Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В.3. Распространение информационных технологий. Ориентация на акционера

Разработка и принятие решений в процессе управле­ния организацией при постоянно меняющихся внешних и внутренних условиях ее функционирования требуют использования адекватных методов информационного обеспечения ЛПР и возможностей, предоставляемых со­временными информационными технологиями.

Одним из научных направлений, связанных с расши­рением возможностей интеллектуальной деятельности человека, являются исследования, направленные на уси­ление аналитических возможностей человека в процессе выработки и принятия решений, и приводящие к созда­нию интеллектуальных систем. Под интеллектуальными системами будем понимать системы, созданные в основном для расширения возможностей интеллектуальной деятельности человека в процессах принятия решений[1].

Зачем нужны интеллектуальные системы? Во многом благодаря их применению стал возможен качественный скачок в развитии управленческих технологий. Всеобщая компьютеризация, сделавшая доступным использование научных методов разработки и обоснования решений, позволяет создавать автоматизированные информацион­ные системы, обеспечивающие качественно новые под­ходы к пониманию и осуществлению управленческой деятельности. А поскольку управленческая деятельность — это прежде всего принятие решений на уровне государ­ства, региона, отрасли, концерна, организации, струк­турного подразделения и, наконец, отдельного работни­ка, становится понятным, насколько широк диапазон возможного применения интеллектуальных систем. На­значение их довольно разнообразно. Это могут быть сравнительно простые системы массового применения, основная задача которых — предоставить доступ к зна­ниям и опыту экспертов специалистам менее высокой квалификации. А могут быть и весьма сложные, предна­значенные для проведения коллективной экспертизы при решении нестандартных проблем, требующих тща­тельного профессионального анализа и прогнозирования ситуации.

В зависимости от назначения и предоставляемых пользователю возможностей, можно выделить три типа интеллектуальных систем:

• экспертные системы (ЭС),

• системы поддержки принятия решений (СППР),

• автоматизированные системы экспертного оцени­вания (АСЭО).

Экспертные системы. ЭС относятся к числу интел­лектуальных систем, предназначенных для массового использования, и выполняют две основные функции: консультанта, помогающего в решении той или иной задачи, и эксперта, непосредственно эту задачу решаю­щего. Они содержат значительный объем знаний в ка­кой-либо предметной области — базу данных. Эти знания хорошо организованы, т.е. структурированы, зако­дированы, сопровождены системой правил логического вывода и готовы для использования в условиях конкрет­ной ситуации, представляющей интерес для пользовате­ля. В ответ на его запрос ЭС выдает диагноз ситуации, рекомендации и советы, по своему качеству вполне со­ответствующие уровню эксперта высокой квалифика­ции. Таким образом, опыт, знания, логически объясни­мые заключения, которые делает высококвалифициро­ванный эксперт в определенной области деятельности, благодаря экспертным системам становятся достоянием широкого круга специалистов. Такие системы нашли применение в медицине и геологии, экономике и техни­ке, сельском хозяйстве и т.д.

Важной особенностью ЭС является то, что любая ре­комендация, выработанная ею, любое суждение могут быть объяснены при запросе пользователя. Успешность применения любой системы во многом зависит от сте­пени доверия к результатам ее работы. Поэтому экс­пертная система в любой момент должна быть готова объяснить, почему сделано то или иное заключение, тот или иной вывод, и представить логическую цепочку рас­суждений и фактов, приводящих к нему. Желание поль­зователя понимать то, что делает ЭС, и иметь возмож­ность контролировать ход рассуждений вполне естест­венно и должно быть удовлетворено. Поэтому очень большое значение при создании экспертных систем кро­ме базы данных уделяется другому важнейшему их эле­менту — интерфейсу — организации диалога «поль­зователь—компьютер». Кроме того, структура ЭС содер­жит также подсистему накопления и обновления зна­ний. Таким образом, можно сделать вывод, что эксперт­ная система — эффективный инструмент повышения обоснованности и качества решений менеджера за счет обращения к знаниям и опыту высококвалифицирован­ных экспертов.

Системы поддержки принятия решений. СППР пред­назначена для информационной поддержки ЛПР (ме­неджера) в процессе принятия решений и может быть

определена как интерактивная, реализованная на ком­пьютере система, обеспечивающая простой доступ к мо­делям и информации, используемым для разработки альтернатив и выбора решений. Область применения СППР — прежде всего нестандартные ситуации и слабо­структурированные проблемы. Для них характерно на­личие неопределенности, делающей практически невоз­можным отыскание единственной объективно наилуч­шей альтернативы решения. Процедура принятия реше­ний в таких ситуациях требует механизма определения системы предпочтений ЛПР и более глубокого сравни­тельного анализа альтернативных вариантов.

К основным принципам формирования и использо­вания СППР можно отнести:

• обеспечение ЛПР необходимой информацией в максимально возможном объеме;

• возможность оперативного поиска информации;

• генерирование альтернативных вариантов реше­ний;

• предоставление прогнозных оценок результатов реализации возможных альтернатив;

• постоянную эволюцию системы в результате на­ращивания ее возможностей.

Системы поддержки принятия решений могут ис­пользоваться для различных задач и на различных уров­нях принятия решений. Так, например, они могут быть полезны при анализе и прогнозировании динамики конъюнктуры рынка, при разработке стратегии развития организации, при оценке потенциала предприятия и проектов его реконструкции или технического перевоо­ружения, повышения качества выпускаемой продукции и т.д.

Нередки ситуации, когда принимать решения прихо­дится в условиях активного взаимодействия нескольких ЛПР, каждый из которых, помимо общей, стремится к достижению собственных целей. Они характерны, на­пример, при кооперации производства в рамках не­скольких предприятий, при реализации сложных многосторонних коммерческих проектов или научно-техни­ческих программ и т.п. В этих случаях приходится при­нимать компромиссные решения с учетом интересов от­дельных участников. Поэтому при создании СППР большое внимание уделяется не только проведению диа­лога «человек—компьютер», но и возможности органи­зации диалога между различными участниками процесса выработки решения. Для этого применяются так назы­ваемые распределенные человеко-машинные системы, реализованные в виде локальной либо общей сети пер­сональных компьютеров. Это позволяет сблизить раз­личные точки зрения ЛПР, участвующих в процессе, и прийти к согласованному решению. Особое значение имеют распределенные системы принятия решений при управлении крупномасштабными объектами, такими, как, например, энергетические или транспортные сис­темы. В таких случаях компетенция, функции и ответст­венность оказываются разделенными между нескольки­ми ЛПР, находящимися на разных уровнях иерархии. Это означает необходимость использовать процедуры параллельной подготовки, обоснования и корректировки решений, а также обмена информацией, которой обла­дают различные участники данного процесса.

Еще одной отличительной особенностью СППР в сравнении с ЭС является более значительная и активная роль менеджера. Ему принадлежит право запрашивать информацию, относящуюся к любой области его дея­тельности, определять ее объем и глубину анализа, учи­тывать мнения и оценки тех экспертов, которые пред­ставляют для него наибольший интерес. Разумеется, за ним и окончательный выбор.

Автоматизированные системы экспертного оценива­ния. Эти системы предназначены для автоматизации сложных экспертных процедур и повышения эффектив­ности использования высококвалифицированных спе­циалистов в качестве экспертов при выработке управ­ленческих решений. Основная задача АСЭО — решение сложных управленческих проблем на основе надежной, профессионально обработанной и корректно примененной информации. Укажем основные свойства АСЭО, отличающие ее от других типов интеллектуальных сис­тем — ЭС и СППР:

1) АСЭО — сложная иерархическая система, позво­ляющая организовать весь цикл проведения экс­пертизы от формирования целей исследуемого объекта до анализа полученного результата. При этом в АСЭО предусмотрено взаимодействие экс­пертов, аналитической группы и операторов;

2) в АСЭО предусмотрена оценка качеств каждого эксперта, в том числе оценка степени его профес­сионального знакомства с объектами экспертизы;

3) обязательным элементом АСЭО является развитая оценочная система с возможностью ее настройки на конкретный объект экспертизы. Так, напри­мер, для оценки эффективности деятельности фирмы используются одни критерии, отдельного ее подразделения — другие, а сотрудников — тре­тьи;

4) в АСЭО предусматривается возможность коллек­тивной оценки сравниваемых альтернатив при ис­пользовании различных методов организации и проведения экспертиз;

5) АСЭО предусматривает анализ результатов экс­пертизы, в частности, возможность определения результирующей экспертной оценки, а также сте­пени согласованности мнений экспертов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В.2. Предвидение и прогнозирование | Обучающиеся организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.