КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 3. Преступления в сфере кредитных отношений
Г. Краснодар Время: 2 часа Л Е К Ц И Я ПО КУРСУ «УГОЛОВНОЕ ПРАВО»
ТЕМА № 27-1. «Преступления в сфере экономической деятельности»
Степень секретности Экземпляр № «Утверждаю» Начальник кафедры уголовного права и криминологии полковник милиции С.А.Буз «…..»…………..2004 г.
Автор Трофименко С.В.
ЛЕКЦИЯ
Тема № 27-1. «Преступления в сфере экономической деятельности»
Для всех специальностей.
Основные цели лекции: Дать слушателям понятие и общую характеристику преступлений в сфере экономической деятельности; рассмотреть преступления, посягающие на порядок осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности; указать преступления в денежно-кредитной сфере.
Объем времени, отводимый на лекцию – два часа.
ПЛАН
Введение
Основные вопросы: 1. Понятие и общая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности. 2.Преступления, посягающие на порядок осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. 3. Преступления в денежно-кредитной сфере.
Заключение Рекомендуемая литература. Учебное оборудование, демонстрируемые материалы и ТСО. Вопрос 1. Понятие и общая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности
Уголовная ответственность за преступления в сфере экономической деятельности предусмотрена нормами гл. 22 УК. Происходящие в России экономические и политические преобразования определили необходимость реформирования всей правовой системы в целом и уголовного законодательства в частности. Слом старой хозяйственной системы, основанной на командно-административном методе регулирования экономических отношений и, следовательно, на жестком контроле со стороны государства, и переход к новым экономическим отношениям, ориентированным да свободное развитие рыночной экономики, на свободное предпринимательство, честную конкуренцию при равенстве всех форм собственности, создали (как побочный продукт) условия для совершения общественно опасных деяний, ранее не известных уголовному законодательству. В стремлении провести идею: «разрешено все, что не запрещено законом», государство предоставило возможность новым хозяйственным структурам действовать самостоятельно, без вмешательства со стороны государства, что объективно создавало условия для злоупотреблений, мошеннических операций со стороны недобросовестных хозяйствующих субъектов. Эти общественно опасные деяния (проявления монополизма, недобросовестной конкуренции, обман кредиторов, ложное банкротство и др.) затрагивали интересы всех субъектов: и государства, и частного предпринимателя и мешали поступательному развитию новых экономических отношений. Основополагающие начала правового регулирования новых экономических отношений были заложены в Конституции РФ, в ст. 8, 34, 35, 36. Статья 8 гарантирует участникам новых экономических отношений единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности в условиях равенства всех форм собственности. Статьи 34, 35, 36 устанавливают гарантии права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Но признание свободы экономических отношений не означает отказа от их государственного регулирования, поэтому ч. 2 ст. 34 Конституции РФ признала недопустимой деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Эти конституционные принципы явились основой новых законов, регулирующих экономику в сфере гражданских, финансовых, валютных отношений, а также позволили определить круг общественных отношений, которые должны быть защищены при помощи норм уголовного права от преступных посягательств. Глава 22 УК в первоначальной редакции включала 32 статьи, в которых законодательно определялись признаки 37 преступлений. Позднее глава была дополнена статьями 1711 (Федеральный закон от 09.07.99), 174' (Федеральный закон от 07.08.2001), 185' (Федеральный закон от 04.03.2002)3 Существенным образом была изменена редакция статей 169 и 171, 174, 180, 183, 185, 188 и 189, а также ст. 194, 198 и 1994. Дальнейшая работа по усовершенствованию законодательства в области борьбы с преступлениями в сфере экономической деятельности была проделана в 2003 г., в результате чего многие нормы, содержащиеся в гл. 22 УК, претерпели серьезные изменения как в диспозициях, так и в санкциях. Федеральный закон от 08.12.2003 № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» исключил из УК ст. 182 (заведомо ложная реклама) и ст. 200 (обман потребителей). Ответственность за эти правонарушения предусмотрена только нормами КоАП РФ (соответственно ст. 14.3 и ст. 14.7). В иной редакции представлены ст. 174, 174', 178, 196, 198 и 199 УК. Глава 22 УК дополнена новыми статьями: ст. 199, установившей уголовную ответственность налогового агента за неисполнение обязанностей в личных интересах или в интересах иных лиц по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, и ст. 1992, предусматривающей ответственность за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов. Уточнены понятия крупного и особо крупного размера, крупного ущерба, дохода либо задолженности как оснований уголовной ответственности для большей части экономических преступлений. Отсутствие этих признаков может повлечь только административную ответственность. Понятия крупного размера, ущерба, дохода, задолженности признаны равнозначными понятиями и определяются в твердой сумме рублей в примечаниях к конкретным статьям гл. 22 УК. Данные изменения весьма позитивны и сыграют положительную роль при уяснении признаков объективной стороны составов преступлений, поскольку ранее действовавший закон излагал данный вопрос непоследовательно и нечетко. Новый закон исключил некоторые квалифицирующие обстоятельства, которые ранее отягчали ответственность виновных: признаки неоднократности и судимости за ранее совершенное экономическое преступление. Существенные изменения претерпели санкции уголовно-правовых норм. Прежде всего следует иметь в виду, что конфискация имущества как мера уголовного наказания исключена из УК и заменена штрафом. Размеры штрафа по новому закону исчисляются в трех измерениях: в рублях, в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период. В настоящее время гл. 22 УК содержит 35 статей, в которых определяются признаки преступлений, препятствующих становлению и нормальному функционированию системы экономических отношений в рамках рыночной экономики на основе всех форм собственности при государственном регулировании. Ранее использовавшийся термин «хозяйственные преступления» теперь неприемлем, так как не охватывает содержания норм, включенных в гл. 22 УК, поскольку часть из них предусматривает ответственность за налоговые, валютные преступления, а также за преступления, совершаемые в сфере таможенных отношений, которые не относятся к хозяйственной деятельности, но составляют часть экономических отношений. Из 73 составов, включенных в нормы, 24 состава относятся к преступлениям небольшой тяжести, 27 - средней тяжести, 19 - тяжким, а 3 - особо тяжким преступлениям (ч. 3 ст. 174' и ч. 2,3 ст. 186 УК). Все нормы (кроме ст. 175 УК) носят бланкетный характер, для их уяснения нужно обратиться к гражданскому, налоговому, валютному законодательству и другим нормативным актам, регулирующим экономическую деятельность, в которых даются понятия, используемые в нормах гл. 22 УК. В теории уголовного права не содержится единого понятия экономического (ранее - хозяйственного) преступления, хотя этой проблеме было посвящено немало научных трудов, относящихся к исследованиям уголовных законов прошлых лет и ныне действующего законодательства2. Для выработки понятия «экономические преступления» важно правильно определить видовой объект, который является основанием объединения норм в единую главу. Относительно понятия видового объекта в науке уголовного права высказаны различные мнения, с некоторыми из них трудно согласиться. Попытки определить видовой объект как интересы государства и отдельных субъектов в сфере экономической деятельности не представляются состоятельными. Интересы разных хозяйствующих субъектов могут быть противоречивыми и не соответствовать закону. Не является достаточно корректным определение понятия объекта как общественных отношений в сфере реализации принципов осуществления экономической деятельности. Как видно, в данном определении не совсем точно расставлены акценты. Объектом отношений является сама экономическая деятельность (то, по поводу чего складываются отношения), а не ее принципы. Принципы - это те основные начала, на которых базируется экономическая деятельность. Достаточно обоснованной представляется точка зрения, согласно которой под видовым объектом преступлений в сфере экономической деятельности следует понимать общественные отношения, возникающие в целях осуществления нормальной экономической деятельности по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ и услуг. Термин «нормальная экономическая деятельность» следует понимать как «соответствующая норме права». Другое выражение: «установленный порядок осуществления экономической деятельности», используемый в ином научном источнике, по существу, совпадает с данным определением3. Известно, что установить порядок в государстве можно только при помощи норм права (тогда порядок будет нормальным) и что порядок реализуется в процессе определенных общественных отношений. Уяснив суть понятия видового объекта, можно дать следующее определение преступления в сфере экономической деятельности: это умышленное общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, посягающее на общественные отношения в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Сохраняя общепризнанный подход к классификации объектов (по вертикали) на родовой, видовой и непосредственный, можно выделить непосредственные объекты. Ими являются конкретные общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления определенной сферы предпринимательской и иной экономической деятельности. В некоторых нормах указывается дополнительный объект - права и свободы граждан как участников экономических отношений. Весьма спорной является позиция, высказанная в литературе относительно предмета преступления. Предмет преступления всегда является элементом правоотношения, это то, по поводу чего возникают правоотношения. Трудно себе представить, чтобы экономические отношения возникли по поводу товарных знаков (ст. 180 УК), пробирных клейм (ст. 181 УК), государственного земельного кадастра (ст. 170 УК), которые ошибочно отнесены к предмету преступления. Данные признаки относятся к характеристике объективной стороны. Но в некоторых нормах действительно можно выделить предмет преступления, например, ценные бумаги (ст. 185 УК); российские деньги, иностранная валюта или ценные бумаги при совершении преступления, предусмотренного ст. 186 УК; драгоценные металлы и природные драгоценные камни являются предметами преступления при их незаконном обороте (ст. 191 УК) и в некоторых других случаях. Объективная сторона преступлений в сфере предпринимательской и другой экономической деятельности характеризуется в основном действиями, например: лжепредпринимательство (ст. 173 УК), незаконное получение кредита (ст. 176 УК), принуждение к совершению сделки (ст. 179 УК) и др. Часть преступлений может совершаться только бездействием: невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК), уклонение от уплаты таможенных платежей или налогов (ст. 194, 198, 199 УК) и другие преступления. Отдельные преступления могут совершаться как действием, так и бездействием. Такими преступлениями, например, являются: воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК), неправомерные действия при банкротстве (ст. 195 УК). Обязательным признаком объективной стороны некоторых преступлений являются общественно опасные последствия, указанные в диспозициях уголовно-правовых норм в виде крупного или особо крупного ущерба (части 1 ст. 171 и ст. 172, ст. 173, ч. 1 и 2 ст. 176 УК и др.). Новый закон уточнил и частично унифицировал признаки крупного и особо крупного размера и ущерба в примечании к ст. 169 УК. Составы, в которых объективная сторона включает общественно опасные последствия в виде крупного и особо крупного ущерба, называются материальными. Преступления с такими составами признаются оконченными с момента фактического наступления этих общественно опасных последствий. Составы, в которых не содержатся признаки, относящиеся к характеристике общественно опасных последствий, являются формальными. Нередко объективная сторона таких преступлений включает дополнительные признаки в виде крупного или особо крупного размера, дохода или задолженности. В большинстве случаев данные понятия определяются в примечании к ст. 169 УК, как и размеры ущерба. Но в некоторых случаях они раскрываются в примечаниях к конкретным статьям. Преступления с формальными составами признаются оконченными с момента выполнения указанных в законе действий, включая дополнительные (обязательные) признаки в виде крупного или особо крупного размера, дохода или задолженности. Следует отметить, что некоторые ученые определяют конструкцию составов, содержащих признаки крупного размера, дохода, задолженности, как материальных, что не представляется достаточно обоснованным. Доход или размер финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом не всегда может быть связан с причинением общественно опасных последствий гражданам, обществу или государству. Неуплата таможенных платежей, налогов и (или) сборов действительно имеет своим последствием причинение ущерба различной тяжести государству (в виде упущенной выгоды), но эти общественно опасные последствия находятся вне рамок составов преступлений, закон лишь определяет крупный и особо крупный размер самого деяния, а не его последствий. По существу, указанные признаки определяют условия, при которых данное общественно опасное поведение признается преступным. При отсутствии таких признаков деяние признается административным правонарушением. Так, ст. 194 УК предусматривает уголовную ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физических лиц, только при условии, если сумма неуплаченных таможенных платежей превысит 500 тыс. руб. что признается крупным размером; если сумма будет меньшего размера, то правонарушение повлечет административную ответственность. Статья 177 УК (злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности) может быть применена к виновному только при условии вступившего в законную силу судебного акта или при наличии кредиторской задолженности в крупном размере. Перемещение товаров или иных предметов через таможенную границу (ч. 1 ст. 188 УК) будет признана преступлением (контрабандой) при условии крупного размера, т.е. если стоимость перемещенных товаров превысит 250 тыс. руб. При описании признаков объективной стороны некоторых составов законодатель указывает способ совершения преступления. Статья 188 УК перечисляет несколько способов совершения контрабанды: по ч. I и 2 -помимо или с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, с недекларированием или с недостоверным декларированием; по ч. 3 - с использованием должностным лицом своего служебного положения или с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль; а также совершение контрабанды организованной группой (ч. 4). В этой же статье определяется место, совершения преступления - таможенная граница Российской Федерации. Субъективная сторона преступлений в сфере экономической деятельности характеризуется виной в форме умысла. В некоторых составах содержатся дополнительные признаки субъективной стороны: мотив и цель. О корыстной цели или иной личной заинтересованности говорится в ст. 170, 181, ч. 3 ст. 183 УК, специальные цели указаны в ст. 173, 184, 187 УК. Субъектом преступления в сфере экономической деятельности может быть физическое лицо, вменяемое, достигшее определенного возраста. Возрастной признак данной группы преступлений нуждается в уточнении. Во всех монографических работах или монографиях, комментариях к УК, учебниках весьма категорично говорится о том, что уголовная ответственность за все преступления, входящие в данную группу, наступает с 16 лет. Более корректной была бы формулировка: «в возврате не моложе 16 лет». Определение возрастного признака для субъектов преступлений в сфере экономической деятельности требует дифференцированного подхода, в зависимости от признаков объективной стороны или субъекта того или иного преступления. Нужно учесть, что субъектами данных преступлений могут быть как общий, так и специальный. Иногда специальный субъект прямо не называется в норме УК, но это вытекает из смысла закона. Среди специальных субъектов особо выделяются субъекты, указанные в ст. 169 и 170 УК. Ими могут быть только должностные лица органов юстиции, уполномоченные осуществлять государственную регистрацию индивидуального предпринимателя или коммерческой организации или сделок с землей. Возраст таких лиц бесспорно значительно старше 16 лет и даже старше 18 лет. Среди специальных субъектов указаны также руководители или собственники организаций (ст. 195, 196, 197 УК). В этом случае уместно обратиться к нормам ГК РФ. В соответствии со ст. 21 ГК РФ гражданская дееспособность возникает в полном объеме по достижении 18 лет или 16 лет, когда лицо вступает в брачные отношения в несовершеннолетнем возрасте. В возрасте 16 лет несовершеннолетний вправе быть членом кооператива или заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, с согласия родителей или попечителя (ст. 26 и 27 ГК РФ). Иными словами, несовершеннолетний в возрасте 16 лет может быть предпринимателем, но не может быть собственником организации или ее руководителем. Лицо в возрасте 16 лет практически не может быть спортивным судьей, тренером или руководителем спортивной команды (ч. 4 ст. 184 УК), главным (старшим) бухгалтером (ст. 199 УК). Не может быть субъектом преступления, предусмотренного ст. 185 УК (злоупотребления при эмиссии ценных бумаг), лицо, достигшее 16-летнего возраста. Таким лицом может быть только должностное лицо, уполномоченное утверждать проспект ценных бумаг, или лицо, обладающее организационно-распорядительными функциями в коммерческой организации. Закон устанавливает повышенную ответственность за совершение преступлений при отягчающих и особо отягчающих обстоятельствах, относящихся к характеристике всех элементов составов преступлений. Большая часть отягчающих и особо отягчающих обстоятельств относится к характеристике объективной стороны преступления: крупный и особо крупный размер, совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; с использованием служебного положения, с применением насилия. В одном случае указывается отягчающее обстоятельство, относящееся и характеристике субъективной стороны, - корысть (ч. 3 ст. 183 УК). Вопрос о системе преступлений в сфере экономической деятельности тоже, как и понятие видового объекта, не нашел окончательного разрешения в науке уголовного права. Причиной тому являются различные подходы при выборе критерия для классификации. Часть ученых, критикуя ранее сложившуюся систему хозяйственных преступлений, предлагают для построения системы преступлений в сфере экономической деятельности два и более критериев (особенности субъекта, общие принципы экономической деятельности, порядок ее осуществления, интересы отдельных участников экономических отношений, способ совершения преступления), в соответствии с которыми делят все преступления, входящие в гл. 22 УК, на разное количество групп: от четырех до девяти. Такой разброс в выборе критериев, возможно, связанный с терминологическими неточностями, мало что проясняет в характеристике непосредственного объекта. Нельзя принять систему, построенную на основе различных принципов экономической деятельности, поскольку принцип законности, используемый в качестве непосредственного объекта, по существу, поглощает четыре других принципа. Встречаются и другие точки зрения. Конечно, любая классификация, отражающая теоретические взгляды того или иного ученого, возможна, и она заслуживает внимания. Однако многие из них отступают от принятого в российском уголовном праве принципа построения системы преступлений, основанного на признаках непосредственного объекта посягательства. Представляется более продуктивной, с научной точки зрения, ранее сложившаяся классификация хозяйственных преступлений в зависимости от сфер экономической деятельности. Этот подход разделяется частью ученых и в настоящее время. В соответствии с непосредственным объектом посягательства все преступления, входящие в гл. 22 УК, можно подразделить на пять групп и представить, не претендуя на окончательный вариант, в виде следующей системы: 1) Преступления в сфере предпринимательства и иной экономической деятельности: ст. 169, 170, 171, 171', 172, 173, 174, 174', 175 УК. Преступления в сфере кредитных отношений: ст. 176, 177, 195, 196, 197 УК. Преступления в сфере отношений, обеспечивающих свободную и добросовестную конкуренцию: ст. 178, 179, 180, 183, 184 УК. Преступления в сфере финансовых отношений и отношений, связанных с оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней: ст. 181, 185,185', 186, 187, 191,192,198, 199, 199', 1992 УК. Преступление в сфере внешнеэкономической деятельности
Вопрос 2. Преступления, посягающие на порядок осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности Экономическая деятельность хозяйствующих субъектов осуществляется в различных сферах: предпринимательства, финансовой, денежно-кредитной, внешнеэкономической, торговли и услуг. Под предпринимательством понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ). Не любая хозяйственная деятельность может считаться предпринимательством, а только та, которая обладает совокупностью признаков, вытекающих из данного определения: 1) эта деятельность связана с использованием имущества, продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг; 2) осуществляется самостоятельно на свой риск; 3) направлена на получение прибыли систематически; 4) осуществляется лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Первые три признака выражают экономическую сущность этого явления, четвертый признак - его юридическую характеристику. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков означает, что осуществляемая экономическая деятельность либо не является предпринимательской, либо осуществляется незаконно (при отсутствии юридического признака). Участниками отношений в сфере предпринимательства являются граждане и юридические лица. В соответствии со ст. 23 ГК РФ гражданин имеет право заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, но может также заниматься предпринимательской деятельностью совместно с другими гражданами, образуя юридическое лицо (ст. 18 ГК РФ). Юридические лица, преследующие в качестве основной цели извлечение прибыли из своей деятельности, называются коммерческими организациями и могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий (ч. 1 и ч. 2 ст. 50 ГК РФ). Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (ч. 2 ст. 51 ГК РФ). Индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке, могут совершать любые, не запрещенные законом сделки и участвовать в обязательствах (ст. 18 ГК РФ). Гражданский кодекс РФ не содержит понятия иной экономической деятельности, но исходя из смысла и содержания других норм ГК РФ, можно сделать вывод, что эта деятельность обладает теми же признаками, что и предпринимательство, но осуществляется в других сферах: в сфере финансовых и кредитных отношений или оказания некоторых видов коммерческих услуг (например, в сфере культуры, образования, медицины, бытовых услуг). Не представляется обоснованным суждение профессора Н.А. Лопашенко 6 том, что ст. 169 УК, в редакции Федерального закона от 25.06.2002 (название статьи было дополнено словами: «иной деятельности»), признает уголовно наказуемым воспрепятствование не только предпринимательской, но и иной законной деятельности, например социальной, благотворительной, политической. Признав данное законодательное решение как неудачное, автор упускает из виду, что любая некоммерческая организация, включая политические партии и благотворительные фонды, зарегистрированные в установленном законом порядке в органах юстиции, приобретают статус юридического лица и могут заниматься коммерческой деятельностью, которая должна быть тоже зарегистрирована в соответствующем органе исполнительной власти. О воспрепятствовании именно коммерческой деятельности различных, в том числе некоммерческих, объединений граждан идет речь в ст. 169 УК. Нормы гражданского права являются юридическими гарантиями конституционного права граждан свободно распоряжаться своими способностями и использовать свое имущество для предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности (ст. 34 Конституции РФ). Задача уголовного закона заключается в том, чтобы охранять предпринимательскую и иную экономическую деятельность, основанную на законе. Любое нарушение установленного порядка предпринимательской и иной экономической деятельности, совершенное ее участниками или должностными лицами, уполномоченными от имени Российской Федерации осуществлять порядок их регистрации и контроля, в случаях, предусмотренных в нормах УК, признаются преступлениями. В число таких деяний входят преступления, предусмотренные ст. 169-175 УК. Непосредственным объектом данных преступлений являются отношения в сфере законной предпринимательской и иной экономической деятельности. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК). Статья 169 УК предусматривает уголовную ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности. Законное предпринимательство и иная экономическая деятельность основывается не только на свободе выбора вида предпринимательской или иной экономической деятельности, не запрещенной законом, выбора его организационно-правовой формы, реализации продукта своей деятельности, независимости при распоряжении прибылью и самое главное — обязательности государственной регистрации и соблюдении нормативно установленного порядка и условий регистрации. Дополнительным объектом преступления является конституционное право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Объективная сторона характеризуется воспрепятствованием законной предпринимательской и иной экономической деятельности. Воспрепятствование означает создание каких-либо препятствий, помех или создание таких условий, при которых предпринимательская деятельность становится невозможной или она существенно ограничивается. Воспрепятствование может совершаться как действием, так и бездействием и проявляться в шести формах преступной деятельности: а) неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического, лица; б) уклонение от их регистрации; в) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности; г) уклонение от его (ее) выдачи; д) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы; е) ограничение самостоятельности или иное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица. Неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица выражается в открытом нежелании уполномоченного лица провести регистрацию, несмотря на то что все основания для данной регистрации имеются. Регистрация индивидуального предпринимателя или юридического лица осуществляется на основании федеральных законов: от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с изм. на 23.12.2003; от 09.07.99 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» с изм. на 08.12.2003; «О банках и банковской деятельности» в ред. Федерального закона от 03.02.96 № 17-ФЗ, с изм. на 23.12.2003. Государственная регистрация — это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый путем внесения в единые государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридического лица, о приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя, о прекращении предпринимательской деятельности, а также при внесении изменений в учредительные документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами. Государственную регистрацию осуществляет федеральный орган исполнительной власти — регистрационные палаты, имеющие свои отделения в субъектах Федерации и регистраторов при органах власти местного самоуправления в городах, районах, населенных пунктах. Регистрацию кредитных организаций проводит Центральный банк России и его отделения. Все виды экономической деятельности, связанные с иностранными инвестициями, подлежат регистрации в Государственной регистрационной палате при Правительстве РФ. Новый закон о государственной регистрации устанавливает единый порядок регистрации для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ранее для индивидуальных предпринимателей был упрощенный порядок). Законы определяют исчерпывающий перечень документов, необходимых для регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя. Соискатели подают в регистрирующий орган заявление по форме, установленной Правительством РФ, и квитанцию об уплате регистрационного сбора. Подписи заявителей должны быть нотариально заверены. Кроме того, для регистрации юридического лица должны быть представлены: документ, подтверждающий оплату (не менее 50%) уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов), решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа, устав организации с указанием организационно-правовой формы этой организации, вида экономической деятельности, руководящего органа и юридического адреса. Перечень документов, необходимых для регистрации индивидуального предпринимателя, расширен по сравнению с ранее действовавшим порядком, установленным Указом Президента РФ от 08.07.94 № 14821. Кроме заявления и квитанции об оплате регистрационного сбора, соискатель представляет копию (нотариально заверенную) основного документа, удостоверяющего личность, с обязательным указанием гражданства, даты и места рождения, адреса места жительства. Для несовершеннолетнего заявителя нужно представить нотариально заверенное согласие родителей, усыновителей или попечителей на осуществление предпринимательской деятельности либо копию свидетельства о браке, либо копию решения суда об объявлении физического лица полностью дееспособным. В соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных названным Законом. В течение установленных сроков регистрирующий орган обязан принять решение о регистрации, внести соответствующую запись в единый государственный реестр, выдать бессрочное регистрационное свидетельство или вынести решение об отказе в регистрации. Отказ имеет письменную форму, с обязательным указанием мотивов и доводится до сведения заявителя. Отказ в регистрации возможен по основаниям, указанным в законе: а) в случае представления недостоверных документов; б) если истек срок действия документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства проживания на территории России; в) если не утратила силу более ранняя регистрация; г) не истек срок со дня принятия судом решения о признании предпринимателя несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществлявшейся экономической деятельностью; д) при наличии решения суда о прекращении предпринимательской деятельности в принудительном порядке; е) если не истек срок, на который лицо было лишено права по приговору суда заниматься предпринимательской деятельностью. Отказ в регистрации по другим основаниям не допускается и образует признаки преступления, предусмотренного ст. 169 УК, в первой форме. Уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица — это скрытая форма воспрепятствования законной предпринимательской деятельности. В отличие от отказа в регистрации, который носит официальный характер, уклонение от регистрации может выражаться под различными предлогами в неоднократном непринятии документов, в сознательном нарушении сроков регистрации. Государственная регистрация должна быть осуществлена в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Другие законы тоже устанавливают точные сроки: для регистрации предприятий с иностранными инвестициями — в течение 21 дня, а заявление об учреждении кредитной организации должно быть рассмотрено ЦБ России не более чем в течение 6 месяцев. В течение этих сроков уполномоченные должностные лица должны выдать регистрационные свидетельства заинтересованным лицам или уведомить их об отказе в регистрации. Умышленное затягивание сроков выдачи регистрационного свидетельства, при отсутствии уважительных причин, образует признаки преступления во второй форме. Неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности выражается в открытом нежелании выдать лицензию на законных основаниях. Статья 49 ГК РФ устанавливает, что отдельными видами экономической деятельности можно заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). В целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации устанавливается единый перечень лицензируемых видов деятельности, единый порядок процесса лицензирования, единые требования и условия для осуществления отдельных видов деятельности. Вопросы лицензирования регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с изм. на 11.03.2003. Лицензирование осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации. Правительство РФ уполномочено определить федеральные органы исполнительной власти, утвердить положения о лицензировании конкретных видов деятельности, работ и услуг и выделить виды деятельности, лицензирование которых осуществляют органы исполнительной власти субъектов Федерации. Порядок лицензирования отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации установлен Федеральным законом от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» с изм. на 26.11.98 № 182-ФЗ, постановлениями Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 15.08.2000 №10 и от 18.07.2001 № 143. Закон определяет перечень документов, которые соискатель лицензии должен представить: заявление с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, место его нахождения и вида деятельности, которую соискатель намерен осуществлять. Индивидуальный предприниматель в заявлении указывает данные основного документа, удостоверяющего его личность и вид деятельности. К заявлению прилагаются копии учредительных документов юридического лица, свидетельства о регистрации, а также о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе и квитанция об уплате регистрационного сбора. Не допускается требовать представления документов, не предусмотренных законом. Лицензирующий орган обязан принять решение о выдаче лицензии и сделать запись в государственном реестре или об отказе в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии с приложением всех необходимых документов (ч. 2 ст. 9 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Закон называет только два основания для отказа: а) представление недостоверных или искаженных сведений; б) если объекты, принадлежащие или используемые соискателями, не соответствуют лицензионным требованиям (экологического, санитарно-эпидемиологического, гигиенического или противопожарного характера). Отказ в выдаче лицензии по другим основаниям (например, по причине отсутствия средств для проведения экспертизы) является незаконным и может быть основанием привлечения должностного лица к уголовной ответственности по ст. 169 УК (по признакам третьей формы преступной деятельности). Уклонение от выдачи лицензии выражается в затягивании сроков (свыше 60 дней) оформления специальных разрешений и является пассивной формой неправомерного отказа, например, выдача лицензии откладывается на неопределенное время под предлогом временной ненужности конкретного вида деятельности в данной местности. Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы. Никакое должностное лицо не имеет права ограничить права и законные интересы индивидуального предпринимателя или юридического лица, если это ограничение не установлено законом (ст. 55 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также прав и законных интересов других лиц. Никакие другие ограничения права на предпринимательскую деятельность, в том числе в зависимости от ее организационно-правовой формы, недопустимы. Поэтому предоставление каких-либо льгот или установление преимуществ, например, акционерному обществу (выдача лицензии, предоставление кредитов на льготных условиях) и лишение этих преимуществ муниципального унитарного предприятия образуют признаки данной преступной деятельности. Ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица является нарушением основных начал предпринимательской деятельности: самостоятельности и независимости. Вмешательство в предпринимательскую деятельность со стороны государственных органов и должностных лиц возможно только в случаях нарушения правил охраны труда, санитарно-эпидемиологических правил, техники безопасности и других правил, обеспечивающих жизнедеятельность общества. Вмешательство возможно также в целях ограничения монополизма и недобросовестной конкуренции. В иных случаях вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица будут признаны неправомерными. Поэтому, например, навязывание условий договора, принуждение к соучредительству, расходованию прибыли на государственные нужды (например, на проведение избирательной кампании), установление запретов на вывоз или ввоз конкретных продуктов и товаров - все это будет незаконным вмешательством в предпринимательскую деятельность. При характеристике объективной стороны указывается дополнительный признак - способ: с использованием служебного положения лица, осуществляющего регистрацию субъектов предпринимательства, выдачу лицензии, или лица, взаимодействующего с предпринимательством в иных формах. По конструкции состав, предусмотренный ч. 1 ст. 169 УК, формальный. Преступление признается оконченным с момента выполнения деяния хотя бы в одной из перечисленных форм преступной деятельности. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что своими действиями препятствует законной предпринимательской деятельности, и желает действовать таким образом. Мотивы могут быть различными: желание продемонстрировать власть, месть, но чаще всего корысть. Субъект преступления - только должностное лицо. Понятие должностного лица дается в примечание к ст. 285 УК. Но в анализируемой статье имеется в виду специальное должностное лицо, уполномоченное от имени государства на проведение регистрации субъекта предпринимательства или выдачу ему лицензии на занятие отдельными видами предпринимательской и иной экономической деятельности. Вмешательство в предпринимательскую деятельность может осуществляться и другими должностными лицами. Часть 2 ст. 169 УК содержит два отягчающих признака: а) воспрепятствование законной предпринимательской деятельности после вступления в законную силу судебного акта; б) причинение крупного ущерба. Первое отягчающие обстоятельство влияет на квалификацию преступления, когда воспрепятствование законной предпринимательской деятельности продолжалось уже после судебного решения, определившего неправомерность действий должностного лица, отказавшего в регистрации индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу или совершившего другие действия, предусмотренные ст. 169 УК. Такое воспрепятствование имеет повышенную степень общественной опасности, поскольку сопряжено с игнорированием акта судебной власти. Понятие крупного ущерба - второе отягчающие обстоятельство - раскрывается в примечании к ст. 169 УК. В соответствии с ч. 1 ст. 15 ГК РФ ущерб может заключаться в виде реальных материальных потерь (например, в виде затрат на покупку оборудования, аренду помещения) или в виде упущенной выгоды (например, в случае сорвавшейся выгодной сделки в связи с неполучением лицензии на данный вид деятельности). Крупный ущерб определяется суммой, превышающей 250,тыс. руб. Примечание к ст. 169 УК определяет единые понятия крупного и особо крупного размера, крупного ущерба, дохода или задолженности в крупном размере в отношении и других экономических преступлений, предусмотренных ст. 171, 171', 177, 188, 191 и 192 УК. Крупным размером, крупным ущербом доходом либо задолженностью признается стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей 250 тыс. руб., особо крупным - 1 млн руб. Исключение составляют ст. 174, 1741, 178, 185, 1851, 193, 194, 198, 199 и 1991 УК, в примечаниях к которым установлены другие, строго дифференцированные, определения крупного и особо крупного размера, крупного ущерба. Незаконное предпринимательство (ст. 171 УК). Статья 171 УК предусматривает уголовную ответственность за незаконное предпринимательство. В соответствии с Конституцией РФ каждый гражданин имеет право заниматься предпринимательством и иной не запрещенной законом экономической деятельностью (ст. 34). Поощряя предпринимательство, государство устанавливает определенные формы контроля в целях обеспечения прав и законных интересов других предпринимателей, общества и государства. Порядок организации предпринимательства и основные его принципы урегулированы нормами российского права, законами и подзаконными актами. Предпринимательская деятельность, если она осуществляется индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в соответствии с положениями гражданского, административного, финансового, таможенного, налогового права, будет считаться законной. Предпринимательство, осуществляемое в обход установленного порядка, считается незаконным и при определенных условиях влечет ответственность по ст. 171 УК. Объективная сторона преступления характеризуется пятью формами преступной деятельности: а) осуществление предпринимательской деятельности без регистрации; б) осуществление предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации; в) представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения; г) осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), когда такое разрешение обязательно; д) осуществление предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, как первая форма преступной деятельности, будет иметь место, когда индивидуальный предприниматель или коммерческая организация уклоняются от регистрации, имея для этого все возможности. Статья 171 УК имеет в виду те виды предпринимательства, которые могут быть зарегистрированы и осуществляться на законных основаниях, но виновные уклоняются от этой обязанности. В случаях когда предприниматель занимается запрещенной законом экономической деятельностью, то его ответственность наступает не по ст. 171 УК, а по другим статьям УК. Например, незаконное изготовление оружия, боеприпасов, взрывных устройств, комплектующих деталей, взрывчатых Веществ влекут уголовную ответственность по ст. 223 УК; незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов – по ст. 228 УК. В соответствии с правилами, установленными ст. 23 ГК РФ, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью только с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства признается предпринимателем после регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Статьи 50, 51 ГК РФ требуют обязательной регистрации юридических лиц в качестве коммерческих организаций. Таким образом, государственная регистрация - это юридическое признание предпринимательства в определенной организационно-правовой форме. Основания и требования, предъявляемые при регистрации Федеральным законом от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в редакции 2003 г. были рассмотрены при анализе ст. 169 УК. Возможны три варианта поведения виновных лиц: а) индивидуальный предприниматель или коммерческая организация полностью уклоняются от регистрации, не намереваясь ее осуществить, хотя имеют право на регистрацию; б) хозяйствующие субъекты представили заявление и все необходимые документы в орган юстиции и, не дожидаясь получения регистрационного свидетельства, начали экономическую деятельность; в) предпринимательская деятельность продолжается после аннулирования регистрационного свидетельства или получения отказа в регистрации решением органа, выдавшего его, или суда. При всех вариантах поведения предпринимательство будет незаконным. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации означает, что субъекты предпринимательской деятельности, например, имея регистрационное свидетельство на один вид предпринимательской деятельности, осуществляют другую хозяйственную деятельность или осуществляют ее в ином месте или в иной организационно-правовой форме. В том случае, когда сроки действия регистрационного свидетельства истекли, но хозяйствующий субъект продолжает свою деятельность, то будет иметь место первая форма преступной деятельности. Представление в орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения свидетельствует о том, что регистрация была получена обманным путем. Регистрирующий орган был введен в заблуждение представленными документами, фальсификация которых была обнаружена позднее, например документ об уплате регистрационного сбора оказался поддельным. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии} означает, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеют регистрационное свидетельство на право ведения предпринимательской деятельности, но не имеют специального разрешения (лицензии) на тот вид экономической деятельности, который они осуществляют, когда такая лицензия обязательна (ст. 49 ГК РФ). Лицензия - это официальный документ, дающий право предпринимателю заниматься определенным видом экономической деятельности в течение установленного срока при соблюдении условий осуществления этой деятельности. Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с изм. на П.03.2003 относит к лицензируемым видам деятельности такие виды деятельности, осуществление которых может повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства. Закон перечисляет 118 видов деятельности, на осуществление которых получение лицензии является обязательным и определяет общие принципы лицензирования с указанием конкретных видов деятельности, которые лицензируются только на федеральном уровне (торговля оружием, все операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, с наркотическими и психотропными веществами, добыча полезных ископаемых, хранение газа, нефти и продуктов их переработки, работы, связанные с электро- и теплоснабжением, транспортные услуги (кроме пассажирских автомобильных перевозок), платные юридические услуги и т.д.), а также виды деятельности, разрешения на осуществление которых выдаются органами исполнительной власти субъектов Федерации (риэлторская, медицинская (кроме инфекционных и онкологических заболеваний), ветеринарная деятельность, эксплуатация автозаправочных станций и т.д.). Лицензии должны быть получены зарегистрированными предпринимателями на каждый вид деятельности на срок не менее 5 лет, но могут быть бессрочными в случаях, предусмотренных нормативными актами. При выполнении преступной деятельности в данной форме тоже возможны три варианта поведения, как и при первой форме. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий означает, что у предпринимателя имеются регистрационное свидетельство и лицензия на определенный вид предпринимательства, но он нарушает условия и требования, установленные в лицензии. Закон указывает общие и специальные требования. Общими требованиями являются: а) предпринимательство должно осуществляться только в том виде деятельности, на который лицензия получена; лицензия выдается на один вид деятельности; б) лицензия выдается определенному индивидуальному предпринимателю или руководителю (собственнику) юридического лица; в) нельзя передавать лицензию другим лицам; г) соблюдать законы РФ и правила противопожарной, технической, экологической, санитарно-эпидемиологической безопасности. Специальные требования установлены в отношении специальных знаний предпринимателя или лиц, которые будут выполнять техническую часть деятельности, наличия помещения, оборудования, технических средств и других особенностей конкретной предпринимательской деятельности. Отступления от этих требований могут быть признаны преступными, но, как представляется, не во всех случаях, а только при нарушении основных условий лицензирования. В иных случаях лицензия может быть просто отозвана в административном порядке, что и делается на практике. Деяние, выраженное в любой из пяти форм незаконной предпринимательской деятельности будет признано преступным при наличии хотя бы одного из двух условий: а) если оно причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству; б) было сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. Понятие крупного ущерба или дохода в крупном размере определяется в примечании к ст. 169 УК - свыше 250 тыс. руб. Совершение тех же действий при отсутствии указанных условий влечет административную ответственность по ст. 14.1 КоАП РФ, а в отношении юридических лиц, представивших в регистрирующий орган документы, содержащие заведомо ложные сведения, - по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ. Следует согласиться с точкой зрения, высказанной в литературе, что при этом не образуется совокупности преступлений, предусмотренных ст. 171 и 198 или 199 УК. По конструкции состав сформулирован двумя способами. Если в характеристику объективной стороны включить причинение крупного ущерба, то такой состав следует считать материальным. Преступление будет считаться оконченным с момента причинения крупного ущерба. В том случае если объективная сторона преступления будет характеризоваться извлечением дохода в крупном размере, то такой состав следует признать формальным, и преступление будет считаться оконченным с момента получения такого дохода. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что занимается незаконной предпринимательской деятельностью, и желает осуществлять ее. Мотивы не указаны в законе, но они всегда являются корыстными. Субъект преступления - индивидуальный предприниматель, а также руководитель юридического лица или собственник коммерческой организации. Часть 2 ст. 171 УК содержит два квалифицирующих обстоятельства: а) совершение преступления организованной группой; б) если деяние сопряжено с извлечением дохода в особо крупном размере. Понятие организованной группы дается в ч. 3 ст. 35 УК. Размер особо крупного дохода определен в примечании к ст. 169 УК - свыше 1 млн руб. Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175 УК). По внешним признакам анализируемое преступление совпадает с предпринимательством. Но законное предпринимательство основывается на собственном риске за счет собственных средств, Действия, предусмотренные в ст. 175 УК, связаны с имуществом, добытым преступным путем, которым лицо, не являясь его подлинным собственником, владеет и распоряжается как собственным. Поэтому закон признает такое поведение преступным. Предметом преступления признается имущество, заведомо добытое преступным путем, т.е. в результате грабежа, разбойного нападения, вымогательства и других преступных действий. Не могут быть предметом рассматриваемого преступления драгоценные металлы и природные драгоценные камни, оружие, боеприпасы, взрывные устройства, ядерные материалы или радиоактивные вещества, наркотики и другие предметы, изъятые из свободного гражданского оборота. Приобретение или сбыт таких предметов образуют признаки самостоятельных преступлений (ст. 191, 220, 222, 228, 228', 234, 242 УК). Объективная сторона преступления характеризуется действиями, составляющими две формы преступной деятельности: приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем. Обязательным признаком данных действий является то, что они не были заранее обещаны первичному преступнику. В случае заранее обещанных приобретения или сбыта краденого имущества виновный становится соучастником (пособником) хищения (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 31.07.62 № 11 «О судебной практике по делам о заранее обещанном укрывательстве преступлений, приобретении и сбыте заведомо похищенного имущества». Приобретение имущества включает его покупку, принятие в подарок, получение в порядке обмена, в уплату долга и т.д. Сбыт имущества выражается во всех формах его отчуждения: продаже, дарении, обмене, в виде оплаты услуг и т.д. Состав по конструкции формальный; преступление признается оконченным с момента выполнения любого из действий. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что приобретает или сбывает имущество, заведомо добытое преступным путем, и желает совершить эти действия. Признак заведомости обязателен для характеристики субъективной стороны. Цель и мотив — как правило, корыстные. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет. Часть 2 ст. 175 УК включает два квалифицирующих обстоятельства: а) совершение преступления группой лиц по предварительному сговору; б) совершение преступления в отношении автомобиля или иного имущества в крупном размере. Понятие группы лиц по предварительному сговору дается в ч. 2 ст. 35 УК. Крупный размер определен в примечании к ст. 169 УК — свыше 250 тыс. руб. Часть 3 ст. 175 УК содержит два особо отягчающих обстоятельства: а) совершение преступлений, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 названной статьи, организованной группой; б) совершение тех же преступлений лицом с использованием своего служебного положения. Понятие организованной группы дано в ч. 3 ст. 35 УК. Понятие служебного положения может быть раскрыто на основании примечаний к ст. 201 и 285 УК. Следует заметить, что рассматриваемое преступление сходно с преступлением, предусмотренным ст. 174 УК. В обоих случаях виновный заведомо знает, что совершает сделку с имуществом, полученным в результате совершения преступления другим лицом. Различие заключается в том, что в первом случае (ст. 174 УК) виновный совершает сделку в целях придания этому имуществу легального характера. Во втором (ст. 175 УК) — такая цель отсутствует. Непосредственным объектом этих преступлений являются кредитные отношения, т.е. основанные на доверии имущественные отношения в сфере народного хозяйства, в которых одна сторона соглашается ждать исполнения обязательства другой стороной. Отношения эти регулируются в основном нормами гражданского права (это обязательственные отношения). Кредитные отношения имеют большое народнохозяйственное значение, позволяя непрерывно осуществлять хозяйственную деятельность в условиях временного недостатка материальных средств, а также обеспечивая рациональное и эффективное использование в экономической деятельности временно свободных материальных ресурсов. Система уголовно-правовой охраны кредитных отношений включает нормы: 1) о незаконном получении кредита (ст. 176 УК); 2) о злостном уклонении от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК); 3) о преступлениях, связанных с банкротством (ст. 195-197 УК). Все эти преступления подрывают общественное доверие к кредитным отношениям, увеличивают кредитные риски и цену кредита, лишая тем самым народное хозяйство необходимых для его развития ресурсов. Кроме того, они поражают обязательственные права кредиторов, которые являются дополнительным объектом этих преступлений. Норм, направленных на защиту прав должника от злоупотреблений кредитора (например, норм о ростовщичестве, существующих в уголовных законодательстве практически всех экономически развитых стран), уголовное право России не знает. Незаконное получение кредита (ст. 176 УК). Статья 176 УК предусматривает ответственность за два самостоятельных преступления: 1) получение кредита (или льготных условий кредитования) путем обмана, причинившее крупный ущерб (кредитный обман) (ч. 1); 2) незаконное получение государственного целевого кредита, а равно его нецелевое использование, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству (ч. 2). Объективная сторона кредитного обмана включает: 1) действие (получение кредита либо льготных условий кредитования путем предоставления потенциальному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии индивидуального предпринимателя или организации), 2) последствие (крупный ущерб) и 3) причинную связь. Состав, преступления — материальный. Понятие «кредит» в ст. 176 УК остается дискуссионным. Общего понятия кредита закон не раскрывает, этот термин требует доктринального толкования. Широкое распространение получило узкое его понимание в качестве кредита исключительно банковского, т.е. предоставленного банком или иной кредитной организацией на основании кредитного договора. Вместе с тем, такая позиция не основана ни на законе, ни на использовании слова «кредит» в русском языке. Слово «кредитор» используется в ГК РФ для обозначения любого участника обязательственного правоотношения, праву которого корреспондирует обязанность должника. Собственно «кредиту» в ГК РФ посвящены: ст. 488 и 489, 500 (оплата товара, проданного в кредит), ст. 733 (предоставление по договору подряда материала подрядчиком заказчику в кредит), § 2 гл. 42 ГК РФ (банковский кредит), § 3 - (коммерческий и товарный кредит). Параграф 2 главы 42 ГК РФ, посвященный банковскому кредиту, именуется просто «Кредит», что и является едва ли не единственным основанием ограничительного толкования слова «кредит» в УК в смысле кредита банковского. Другой аргумент в пользу узкого понимания кредита основан не на заголовках параграфов, а на тексте ст. 819 ГК РФ: «По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит)». Из этого делается вывод, что в тексте этой статьи содержится определение кредита, который следует понимать исключительно как денежные средства, предоставленные банком или иной кредитной организацией по кредитному договору. Однако в действительности в ст. 819 ГК РФ нет указания на исключительность понимания кредита в Однако такая позиция противоречит ГК РФ, который в ст. 822, 823 прямо говорит о коммерческом и товарном кредите и дает данным видам кредита законодательное определение. Наименование § 2 гл. 42 ГК РФ объясняется тем, что в банковском кредите кредитные отношения представлены «в чистом виде» (в отличие от коммерческого кредита, где кредитные отношения усложнены основным обязательством по поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг). Сложно объяснить, почему закон, охраняя интересы банков, при тех же самых обстоятельствах должен игнорировать интересы прочих кредиторов. Под получением кредита в ст. 176 УК следует понимать вступление в любые договорные обязательства, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм (или вещей, определяемых родовыми признаками), если срок исполнения встречных обязанностей по договору не совпадает (ст. 819, 822, 823 ГК РФ). В частности, получением кредита будет, например, получение аванса или предварительной оплаты при принятии на себя любого обязательства, получение отсрочки или рассрочки по оплате любых товаров, работ или услуг. Представляется, что поставка любого товара без предварительной оплаты также может рассматриваться в качестве получения кредита, если договор прямо не предусматривает оплату в момент исполнения поставщиком своей обязанности (например, срок оплаты вовсе не определен). Получение льготных условий кредитования означает получение кредита на условиях, лучших, чем обычные условия кредитования. Льгота всегда имеет нормативный характер, она должна быть предусмотрена нормативным актом (хотя бы локальным). Способом получения кредита или льготных условий кредитования будет обман, выразившийся в предоставлении потенциальному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии потенциального должника. Вопрос о том, что можно считать хозяйственным положением и РФ нет указания на исключительность понимания кредита в таком узком смысле. Статья 819 ГК РФ не содержит ни понятия «кредит», ни понятия «кредитор». Она лишь дает наименование стороне договора и его предмету, вовсе не исключая такого же наименования сторон и предметов других договоров. Это широко используемая в ГК РФ техника. финансовым состоянием, является дискуссионным. Представляется, что законодатель хотел запретить обман относительно любых фактов, значимых для принятия решения о предоставлении кредита. Хозяйственное положение можно понимать как права и обязанности, а также фактические возможности и направления деятельности должника в хозяйственной сфере. Так, обман в обеспечении обязательств, например подложная гарантия, будет обманом относительно прав и обязанностей должника в хозяйственных отношениях. Обман в факте наличия клиентуры в экономическом обосновании кредита - обманом относительно возможностей должника в хозяйственной сфере. Обман относительно целей получения кредита - обманом в отношении направлений деятельности должника в хозяйственной сфере. Обман относительно финансового состояния - это обман относительно финансовых результатов деятельности должника, относительно имущества должника, его хозяйственных операции и обязательств, выраженных в денежном измерителе. Последствием преступления является причинение крупного ущерба. Крупный ущерб в сумме должен превышать 250 тыс. руб. (примечание к ст. 169 УК). Ущерб исчисляется с учетом как утраченного имущества, так и неполученных доходов (в отличие от мошенничества, где размер хищения определяется стоимостью похищенного). При мошенничестве никакого кредита и вовсе не будет, так как отсутствует сам факт договора (воля преступника не направлена на вступление в обязательство). При мошенничестве обязательство возникает не из договора, а из причинения вреда, и ущерб, по общему правилу, причиняется в виде утраты имущества (обусловленные проценты мошенник платить не должен). При кредитном обмане договор и обязательство существуют, хотя сделка и является оспоримой (кредитор, если пожелает, может в соответствии со ст. 179 ГК РФ обратиться в суд с требованием о признании ее недействительной). Таким образом, в данном правоотношении договорное обязательство трансформируется в деликтное (ущерб, причиненный преступлением) в части неисполненного обязательства и невозмещенных убытков. Субъективная сторона кредитного обмана характеризуется виной в форме умысла. По существу, кредитный обман предполагает целенаправленные действия. Лицо осознает, что вводит в заблуждение потенциального кредитора, и желает получить кредит в результате обманных действий. Однако нетипичная конструкция объективной стороны преступления - материальный состав, где последствия (ущерб) не совпадают с результатом целенаправленных действий (получение кредита) позволяют говорить о косвенном умысле при совершении этого преступления. Лицо осознает, что вводит в заблуждение потенциального кредитора, желает получить кредит в результате обманных действий, допускает, что может причинить ущерб в результате неисполнения обязательства, или относится к этому безразлично. Прямой умысел нетипичен для этого преступления. В случае когда лицо, получая кредит, не намерено исполнить обязательство (и тем самым желает причинить ущерб потенциальному «кредитору»), содеянное образует не кредитный обман, а более опасное преступление - мошенничество. Вместе с тем прямой умысел не исключается, например, при получении льготных условий кредитования, когда лицо осознает, что путем обмана получает льготные условия кредитования, предвидит неизбежность причинения крупного ущерба кредитору (в виде неполученных доходов) и желает наступления такого последствия (как неизбежно сопутствующего приобретаемой выгоде). Субъект кредитного обмана - специальный. Это руководитель организации или индивидуальный предприниматель, достигший возраста 16 лет. Закон не предусматривает ответственности других работников организации, они могут выступать в качестве организаторов, подстрекателей или пособников. Если руководитель о неправомерных действиях своих подчиненных не знал - состав преступления отсутствует. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч, 2 ст. 176 У К, выражается в: 1) альтернативных действиях (незаконном получении государственного целевого кредита или использовании такого кредита не по прямому назначению), 2) последствии (крупный ущерб гражданам, организациям или государству) и 3) причинной связи. Государственный целевой кредит - это кредит, предоставленный за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта Федерации (бюджетный кредит, в том числе и налоговый кредит). Порядок предоставления бюджетных кредитов определен в ст. 76 и 77 Бюджетный кодекс РФ. Получение и использование кредитов за счет средств муниципальных бюджетов ч. 2 ст. 176 УК не охватывает. Все бюджетные кредиты являются целевыми. Незаконное получение кредита - это получение его лицом, не имеющим на это права в соответствии с законом или иным нормативным актом. Незаконное получение кредита может быть связано с обманом, подкупом, использованием ошибки или халатности уполномоченного должностного лица. Нецелевое использование кредита - это использование средств, полученных в качестве государственного целевого кредита, на иные цели, чем указано в договоре. Крупный ущерб (более 250 тыс. руб.) этим преступлением может быть причинен не только государству, но и гражданам, организациям. Нецелевое использование кредита, например, может причинить ущерб даже организации-должнику. Субъективная сторона этого преступления сходна с субъективной стороной преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 176 УК. Субъект преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 176, - вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет. В случае получения кредита организацией ответственность несет лицо, действующее или обязанное действовать в интересах этой организации. Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК). Объективная сторона преступления выражается в бездействии, обычно усложненном активными действиями (злостном уклонении от погашения кредиторской задолженности в крупном размере или от оплаты ценных бумаг после вступления в силу соответствующего судебного акта). Кредиторская задолженность - это сумма всех денежных обязательств должника. Именно в этом значении термин «кредиторская задолженность» используется в законодательстве о бухгалтерском учете и в русском языке. Кредиторская задолженность возникает не только из договоров, но и из причинения вреда и из иных предусмотренных законом оснований. Пункт 7.3 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной 29 декабря 1997 г. Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ устанавливает: «Кредиторской задолженностью признается существующее на отчетную дату обязательство организации, по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утв. Минфином РФ 06.07.99, относит к «кредиторской задолженности» задолженность по расчетам с поставщиками и подрядчиками, по векселям к уплате, перед дочерними и зависимыми организациями, перед персоналом организации (в том числе и по оплате труда), задолженность перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами, перед участниками и учредителями организации, полученные авансы и прочую кредиторскую задолженность. Задолженность по оплате ценных бумаг является частью кредиторской задолженности. Закон не связывает ответственность за уклонение от оплаты ценных бумаг с крупным размером задолженности по ним (в отличие от прочих видов задолженности). Узкое понимание кредиторской задолженности в качестве задолженности по кредитам банков и иных кредитных организаций не имеет оснований ни в законе, ни в правовой доктрине. Не используется термин «кредиторская задолженность» и для обозначения иных обязанностей, чем обязанность уплатить деньги (например, обязанность произвести работы, оказать услуги, поставить товары, опровергнуть ложные сведения). Такие обязанности в связи с их неисполнением могут обусловить возникновение денежных обязательств и тогда войдут в состав кредиторской задолженности. Злостность уклонения — оценочный признак. Злостным уклонением может быть признано сокрытие доходов или имущества от принудительного взыскания, подкуп судебного исполнителя, руководителя организации-должника, попытка должника скрыться и иные подобные действия. Простое бездействие нельзя рассматривать в качестве злостного уклонения от погашения кредиторской задолженности. В такой ситуации взыскание производится судебным приставом-исполнителем принудительно (ст. 44 Федерального закона от 21.07.97 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве»). В практике нередко встречаются ситуации, когда должник не имеет доходов и имущества, на которые может быть обращено взыскание, при этом нигде не работает и не пытается трудоустроиться. При квалификации содеянного при таких обстоятельствах следует учитывать, что неспособность исполнить обязательство ввиду отсутствия необходимых для этого материальных средств нельзя квалифицировать как преступление в силу ряда норм международного права (см., например, ст. 8 и 11 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., ст. 1 Протокола № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 4 этой Конвенции, Конвенции относительно принудительного и обязательного труда 1930 г.). Уголовную ответственность влечет уклонение от погашения задолженности только после вступления в силу судебного акта. Не влечет уголовной ответственности уклонение от погашения задолженности, если взыскание производится на основании исполнительной надписи нотариуса и иных несудебных актов. Кредиторской задолженностью в крупном размере в соответствии с примечанием к ст. 169 УК признается задолженность в сумме, превышающей 250 тыс. руб. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицу известно, что имеется или будет издан судебный акт, на основании которого производится взыскание, оно осознает, что уклоняется от погашения кредиторской задолженности, и желает этого. Мотивы преступления на квалификацию не влияют (преступление может быть совершено и в пользу государственной организации). Субъект преступления — специальный: руководитель организации-должника или гражданин-должник (в том числе и не предприниматель), достигший возраста 16 лет. Преднамеренное банкротство (ст. 196 УК). Объективная сторона преступления выражается в альтернативных деяниях (создание или увеличение неплатежеспособности), последствии (крупный ущерб) и причинной связи. Если при неправомерных действиях при банкротстве (ст. 195 УК) преступник лишь предвидит возможность или неизбежность несостоятельности (но не причиняет ее), то при создании неплатежеспособности лицо совершает действия, вследствие которых платежеспособный предприниматель (организация) становится неплатежеспособным. Создание неплатежеспособности - это любые действия, следствием которых стала неспособность (действительная или видимая, фальсифицированная) должника исполнить свои обязательства перед кредиторами или обязанности по обязательным платежам. Эти действия могут выразиться в сокрытии имущества, его отчуждении по неэквивалентным или безвозмездным сделкам, уничтожении или повреждении имущества, в заведомо бесхозяйственном ведении дел (например, расходование чрезмерных средств на оплату труда руководства организации). Увеличение неплатежеспособности - это действия, совершенные в предвидении неплатежеспособности или после ее наступления, не причинившие неплатежеспособность, но увеличившие размер задолженности, которую не способен погасить должник. Эти действия чрезвычайно сходны с действиями, запрещенными ст. 195 УК (неправомерные действия при банкротстве), в связи с чем возникает проблема разграничения этих преступлений. Представляется, что увеличение неплатежеспособности следует квалифицировать по ст. 196 УК лишь в том случае, если деяние совершено лицом, участвовавшим в ее преднамеренном создании. В такой ситуации ущерб может быть суммирован. Кроме того, ст. 196 УК может применяться в случае неплатежеспособности организаций, к которым процедуры банкротства не применяются (некоммерческих организаций и казенных предприятий). Крупным признается ущерб, превышающий в сумме 250 тыс. руб. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Деяние может быть совершено как в личные интересах, так и в интересах иных лиц. Субъект преступления - специальный: индивидуальный предприниматель, собственник или руководитель коммерческой организации, достигшие возраста 16 лет. Фиктивное банкротство (ст. 197 УК). Объективная сторона преступления выражается в действии (заведомо ложное объявление должником о своей несостоятельности), последствии в виде крупного ущерба и причинной связи между деянием и последствием. Добровольное объявление должником (совместно с кредиторами) о несостоятельности предусмотрено в ч. 2 ст. 65 ГК РФ, однако порядок реализации этой нормы действующий Закон о несостоятельности (банкротстве) не предусматривает (см. характеристику объективной стороны преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 195 УК). В литературе предложено рассматривать в качестве объявления должником о банкротстве обращение его в суд с заявлением о признании банкротом. Это предложение представляется обоснованным. Обращение должника в суд с заявлением о банкротстве является не только правом должника (руководителя), но и его обязанностью, неисполнение которой влечет гражданско-правовую ответственность. Если, осуществляя это право или исполняя обязанность, должник или руководитель сообщит ложные сведения, утверждая о несостоятельности платежеспособной организации, содеянное образует действие, характеризующее объективную сторону фиктивного банкротства. Последствие преступления - крупный ущерб (более 250 тыс. руб.). Ущерб причиняется кредиторам в связи с необоснованным предоставлением отсрочки или рассрочки платежей, скидки с долгов (как до возбуждения производства по делу о несостоятельности, так и в ходе производства путем заключения мирового соглашения), а также в связи с освобождением должника от долгов по завершении конкурсного производства (организация-должник при этом ликвидируется). Следует отметить, что само по себе ложное объявление о банкротстве не причинит крупного ущерба, если оно не сопряжено с сокрытием имущества. Поэтому возникает проблема отграничения фиктивного банкротства от неправомерных действий при банкротстве и преднамеренного банкротства. Представляется, что основное отличие - это инициатива должника при фиктивном банкротстве (объявление им о своей несостоятельности). Субъективная сторона фиктивного банкротства характеризуется виной в виде прямого умысла и целью введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов или для неуплаты долгов. Субъект преступления - достигшие возраста 16 лет индивидуальные предприниматели, а также руководители или собственники коммерческих организаций. В практике эта норма почти не применяется. Фиктивное банкротство — очень нетипичное поведение. Обычно недобросовестный должник не спешит объявлять о своей несостоятельности, так как это поставит его хозяйственную деятельность (в том числе и прошлую) в рамки жесткого контроля. Напротив, он пытается максимально отдалить правовые процедуры, выиграть время с тем, чтобы растратить остатки имущества или скрыть их по фиктивным сделкам. При этом он нередко ложно сообщает кредиторам о том, что невозможность исполнить обязательство является временной, и вскоре обязательство будет исполнено.
КРАСНОДАРСКАЯ АКАДЕМИЯ МВД РОССИИ КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА И КРИМИНОЛОГИИ
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |