КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
А.Шопенгауэр как основоположник современного европейского иррационализма
Герцен всю свою последующую жизнь посвятил этой идеи. Для этой цели он в 1852 г. основал Лондоне «Вольную русскую типографию». Типография печатала произведения самого Герцена и других русских демократов, выпускала журнал под названием «Колокол». Западники» стремились ускорить отмену крепостного права путем просвещения, с помощью распространения своих взглядов через литера-туру, журналистику, чтение лекций. «Западники» возвеличивали Петра, который, по их мнению, спас Россию. По-своему социальное происхождению большинство «западников» принадлежало к дворянам – помещикам и дворянской интеллигенции. Они считали, что Россия должна идти и идет по тому же пути развития, что и все западноевропейские страны, они резко критиковали славянофилов о самобытном пути развитияРоссии. И хотя западники отрицательно от-носились к крепостному праву, они были убежденными противниками рево-люционной смены заведенных в России порядков.
5. Зарождение русского социализма. а) Герцен. Вернувшись из ссылки окончательно сложилось егофилософское мировоззрение в 1842 г., Герцен развернул революционную агитацию, он становится неприменимым борцом против царизма и крепостного права. Он начинает выступать с рядом философских и художественных произведений в которых в условиях николаевской реакции в иносказательной форме доводит до читателя революционные идеи. Его философская мысль была направлена против философии Гегеля, его русских последователей, в своих художественных произведениях, таких как роман «Кто виноват», повести «Сорока воровка» и «Доктор Крупов». Герцен обрушивался на крепостнический строй, с его сословиями, предрассудками и пороками, убивавшими человека, калечившими его душу, доводившие его до гибели. Его произведения этих лет пробуждали мысль, вызывали протест и стремление к борьбе. Преследуемый правительством Герцен должен был покинуть России в январе 1847 г., он уезжает за границу. Герцен покинул Росси уже сложившимся демократом, революционеров, социалистом. В западную Европу он приехал на кануне революции 1848 г. Он стал свидетелем революционных событий, и разгула реакций утопившей в крови восстание парижских рабочих. Поражение революции 1848 г. оказывало на Герцена тяжелое впечатление, не поняв буржуазно-демократической сущности этого движения, он расценил это поражение как неудавшуюся битву за социализм. Поражение революции произвело глубокое впечатление на Герцена, поразило его веру в возможности западноевропейских стран, разочарование в европейском социализме. В этой обстановке духовной драмы, Герцен мучительно искал выход из тупика, сопоставляя судьбы России и Запада, глубоко веря в русский народ, веря в его бедующее он пришел к выводу, что в будущем социализм первоначально должен утвердиться в России и основной ячейкой, которая послужит его основанием явится крестьянская поземельная община. Свои идеи он изложил в таких работах написанных в 1849-53 гг., как «Русский народ и социализм», «Старый мир и Россия», «О развитии революционных идей в России». С точки зрения Герцен крестьянское общинное земледелие, крестьянская идея равного права всех на землю, мировое самоуправление явится главными условием построения социалистического общества России. Так возник «русский» или «общественный» социализм Герцена, который исходит из идеи особого, самобытного пути России к социальному минуя капитализм. Эти положения в последствии были развиты народниками в этом смысле, Герцена называют «предтечей» русского народничества. Русский социализм – одна из разновидностей утопического социализма. Утопизм здесь выражается в том, что осуществление этих социалистических идеалов привело бы к социализму, а к наиболее последовательному и рядах решению задач буржуазно-демократического преобразования страны. Но поскольку были как раз коренные задачи стоявшие перед Россией того времени, то при всей утопичности эта теория выражала реальные жизненные процессы, пораженные объективным ходом исторического развития Росси. Своим острием русский социализм, был направлен на свержение помещичьей власти, уничтожения помещичьего земле-владения, ликвидацию абсолютистских политических порядков и последовательного демократизацию страны. В этом и заключается революционный смысл и историческое значение русского социализма. Вместе с тем русский социализм заключать в себе мелкобуржуазный протест против развивающегося капитализма, попытку противопоставить ему специфический разней социалистические пути развития. б) Белинский. Также как и Герцен, Белинский прошел путь от поклонника Гегеля до его серого противника, также как и Герцен своими критическими статьями Белинский обрушился на идеологию самодержавия и его теорию «официальной народности»», призывал к освобождению народа от крепостного права; журналисты, где работал Белинский становились проводниками идей демократии и пользовались огромной популярностью из молодежи. Мировоззрение Белинского формировалось через преодоление мучительных раздумий и …… сначала он принял идеею Гегеля «сила есть право, а право есть сила» что приводило к отрицанию политических методов борьбы и к защите ненавистного ему самодержавия – крепостного строя. Но затем Белинский переходит к разоблачению ряда реакционных сторон идей Гегеля. Изучив утопический социализм Фурье и Прудона, он приветствует социалистические идей, но в отрицании утопического социализма западной Европы, его социалистические взгляды были слиты с идеей революции. Белинский был значителен революционно-демократическому значению в России. Вершиной его революционно-демократических взглядов стало «письмо Гоголю», в котором он проявил себя как идеолог революционного крестьянства, как страстный защитник интересов народа. Гоголь один из любимых писателей Белинского, опубликовал книгу «Выбранные места из переписки с друзьями», в котором восхвалял патриархальную помещичью власть и благодетельность самодержавия. Белинский откликнулся редкой критикой в «Отечественных записках». Гоголь считал себя оскорбительным и направил Белинскому письмо, в котором расценил его критику как проявление личной к себе неприязни. Это побудило Белинского написать свое письмо. В нем Белинский подверг уничтожающей критике общественно-политическую систему николаевской России, обрушился против невежества и уложил самые блистательные и насущные задачи, стоящие перед Россией: уничтожение крепостного права, отмене телесного наказания, уведомление по возможности строгого исполнения тех заказчиков, которые уже есть. Письмо Белинского к Гоголю рассматривалось в тысячах списках и вызвало широкий общественный резонанс. Только смерть Белинского напоминала жандарм 3-го отделения занимочить его в Петропавловскую крепость, (резкий тон письма объясняется тем, что написано оно было за границей, где он находился и на лечении и не связанно царской цензурой). в) Шевченко. Под влиянием передовой русской общественной мысли начинает формироваться прогрессивная, а в ряде случаев революционная демократия идеология народов России; в 1846 г. в Киеве возросло кирилло-мефодиевское общество, выступавшей за национальное и социальное освобождение Украины. Если большинство членов придерживалось реформистской тактике, то великий ………………….поэты и художники Шевченко и 2-3 других члена общества стояли на революционных подчинениях. Шевченко видел путь к освобождению Украины в братское …………………….. с революционными силами России. В 1847 г. общество было разграничено. Шевченко за сочинения возмутительных, дерзких стихотворений был отдан в солдаты и отправлен в Казахстан. Николай I хотевший духовно убить поэта распорядился, чтобы за ним был установлен строжайший надзор, запрещением писать и рисовать. 6. Петрашевцы. Видное место в освободительном движении 1840 гг. занимает общество, сложи-вшиеся вокруг социалиста – утописта Буташевича – Петрашевского, у которого, начиная с зимы 1844 г., по пятницам собирались знакомые для обсуждения философских литературных и общественно-политических взглядов, собирались учителя, литераторы, мелкие чиновники. Здесь были: помещик Спешнев, офицеры Львов и др., композитор Рубенштейн, Достоевский, Салтыков-Щедрин. Постепенно вокруг этого кружка стали возникать отдельные группы его сторонников. К 1849 году среди петрашевцев стали обсуждаться планы создания тайного общества, целью которых было бы свержение самодержавия. Видное место среди членов крупных занимало обсуждение проблем социализма, особенно французских социалистов-утопистов. Членами кружка в агитационных целях были написаны яркие обличительные сочинения, такие как «10 заповедей» Филиного и «Солдатская беседа» Григорьева. Из христианских заповедей Филинов создал политическую прокламацию, пробуждающую народное создание, зовущую к бунту против помещиков. «Солдатская беседа» была обращением к армии с призывом к революционному перевороту против самодержавия распространение взглядов петрашевцев была пропаганда в учебных заведениях, т.к. среди них было много учителе. Практиковалась система обмена книг и пересылки их в др. города из Санкт-Петербурга. С этой целью петрашевцы разработали план создания личного склада и библиотеки для запрещаемых сочинений, получаемых из-за границы. У петрашевцев даже возник план создания общественного журнала и организации тайной типографии, но попытки петрашевцев создать революционный центр и подготовить восстание окончились неудачей, они были арестованы и преданы суду. Следственная секретная комиссия объявила общество Петрашевского как заговор идей. Но это не помешала самодержавному правительству приговорить 21 петрашевца, среди них Достоевского к смертельной казни – расстрелу. 22 декабря 1849 г. их вывели на Семеновскую площадь Санкт-Петербурга, уже прочитали смертный приговор, когда последовал приказ царя заменить расстрел каторгой, арестованные работали и ссылками на поселение. Петрашевцы в своих взглядах отражали тенденцию перехода революционной интеллигенции от идей дворянской революционности к революционным идеям разночинной демократии.
Первым философом, выступившим против философии Гегеля – оптимистического рационализма и диалектики, - был А.Шопенгауэр (1788-1860). Он объявляет разум фикцией и на его место ставит волю. Свои взгляды он систематизировано изложил в произведении «Мир как воля и представление». Он отбрасывает идею разумности мирового устройства. В основе мира, по мнению Шопенгауэра, лежит не разум, а воля, которая, во-первых, независима от контроля со стороны разума; во-вторых, воля была им как бы опрокинута на мир, Вселенную. Итак, воля была превращена в первоначало и абсолют. Волюнтаризм является основным и универсальным принципом всей философии мыслителя. Шопенгауэр – философ-пессимист. Вся жизнь, согласно Шопенгауэру, - сплошные разочарования и страдания. Счастье – это освобождение от страданий. У каждого человека есть три высших блага жизни – здоровье, молодость и свобода. Пока они у нас есть, мы их не осознаем и не проникаемся их ценностью, а осознаем только тогда, когда их уже утратим, ибо, по Шопенгауэру, только отрицательные величины.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 856; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |