уборка, туманная погода. Внимательное перечиты­вание текста, особенно вслух, помогает устранить ошибки подоб­ного рода.

3. Неудачный порядок слов в предложении, приводящий к ис­кажению или затемнению смысла: «Узкая полоска только с берегом связывает остров» (надо: Только узкая полоска связывает остров с берегом); «Только равнодушным оставался кот Борька» (надо: Равнодушным оставался только кот Борька). Причина ошибки в том, что ученик не проговорил предложение (вслух или про себя), прежде чем записать его.

Работа над правильным порядком слов начинается в I клас­се: дети сами, перечитывая текст, могут улучшить порядок слов в предложениях. Очень полезны для предупреждения подобных оши­бок упражнения с деформированным текстом.

4. Нарушения смысловой связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают или которые заменяют: Когда
Коля прощался с отцом, он
(отец или Коля?) не плакал;
Пионерский отряд вышел в поход. Они
(?) пели песню.

В первом предложении пишущему или говорящему ясно, о ком идет речь. Взглянуть же на текст глазами читателя он пока не умеет, этому надо учить: нужна практика самопроверки или взаимопроверки. Привыкнув задумываться над ролью местоимения, школьники в подобных случаях самостоятельно исправляют, пере­страивают текст.

5. Местоименное удвоение подлежащего: Леня, когда вернулся
в отряд, он был в генеральском кителе с витыми погонами;
Петя
он был самый сильный из ребят. Можно указать на две
причины таких ошибок: во-первых, ученик начинает произносить
или записывать предложение, не подготовив его до конца; во-вторых, влияние разговорного стиля, где двойное подлежащее упот­ребляется. Во втором случае – ошибка стилистическая.

6. Употребление глаголов в несоотнесенных временных и видовых формах там, где следует употребить одно и то же время один и тот же вид: «Надвигалась темная туча, и полил дождь»; «Незнакомец входит в хижину и поздоровался». В первом случае смещен вид, во втором – смещены вид и время. Ошибки свидетельствуют о низком общем языковом развитии учащихся. Устра­няются они на основе смыслового и языкового анализа текста.

7. Неумение находить границы предложений. Встречается в двух вариантах:

а) неоправданное деление сложного предложения на простые: «Дворник когда подметал двор. Сломал ростки тополя»;

б) неумение делить текст на предложения: «Охотник однажды шел по, лесу, из чащи вышла медведица с медвежатами, охотник спрятался на дереве, медведица стала окунать медвежонка в воду, тот фыр­кал и не давался, в это время другой медвежонок стал убегать, медведица догнала его и надавала ему шлепков». В устном варианте подобные предложения интонационно не разделяются.

Основа исправления ошибок седьмого типа – различные упраж­нения с предложениями, в том числе разделение текста, напе­чатанного без точек, на отдельные предложения.

Напомним, что неречевые ошибки – это композиционные, логические ошибки, а также искажение фактов.

Типичная композиционная ошибка – несоответствие со­чинения, рассказа, изложения предварительно составленному плану, т.е. неоправданное нарушение последовательности в изложении со­бытий, фактов, наблюдений.

Причины композиционных ошибок кроются в подготовке к сочи­нению. Возможно, что наблюдения, накопление материала, отбор фактов были проведены учеником бессистемно, беспланово; воз­можно, что ученик в процессе подготовки недостаточно четко пред­ставлял себе, что именно нужно сказать в начале рассказа, что за­тем и как его закончить. Композиционная ошибка – это результат неумения охватить мысленно весь объем рассказа, неумение «владеть материалом», располагать его по своему замыслу. Такие сложные умения формируются постепенно и отнюдь не быстро.

К числу логических ошибок относятся:

1. Пропуск необходимых слов, а иногда и существенных эпи­зодов, фактов, признаков описываемого предмета, например: «Она схватила зубами за шиворот и давай окунать его» (пропущено: одного медвежонка). В изложении «Купание медвежат» по В. Бианки один школьник пропустил всю сцену купания, т. е. всю основ­ную часть, а когда изложение анализировалось, он удивился, ведь он прекрасно знал содержание рассказа и был уверен, что описал сцену купания.

Чтобы понять причины подобных ошибок, нужно проследить пси­хологическое состояние пишущего школьника. Пишет он медлен­но, но мысль его спешит, увлекаясь; он знает содержание рассказа, но оно проходит в его воображении, не находя отра­жения в тексте.

2. Нарушение логической последовательности и обоснованно­сти (На заводе из хлопка прядут нитки. Хлопок с полей уби­рают хлопкоуборочные машины) легко устраняется при совершенст­вовании черновиков, в процессе анализа написанного.

3. Употребление в одном ряду понятий разных уровней: «По утрам мы с дедушкой удили рыбу, а в дождливую погоду ле­жали в шалаше на мягких листьях»; «Летом Ванька купался в речке, а днем с дедом ходил за грибами и ягодами».

4. Нелепые, парадоксальные суждения: «Утро клонилось к ве­черу».

От речевых и логических ошибок следует отличать искаже­ния фактического материала: «Пришел зимний месяц ноябрь» (надо: осенний); «Скворцы, ласточки уже улетели на юг, только во­робьи и снегири остались» (надо: снегири прилетели с севера).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Колониальная система хозяйства и положение зависимых стран | Исправление и предупреждение речевых ошибок
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.