КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В.2. Предвидение и прогнозирование
В классическом менеджменте считается, что прогнозирование – это метод, в котором используются как опыт, накопленный в прошлом, так и текущие допущения в отношении будущего в целях его определения. В результате этого получают картину будущего, которую можно использовать как основу при планировании. Прогноз в управлении представляет собой технологию разработки моделей развития управляемого объекта. Показатели прогноза (числовые характеристики объекта, объемы и сроки работ и т. п.) имеют вероятностную природу. На основе прогнозов осуществляется предвидение и принимаются управленческие решения. Цель прогнозирования — получить научно обоснованные варианты тенденций развития (изменения) управляемого объекта (показателей его состояния) во времени и пространстве. Источниками информации для прогнозов являются вербальные и письменные тексты, получаемые в процессе коммуникаций между людьми или в открытой печати. Для добывания необходимой информации отдельными структурами частного бизнеса организуется промышленный шпионаж. Информацию из открытой печати получают, используя приемы: структурно-морфологический; определения публичной активности; выявления групп патентных документов; анализа показателей; терминологического и лексического анализа. Работы по организации и проведению прогнозных исследований связаны с использованием разработчиками единых базовых понятий независимо от специфики предметной области поиска и множественности постановок конкретных задач. Определение базовых атрибутов прогноза позволяет в значительной степени унифицировать организационную деятельность по обеспечению эффективности прогнозирования. К базовым понятиям и параметрам прогнозирования, содержательное наполнение которых в значительной степени было закреплено в терминологическом справочнике по вопросам прогностики, относятся следующие атрибуты: • объект прогнозирования; • форма представления прогноза; • характер обусловленности реализации прогноза; • исходное основание прогноза; • метод и инструментарий прогнозирования; • качество прогноза. Четкое определение менеджерами значений указанных параметров позволяет однозначно специфицировать требования на разработку прогноза. Кроме того, эти атрибуты задают основания общей классификации научных прогнозов, принятых в практике управления. Таким образом, проблемно ориентированная фокусировка базовых параметров прогноза относительно предметной рабочей области исследования однозначно определяет постановку практической задачи прогнозирования в общей системе задач управления конкретным социально-экономическим объектом. В зависимости от требований заказчика прогноза, объективных возможностей разработчиков по доступу к информационным источникам обоснования предсказаний, а также исходя из особенностей шкал отображения информации выделяют различные виды представления результатов прогнозирования. Если исследователь формулирует прогнозную информацию в виде некоторого однозначного заявления, например, «индекс цен будет расти» или «индекс цен к концу следующего года составит 115 %», говорят о том, что прогноз представлен в детерминированной или точечной форме. Детерминированность прогноза здесь понимается не как утверждение о безусловности исхода тех или иных событий, что противоречит самому определению прогноза. Это лишь форма подачи сообщения, прогнозной информации. В случае если исследователя интересует динамика процесса за некоторый промежуток времени, прогноз представляется в виде последовательности состояний будущего развития либо в непрерывной, либо в дискретной форме. Точечное отображение информации о будущем удобно, но зачастую не имеет практического смысла в силу его неустойчивости, т. е. крайне малой вероятности исполнения данного утверждения. Ввиду того, что прогноз всегда носит вероятностный характер, предпочтительно иметь информацию о возможном диапазоне изменения прогнозируемой величины. При этом количественно измеряемая прогнозная информация может выражаться интервально (для непрерывных величин) или веерно (для дискретных величин). Качественные утверждения в этом случае сопровождаются сопряженными вероятностными характеристиками их наступления. Здесь важно еще раз подчеркнуть понимание того, что прогноз — это не решение, но информация о будущих общих условиях и возможных ограничениях деятельности (функционирования) для принятия эффективных текущих решений и их своевременной корректировки в рамках системы управления. Так, для процесса регулирования денежно-кредитной сферы важно спрогнозировать не точный рост цен к тому или иному моменту времени (прирост цен составит на конец года 9,314 %). Необходимо определить вероятные границы инфляции для траектории экономического развития (прирост цен в годовом исчислении составит 8—10 % или 9±1,0 %), при соблюдении которых не потребуется менять уровень учетной ставки для соблюдения заложенных макроэкономических пропорций в сформированной стратегии роста национальной экономики. Для долгосрочной политики занятости важно не столько точно определить среднюю продолжительность жизни в будущем, сколько оценить ожидаемые диапазоны значений этого показателя по группам населения, ориентация на которые позволит проводить намеченную пенсионную политику и не потребует пересмотра социальных нормативов, заложенных в бюджетные ограничения государства на рассматриваемую перспективу. Другой пример. Интуитивно ясно, что важно не столько спрогнозировать до секунды время наступления того или иного события (например, дату вступления страны в ВТО), сколько оценить временной интервал вероятного достижения требуемых условий для возможного принятия соответствующего эффективного решения. Иногда, в случае работы исследователей с исходной информацией об объекте прогноза, отображенном количественно, результат предсказания может также описываться вероятностным распределением случайной прогнозируемой величины. В этом случае следует указать математическое ожидание прогнозируемой величины, а также оценить ожидаемую величину разброса данных вокруг центра распределения, т. е. дисперсию. В общем случае генезис объектов прогнозирования обусловлен либо некоторыми скрытыми от исследователей процессами, внешне проявляющимися в смене качественных и/или количественных состояний изучаемой системы с течением времени, либо возможными причинно-следственными воздействиями на изучаемый объект. В последнем случае можно говорить о событийной обусловленности в развитии объекта прогноза. Например, можно предположить, что сокращение фирмой-экспортером объемов поставок продукции на внешний рынок произошло вследствие увеличения государством экспортных ставок (или снижения мировых цен на соответствующий товар, или роста деловой активности фирм-конкурентов, или жесткой политики квотирования соответствующего рынка либо чего-то другого, в том числе рассматривая ситуацию при одновременном проявлении всех или нескольких причин). То есть в основу модели, объясняющей поведение объекта исследования, закладывается некоторая правдоподобная гипотеза, имеющая конструкцию «возможная причина — следствие». Причина — это отражение некоторого события, которое может быть само результатом сочетания многих обстоятельств и факторов, формально внешних по отношению к объекту изучения и существенно влияющих на его состояние и динамику. Таким образом, для решения задачи прогноза (в нашем примере — обоснование объемов поставок фирмой продукции на внешний рынок) следует: а) создать рабочую модель зависимости изменения объемов экспорта от факторов, существенно влияющих на него; б) определить значения факторов, на фоне которых будет оцениваться значение прогноза. Последние назовем условиями упреждения. Заметим, что значения факторов в общем случае не имеют обязательной привязки ко времени их соответствующей фиксации. Если в постановке задачи прогнозирования речь идет о продлении цепи состояний развития объекта из прошлого через настоящее в будущее без анализа событийных цепей в системе, то, заимствуя терминологию системной динамики, такой подход к моделированию развития объекта логично именовать потоковым. Период времени, на который разрабатывается прогноз в рамках потоковой концепции, называется периодом упреждения прогноза. Технически период упреждения обычно может состоять из отдельных тактов или шагов, за которые фиксируются системные изменения. Их величина определяется либо принятой временной градацией (минута, месяц, год и т. п.), либо исходя из сложившейся в управлении объектом прогноза практики частоты фиксации событий (через каждые 15 минут, через пять дней, декаду и т. п.). Иногда исследователя интересует максимально возможный период упреждения прогноза — это прогнозный горизонт. Выбор конкретного значения этого атрибута определяется прежде всего частотой наблюдаемых или ожидаемых изменений в системе. В качестве значений параметра «период упреждения» традиционно различают кратко-, средне-, долго- и дальнесрочные прогнозы. Краткосрочный прогноз разрабатывается на промежуток времени, когда имеют место только количественные изменения, среднесрочный — предполагает присутствие в системе не только количественных, но и качественных изменений, долгосрочный — существенную долю в системе качественных изменений. Дальнесрочный прогноз имеет в виду перспективу, когда ожидаются столь существенные качественные изменения системы, что можно говорить лишь о самых общих перспективах ее развития. В этом случае для исследователей представляются продуктивными переоценка и вероятное изменение своих представлений об объекте исследования. Очевидно, что чем более отдаленной выбирается срочность прогноза, тем ниже его информативность, т. е. тем менее детальны оценки рассматриваемого процесса. Краткосрочные прогнозы могут содержать детальные и общие количественные заявления, среднесрочные — общие количественные, долгосрочные прогнозы — преимущественно качественно-количественные выводы, дальнесрочные — самые общие качественные оценки будущего. Часто в источниках по вопросам теории и практики управления классификация прогнозов по периоду упреждения отождествляется с точной временной градацией. Например, может утверждаться, что краткосрочный отраслевой прогноз — это прогноз на период до 1 года, среднесрочный — сроком от 1 года до 5 лет и т. п. В этом случае определение периода упреждения формально сводится только к ориентации на сложившуюся практику управления, и с научной точки зрения этот подход не представляется убедительным. Сторонники такой формализации на самом деле игнорируют факт постоянной изменчивости как внутри, так и вне объекта исследования, упуская проблематику обоснования границ допустимой вариабельности объекта и среды для получения относительно надежного предсказания. На практике следует помнить, что временное разделение прогнозов весьма условно. Оно является относительной характеристикой и зависит в основном от целей прогнозирования, характера объекта прогнозирования, прежде всего его масштаба и динамики, т. е. от всего того, что определяет качественную целостность объекта рассмотрения. Разновидности прогнозов: · экономические прогнозы (используются для предсказания общего состояния экономики и объема сбыта для конкретной компании или по конкретному продукту); · прогнозы развития технологии (позволят предсказать разработки каких новых технологий можно ожидать, когда это может произойти, насколько экономически приемлемыми они могут быть); · прогнозы развития конкуренции (позволяют предсказывать стратегию и тактику конкурентов); · прогнозы на основе опросов и исследований (дают возможность предсказать, что произойдет в сложных ситуациях, используя данные многих областей знаний. Например, будущий рынок автомобилей можно оценить только с учетом надвигающегося изменения состояния экономики, общественных ценностей, политической обстановки, технологии и стандартов по защите окружающей среды от загрязнений); · социальное прогнозирование (которым в настоящее время занимается всего несколько крупных организаций, используется для предсказания изменений в социальных установках людей и состояния общества). Успешность прогнозирования зависит от таких условий: объема и качества информации о прогнозируемом процессе, объекте управления; правильности формулирования задачи прогнозирования и обоснованности выбора способа ее решения; наличия необходимых вычислительных средств и вычислительного аппарата в соответствии с выбранным методом. Из-за отсутствия этих условий прогнозирование может стать невозможным. Важнейшее из них – формулирование задачи, поскольку она определяет требования к объему и качеству информации, математический аппарат и точность прогноза. Информация о прогнозируемом объекте (процессе) черпается из результатов контроля деятельности, статистики. Современные технологии прогнозирования основаны на использовании различных математических теорий: функциональный анализ, теория рядов, теория экстраполяции и интерполяции, теория вероятности, математическая статистика, теория случайных функций и случайных процессов, корреляционный анализ, теория распознавания образов. Чтобы обосновать выбор того или иного средства прогнозирования, необходимо иметь возможность количественно оценить его качество. Для прогнозирования в практической деятельности применяются различные количественные и качественные методы. Количественные методы (приемы) базируются на информации, которую можно получить, зная тенденции изменения параметров или имея статистически достоверные зависимости, характеризующие производственную деятельность объекта управления. Примеры этих методов анализ временных рядов, каузальное (причинно-следственное) моделирование. Качественные методы основаны на экспертных оценках специалистов в области принимаемых решений, например методы экспертных оценок, мнение жюри (усреднение мнений экспертов в релевантных сферах), модели ожидания потребителя (опрос клиентов). Каждый метод (прием) прогнозирования желательно сопровождать определенным значением показателя качества, изменяющимся в зависимости от формулирования задачи, условий ее решения. Это достаточно трудно. В каждом конкретном случае прогнозирования возможны различные методы (способы, приемы), каждый из которых характеризуется не одним показателем, а набором показателей, изменяющихся при изменении формулировки задачи и условий ее решения. Деятельность лица, принимающего решение, включает следующие этапы: 1. формулирование проблемы; 1. построение системы, в которой возникает проблема, и идентификацию (установление причинно-следственных связей и отношений) ключевых переменных; 3. сбор данных об обстановке и выдвижение гипотез; 4. формирование образа будущего с использованием модели и сценариев; 5. принятие стратегических решений. При этом сценарии формирования образа будущего предусматриваются такие действия: 1. исследуемая система представляется с учетом современных реалий и динамики развития; 2. строится «дерево будущего», где ветвями являются гипотезы с возможными вариантами последствий; 3. конечные результаты прогнозируются для различных временных горизонтов. С помощью сценариев, передвигаясь из будущего в настоящее по системе «ходов», разрабатывают меры, необходимые для достижения поставленной цели. В настоящее время уже разработаны рекомендации и методы выполнения прогнозирования, многие из которых могут быть использованы для предвидения. Проблема определения такого важнейшего атрибута прогнозирования, как «качество прогноза», является одной из ключевых задач методологии научного прогнозирования, определяющей во многом содержание и направленность отдельных этапов общей технологии прогнозного исследования. От степени нашего понимания содержания этой характеристики во многом зависит общая эффективность всей практики разработки социально-экономических прогнозов. Ответ на вопрос о содержании понятия «качество прогноза» невозможен без ответа на вопрос о цели прогнозирования. Нетрудно понять, что на первый взгляд самый естественный ответ на него, а именно — «осуществить наиболее точное предсказание событий будущего» — неприемлем. Аргументов здесь можно привести огромное количество. Главное же заключается в том, что исчезает общественно необходимая мотивация в проведении прогнозных исследований вообще. Ибо окончательное подтверждение точности возможно лишь после того, как ожидаемый факт свершится либо нет, т. е. отработает принцип «поживем — увидим». Прогнозная информация — это скоропортящийся продукт и ценность ее неоднородна во времени. В методологическом плане весьма важным является признание того, что прогноз в развитии систем должен быть ориентирован не на безусловное осуществление предсказанного, а на всестороннее и постоянное содействие оптимизации принимаемых решений. Он должен способствовать росту степени их обоснованности и, в конечном счете, эффективности деятельности человека в соответствующей области научно-практических исследований. На сегодняшний день большое количество специалистов, занятых прогностическими исследованиями, определяют качество прогноза как интегральную характеристику. В его рамках можно выделить как объективную, так и субъективную компоненту. Понятие «качество прогноза» в широком смысле слова представляет собой единство таких прогнозных параметров, как обоснованность, достоверность, точность, информативность, ценность и др. Узкое толкование этого термина подразумевает некую меру устойчивого развития объекта в соответствии с утверждениями (состояния, траектории и т. д.), определяемыми прогнозом. Объективные составляющие понятия «качество прогноза» носят инвариантный характер по отношению к заказчику-потребителю прогнозной информации. Это такие показатели качества прогнозной информации, как информативность, точность, достоверность. Достоверность прогноза представляет собой в определенной степени свойство устойчивости предсказания, его вероятностную характеристику. Она определяет вероятность реализации соответствующей прогнозной оценки для заданных условий прогноза, например временных либо пространственных границ разброса параметров объекта прогнозирования. Точность прогноза — мера оценки соответствия прогнозируемой величины ее фактическому значению. Иногда допускается следующее определение: это оценка доверительного интервала прогноза для заданной вероятности его осуществления. Следует отметить, что характеристики точности и достоверности являются сопряженными. В общем случае, чем выше надежность прогноза, тем ниже его точность, и наоборот. Выбор конкретных измерителей названных характеристик зависит от способа (шкалы) представления прогнозной информации. С понятием «точность прогноза» связан термин «ошибка прогноза». Она является ее измерителем или мерой точности прогноза. Следует различать фактическую, иногда называемую эмпирической, ошибку прогноза, оцененную по факту свершения события (ее еще называют апостериорной ошибкой) и ожидаемую, т. е. априорную ошибку. Всегда стоит помнить о том, какой показатель качества интересует исследователя: априорный или апостериорный. Как правило, при использовании количественных методов прогнозирования специалисты работают с априорными характеристиками качества прогноза, т. е. построенными на основе анализа ретроспективной информации до факта свершения прогнозируемых явлений. Они всегда недетерминированы. Роль их активна по отношению к решениям относительно исследуемой прогнозной группировки. Рабочие способы априорной оценки ошибок прогноза и вероятностей их проявления зависят от выбранных технологий и методов прогнозирования. В дальнейшем эта проблема будет рассматриваться применительно к каждому конкретному методу. Иногда понятие «ошибка прогноза» трактуется более концентрированно — как величина отклонения прогноза от действительного состояния объекта или путей и сроков его достижения. Апостериорные критерии прогноза определяют по факту наступления ожидаемых событий. Роль их в основном сводится к функции запаздывающих индикаторов оценки эффективности методики прогнозирования, применяемой в рамках данной системы управления. Они помогают отстроить эффективную технологию прогнозного исследования, так как на их базе удобно выявлять источники ошибок прогноза, эффекты их влияния на конечные результаты работы. В качестве источников ошибок могут выступать различные факторы, носящие регулярный и нерегулярный характер. В этой связи ошибки прогноза разделяют на систематические и случайные. Примерами систематических источников можно назвать подбор неадекватных методов прогнозирования, недостаточность объема и структуры запрашиваемых исходных данных, недостоверность информации, связанную с небрежностью ее «съема» и обработки, и тому подобные явления, негативное влияние которых на результат исследования может и должно быть минимизировано. Случайные ошибки в социально-экономических системах, как и в любых развивающихся системах, сами по себе принципиально не предсказуемы и проявляются постоянно. Величина ошибок прогноза напрямую связана с его обоснованностью, т. е. степенью соответствия состояния исходной предпрогнозной информации и выбранных методов прогнозирования объекту, целям и задачам прогнозирования. Важнейшим исходным условием реализации процедур прогнозирования, источником гипотез о вероятном возможном будущем является наличие данных об изучаемом объекте или явлении в прошлом и настоящем. Эту совокупность сведений об объекте исследования (целевой группировке прогноза) называют основанием прогноза. Период времени, за который собрана информация об объекте изучения, носит название периода основания прогноза, или ретроспективного периода. По характеру источников получения информация подразделяется на фактографическую и экспертную. В основу этого деления положена степень формализации данных источника информации и способ их получения. В первом случае — это документ в широком смысле слова, а во втором — суждение человека, высказанное по конкретному запросу. Экспертная информация представляет собой суждения по изучаемой проблеме, высказанные специалистом в данной предметной области либо группой специалистов. Таким образом, генератором непосредственной или опосредованной прогнозной информации выступает человек, его опыт, знания, интеллект, умения, навыки, интуиция и т. д. Экспертная информация всегда субъективна и в ней относительно велика доля данных, представленных в форме качественных суждений, что, несомненно, требует особых инструментов обработки. Вопрос о корректном представлении информации специально обсуждается в главе учебного пособия, посвященной методам количественной обработки экспертной информации. Фактографическая информация в своей основе имеет эмпирическую базу и опирается на фактические данные, накопленные по рассматриваемой тематике. По происхождению источников фактографической информации различают: научно-техническую, технико-экономическую, справочно-нормативную, ситуационную и информацию обратной связи. Особо в составе фактографической информации выделяют так называемую опережающую или приведенную информацию. Последняя, как правило, представляется в виде научных публикаций, диссертационных исследований, аналитических обзоров, заключений консалтинговых компаний и т. п. Она не всегда носит официальный характер и проходит апробацию, следовательно, содержательно может представлять собой не факты, а некоторые более или менее правдоподобные гипотезы. Несмотря на это, на сегодняшний день она является ценнейшим источником суждений, например в области прогнозов научно-технического развития. Наличие достаточного объема достоверной информации — решающий фактор качественного обоснования прогнозов развития систем. На практике в силу понятных обстоятельств как объективного, так и субъективного характера исследователи, к сожалению, часто испытывают трудности с исходной фактографической базой исследования, что, с одной стороны, может проявляться в наличии так называемых «малых выборок», неоднородности данных и других фактах, а с другой — «зашумленности» данных избыточной информацией. Решать указанные проблемы приходится с помощью специальных инструментов обработки информации.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |