Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типичные следственные ситуации и организация расследования дорожно-транспортных преступлений на первоначальном этапе




Как показывает практика, первостепенную значимость в организации расследования до­рожно-транспортных преступлений имеют следующие действия ор­гана дознания под руководством следователя: а) сбор информации о дорожно-транспортном преступлении и на основе ее анализа при­нятие требуемых организационных мер; б) своевременное прове­дение неотложных следственных действий в сочетании с оператив­но-розыскными мероприятиями при обеспечении следственно-опе­ративной группы необходимыми научно-техническими средствами; в) привлечение к расследованию дорожно-транспортного преступ­ления сил и средств органов внутренних дел, осуществление взаи­модействия на постоянной основе сотрудников ГИБДД, УР и экс­пертных подразделений под руководством следователя; г) органи­зация проведения оперативно-розыскных мероприятий в местах возможного нахождения скрывшегося с места дорожно-транспорт­ного преступления транспортного средства; д) информационное обеспечение процесса раскрытия и расследования дорожно-транс­портного преступления, совершенного в условиях неочевидности.

На первоначальном этапе расследования дорожно-транспортного происшествия могут возникать различные типичные следственные ситуации:

1. к моменту прибытия следственно-оперативной группы на месте происшествия находятся все участники события, транспорт­ные средства, свидетели-очевидцы;

2. водитель скрылся с места дорожно-транспортного происшест­вия вместе с транспортным средством.

3. водитель, участвовавший в происшествии, скрылся, оставив на месте события транспортное средство, личность его неизвестна

В первом случае следователь проводит осмотр места происшествия и транспортного средства, допрос свидетелей, освидетельствование водителя и потерпевших для установления у них алкогольного опьянения, допрос водителя, допрос потерпевшего (потерпевших), а также назначает судебно-медицинскую экспертизу потерпевшего.

При наличии второй ситуации проводятся такие первоначальные следственные действия: осмотр места происшествия, допрос свидетелей, допрос потерпевшего. Кроме того назначается судебно-медицинская экспертиза потерпевшего. Одновременно объявляется розыск скрывшегося водителя и транспортного средства.

При третьей ситуации следователь проводит осмотр места происшествия и транспортного средства, допросы свидетелей и потерпевшего, а также назначает судебно-медицинскую экспертизу потерпевшего. Кроме того, как и при второй ситуации, проводится розыск скрывшегося водителя. После задержания водителя проводится его допрос. При этом следует иметь в виду, что водители после их задержания нередко заявляют о том, что о происшествии им ничего не известно, так как транспортное средство было кем-то угнано.

Для того, чтобы установить, кто управлял транспортным средством в момент происшествия, необходимо обнаружить, зафиксировать и изъять микрообъекты, следы пальцев рук, оставленные на отдельных деталях транспортного средства (на рулевом колесе, рычагах управления и др.) и следы обуви около транспортного средства.

Для розыска скрывшегося водителя по «горячим следам» целесообразно применять служебно-розыскную собаку.

Если в ходе осмотра места происшествия установлено, что транспортное средство получило повреждение, которое не позво­лит ему далеко уехать, то в целях его розыска должна быть осмот­рена прилегающая к месту происшествия территория. В тех случа­ях, когда на месте происшествия обнаружен рассыпанный груз, иногда можно предположить, где он был погружен на транспортное средство. Установив место погрузки, следует выяснить, кто в день происшествия получал такой груз, на каких транспортных средствах он перевозился. Если на месте происшествия обнаружены следы колес скрывшегося транспортного средства, по ним определяют тип и модель. Затем с помощью учетов ГИБДД устанавливают, в каких организациях имеются такие транспортные средства, и про­веряют, где находилось каждое из них в день происшествия. Если возникло предположение, что транспортное средство причастно к ДТП, то оно должно быть осмотрено.

При наличии сведений о номерном знаке или его части, а также о типе транспортного средства, по учетам ГИБДД устанавливают, кому оно принадлежит и адрес стоянки. После выяснения этих дан­ных необходимо выехать к месту стоянки для осмотра транспортно­го средства. Если транспортное средство принадлежит конкретной организации, выясняют, кто в день происшествия работал на этом транспортном средстве в качестве водителя.

В целях розыска транспортного средства, скрывшегося с места происшествия, сразу же после обнаружения последствия ДТП об этом случае информируют все посты ДПС, сообщают выявленные приметы транспортного средства и указывают имеющиеся или предполагаемые на нем повреждения. Обнаруженное по указан­ным приметам транспортное средство должно быть немедленно осмотрено.

Если транспортное средство принадлежит гражданам на правах личной собственности, то следователь вправе предположить, что управлял им его владелец. Как показывает практика, иногда скрывшийся водитель оставляет где-либо свое транспортное средство, а затем заявляет в полицию об угоне. Доказать причастность данного водителя к ДТП можно ли­бо путем предъявления его для опознания свидетелям, либо ис­пользуя результаты дактилоскопической экспертизы, если она дала заключение, что следы рук на рулевом колесе или рычагах остав­лены одним человеком, а именно водителем, образцы отпечатков пальцев рук которого представлены на экспертизу.

Таким образом, в организации раскрытия ДТП важную роль играет осуществле­ние взаимодействия между различными службами ОВД. Принципи­альное значение оно имеет при проведении некоторых следствен­ных действий и оперативно-розыскных мероприятий: осмотра мес­та дорожно-транспортного происшествия; установления, розыска и задержания скрывшегося водителя и его транспортного средства; выявления и установления очевидцев происшедшего; выезда сле­дователя с работниками органов дознания на место ДТП; совмест­ного планировании; взаимного информирования в процессе рас­следования.

Осмотр места происшествия. В связи с тем, что транспортные средства или пешеходы могут привести в непригодность или уничтожить образовавшиеся на проезжей части в результате дорожно-транспортного происшествия важные для установления истины следы, выезжать для проведения осмотра места происшествия необходимо сразу же после получения о нем.

Следы могут быть уничтожены или испорчены также вследствие воздействия на них атмосферных явлений. Так, следы крови могут уничтожены дождем, а следы пальцев рук потерпевшего на поверхности транспортного средства скрыты слоем свежей пыли под воздействием ветра.

Даже незначительным промедлением может воспользоваться водитель транспортного средства - участники происшествия, чтобы уничтожить его следы на проезжей части, на своем транспортном средстве или умышленно повредить какие-либо узлы на своем транспортном средстве (например, тормозную систему; рулевое управление, а затем заявить, что данная неисправность появилась внезапно перед происшествием.

Срочно выезжать на место происшествия необходимо еще и потому, что транспортные средства, причастные к дорожно-транспортному происшествию, должны оставаться на том месте, где они остановились после происшествия, до тех пор пока не будет проведен осмотр. Нельзя также смещать или убирать с проезжей части имеющие отношение к этому происшествию объекты (осколки стекол, рассыпанный груз, отпавшие при ударе от транспортного средства детали и др.). Однако стоящие на проезжей части транспортные средства и наличие различных следов, образовавшихся в результате происшествия, мешают движению, что иногда приводит к заторам.

Срочность проведения осмотра места происшествия обусловлена тем, что заинтересованные лица умышленно могут изменить обстановку на месте ДТП, а очевидцы происшествия, не до­ждавшись работников полиции, покинуть его. Да и виновный води­тель может покинуть место ДТП.

Как показывает практика, в тех случаях, когда невозможно обеспечить объезд этого места, чтобы ликвидировать затор, прибывший до оперативной группы работник ГИБДД может дать указание участникам происшествия отвести свои транспортные средства с проезжей части в сторону. Но предварительно он должен в присутствии приглашенных граждан на проезжей части мелом или другим красителем очертить место нахождения каждого транспортного средства, участвовавшего в происшествии, всех остальных убираемых в сторону объектов, а следы торможения, волочения, крови, осколки стекол и др. Огородить и чем-либо накрыть. Фамилии и адреса этих граждан передаются следователю, прибывшему для проведения осмотра места происшествия. Впоследствии они допрашиваются в качестве свидетелей.

В состав оперативной группы, выезжающей на место дорожно-транспортного происшествия, обычно входят следователь и работник ГИБДД. Если на месте происшествия обнаружен труп человека, то для участия в осмотре приглашается специалист в области судебной медицины. Если водитель уехал с места происшествия на своем транспортном средстве или, оставив его там, скрылся, то в оперативную группу целесообразно включать работника уголовного розыска и эксперта-криминалиста.

По прибытии на место происше­ствия следователю нужно визуально ознакомиться с обстановкой места происшествия, составить общее представление о случив­шемся, определить методы проведения осмотра места происшест­вия и места вероятного нахождения различных следов преступного деяния, наметить примерные границы осмотра. Перед началом ос­мотра следует провести ряд организационных и подготовительных мероприятий: 1) обеспечить безопасность лиц, участвующих в ос­мотре; 2) принять необходимые меры по сохранению имеющихся следов преступления, в первую очередь — при плохих погодных ус­ловиях (осадки, туман, ветер и т. д.); 3) удалить с места происшест­вия посторонних лиц, предварительно установив среди них тех, ко­торые могут своими свидетельскими показаниями оказать помощь в раскрытии и расследовании дорожно-транспортного преступле­ния; 4) провести краткий опрос потерпевшего, свидетелей, а также тех работников полиции, которые прибыли на место происшествия раньше следственно-оперативной группы; 5) обеспечить сохранность расположения предметов до начала осмотра; 6) на основании резуль­татов, полученных при опросе потерпевших, свидетелей, в ходе ви­зуального осмотра места происшествия следователь при необходи­мости должен дать задания членам следственно-оперативной груп­пы о проведении ими определенных действий или розыскных меро­приятий.

В тех случаях, когда к дорожно-транспортному происшествию причастен троллейбус, трамвай и др. транспортное средство, в качестве специалиста следует приглашать инженерно-технического работника, знающего устройство этого транспортного средства.

При этом следует иметь в виду, что данное лицо не должно являться сотрудником того транспортного хозяйства, которому принадлежит осматриваемое транспортное средство.

Если же следователь по каким-либо причинам не может выехать на место происшествия, то его осмотр проводит работник ГАИ как представитель органа дознания.

Оперативная группа должна иметь необходимые технические средства, облегчающие сам процесс осмотра места происшествия и фиксацию результатов. Такими техническими средствами являются: оперативная сумка или следственный чемодан, сумка работника ГАИ, фотографический аппарат с набором объективов, осветительные приборы и др.

Для ограждения места происшествия должны быть подготовлены сигнальные приспособления: флажки, мигающие фонари, окрашенные в белый цвет вешки и др.

В связи с тем, что при дорожно-транспортных происшествиях людям довольно часто причиняются телесные повреждения, необходимо иметь с собой аптечку.

Практикой выработана определенная последовательность ос­мотра места ДТП. Осмотр начинают с выявления и фиксации быст­ро исчезающих следов на автомобилях, на покрытии дороги после дождя или на подтаивающем снегу. Следует описать размеры сле­дов и характер их образования, замерить расстояние от следов до бордюра тротуара или обочины дороги и сфотографировать их. За­тем производят ориентирующую и обзорную фотосъемку, при необ­ходимости — узловую и детальную.

Основным документом, в который заносятся результаты осмотра места ДТП, является протокол. Для обеспечения наглядного представления об обстановке на месте ДТП рекомендуется произвести его фотографирование и составить схему. Схема должна содержать такое количество размеров и обозначений, которое позволяло бы при необходимости полностью реконструировать дорожную обстановку, наблюдавшуюся при осмотре.

Протокол осмотра места происшествия является одним из важнейших доказательств виновности или невиновности того или иного участника ДТП. Поэтому при осмотре места происшествия необходимо быть предельно внимательными, фиксировать все относящиеся к ДТП предметы. В протоколе осмотра места происшествия должны быть полно отражены все замеры, указанные в схеме ДТП. Недопустимо в протоколе писать такую фразу: «остальное смотри в схеме ДТП».

Протокол осмотра места происшествия, схема места ДТП, протокол осмотра транспорта составляются в соответствии с требованиями норм УПК РФ, с участием понятых. Сотруднику, производящему осмотр места происшествия, необходимо помнить, что в качестве понятых не могут участвовать лица, заинтересованные в исходе дела: пассажиры транспортных средств – участников происшествия, их родственники, знакомые. Понятых желательно выбирать из лиц, имеющих водительское удостоверение (водителей проезжающих мимо транспортных средств), разбирающихся в обстановке ДТП и способных дать подробные показания о виденном при осмотре места ДТП, в том числе и о вещественных доказательствах.

Осмотр места происшествия начинается с отражения и описания в протоколе осмотра места ДТП параметров дороги.

В протоколе осмотра места дорожно-транспортного происшествия указывается следующее:

• Место совершения ДТП - населенный пункт, напротив какого здания или на каком расстоянии от километрового столба.

• Состояние проезжей части:

• сухая, мокрая, обледенелая, покрыта укатанным снегом;

• асфальт, бетон, асфальтобетон, грунтовая и т.п.;

• ровная или неровная, имеются ли ямы, каковы их размеры и глубина;

• уклон, подъем по ходу движения транспорта, или горизонтальный участок;

• о разметке проезжей части, одностороннее или двустороннее движение;

• о наличии и расположении дорожных знаков, светофорных объектов.

• Направление осмотра производится по ходу движения транспортных средств. При этом края проезжей части обозначаются как правый и левый.

• Отразить ширину проезжей части и прилегающих к ней участков, пригодность их для движения. Когда дорога с усовершенствованным покрытием покрыта снегом и визуально нельзя различить границы обочин, шириной проезжей части следует считать ту полосу дороги, которая ограничена естественными препятствиями (валы снега, ограничительные вехи, кюветы) и пригодна для движения транспортных средств.

• Радиус закругления дороги, угол подъема, спуска.

Далее фиксируется расположение транспортных средств и их следы, а также в какую сторону направлена его передняя часть. При столкновении транспортных средств измеряется расстояние между колесами транспортных средств.

Осмотр транспортных средств. Как показывает практика, на месте ДТП следователь не должен ограничиться осмотром транспортных средств работниками ГИБДД, а должен осмотреть транспортные средства в присутствии понятых сам и отразить это в протоколе осмотра места ДТП.

При осмотре транспортных средств обращать внимание на внешние повреждения. Если имеются следы наслоения посторонней краски и иных инородных веществ, то они также находят отражение в протоколе осмотра и после осмотра они изымаются и упаковываются как и другие вещественные доказательства в соответствии с требованиями УПК.

При столкновении транспортных средств часто возникает необходимость установления, на какой стороне проезжей части произошло столкновение и как располагались транспортные средства в момент столкновения относительно друг друга и края проезжей части, под каким углом. Для этого на место ДТП необходимо вызвать эксперта-автотехника и эксперта-трасолога. Если это невозможно, то до осмотра их экспертами обеспечить сохранность транспортных средств, поставив их на стоянку или в ГИБДД.

При осмотре транспортных средств необходимо составить опись обнаруженных в них ценных вещей в присутствии понятых и обеспечить их сохранность до выдачи их владельцам.

При осмотре места ДТП часто обнаруживается, что у транспортного средства до происшествия или во время него произошло отсоединение какой-либо детали (колеса, шарнира рулевого управления и т.д.). Для решения вопроса, в какой момент произошло отсоединение механизма, его необходимо изъять, упаковать их как вещественные доказательства, затем представить эксперту.

При обнаружении скрывшегося с места происшествия транспортного средства необходимо с участием специалиста – эксперта обследовать его с целью выявления отпечатков пальцев, микрочастиц и т.д.

При осмотре следователь не должен упускать малозначительных на первый взгляд объектов и фактов, которые в совокупности с другими доказательствами в общей картине ДТП приобретают большую значимость. Вот некоторые из них:

• положение рычага переключения передач - это может дать представление о возможной скорости движения транспортного средства в момент ДТП;

• чистота лобового и боковых стекол – это позволяет установить видимость проезжей части и различимость объектов с места водителя;

• положение переключателей осветительных приборов – при каком свете фар следовал автомобиль и какая была видимость в темное время суток;

• общее состояние системы управления и интерьера салона – это может свидетельствовать о степени трудности управления автомобилем;

• расположение трупов, предметов в салоне автомобиля – это позволяет установить их место нахождения в автомобиле в момент ДТП.

Кроме указанных необходимо проводить и другие следственные действия при осмотре места происшествия.

Таким образом, при осмотре места происшествия нужно стремиться получить как можно более полную информацию о происшедшем, так как подавляющее большинство следов уничтожается проезжающим транспортом. В ходе тщательно проведенного осмотра можно установить следующие обстоятельства:

· Место, где произошел наезд на пешехода или столкновение транспортных средств;

· Где это случилось (на дороге, улице, трамвайных путях) и какова окружающее это место обстановка (дома, заборы и т.д.);

· В какое время суток произошло происшествие;

· Каково освещение данного участка улицы или дороги, если происшествие произошло ночью;

· Наличие дорожных знаков, линий разметок проезжей части, светофоров, остановок пассажирского транспорта;

· Какие транспортные средства причастны к происшествию и их положение после него;

· Направление движения транспортных средств до происшествия (по длине тормозного пути);

· Имеются ли пострадавшие и кто именно пострадал;

· Какие повреждения им причинены;

· Какие пункты правил дорожного движения нарушил водитель;

· Предпринимал ли он какие-либо меры по предотвращению происшествия и какие именно (затормозил транспортное средство, круто свернул в сторону для объезда препятствия и т.п.);

· Какие повреждения причинены транспортным средствам и расположенным на месте происшествия иным объектам (светофорам, мачтам городского электрического освещения, зеленым насаждениям и т.д.);

· С какого места можно было видеть происходящее на месте происшествия.

Если водитель скрылся с места происшествия на своем транспортном средстве, то при осмотре также можно установить:

· Какое это было транспортное средство;

· Направление его движения после происшествия;

· Получило ли транспортное средство повреждения и какие именно;

· Если это был грузовой автомобиль, то какой груз он перевозил (по рассыпанному грузу).

Прибывшие на место происшествия работники полиции или следователь сразу же должны выяснить нуждаются ли потерпевшие в медицинской помощи. Если таковы имеются, то их нужно немедленно отправить в медицинское лечебное учреждение. Рекомендуется также организовать работу по выявлению очевидцев происшедшего.

До начала осмотра должны быть опрошены водители причастных к происшествию транспортных средств и очевидцы. В процессе опроса выясняется, что же на данном месте произошло, какие транспортные средства причастны к событию, не изменилась ли обстановка на месте происшествия до приезда работников полиции и если изменилась, то по чьей инициативе, с какой целью это было сделано, в чем выразилось это изменение и т.д. После получения такой информации следователь приступает к осмотру места происшествия.

Выдвижение версий по результатам осмотра. Роль версий, выдвигаемых по результатам осмотра места дорожно-транспортного происшествия, заключается в организации активного и целеустремленного поиска скрывшегося водителя по горячим следам.

Основанием для выдвижения версий на этом этапе являются все те же фактические данные, которые удалось добыть следователю и инспектору уголовного розыска в процессе осмотра и при проведении первоначальных оперативно-розыскных мероприятий.

В тех случаях, когда собранные фактические данные содержат прямое указание на личность конкретного водителя либо на вполне определенное транспортное средство (например, очевидцы записали номерной знак), выдвижение и проверка версий не вызывают затруднений.

Когда нет достаточной информации, которую можно использовать для установления личности водителя и транспортного средства, следует проанализировать имеющиеся в том или ином объеме фактические данные, обратиться к опыту, накопленному при раскрытии аналогичных преступлений в прошлом. Большое значение в таких случаях имеет значение психологии поведения водителя, скрывшегося с места происшествия.

Как показывает практика, совершив наезд, водитель стремится как можно быстрее уехать с места происшествия с тем, чтобы, оказавшись в безопасном месте, осмотреть свое транспортное средство и уничтожить на нем следы наезда или устранить возникшие повреждения (замыть следы крови, сменить шины, исправить или заменить отдельные детали и т. д.) Однако, зачастую скрывшийся водитель вынужден остановиться в непосредственной близости от мета происшествия, так как или он не способен управлять транспортным средством (сильно пьян) или транспортное средство получило значительные повреждения препятствующие его движению.

Указанные обстоятельства могут быть использованы для выдвижения и проверки версии о месте вероятного нахождения скрывшегося водителя. Тем более, такая версия должна быть выдвинута, если имеются соответствующие данные (характерные следы движения транспорта, значительные разрушения предметов на месте происшествия, показания очевидцев, по мнению которых водитель находился в нетрезвом состоянии и т. д.)

В таком случае необходимо немедленно, не дожидаясь окончания осмотра места происшествия, провести следующие поисковые мероприятия: осмотреть прилегающее к месту происшествия улицы, переулки, дворы, лесопосадки, дороги, отходящие от основной магистрали, ориентировать органы внутренних дел или посты ГИБДД, в направлении которых предположительно скрылся водитель; осмотреть транспорт автохозяйств и частных владельцев, возвратившихся в гаражи или на стоянки; выявить в медицинских учреждениях лиц (особенно шоферов), обращавшихся в это время за помощью; выявить лиц, обращавшихся в авторемонтные мастерские по поводу устранения каких-либо повреждений и т.д.

Оценивая фактические данные, полученные при осмотре конкретного дорожно-транспортного происшествия, необходимо сопоставлять их со сведениями об угоне автомашин на данной территории. Нередко эти данные позволяют выдвинуть обоснованную версию о водителе или транспортом средстве, на котором был совершен наезд.

Таким образом, иногда данные, собранные следователем на месте преступления, могут оказаться не достаточными для выдвижения версии о личности водителя и местах, где может находиться транспортное средство. В таких случаях следователь привлекает для выдвижения версии данные, полученные инспектором уголовного розыска в ходе осуществления им оперативно-розыскных мероприятий. Однако, эти данные, прежде чем они могут быть положены в основу следственных версий, должны быть сопоставлены с имеющимися в распоряжении следователя материалами.

В тех случаях, когда данных для выдвижения версий в процессе осмотра добыто недостаточно, следует предпринять иные следственные методы и оперативно-розыскные мероприятия для их получения, поскольку проверка недостаточно обоснованной версии к успеху не приведет, а повлечет напрасную трату сил и средств органа внутренних дел, позволит преступнику уничтожить следы происшествия и уйти от ответственности.

Допрос водителя необходимо провести сразу после осмотра места происшествия, проверив предварительно, не находится ли он в состоянии опьянения.

Откладывать допрос нецелесообразно, так как у водителя появ­ляется возможность проанализировать свои действия, вспомнить высказывания граждан, находящихся на месте происшествия, оце­нить результаты осмотра места происшествия.

Допрос водителя целесообразно начинать с вопроса о состоя­нии транспортного средства, которым он управлял. Если водитель сказал, что его транспортное средство было неисправно, то нужно выяснить, какая эта неисправность и в какой момент он ее обнару­жил. Анализируя ответ, следователь определяет, нарушил води­тель правила движения или нет и связано ли это нарушение с на­ступившим преступным результатом.

Следователь должен установить, находился ли с водителем в кабине кто-то еще; если водитель был не один, то на каком месте сидел пассажир. Затем следователь выясняет: в каком направле­нии ехал водитель, по какой улице или дороге, с какой скоростью, на каком расстоянии от осевой линии, правого тротуара или обочи­ны, какая была видимость впереди, находились ли на проезжей части другие транспортные средства, какие именно, каково их поло­жение по отношению к его транспортному средству.

Если совершен наезд на пешехода, то следователь должен вы­яснить: где находился пешеход в то время, когда его увидел води­тель; был ли пешеход один или в числе других граждан; что он де­лал (стоял, шел, бежал), если шел или бежал, то в каком направле­нии и как быстро, смотрел ли при этом в сторону движущегося транспортного средства, которым управлял допрашиваемый води­тель; какие дорожные знаки видел водитель перед местом проис­шествия; был ли там светофор, пешеходный переход, остановка го­родского пассажирского транспорта. Далее следователь определяет: какие меры предпринял водитель, чтобы избежать на­езда на пешехода, какой частью транспортного средства он его сбил, сразу ли остановил транспортное средство, каковы были его действия после остановки транспорта.

Если произошло столкновение транспортных средств, то при до­просе каждого из водителей необходимо установить: с каким транспортным средством столкнулось его транспортное средство, на ка­кой стороне проезжей части это случилось; на какой сигнал свето­фора выехал водитель на перекресток и в каком направлении его пересекал; почему не уступил дорогу тому транспортному средству, с которым произошло столкновение.

В тех случаях, когда столкновение произошло при перестроении движущихся в одном направлении транспортных средств из ряда в ряд, нужно выяснить: в каком ряду вел транспортное средство допра­шиваемый водитель; кто из водителей производил это перестроение; из какого в какой ряд перемещалось транспортное средство; с какой целью это делалось; подавал ли водитель сигнал перестроения; в какой момент его включил; как произошло столкновение, имеются ли при столкновении потерпевшие и кто именно; каковы были дей­ствия водителей после столкновения.

При допросе водителя, задержанного после того, как он скрылся на своем транспортном средстве с места происшествия, необходи­мо установить, почему он это сделал, не оказав помощь потерпев­шему и не сообщив о случившемся в полицию. Дальнейшие вопро­сы будут зависеть от того, как водитель ответит на первые вопросы.

При допросе свидетелей следует иметь в виду, что происшест­вие было для них неожиданным, поэтому нередко они дают показа­ния не обо всем происшествии, а только об отдельных его момен­тах, которые непосредственно видели. Если такой свидетель под­робно рассказывает обо всем происшествии, то нужно установить, действительно ли он наблюдал все происшествие или часть его по­казаний является пересказом того, что он услышал на месте совер­шения ДТП от других лиц.

При допросе свидетеля требуется выяснить, где он находился во время происшествия и что делал, в какую сторону смотрел, в ка­кой момент обратил внимание на происходящее, каково состояние его зрения и слуха. Затем ему предлагают подробно рассказать о том, что он видел.

Если водитель скрылся с места происшествия, то у свидетеля выясняют тип и модель транспортного средства, его цвет, номер, приметы водителя, пассажиров и т. д.

Если свидетели дают путаные показания о том, где они находи­лись в момент совершения ДТП, целесообразно предложить им на­рисовать этот участок улицы или дороги и указать на рисунке место их нахождения, место нахождения транспортных средств, потер­певших и различных следов.

Положительный результат дает проведение допроса свидетеля на месте происшествия. В качестве свидетелей могут быть допрошены и медицинские работники «скорой помощи» или лечебного учреждения, если по­терпевший скончался в их присутствии. При этом они должны рас­сказать следователю все то, что сообщил о происшествии потер­певший перед смертью.

Вывод: Таким образом, исходные фактические данные для расследования дорожно-транспортных преступлений удается получить в основном только в результате своевременного и тщательного проведения осмотра места происшествия. Последовательность остальных первоначальных действий – осмотр транспортных средств, допрос свидетелей, пострадавших и водителя, проведение экспертиз – зависит от конкретных обстоятельств преступления.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.