КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные понятия и компоненты систем массового обслуживания
Определение 1. Система массового обслуживания (СМО) - это концептуальная модель, основными элементами которой являются: источники заявок, заявки, приборы, очереди и дисциплины обслуживания. В качестве СМО могут быть представлены такие реальные системы как: информационные, содержащие сервер баз данных и клиентские рабочие станции; телефонные сети, включающие центральный коммутатор и конечное телефонное оборудование и др. Определение 2. Источник - это структурная компонента СМО, предназначенная для генерирования заявок. Для различных предметных областей в качестве источников могут выступать терминалы информационных систем, станки, студенческие общежития и др. Определение 3. Заявка - это сигнал, генерируемый источником и содержащий информацию о необходимости выполнения определенной работы. Процесс выполнения этой работы называется обслуживанием заявки. В качестве заявки в реальных системах могут выступать: требовательные листки в публичных библиотеках на выдачу литературы; задания, формируемые пользователями информационных систем и др. Источники делятся на: конечные; бесконечные; с ограниченной емкостью. Конечные источники характеризуются тем, что после формирования очередной заявки они переходят в состояние ожидания возвращения обслуженной заявки. В частности, это терминалы информационной системы, которые после формирования задания для выполнения сервером переходят в состояние ожидания ответного сообщения. Бесконечные источники генерируют заявки, не дожидаясь результатов обслуживания. Например, бесконечным источником является общежитие, а заявками - студенты, выходящие из общежития и направляющиеся на обед в столовую. Источники с ограниченной емкостью р характеризуются тем, что они могут независимо сформировать р заявок, а следующую р+1 -ю заявку генерируют только после обслуживания одной из ранее сформированных заявок. Источники классифицируются на: однородные и неоднородные. Определение 4. Источники являются однородными, если формируемые ими заявки имеют одинаковые вероятностные характеристики. Определение 5. Последовательность заявок, формируемая источниками заявок и поступающая на вход системы, называется потоком событий. Вероятностными характеристиками потока событий являются плотность распределения интервала между соседними заявками либо закон распределения числа заявок, поступивших за фиксированный промежуток времени. Определение 6. Прибор - это структурная компонента СМО, предназначенная для обслуживания заявок. В реальных системах приборам соответствуют серверы баз данных и приложений, обслуживающий персонал структур общественного питания, коммутаторы телефонных станций и др. СМО классифицируются как многолинейные, в случае включения в их структуру т параллельно функционирующих приборов. В противном случае СМО относятся к однолинейным. В том случае, если СМО содержит к последовательно соединенных приборов, то такие СМО называются многофазными. Определение 7. Очередь - это структурная компонента СМО, предназначенная для временного хранения заявок перед выполнением их обслуживания. Для различных предметных приложений в качестве очереди могут выступать журнал фиксации заявок на выполнение работ, очередь заданий, организованная на накопителе иа магнитных дисках вычислительной системы. Очереди делятся на общие и раздельные (рис 4). Раздельные очереди используются в СМО, содержащих неоднородные источники. В этих системах для каждой группы выделяется отдельная очередь. Общие очереди хранят заявки вне зависимости от их вероятностных характеристик и принадлежности к конкретным источникам.
Рис.4
Определение 8. Дисциплина обслуживания представляет собой механизм выбора заявок из общей очереди или раздельных очередей. Дисциплины обслуживания делятся на бесприоритетные и приоритетные. В бесприоритетных дисциплинах не учитывается степень важности заявок. Наиболее известными бесприоритетными дисциплинами являются: обслуживание заявок в порядке поступления (first come first served — FCFS). Особенность реализации этой дисциплины в многолинейных системах состоит в том, что для заявки, выбранной на обслуживание, назначение прибора производится случайным образом; обслуживание заявок в инверсионном порядке (last come first served - LCFS), предполагающее выбор в качестве первоочередной - заявки, поступившей в систему последней; обслуживание заявок на основе случайного выбора (RANDOM), основанное на том, что с равной вероятностью может быть выбрана любая заявка, находящаяся в очереди; обслуживание заявок на основе равномерного разделения приборов (processor sharing - PS), в соответствии с которой каждая из n находящихся в системе заявок обслуживается с одинаковой скоростью 1/ n; обслуживание на основе циклического алгоритма планирования (round robin - RR). Для реализации дисциплины RR каждому из источников присваивается логический номер, и прибор подключается вначале к источнику с первым номером и в зависимости от наличия у этого источника заявки прибор либо представляет собственные ресурсы источнику, либо переходит к анализу состояния следующего источника. После того, как обслужен последний источник, производится возврат к источнику с первым номером, осуществляется анализ его состояния и в случае необходимости предоставление ресурса. В приоритетных дисциплинах обслуживания каждой заявке приписывается число, называемое приоритетом и характеризующее степень важности заявки. Ресурсы прибора в первую очередь предоставляются более приоритетным заявкам. Правило назначения приоритета - чем меньше само число, тем выше приоритет. Приоритетные дисциплины делятся на: абсолютные; относительные; внесистемные; внутрисистемные (рис. 5).
Рис.5 В системах с абсолютными приоритетами при поступлении в систему заявки, имеющей более высокий приоритет, чем заявка, находящаяся на обслуживании, производится прерывание процесса обслуживания низкоприоритетной заявки, и ресурсы предоставляются поступившей заявке. Существуют различные модификации дисциплин с абсолютными приоритетами: заявки с прерванным обслуживанием покидают систему; обслуживаются полностью заново; обслуживаются с точки прерывания после окончания обслуживания более приоритетных заявок. В системах с относительными приоритетами прерывания обслуживания низкоприоритетной заявки не происходит, а ресурсы прибора предоставляются поступившей высокоприоритетной заявке только после завершения обслуживания текущей заявки. Внесистемные приоритеты характеризуются тем, что их значение устанавливается внешней по отношению к системе обслуживания стороной. Внутрисистемные или динамические приоритеты характеризуются тем, что их значения определяются состоянием системы. К дисциплинам обслуживания, реализующим внутрисистемные приоритеты, относятся следующие: обслуживание по принципу SIF «кратчайшее задание - первым», согласно которому следующей для выполнения выбирается заявка с минимальным оценочным временем обслуживания. Эта дисциплина обеспечивает уменьшение среднего времени обслуживания по сравнению с дисциплиной FCFS, но характеризуется значительным разбросом времени ожидания заявок; обслуживание по принципу SRT «по наименьшему остающемуся времени». Отличие этого принципа от дисциплины SIF состоит в том, что в рассматриваемой дисциплине допускается прерывание обслуживания текущей заявки в том случае, если вновь поступившая заявка имеет меньшее оценочное время выполнения; обслуживание по принципу HRN «по наибольшему относительному времени реакции», согласно которому для каждой заявки вычисляется значение относительного приоритета. Это значение представляет результат деления суммы оценочного времени обслуживания и времени ожидания в очереди на оценочное время обслуживание. В соответствии с этим принципом наивысший приоритет имеют заявки с наименьшим оценочным временем обслуживания, которые находятся в очереди в течение длительного времени. К дисциплинам обслуживания обычно относят такие факторы, как: разогрев прибора перед началом обслуживания очередной заявки или перед поступлением в свободную систему новой заявки; обслуживание заявок ненадежным прибором; отключение прибора на случайное время после обслуживания последней поступившей заявки; переключение прибора при переходе с обслуживания одного класса заявок на другой и др. В качестве основных показателей производительности СМО рассматриваются следующие: количество заявок, находящихся в очереди; время пребывания заявок в очереди; количество заявок, находящихся в системе, т.е. в очереди и на обслуживании; время пребывания заявок в системе. Учитывая, что перечисленные выше величины являются случайными, они могут быть описаны следующими вероятностными характеристиками: законами распределения; средними значениями и дисперсиями. В качестве дополнительных показателей СМО могут использоваться такие как: вероятность отказа в обслуживании заявок; закон распределения времени простоев приборов и времени до первого отказа в обслуживании.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1915; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |