Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие формы организации учебного процесса

Урок 1

Тема: Файлы и работа с файлами.

Цель: сформировать у учащихся представление о файлах, их видах, сформировать навыки выполнения основных операций.

Методы обучения: эвристический метод, объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод.

Так как первоначальное представление о понятии «файл» у учащихся уже имеется в субъектном опыте, то на данном уроке пассивные методы обучения (объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов) можно сочетать с более активными (метод эвристической беседы).

Начать изучение темы урока учитель может с применения эвристического метода: системой вопросов восстановить в памяти учащихся смысл понятия «файл», актуализировать опыт работы с файлами. Учитель предлагает учащимся ответить на следующие вопросы:

1. Что такое файл?

2. Какая информация может храниться в файле? Можно ли это узнать, не открывая сам файл?

3. Где хранятся файлы?

4. Какие операции с файлами вы умеете выполнять?

5. Что вы делаете для того, чтобы создать файл (найти нужный файл, внести изменения и сохранить их в файле и т.д.)?

На основе полученных сведений учитель вводит понятие файла объяснительно-иллюстративным методом (дает определение файла, поясняет термин, раскрывает объем понятия).

Далее учитель, применяя тот же объяснительно-иллюстративный метод, рассказывает учащимся об общих принципах работы с файлами, иллюстрируя основные операции работой на компьютере, а учащиеся наблюдают за действиями учителя. Затем применяется репродуктивный метод обучения: следуя инструкциям учителя, учащиеся выполняют изученные операции на своих рабочих местах за компьютером.

 

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы обучения часто называют традиционными методами, так как они широко используются в практике обучения информатике. Главным их недостатком является интеллектуальная пассивность учащихся. Им противопоставляются так называемые активные и интерактивные методы обучения. Это связано с переходом к компетентностному подходу в обучении.

Интерактивные методы обучения - способы организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой, с учителем, с компьютером, с учебной литературой, при котором происходит освоение нового опыта, получение новых знаний и предоставляется возможность для самореализации личности учащихся. Активные методы обучения – способы обучения, принудительно активизирующие мышление, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания.

Согласно определениям, главной отличительной особенностью ИМО (от АМО) является то, что активность инициируется самими учащимися, они сами выбирают характер активности и направление деятельности. Кроме того, можно выделить следующие особенности ИМО:

- ИМО задают не только и не столько способ взаимодействия учителя с учеником, сколько взаимодействие учеников внутри группы. Каждый (и ученик, и учитель) вносит свой особый вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

- Личная значимость хода и результатов обучения, связанная с развитием способности самостоятельного решения проблемы.

- Центральным источником учебного познания служит опыт учащихся.

- Учитель выполняет роль, не «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию, а роль помощника в работе, одного из источников информации.

- Установка на взаимосвязанность и разнообразие физической, социальной и познавательной активности учащихся.

Примерами активных методов обучения являются перечисленные ранее методы проблемного обучения (проблемного изложения, эвристичекой беседы, частично-поисковый, исследовательский).

Рассмотрим классификацию ИМО (по И.В. Курышевой), основанную на связи учебной и игровой дея-ти.

I Игровые интерактивные методы:

- Дидактические игры (например, ролевые игры (участники игры исполняют социальные или психологические роли в любой ситуации, даже фантастической); учебные деловые игры (участники игры осуществляют профессиональную де-ть в ситуации, сходной с реальной); имитационные игры (участники игры осуществляют де-ть (профессиональную, учебную) в измененных условиях, например, обучение вождению но с помощью комп и руля в помещении)).

- Кейс-методы.

- Проектные методы.

- Анализ конкретных ситуаций (анализ микроситуаций, анализ ситуаций-иллюстраций, анализ ситуаций-проблем, разбор и обсуждение конкретного материала, изучение передового опыта и обмен знаниями).

- Тренинговые методы.

II Неигровые интерактивные методы:

- Методы диалогического взаимодействия (дебаты, диспуты, открытые форумы, различные виды дискуссий).

- Методы аутентичного (подлинного) оценивания достижений учащихся (портфолио).

Задание: используя доп литер, найдите описание одного из перечисленных ИМО и приведите соответствующие примеры (к экзамену)

 

Метод «Деловая игра».

Во время деловой игры учащиеся разыгрывают роли по сценарию, связанному с темой обучения. Деловые игры хорошо проводить на заключительных уроках изученных тем - текстовый редактор MS –Word, электронные таблицы Excel. Учащиеся в качестве разных ролей выполняют задания, связанные с будущей профессией.

Метод «Мозговой штурм».

Мозговой штурм – это простой способ генерирования идей для разрешения проблемы.

Во время мозгового штурма участники свободно обмениваются идеями по мере их возникновения, таким образом, что каждый может развивать чужие идеи.

Примеры проблем для мозгового штурма при изучении информатики:

· Вреден ли компьютер для здоровья человека?

· Внешние носители информации – недостатки и достоинства.

· Интернет в решении твоих профессиональных задач.

· Компьютерные вирусы – как предохранить компьютер.

· Информационные технологии в твоей профессии.

· Роль математики и физики в создании науки информатики.

 

Все описанные методы являются общепедагогическими. Система методов обучения конкретному предмету складывается из адаптированных форм общепедагогических методов, а также спец методов обучения, которые заимствуются из соответствующей предметной области. Таким специальным методом обучения информатике является метод программированного обучения, который появился в 70-е годы ХХ века. В настоящее время он заключается в использовании на уроках информатики обучающих программ.

Данный метод предполагает разбиение учебного материала на порции («кадры»), определение жесткой последовательности предъявления этих порций, разработку алгоритмов усвоения каждой порции информации и осуществление поэтапного контроля за ходом и результатами усвоения.

Существуют две разновидности метода программированного обучения: линейная и разветвленная.

Линейная система (В Скиннер) предполагает разбиение материала на очень маленькие, легко усваиваемые порции (достаточно внимательного прочтения). Перед переходом к следующей порции необходимо ответить на легкий контрольный вопрос по этому материалу. Правильность ответа на контрольный вопрос ученик узнает сам при переходе - он представлен на следующем кадре. После этого дается новая порция материала и все повторяется.

Разветвленная система (Н. Краудер) - материал разбивается на значительно большие порции, в конце каждого кадра дается контрольный вопрос с перечнем возможных ответов. Если ученик выбирает правильный ответ, то переходит к изучению следующей порции материала, если какой-либо из неверных, то отсылается к кадру, в котором разъясняется причина допущенной ошибки, затем предлагается вновь вернуться к контрольному вопросу.

Как отмечают методисты, этот метод особенно эффективен при изучении тем «Программное обеспечение».

 

Выбор методов обучения зависит от

- поставленных целей учебного взаимодействия,

- наличия у учащихся предварительных знаний,

- особенностей когнитивного стиля учащихся и учителя,

- целей подготовки к самообразованию.

 

Особенностью учебного процесса в школе является работа учителя на уроке с целым коллективом учеников. Для того, чтобы все учащиеся классного коллектива были включены в этой процесс в соответствии с их образовательными потребностями и возможностями учитель должен определиться не только с выбором метода обучения, но и с организационной формой проведения учебного занятия.

Формой организации учебного процесса называется тип социально - дидактического взаимодействия и взаимоотношения его участников (учителя и учащихся) в процессе передачи содержания образования, регулируемый определенным, заранее установленным порядком и режимом.

Используя данное определение, можно классифицировать организационные формы обучения по двум признакам: по количеству участников, вступающих во взаимодействие и по характеру взаимоотношения между ними (таблица 1).

 

Таблица 1 - Классификация организационных форм обучения

Количество участников Характер взаимоотношений Фронтальная Групповая Индивидуальная
Субъект - объектное (обучающий – обучаемый) Взаимодействие преподавателя сразу со всей аудитория, на основе отношения: “коммуникатор – реципиент”. Взаимодействие преподавателя с отдельными группами учащихся, при этом ученики группы находятся между собой в постоянном коммуникативном взаимодействии. Направленное взаимодействие преподавателя с конкретным учеником, на основе отношения “коммуникатор – реципиент”
Субъект - субъектное (сотрудничество) Коллективное равноправное взаимодействие Функционально-ролевое распределение Межличностное равноправное общение.

 

Задание. Определение форму организации обучения в перечисленных ниже педагогических ситуациях:

1. Учитель объясняет учащимся новый материал, задавая время от времени вопросы учащимся класса, позволяющие ему получать обратную информацию о процессе понимания учащимися излагаемого материала.

2. Учитель при изучении нового материала ставит перед классом учебную проблему и организует эвристическую беседу по поиску путей ее решения.

3. Учитель разбивает класс на пары и просит учащихся провести взаимоопрос.

4. Учитель организует на уроке деловую игру “Конструкторское бюро”, выступая сам, в роли заказчика.

В обучении информатике имеет место еще одно основание классификации: наличие или отсутствие компьютера в процессе обучения. Соответственно, рассматриваются компьютерные и бескомпьютерные формы обучения. При этом действующие санитарно-гигиенические нормы не позволяют перейти только к компьютерным формам обучения, ограничивая их продолжительность до 15–30 минут (в зависимости от возраста учащихся).

Выбор организационной формы, также как и выбор методов обучения, не является вполне произвольным. Он определяется целями обучения, степенью подготовленности различных учащихся к самостоятельному осуществлению учебно-познавательной деятельности, характером учащихся класса или сложившимися отношениями в классном коллективе и отношениями коллектива к учителю.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы обучения информатике | Тема: Планирование в организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 967; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.