Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Миграционные процессы и Европа

На стремление людей к миграциям, т. е. переселению в другие местности, влияет целый комплекс причин. В первую очередь это социально-экономические трудности (миграцию называют «голосованием ногами»). Важ­ными остаются политические, национальные, религиозные, эко­логические, демографические и иные факторы. Считается, что в миграциях ежегодно участвуют 2 — 3 % населения Земного шара, прежде всего из неблагополучных регионов.

Со второй половины XX в. Европа стала одним из главных центров притяжения мигрантов. Самой многочисленной груп­пой мигрантов являются турки. Более 60% их живет в Герма­нии. Алжирцы и тунисцы заселяют Францию, албанцы выезжа­ют в Италию и Грецию. В Испании и Португалии основную мас­су новых жителей составляют выходцы из стран Латинской Америки. В последние годы поток мигрантов из североафрикан­ских стран несколько снизился, зато усилилось прибытие жи­телей из стран Африки южнее Сахары.

Европейские страны привлекают мигрантов в связи с потреб­ностями экономического развития и относительным недостатком собственного населения.

Если сферы занятости высококвалифицированных мигрантов и местных жителей в значительной степени пересекаются, то у низкоквалифицированных работников они, напротив, заметно различаются. Так, в системе общественного питания иммигран­ты в основном заняты на низших должностях в ресторанах, тог­да как коренные жители чаще работают в сети «быстрого пита­ния»; в сфере торговли первые трудятся в небольших магазинах, вторые — в супермаркетах; в строительстве иностранные работ­ники заняты в ремонтно-реставрационном секторе, местные — в более солидных строительных фирмах. Этому способствует осо­бая роль, которую в занятости иммигрантов играют системы со­циальных связей и неформального профессионального обучения. Кроме того, в анклавах, в которых селятся мигранты, формиру­ются специфические возможности занятости.

Миграция приносит европейцам огромное число труднораз­решимых проблем. Прежде всего это серьезные изменения эт­нического и половозрастного состава населения. Европейские страны, бывшие до недавнего времени фактически мононацио­нальными, превращаются в полиэтнические. Однако меры, пред­принятые против наплыва мигрантов в 90-е гг. дали отрицатель­ный результат: увеличилась незаконная и неконтролируемая миграция.

Кроме того, миграция приводит к ухудшению ситуации на рынке труда в связи с ростом предложения рабочей силы и огра­ничением рабочих мест; к снижению цены на национальную ра­бочую силу, так как растет предложение рабочей силы на рын­ке труда; наконец, к конфликтам между коренным населением и иммигрантами.

Противоречия между мигрантами и местным населением ста­новятся все более дестабилизирующим фактором в разных стра­нах. В конце 2010 — начале 2011 г. главы ряда ведущих запад­ных государств (А. Меркель, Д. Кэмерон, Н. Саркози) заявили о крахе политики мультикультурности, т.е. политики, направ­ленной на интеграцию выходцев из стран Азии и Африки в ев­ропейское общество.

Япония. Вторая мировая война имела для Японии тяжелей­шие последствия: разрушение экономики, потеря колоний, ок­купация. Под давлением США японский император согласился на ограничение своей власти. В 1947 г. была принята конститу­ция, расширявшая демократические права и закреплявшая мир­ный статус страны (военные расходы по конституции не могут быть выше 1 % всех расходов бюджета). У власти в Японии поч­ти постоянно находится правая Либерально-демократическая партия (ЛДП).

С 50-х гг. в Японии начался резкий подъем экономики, по­лучивший название «японское экономическое чудо». Помимо благоприятной конъюнктуры это «чудо» было основано на осо­бенностях организации производства и менталитете японцев, а также на малой доле военных расходов. Трудолюбие, неприхот­ливость, корпоративно-общинные традиции населения позволи­ли Японии успешно конкурировать на мировом рынке. Был взят курс на развитие наукоемких отраслей, сделавший Японию ли­дером по производству электроники.

Тем не менее на рубеже XX — XXI вв. в Японии возникли значительные проблемы. Все чаще вспыхивали скандалы вокруг ЛДП, связанные с коррупцией. Замедлились темпы экономиче­ского роста, усилилась конкуренция со стороны «новых инду­стриальных стран» (Южной Кореи, Сингапура, Таиланда, Ма­лайзии), а также Китая. Китай представляет для Японии и во­енную угрозу.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Как изменилась роль США в мире после Второй мировой вой­ны? Каковы были особенности развития США во второй поло­вине XX — начале XXI в.?

2. Как развивались ведущие страны Западной Европы во второй половине XX — начале XXI в.? В чем состояли общие черты и в чем специфика в развитии этих стран? Попытайтесь отразить данную информацию в виде таблицы.

3. Как и почему пали авторитарные режимы в Европе?

4. Как начиналась европейская интеграция? Чем была вызвана ее необходимость?

5. Охарактеризуйте структуру Европейского союза. Какую роль играет ЕС в жизни современного мира?

6. Каковы последствия миграционных процессов для Европы?

7. В чем состоят особенности развития Японии во второй полови­не XX — начале XXI в.?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Европейская интеграция | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 6448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.