КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цепи Маркова с непрерывным временем
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ Воспитывать творческий подход и настойчивость при изучении дисциплины Рассмотреть математический аппарат, используемый для конструирования вероятностных моделей ПР. УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ Занятие № 37. Марковские модели принятия решений. Тема № 8. Вероятностные задачи ТПР. Теория принятия решений По учебной дисциплине ЛЕКЦИЯ
Обсуждено на заседании ПМК "___" августа 2009 г. Протокол № 1
1. Изучить основныепонятия и типы вероятностных задач, а также применяемые критерии оценки их решений. Время: 2 часа. Место: Аудитория.
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Литература : Орлов А.И. Теория принятия решений. Учебник.. М., «Экзамен», 2006. Наглядные пособия: дидактический материал (слайды). Технические средства обучения: “Лектор–2000”.
ВВЕДЕНИЕ
Проверить наличие студентов и их готовность к занятию. Объявить студентам о том, что они продолжают изучение темы «Вероятностные задачи ТПР», играющей важнейшую роль в теории принятия решений. Довести до студентов, что данная тема включает 9 часов аудиторных занятий, из которых 4 часа лекций, 5 часа практических занятий.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗЛОЖЕНИЮ УЧЕБНЫХ ВОПРОСОВ
При изложении первого вопроса изучить цепи Маркова с непрерывным временем. Изложение учебного материала проводится с элементами диалогового метода, при этом студентам задается следующий вопрос: ´ Какая матрица называется инфинитезимальной? При изложении второго вопроса рассмотреть основные понятия и компоненты систем массового обслуживания. Изложение учебного материала проводится с элементами диалогового метода, при этом студентам задается следующий вопрос: ´ Назовите основные компоненты СМО. При изложении третьего вопроса рассмотреть вероятностные характеристики наиболее распространенных потоков событий. Изложение учебного материала проводится с элементами диалогового метода, при этом студентам задается следующий вопрос: ´ Какой поток называется эрланговским?
Этот класс случайных процессов характеризуется тем, что переходы осуществляются за бесконечно малый интервал времени Δt и известной является λij - интенсивность перехода из i -го в j -е состояние: , где Pij(Δt) — вероятность перехода из i -ro в j -е состояние за бесконечно малый промежуток времени Δt. Для описания таких цепей Маркова используется стандартная схема, в которой: каждое состояние представляется в виде вершины графа; между вершинами указываются дуги, отражающие возможность перехода системы из i -го состояния в j -е за бесконечно малый интервал Δt; над дугами проставляются величины интенсивностей переходов λij. Такой граф называется размеченным, и на основе этого графа конструируются следующие соотношения: система дифференциальных уравнений для исследования переходных режимов, протекающих в анализируемой системе; система алгебраических уравнений для вычисления компонент вектора распределения стационарных вероятностей. Пример. Предположим, что задан размеченный граф, содержащий четыре состояния: S1, S2, S3, S4, и определены интенсивности переходов между состояниями: λ12, λ24, λ41, λ34, λ23 (рис. 1). Необходимо вывести дифференциальное уравнение, позволяющее исследовать динамику изменения вероятностей для каждого из состояний. Рис. 1
Рассмотрим вывод уравнения для состояния S4: , где P4(t+Δt) - вероятность того, что процесс в момент времени t+Δt находится в состоянии S4; Р2(t), Р3(t), P4(t) - соответственно вероятности того, что в момент времени t процесс находится в состояниях S2, S3, и S4; λ24 Δt - вероятность перехода из состояния S2 в состояние S4 за время Δt с точностью до бесконечно малой величины; λ34 Δt - вероятность перехода из состояния S3 в состояние S4 за время Δt; ( 1- λ41 Δt) - вероятность того, что процесс не перейдет из состояния S4 в состояние S1, за бесконечно малый интервал времени Δt. Над полученным уравнением выполняются следующие преобразования: раскрытие скобок; перенос переменной P4(t) из левой части в правую; деление правой и левой частей на величину Δt и взятие предела по Δt => 0. Тогда . Очевидно, что левая часть представляет собой производную от P4(t) по времени. Окончательно, . На основе полученного уравнения для состояний S4, предлагается следующая процедура составления дифференциальных уравнений: дифференциальное уравнение составляется для каждого из состояний размеченного графа: предположим, что составляется уравнение для состояния Si. Тогда в левой части указывается производная от вероятности i -го состояния , а в правой части записывается алгебраическая сумма произведений интенсивности перехода на вероятность соответствующего состояния, причем со знаком минус берутся произведения вероятности рассматриваемого i -го состояния Pi(t) на интенсивность перехода из i -го состояния в другие состояния λij, а со знаком плюс берутся произведения вероятностей других j -х состояний на интенсивность перехода из другого j -го состояния в рассматриваемое i-e состояние λji. Тогда для остальных состояний размеченного графа состояний дифференциальные уравнения имеют следующий вид: для ; для ; для . Решение полученной системы дифференциальных уравнений необходимо выполнить с учетом уравнения нормировки: . При стремлении t к бесконечности процесс переходит в установившийся режим, для которого можно найти стационарные вероятности . Стационарная вероятность для состояния Si представляет собой долю времени, которую пребывает процесс в этом состоянии. В установившемся режиме и в результате получается система алгебраических уравнений: , где Р1, Р2, Р3, Р4 - вероятности стационарных состояний. Общее правило составления алгебраических уравнений для стационарных вероятностей включает выполнение следующих шагов: алгебраические уравнения составляются для каждого состояния; предположим, что рассматривается состояние Si. В левой части уравнения указывается сумма произведений λiℓ интенсивности перехода из i -го состояния в другое ℓ -е состояние на вероятность i -го состояния Pi, а в правой части - сумма произведений интенсивности перехода из другого j -го состояния в i- e состояние λji на вероятность j -го состояния Pj. Необходимо отметить, что составление системы алгебраических уравнений для сложных по структуре размеченных графов представляет существенные трудности. Современный подход к вычислению стационарных вероятностей основан на использовании, так называемых, инфииитезимальных матриц: где qij вычисляется следующим образом: qij = λij, если , если . в остальных случаях. Для рассматриваемого графа: .
Вектор стационарного распределения вероятностей находится из решения системы уравнений: с учетом условия нормировки . Для приведения полученной системы линейных уравнений к каноническому виду Ах=В используется соотношение (PQ)T = QTPT = 0. Для введения в систему уравнений условия нормировки элементы первой строки матрицы QT полагаются равными единице, и формируется столбец свободных чисел В, первый элемент которого равен единице, а остальные элементы - нулю. Тогда матрица А имеет вид: . Необходимо отметить, что наибольший эффект от применения инфинитезимальных матриц достигается в том случае, если для исследуемого графа состояний возможно конструирование алгоритма формирования элементов матрицы qij. Очевидно, что при большой размерности графа, ручное заполнение матрицы Q представляет определенные сложности. Предположим, что имеется граф состояний, описывающий процесс гибели и размножения (рис. 2). Рис. 2. Размеченный граф состояний для процесса гибели и размножения
Тогда
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |