КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: Планирование в организации
Средства обучения информатике Средствами обучения называют объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных учебно-воспитательных целей. Средства обучения информатике могут быть представлены тремя основными группами: учебно-методические, технические и программные. К учебно-методическим средствам относятся средства вовлечения учащихся в образовательно-значимую деятельность: учебники, рабочие тетради, справочники, системы задач и заданий, инструкции по выполнению заданий. К техническим средствам обучения относятся средства самой деятельности учащихся: различное компьютерное и мультимедийное оборудование (ЭВМ, периферийные устройства, проектор, интерактивная доска). К программным средствам обучения относятся: • системное ПО (операционная система, операционные оболочки, сетевое ПО, антивирусные средства, средства резервного копирования и восстановления информации и т.п.); • ПО базовых информационных технологий (офисные программы: текстовые редакторы, электронные таблицы, программы подготовки компьютерных презентаций; СУБД; системы компьютерной графики и др.); • инструментальное ПО, подбираемое в соответствии с содержанием обучения; • ПО учебного назначения (рекомендуются к применению при наличии сертификата Министерства образования РФ), например, тестовые программы, клавиатурный тренажер.
Процесс планирования формирует ориентир будущей деятельности организации. Планирование - вид управленческой деятельности (трудовых процессов), который определяет перспективу и будущее состояние организации, пути и способы его достижения. Учитывая масштаб предвидения перспективы организации, выделяют: - Стратегическое планирование (свыше 1 года); - Оперативное (текущее) планирование (до 1 года) Стратегическое планирование заключается в выборе курса развития организации - ее стратегии. Оперативное планирование является одновременно логическим продолжением стратегического планирования и способом реализации стратегии. Поэтому в американском менеджменте его часто называют планированием реализации стратегии. Обычно выделяют пять этапов в процессе планирования. Этап 1. Определение текущей ситуации и ее анализ. Целеполагание (формулировка целей). Чего именно вы (или ваша фирма) хотите достичь? Это - самый трудный этап. Его нельзя формализовать. Личность менеджера проявляется именно в том, какие цели он ставит. Этап 2. Прогнозирование, оценка и оптимизация альтернативных вариантов достижения целей, сформулированных на стадии разработки стратегии. Подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей. Обычно можно действовать разными способами. Какой из них представляется наилучшим? Какие можно сразу отбросить как нецелесообразные? Этап 3. Разработка плана, т.е. составление программы работ (плана мероприятий). Здесь нужно ответить на пять вопросов: Что конкретно нужно сделать, чтобы осуществить выбранный на предыдущем этапе вариант достижения поставленных целей? В каком порядке лучше всего выполнять намеченные действия, учитывая, что многие из них связаны между собой? Какие материальные, финансовые, информационные, кадровые ресурсы понадобятся для реализации плана? Решает ли разработанный план поставленные задачи и есть соображения по улучшению плана, возникшие в ходе его разработки? Возможно, целесообразно вернуться к этапу 2 или даже к этапу 1. Этап 4. Подготовка детального плана действий. Необходимо детализировать разработанный на предыдущем этапе план, установить сроки выполнения отдельных работ, рассчитать необходимые ресурсы. Кто будет отвечать за отдельные участки работы? Этап 5. Реализация плана, контроль за выполнением плана, внесение изменений в случае необходимости. Планирование - это функция управления, которая включает комплекс работ по анализу ситуации, прогнозирования вариантов ее развития, выбора одного из альтернативных вариантов достижения целей, сформулированных на стадии разработки стратегии, разработке плана; реализации плана. Виды планирования По содержанию планирования в аспекте предпринимательской политики различают: ♦ стратегическое планирование - определение действий, которые ведут к разработке стратегий, обеспечивающих выживаемость и конкурентоспособность фирмы в долгосрочной перспективе. В основном осуществляется высшим руководством фирмы и направлено на поиск новых возможностей и новой продукции; ♦ тактическое планирование - определение мер, преследующих цель лучшего использования ресурсов организации. Приоритет в тактическом планировании принадлежит менеджерам среднего уровня, которые ищут пути повышения эффективности уже известных возможностей при производстве существующей продукции; ♦ оперативное планирование - определение взаимосвязанных действий для достижения текущих целей. Приоритет в оперативной работе принадлежит менеджерам низшего уровня, которые непосредственно выходят на исполнителей и организуют их согласованную деятельность. Частным случаем оперативного (или, как говорят, оперативно-календарного) планирования является план-график. Сначала он получил широкое распространение в промышленности - оборонной, авиационной и т. д. Например, последовательность и координация отдельных мероприятий очень важны при проведении сложных работ по разработке и испытанию конкретных образцов техники, вооружений. В стратегическом управлении стратегический, тактический и оперативный планы соподчиненные друг другу при ведущей роли стратегического плана. По срокам различают планы: краткосрочные (полугодовые, квартальные, месячные, недельные, суточные); среднесрочные (от 1 до 5 лет); долгосрочные (на срок более 5 лет). Между разными по содержанию и по срокам планами существует взаимосвязь. Конечно, стратегическое планирование нацелено на перспективу и поэтому является долгосрочным, а текущие задачи имеют в основном краткосрочный временной аспект. Однако долгосрочные планы могут и не быть стратегическими, если фирма работает в относительно стабильной отрасли, стабильной внешней среде. Оперативное планирование может быть не только краткосрочным, но и средне- и даже долгосрочным, включая, например, весь срок жизненного цикла производимого товара. Выделяют также перспективное и текущее планирование. В первом случае работа ведется по направлению «прогноз - программа - план», во втором определяют последовательность частных мероприятий по реализации данного плана. Планирование можно классифицировать также по другим критериям. По предмету планирования (объектам планирования) выделяют: v целевое (относится к определению общих, стратегических и оперативных целей и ограничений), v планирование средств (относится к планированию ресурсов, таких как персонал, оборудование, материалы, финансы, информация), v программное планирование (планирование программ производства и сбыта) v планирование действий (например, специальных продаж, мероприятий по вербовке работников). Руководители функциональных служб (маркетинга, производства, финансов, НИОКР) осуществляют функциональное планирование: планирование сбыта (определение цели сбыта, программы действий, расходов на сбыт, развитие сбыта), планирование производства (подготовки и хода производства), планирование персонала (потребности в персонале, подготовки персонала), планирования заготовок (потребностей, закупок), инвестиционное планирование, планирование финансов (платежных средств, покрытий капиталов, вложений капиталов) и т.д. Особое место в развитии коммерческих организаций занимает бизнес-планирование. Оно представляет собой комплексную оценку экономической и финансовой целесообразности осуществления конкретного проекта с выделением внутри себя функциональных планов, служащих достижению целей бизнеса. Любое планирование, а не только стратегическое, начинается с представления того, как сложится ситуация в будущем. Прогнозирование - это изучение будущего состояния организации, научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его существования. Назначение прогноза состоит в определении вероятных альтернатив развития и их последствий для принятия наиболее рациональных решений. Прогноз всегда является предплановой стадией работы и, более того, основой одного из вариантов маркетинговой программы и плана. При этом прогнозирование должно носить не эпизодический, а постоянный характер. Стратегическое планирование - разновидность управленческой деятельности, который заключается в реализации комплекса мероприятий, связанных с определением стратегии деятельности организации, т.е. комплексного плана перспективного развития организации. Стратегическое планирование является сложным процессом, который охватывает несколько этапов. Этап 1. Информационное обеспечение стратегического планирования. Заключается в подборе, классификации и подготовке к использованию информации относительно разработки стратегии, которая даст достаточно полную и объективную характеристику факторов внешней и внутренней среды, возможных стратегий, методического обеспечения. Особенно важным при этом является необходимость использования современных информационных технологий. Этап 2. Определение миссии и целей организации. Этап 3. Выбор методов анализа факторов внешней и внутренней среды. На этом этапе используют следующие методы исследования, как сравнение, экспертных оценок, системного анализа, статистического и социологического исследования, совокупного мнения сбытовиков, потребителей и т.п.. Этап 4. Оценка и анализ факторов внешней среды. Суть его заключается в исследовании представленных факторов. Важно пользоваться методикой, которая позволила бы количественно оценить влияние каждого фактора (например, оценка по бальной системе). Этап 5. Оценка и анализ факторов внутренней среды. Предусматривает изучение состояния факторов внутренней среды организации (сотрудники, цели, технология, задачи, структура, ресурсы). Полученные результаты позволяют определить сильные и слабые позиции предприятия. Этап 6. Выполнение расчетов, обоснований, проектных разработок. Суть его заключается в определении важнейших показателей (экономических, социальных, технологических и т.д.), которые наиболее полно характеризуют ожидаемые стратегии и выявленые тенденции их изменения, а также в подборе необходимых проектных мероприятий, обеспечивающих формирование стратегий. Это требует подготовленной методической базы, квалифицированных кадров, надлежащего технического обеспечения. Этап 7. Формирование вариантов стратегий (стратегических альтернатив). Особенность этого этапа состоит в разработке возможных для организации вариантов стратегических планов, то есть базовых стратегий или отдельных составляющих одного стратегического плана. Этап 8. Выбор оптимальной стратегии. Заключается в выборе оптимальной стратегии деятельности организации на основе оценки следующих факторов: ожидаемая эффективность, уровень риска, рыночная ситуация, влияние прошлых стратегий, влияние владельцев, зависимость от фактора времени, влияние внутренней и внешней среды и тому подобное. Реализацию этого этапа целесообразно осуществлять путем формирования управленческого решения о выборе оптимальной стратегии и отклонения рискованных. Этап 9. Оценка стратегии. Заключается в выяснении ее соответствии миссии и целям организации, а также в правильности отбора методов анализа факторов внешней и внутренней среды. Общая классификация стратегий приведена в таблице. Таблица. Классификация стратегий
Оперативное планирование - разновидность управленческой деятельности, которая заключается в реализации комплекса мероприятий, связанных с разработкой оперативного плана с целью реализации выбранной стратегии. Оперативное планирование осуществляется в несколько этапов. Этап 1. Информационное обеспечение оперативного планирования. Заключается в подборе, классификации и подготовке к использованию информации по формированию системы плановых параметров, осуществления процесса бюджетирования, формирование альтернативных оперативных планов, методического обеспечения. Эффективность этого этапа существенно возрастает при использовании современных информационных технологий. Этап 2. Оценка и анализ сильных и слабых позиций организации. Происходит так же, как при стратегическом планировании. Этап 3. Выбор и формирование плановых параметров. Этот этап является одним из важнейших в оперативном планировании. Его задача состоит в разработке системы экономических, технологических, социальных показателей, призванных способствовать реализации выбранной стратегии деятельности с использованием имеющегося информационного обеспечения, выявленных сильных и слабых позиций организации. К экономическим показателям относят рентабельность, ликвидность, размер прибыли, объемы производства и реализации, экономическую эффективность, эффект, себестоимость продукции, оборачиваемость и т.д.. Подсистема социальных показателей охватывает уровень заработной платы, производительности труда, трудоемкость работ, удельный вес управленцев в общей численности работников, расходы на улучшение условий труда, оздоровительные и развлекательные мероприятия, питание работников и т.п.. В отличие от экономической и социальной подсистем, которые могут характеризовать предприятие любого профиля деятельности, подсистема технологических показателей является специфической для каждого предприятия. К ним относят производственную мощность оборудования и оборудования, расходы на модернизацию и обновление технологии, фондоотдачу, фондоемкость, затраты на механизацию и автоматизацию производства и т.д.. Этап 4. Формирования бюджета (бюджетирование). Процесс формирования бюджета - сбалансированного плана поступлений и расходов - в пределах оперативного планирования называется бюджетированием. Предпосылкой внедрения бюджетных систем является определение центров ответственности, которые должны осуществлять бюджетные процедуры и отвечать за результаты исполнения бюджетов. Этап 5. Выбор административных рычагов. Административные рычаги формируются на основе тактики, политики, процедур, правил и т.д.. Тактика основывается на краткосрочных планах. Тактические планы разрабатываются на уровне среднего звена управления с целью развития стратегий. Они, действуя значительно меньшее время, чем стратегии, быстро обеспечивают получение результатов. Политика общим руководством к действиям и принятия решений, которые облегчают достижение целей (например, ориентация на унификации деталей и узлов автомобиля). Процедурами являются действия, которые необходимо осуществлять в конкретной ситуации (например, содержание инструкции по эксплуатации автомобиля определяет сущность процедур его технического осмотра и обслуживания, ремонта и т.п.). Правило указывает на то, что должно быть сделано в конкретной ситуации (например, порядок подписи документа). Правила и процедуры указывают работникам направление действий, исключают повторы, формируют содержание деятельности, позволяют предсказывать события, способствуют сравнению с ситуацией в прошлом, аналогом т.д.. В целом применение всех административных рычагов обеспечивает создание определенного организационно-распорядительного механизма, направленного на реализацию стратегии. Этап 6. Формирование альтернативных вариантов оперативных планов. На этом этапе осуществляют разработку альтернативных вариантов методов менеджмента - оперативных планов, т.е. конкретных способов воздействия управляющей системы организации на управляемую для достижения целей, выполнения задач и установленных показателей. Как правило, альтернативные варианты формируются с учетом оптимистических и пессимистических прогнозов относительно условий функционирования организации. Этап 7. Выбор варианта оперативного плана, который соответствует принятой стратегии и является предпосылкой формирования управленческого решения. На основании результатов рассмотрения альтернативных вариантов оперативных планов на соответствие стандартам и критериям, выбирают оптимальный план, то есть самый действенный экономический метод менеджмента. Кроме комплексности, он должен соответствовать выбранной стратегии деятельности; учитывать изменения условий внешней среды функционирования, сильные и слабые позиции организации; отражать все сферы деятельности предприятия: производство, реализацию, техническое и технологическое развитие, материально-техническое снабжение, охрану труда и окружающей среды, социальное развитие, финансы и т.п..
Д/З по теме Планирование 1. «Предсказание будущего - это одна из самых больших проблем, стоящих перед руководителями». Как вы можете прокомментировать это утверждение? 2. Как Вы оцениваете следующее высказывание Т. Питерса и Р. Уотермена: «Хорошие менеджеры не только делают деньги, но и создают смысл существования для людей»? 3. «Хорошо спланировано - наполовину сделано». Приведите примеры, подтверждающие это высказывание.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |