КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обучения информатике
Психолого-педагогические закономерности процесса Обучения информатике Тема 5. Процессуально-функциональная сторона Развитие содержания образования ребенка на основе содержания обучения осуществляется в процессе особой психической деятельности. С точки зрения дидактического подхода к проектированию содержания образования эта деятельность является деятельностью усвоения (присвоения) социального опыта. Усвоение – процесс превращения общественного знания (представленного в форме учебной информации и образцов деятельности) в личностное знание (представленное в форме соответствующих ему умственных действий). Благодаря трудам многих психологов (Выготского, Леонтьева, Гальперина, Пиаже и др.) было доказано, что основой усвоения выступает интериоризация. Интериоризация – процесс поэтапного преобразования внешних (предметных) действий учащегося во внутренние психические функции. Например, предметное действие по преобразованию учащимися текстовой формулировки прикладной задачи в схематическую ее краткую запись постепенно замещается рядом умственных действий, совершаемых над образом задачной ситуации: ее анализа, абстрагирования от несущественных свойств, классификации существенных свойств, систематизации данных и т.п. Психологами установлено, что основным средством интериоризации является слово (комментирование практических действий во внешней или внутренней речи). Оно позволяет человеку как бы «оторвать» действие от самого предмета и превратить его в действие с образами и понятием о предмете. В дидактике и ТиМОИ процесс усвоения описывается с точки зрений внешних условий его протекания и результатов. Важнейшим условием протекания процесса усвоения (как процесса интериоризации) выступает учебная деятельность. Учебная деятельность (учение) – это целенаправленная познавательная деятельность учащихся с учебной информацией и образцами деятельности, направленная на их усвоение. Различные структурные компоненты содержания образования являются результатом включения учащихся в соответствующие их характеру виды учебной деятельности:
В зависимости от вида учебной деятельности, организуемой с одной и той же учебной информацией или образцом деятельности, результаты их усвоения могут быть различны (они называются уровнями усвоения). В дидактике выделяют следующие уровни усвоения: I уровень – готовность к воспроизведению усвоенной информации или образца деятельности; II уровень – готовность к применению усвоенной информации в знакомой ситуации или перенос образца в сходные условия; III уровень – готовность к применению информации в измененной и новой ситуации или к переносу идей, содержащихся в образцах в принципиально новые условия. к принятию самостоятельных решений. В процессе обучения линейно-этапные представления о структуре социального опыта проявляются в том, что формирование компонент СО возможно лишь в определенной последовательности: 1) усвоение учебной информации (формировании научных знаний); 2) усвоение способной деятельности (формирование опыта репродуктивной деятельности: умений и навыков); 3) усвоение образцов творческой деятельности (формирование опыта творческой деятельности); 4) усвоение образцов социального поведения (формирования опыта эмоционально-ценностных отношений). Еще одним немало важным внешним условием усвоения является преподавание: Преподавание – это деятельность учителя, направленная на управление познавательной активностью ученика. В процессе обучения эти виды деятельности учителя и учащихся находятся в постоянных двухсторонних взаимосвязях и образуют единый процесс обучения. Обучение – это общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности. Новые научные представления об особенностях развития содержания образования характеризуются следующими изменениями: 1. Признанием значимости в развитии содержания образования субъектного опыта учащихся. Субъектный опыт - это опыт накопленного учеником не только под влиянием специально организованного обучения, но и в процессе индивидуальной жизнедеятельности, условия и источники которого у каждого свои, особые, неповторимые. Ранее внеучебный опыт рассматривался лишь как негативный, требующий замещения результатом усвоения социального опыта. Содержанием субъектного опыта ребенка по теории И.С. Якиманской (Технология личностно-ориентированного образования. – М.: Сентябрь, 2000) выступают: предметы, представления и понятия, умственные и практические действия и эмоциональные коды, в том числе личностные смыслы, установки, стереотипы. Задание. Объясните, как используется личный опыт ребенка при выполнении этих заданий: А) «Вспомните русскую народную сказку “Иван-царевич и Серый Волк”. Составьте блок-схему для выбора маршрута по надписям на придорожном камне. По какой ветви пошел Иван-царевич?» (Босова, Рабочая тетрадь, 6 кл, с.107 №39) Б) Какие исполнители могут выполнять следующие виды работ? (Босова, Рабочая тетрадь, 6 кл, с.80 №9)
В) «Создать проект “Проверка знаний” так, чтобы вопросы и правильные ответы хранились в файлах данных, вопросы задавались и ответы вводились с использованием цикла, а ответы учащегося сохранялись в файле» (Угринович, Практикум, с.166 № 5.18).
Новые научные представления об особенностях развития содержания образования характеризуются следующими изменениями: 2. Изменение трактовки понятия «усвоение» в связи с признанием образовательной значимости субъектного опыта проявилось. Усвоение – это слияние нового опыта с прежним опытом, новой информации с уже осознанной ранее. Оно представляет собой превращение накопленного социального опыта в достояние личности и тем самым в ее свойство. Данное определение показывает, что развитие содержание образования ребенка должно определяется двумя факторами: содержанием обучения и субъектным опытом учащегося. Новые научные представления об особенностях развития содержания образования характеризуются следующими изменениями: 3. Исследованиями психологов Веккер, Холодная, Якиманская и др. было доказано, что психологической основой усвоения в его новой трактовке является процесс «окультуривания» субъектного опыта ребенка под воздействием социального опыта. Процесс «окультуривания» включает в себя следующие этапы: 1) раскрытие учащимся содержания своего субъектного опыта (с помощью учителя); 2) корректировка и развитие этого содержания на основе сопоставления его с содержанием социального опыта; 3) формирование нового субъектного опыта. 4. Представление процесса усвоения как «окультуривания» субъектного опыта потребовало внести изменения и во внешние условия обучения. Так реализация первого этапа этого процесса возможна лишь при условии включения учащихся учебную деятельность рефлексивного характера. Рефлексивной называется деятельность, целью которой является развитие знаний о предметной деятельности (о ее методологических нормах, о правильности и ценности ее результатов для общества или субъекта деятельности, знаний о вкладе этих результатов в образ мира субъекта и т.п.). 5. Психологами было доказано, что у разных людей процесс усвоения протекает по-разному. Это определяется стилевыми различиями учащихся. Когнитивный стиль – это характеристика специфики познавательных процессов личности, отвечающая на вопрос «как» человек воспринимает и перерабатывает информацию. Например, по преобладанию функций больших полушарий головного мозга всех учащихся можно разделить на три типа: учащиеся с правополушарной дисфункцией, учащиеся с левополушарной дисфункцией, учащиеся с гармоничным функционированием полушарий. Усвоение учебной информации у правополушарных учащихся осуществляется на основе работы образной памяти и образного мышления, а у учащихся левополушарных на основе работы логической памяти и логического мышления. Когнитивные различия учащихся требуют организации различных видов учебной деятельности при усвоении одной и той же информации, использованию различных способов ее представления. Например, умения работать с различными видами информации с помощью компьютера у левополушарных учащихся формируются в ходе деятельности по выполнению заданий на обработку информации с помощью соответствующих редакторов, запоминания правил осуществления действий. У правополушарных учащихся эти умения формируются на основе решения практических задач и запоминания содержательного смысла выполняемых операций.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |