Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности производства отдельных следственных действий на последующем этапе расследования




Сведения о механизме дорожно-транспортного происшествия могут быть получены путем допроса участников и очевидцев происшествия. Как правило, они не могут дать количественную характеристику механизму ДТП, а если и называют на основе собственной визуальной оценки, то допускают значительные ошибки. Нельзя не учитывать и возможность умышленного искажения картины события со стороны участников, заинтересованных в исходе дела.

Учитывая изложенное, следует признать обязательным проведение следственных экспериментов для установления и уточнения механизма ДТП. Производство следственных экспериментов должно производиться в соответствии с требованиями ст.181 УПК РФ. Он должен проводиться в условиях, максимально приближенных к реальным, по возможности на месте происшествия. При этом недопустимо опытным путем проверять обстоятельства, связанные с экстренным торможением, маневрированием, чтобы определить техническую возможность предотвращения наезда.

Конечно, нельзя проводить такие эксперименты, которые могут привести к травмам его участников, причинению материального ущерба (повреждение автомобиля, шлагбаума, светофора, дорожного покрытия и др.).

Наиболее типичными задачами следственного эксперимента является проверка: угла обзора видимости с места водителя проезжей части, дорожных знаков либо других средств, предупреждающих о приближении к опасному участку дороги; скорости движения автомобиля, возможности его самопроизвольного движения под уклон при включенных тормозах; наличия у водителя профессиональных навыков вождения и др.

Следственный эксперимент по рассматриваемой категории дел обычно проводится трех видов:

1) выясняется возможность совершения определенных действий;

2) устанавливается возможность восприятия какого-либо явления;

3) определяется механизм ДТП.

В первом случае посредством экспериментов определяют скорость движения автомобиля, состояние его тормозов и других агрегатов, влияющих на безопасность движения, наличие или отсутствие у водителя профессиональных навыков. Во втором случае следственный эксперимент позволяет выяснить возможность увидеть появившееся препятствие (человека, автомашину и т.д.) в конкретной дорожной обстановке, услышать звуки сигнала, шум двигателя транспортного средства и т.д. В третьем случае следственный эксперимент предполагает воспроизведение обстановки расследуемого ДТП и выяснение по следам на автомобиле, дорожном покрытии и других объектах механизма столкновения, опрокидывания или наезда.

При необходимости на данном этапе могут быть проведены предъявление для опознания водителя и его автомобиля; очные ставки, иные следственные действия. Составив мотивированное постановление о привлечении водителя в качестве обвиняемого, следователь производит его допрос. Затем может возникнуть необходимость повторных или дополнительных экспертиз для решения вопросов, выдвигаемых обвиняемым или его защитником.

На последующем этапе расследования допрашивают всех свидетелей, могущих охарактеризовать участников ДТП: медицинских работников, оказавших помощь потерпевшему, его и водителя коллег по работе, сотрудников полиции и др. В ходе допросов выясняются подробности и обстоятельства расследуемого происшествия, личности его участников.

Допрашивая лиц, знающих участников ДТП, например их родственников и близких, важно выяснить, не страдал ли потерпевший (подозреваемый) какими-либо психическими или физическими недостатками, каким было его состояние здоровья перед происшествием, не злоупотреблял ли он алкоголем, куда направлялся, как был одет, что имел при себе и т.д.

Медицинских работников обычно допрашивают, если потерпевший умер при его транспортировке или в лечебном учреждении. Они могут рассказать, не говорил ли потерпевший чего-либо о ДТП. У сослуживцев водителя-профессионала обычно выясняют его деловые и личные качества, уровень профессиональной подготовки, отношение к работе, качество последнего ремонта автомобиля, порядок выпуска машин на линию и др. Работники полиции, первыми прибывшие на место ДТП, могут быть допрошены о первоначальной обстановке на этом месте. С их помощью реконструируют обстановку на месте для выяснения всех обстоятельств произошедшего.

Судебно-медицинская экспертиза назначается во всех случаях, когда в результате дорожно-транспортного происшествия гибнут люди или им причиняются телесные повреждения. Это экспертиза, помимо общих вопросов о причине смерти, времени, характере, локализации и степени тяжести телесных повреждений, состоянии здоровья потерпевшего перед нанесением ему повреждений, имеет своей задачей исследование вопросов о наличии или отсутствии на теле и одежде потерпевшего следов транспортной (автомобильной) травмы – следов удара частей тела о части автомашины или о дорожное покрытие, сотрясения мозга в результате удара, сдавливания тела, следов волочения по дорожному покрытию.

Судебно-медицинское освидетельствование водителя и потерпевшего помогает установить факт употребления спиртного или наркотиков, их количество, степень опьянения, давность употребления, наличие или отсутствие остаточных явлений, свидетельствующих о бывшем опьянении. При этом может быть произведено биохимическое исследование с получением проб крови и мочи испытуемого.

При необходимости проводится судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств, которая исследует различные объекты биологического происхождения, главным образом кровь, волосы, частицы мозгового вещества, кости и различные ткани, и органы человеческого тела, обнаруженные в ходе осмотра дорожно-транспортного происшествия, на теле и одежде потерпевшего. В связи с этим перед экспертом ставятся вопросы: не является ли обнаруженная кровь (вещество) кровью человека; совпадает ли она по группе и типу с группой и типом крови потерпевшего; принадлежат ли обнаруженные при осмотре транспортного средства волосы человеку; если да, то сходны ли они с волосами потерпевшего.

На последующем этапе расследования, как правило, проводятся автотехническая, трасологическая экспертизы.

Автотехническая экспертиза назначается, чтобы определить техническое состояние машины, исправность ее отдельных агрегатов, механизмов и узлов, установить механизм ДТП, определить техническую возможность предотвращения происшествия, дать техническую оценку действий водителя во время аварии, установить причинную связь между техническими неисправностями машины и происшествием, решить другие вопросы.

Своебразие автотехнической экспертизы состоит в том, что в ней в качестве исходных данных выступают не только материальные объекты, но и фактические обстоятельства, зафиксированные в протоколах осмотра места происшествия и автомобиля, на фотоснимках, видеозаписи, схемах (планах), в протоколах допросов очевидцев, потерпевших и др. Поэтому любая небрежность и неточность, допущенные следователем, могут негативно повлиять на выводы эксперта. Кроме автотехнической по делам данной категории назначаются различные виды криминалистической экспертизы. Возможны и комплексные исследования объектов ДТП.

На разрешение эксперта обычно выносят следующие вопросы:

1) какие повреждения имеются на автомашине;

2) когда они образовались до или после происшествия;

3) с какой скоростью ехал автомобиль перед аварией;

4) мог ли водитель при данной скорости движения, наличном состоянии проезжей части и при заданном расстоянии до препятствия остановить автомобиль путем торможения;

5) какое значение в данных условиях имела для развития ДТП неисправность тормозов или рулевого управления и др.

Вместе с постановлением о назначении экспертизы эксперту-автотехнику должны быть направлены: протокол осмотра места ДТП и его схема, протокол осмотра транспортного средства, протокол следственного эксперимента (если он проводился), другие материалы: справка метеослужбы о состоянии погоды в период расследуемого ДТП, справка о профиле дороги и состоянии дорожного покрытия в зоне происшествия, сведения о продолжительности работы фаз светофоров и т.д.

При производстве экспертизы нередко используются автоматизированные системы "Автоэкс-2" и "Автоэкс-3". Системы включают компьютер, оснащенный программой для выполнения исследований и печатания заключений, а также графопостроитель, вычерчивающий подробную схему развития ДТП. Они позволяют получать результаты автотехнической экспертизы очень быстро и независимо от числа вопросов, а также количества вариантов численных значений исходных данных.

Криминалистическая экспертиза материалов, веществ и изделий назначается в тех случаях, когда необходимо определить, не однородны ли частицы лакокрасочного покрытия, смазочных материалов, жидких и сыпучих грузов, изъятые с места происшествия, тела и одежды потерпевшего и транспортного средства.

Трасологическая экспертиза чаще всего назначается, чтобы идентифицировать транспортное средство по следам протектора шин, частям и деталям, отделившимся при происшествии; определить последовательность возникновения следов, направленость приложения силы при их образовании; уточнить взаимное расположение автомобилей в момент столкновения; определить направление их движения; идентифицировать человека по следам рук, оставленным на рычагах управления и других поверхностях транспортного средства; отождествить целое по частям (по осколкам фарного или лобового стекла, частицам лакокрасочного покрытия).

В сложных случаях возникает необходимость в проведении комплексной автотехнической, криминалистической и судебно-медицинской экспертизы, разрешающей такие вопросы: являются ли повреждения, обнаруженные на трупе, транспортной травмой и какими частями автомобиля они могли быть причинены; какой была поза потерпевшего в момент наезда транспортного средства; с какой скоростью ехал автомобиль в момент причинения потерпевшему повреждений; каков механизм образования травм, обнаруженных на трупе; не нанесены ли они конкретными частями автомобиля; каков тип (вид, марка) автомобиля, совершившего наезд, и др.

Вывод: Итак, сразу же после осмотра места происшествия и проведении других первоначальных следственных действий следователь, для более детального уточнения обстановки происшествия проводит последующие следственные действия, необходимые для каждого конкретного случая. От правильного и своевременного их проведения зависит эффективность расследования дорожно-транспортного происшествия.

 

 


Заключение

В заключение необходимо выделить главное, что криминалистическая характеристика дорожно-транспортного происшествия включает в себя совокупность общих, частных и индивидуальных взаимообусловленных черт, проявляющихся преимущественно в механизме преступления, некоторых особенностях способа его совершения, обстановки и средств совершения преступления, а также особенностях личностного характера участников.

В криминалистической характеристике данного преступления ведущим элементом является именно механизм преступления, а не способ его совершения, как это не редко наблюдается в криминалистических характеристиках других преступлений. Способ совершения дорожно-транспортного происшествия, имеющий своеобразные черты, чаще играет подчиненную роль по отношению к механизму и другим элементам криминалистической характеристики дорожно-транспортного происшествия.

 


Литература

1. Конституция Российской Федерации - М., Юрайт, 2012г.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации. - М., 2012г.

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. - М.: ИКФ «ЭКМОС», 2012.

4. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О полиции» // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900.

5. Об оперативно-розыскной деятельности. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ. (ред. от 08.12.2011).

6. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: Учебник для вузов / Под ред. Заслуженного деятеля науки РФ, проф. Р.С. Белкина – М.: Норма, 2010. – 992 с.

7. Баев О.Я., Солодов Д.А. Криминалистический комментарий к процессуальному порядку производства следственных действий по УПК России // М.: Проспект. 2008.

8. Жулев В.И., Степанищев А.В. Расследование дорожно-транспортных преступлений. М., 2004.

9. Использование специальных познаний при расследовании преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспорта: учебное пособие / В. В. Власов. - Орел: ОрЮИ МВД России, 2010. - 51 с.

10. Ищенко Е.П., Топорков А.А. Криминалистика: Учебник. – М.: Изд-во Инфра-М, 2009. – 746 с.

11. Криминалистика / Под ред. А.Г. Филиппова, А.Ф. Волынского. - M, 2008.

12. Криминалистика в схемах: учебно-наглядное пособие в 2 частях. / Н.Г. Шурухнов. - Орел: ОрЮИ МВД России, 2009.

13. Криминалистика. Полный курс: Учебник / под общей редакцией А.Г. Филиппова – М.: Изд-во Юрайт, 2011.

14. Криминалистика: учебник / Н. П. Яблоков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА, 2011. - 400 с.

15. Криминалистика: учебник / Н.Г. Шурухнов. - 2-е изд., перераб. и доп., 2008.

16. Криминалистика: учебник / О.В. Волохова, Н.Н. Егоров, М.В. Жижина и др.; под ред. Е.П. Ищенко. М.: Проспект, 2011.

17. Криминалистика: учебник / под ред. проф. А. Г. Филиппова. - М.: Высш. обр.: Юрайт-Издат, 2009.

18. Криминалистика: Учебник для вузов / Под ред. Заслуженного деятеля науки РФ, проф. Р.С. Белкина – Изд. 2-е изд. доп. и перераб. М.: Норма, 2005.

19. Настольная книга следователя и дознавателя / Б.Т. Безлепкин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012. - 368 с.

20. Особенности криминалистической характеристики дорожно-транспортных происшествий: учебное пособие / Г.П. Попрядухина. - Орел: ОрЮИ МВД России, 2010. - 45 с.

21. Особенности проведения расследования по делам о ДТП (административно-правовой и уголовно-правовой аспекты): монография / А. Н. Калюжный [и др.]. - Орел: ОрЮИ МВД России, 2010. - 149 с.

22. Особенности расследования дорожно-транспортных преступлений: методические рекомендации / Д.В. Сопов. - Орел: ОрЮИ МВД России, 2007. - 25с.

23. Правила дорожного движения в Российской Федерации. М., 2012.

24. Следственные действия: учебник / М.В. Савельева, А.Б. Смушкин. - М.: Юрайт, 2011. - 273 с.

25. Следственные действия: учебно-методическое пособие / А.В. Федулов, А. Ю. Ушаков, Н. М. Сорокин. - Н. Новгород: НА МВД России, 2009. - 83 с.


[1] Аверьянова Т.В. Судебная экспертиза по делам о дорожно-транспортных происшествиях. М., 2003. С.14.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1845; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.