Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Преступления в сфере кредитных отношений

Г.

Краснодар

Время: 2 часа

Л Е К Ц И Я

ПО КУРСУ «УГОЛОВНОЕ ПРАВО»

 

ТЕМА № 27-1. «Преступления в сфере экономической деятельности»

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры уголовного права и криминологии Протокол №___ от «____»__________________2004 г. Разработал: старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии капитан милиции С.В. Трофименко

 

Степень секретности

Экземпляр №

«Утверждаю»

Начальник кафедры

уголовного права

и криминологии

полковник милиции

С.А.Буз

«…..»…………..2004 г.

 

Автор Трофименко С.В.

 

 

ЛЕКЦИЯ

 

Тема № 27-1. «Преступления в сфере экономической деятельности»

 

Для всех специальностей.

 

Основные цели лекции:

Дать слушателям понятие и общую характеристику преступлений в сфере экономической деятельности; рассмотреть преступления, посягающие на порядок осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности; указать преступления в денежно-кредитной сфере.

 

 

Объем времени, отводимый на лекцию – два часа.

 

 

ПЛАН

 

Введение

 

Основные вопросы:

1. Понятие и общая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности.

2.Преступления, посягающие на порядок осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

3. Преступления в денежно-кредитной сфере.

 

 

Заключение

Рекомендуемая литература.

Учебное оборудование, демонстрируемые материалы и ТСО.

Вопрос 1. Понятие и общая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности

 

Уголовная ответственность за преступления в сфере экономи­ческой деятельности предусмотрена нормами гл. 22 УК.

Происходящие в России экономические и политические пре­образования определили необходимость реформирования всей правовой системы в целом и уголовного законодательства в част­ности. Слом старой хозяйственной системы, основанной на ко­мандно-административном методе регулирования экономических отношений и, следовательно, на жестком контроле со стороны государства, и переход к новым экономическим отношениям, ориентированным да свободное развитие рыночной экономики, на свободное предпринимательство, честную конкуренцию при равенстве всех форм собственности, создали (как побочный про­дукт) условия для совершения общественно опасных деяний, ранее не известных уголовному законодательству. В стремлении провести идею: «разрешено все, что не запрещено законом», го­сударство предоставило возможность новым хозяйственным структурам действовать самостоятельно, без вмешательства со стороны государства, что объективно создавало условия для зло­употреблений, мошеннических операций со стороны недобросо­вестных хозяйствующих субъектов. Эти общественно опасные деяния (проявления монополизма, недобросовестной конкурен­ции, обман кредиторов, ложное банкротство и др.) затрагивали интересы всех субъектов: и государства, и частного предприни­мателя и мешали поступательному развитию новых экономиче­ских отношений.

Основополагающие начала правового регулирования новых экономических отношений были заложены в Конституции РФ, в ст. 8, 34, 35, 36. Статья 8 гарантирует участникам новых экономи­ческих отношений единство экономического пространства, сво­бодное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, под­держку конкуренции, свободу экономической деятельности в усло­виях равенства всех форм собственности. Статьи 34, 35, 36 уста­навливают гарантии права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Но признание свободы экономических отношений не означает отказа от их государственного регулирования, поэтому ч. 2 ст. 34 Кон­ституции РФ признала недопустимой деятельность, направлен­ную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Эти конституционные принципы явились основой новых законов, регу­лирующих экономику в сфере гражданских, финансовых, валют­ных отношений, а также позволили определить круг общественных отношений, которые должны быть защищены при помощи норм уголовного права от преступных посягательств.

Глава 22 УК в первоначальной редакции включала 32 статьи, в которых законодательно определялись признаки 37 преступле­ний. Позднее глава была дополнена статьями 1711 (Федеральный закон от 09.07.99), 174' (Федеральный закон от 07.08.2001), 185' (Федеральный закон от 04.03.2002)3 Существенным образом была изменена редакция статей 169 и 171, 174, 180, 183, 185, 188 и 189, а также ст. 194, 198 и 1994. Дальнейшая работа по усовершенст­вованию законодательства в области борьбы с преступлениями в сфере экономической деятельности была проделана в 2003 г., в результате чего многие нормы, содержащиеся в гл. 22 УК, претер­пели серьезные изменения как в диспозициях, так и в санкциях.

Федеральный закон от 08.12.2003 № 162-ФЗ «О внесении изме­нений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» исключил из УК ст. 182 (заведомо ложная реклама) и ст. 200 (об­ман потребителей). Ответственность за эти правонарушения пре­дусмотрена только нормами КоАП РФ (соответственно ст. 14.3 и ст. 14.7). В иной редакции представлены ст. 174, 174', 178, 196, 198 и 199 УК.

Глава 22 УК дополнена новыми статьями: ст. 199, установив­шей уголовную ответственность налогового агента за неисполнение обязанностей в личных интересах или в интересах иных лиц по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сбо­ров, и ст. 1992, предусматривающей ответственность за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуаль­ного предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

Уточнены понятия крупного и особо крупного размера, круп­ного ущерба, дохода либо задолженности как оснований уголов­ной ответственности для большей части экономических преступ­лений. Отсутствие этих признаков может повлечь только админи­стративную ответственность. Понятия крупного размера, ущерба, дохода, задолженности признаны равнозначными понятиями и определяются в твердой сумме рублей в примечаниях к конкрет­ным статьям гл. 22 УК. Данные изменения весьма позитивны и сыграют положительную роль при уяснении признаков объек­тивной стороны составов преступлений, поскольку ранее дейст­вовавший закон излагал данный вопрос непоследовательно и не­четко.

Новый закон исключил некоторые квалифицирующие обстоя­тельства, которые ранее отягчали ответственность виновных: признаки неоднократности и судимости за ранее совершенное экономическое преступление.

Существенные изменения претерпели санкции уголовно-правовых норм. Прежде всего следует иметь в виду, что конфиска­ция имущества как мера уголовного наказания исключена из УК и заменена штрафом. Размеры штрафа по новому закону исчисляют­ся в трех измерениях: в рублях, в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период.

В настоящее время гл. 22 УК содержит 35 статей, в которых определяются признаки преступлений, препятствующих станов­лению и нормальному функционированию системы экономиче­ских отношений в рамках рыночной экономики на основе всех форм собственности при государственном регулировании. Ранее использовавшийся термин «хозяйственные преступления» теперь неприемлем, так как не охватывает содержания норм, включен­ных в гл. 22 УК, поскольку часть из них предусматривает ответ­ственность за налоговые, валютные преступления, а также за пре­ступления, совершаемые в сфере таможенных отношений, которые не относятся к хозяйственной деятельности, но составляют часть экономических отношений.

Из 73 составов, включенных в нормы, 24 состава относятся к преступлениям небольшой тяжести, 27 - средней тяжести, 19 - тяжким, а 3 - особо тяжким преступлениям (ч. 3 ст. 174' и ч. 2,3 ст. 186 УК). Все нормы (кроме ст. 175 УК) носят бланкетный характер, для их уяснения нужно обратиться к гражданскому, налоговому, валютному законодательству и другим нормативным актам, регулирующим экономическую деятельность, в которых даются понятия, используемые в нормах гл. 22 УК.

В теории уголовного права не содержится единого понятия экономического (ранее - хозяйственного) преступления, хотя этой проблеме было посвящено немало научных трудов, относя­щихся к исследованиям уголовных законов прошлых лет и ныне действующего законодательства2. Для выработки понятия «эко­номические преступления» важно правильно определить видовой объект, который является основанием объединения норм в еди­ную главу. Относительно понятия видового объекта в науке уго­ловного права высказаны различные мнения, с некоторыми из них трудно согласиться. Попытки определить видовой объект как интересы государства и отдельных субъектов в сфере экономиче­ской деятельности не представляются состоятельными. Интересы разных хозяйствующих субъектов могут быть противоречивыми и не соответствовать закону. Не является достаточно корректным определение понятия объекта как общественных отношений в сфере реализации принципов осуществления экономической деятельности. Как видно, в данном определении не совсем точно расставлены акценты. Объектом отношений является сама эко­номическая деятельность (то, по поводу чего складываются от­ношения), а не ее принципы. Принципы - это те основные нача­ла, на которых базируется экономическая деятельность.

Достаточно обоснованной представляется точка зрения, соглас­но которой под видовым объектом преступлений в сфере эконо­мической деятельности следует понимать общественные отноше­ния, возникающие в целях осуществления нормальной экономиче­ской деятельности по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ и услуг. Термин «нормальная экономическая деятельность» следует понимать как «соответст­вующая норме права». Другое выражение: «установленный поря­док осуществления экономической деятельности», используемый в ином научном источнике, по существу, совпадает с данным опре­делением3. Известно, что установить порядок в государстве можно только при помощи норм права (тогда порядок будет нормальным) и что порядок реализуется в процессе определенных общественных отношений.

Уяснив суть понятия видового объекта, можно дать следую­щее определение преступления в сфере экономической деятель­ности: это умышленное общественно опасное деяние, преду­смотренное уголовным законом, посягающее на общественные отношения в сфере производства, распределения, обмена и по­требления материальных благ и услуг.

Сохраняя общепризнанный подход к классификации объектов (по вертикали) на родовой, видовой и непосредственный, можно выделить непосредственные объекты. Ими являются конкретные общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществ­ления определенной сферы предпринимательской и иной экономи­ческой деятельности. В некоторых нормах указывается дополни­тельный объект - права и свободы граждан как участников экономических отношений. Весьма спорной является позиция, высказанная в литературе относительно предмета преступления. Предмет преступления всегда является элементом правоотноше­ния, это то, по поводу чего возникают правоотношения. Трудно себе представить, чтобы экономические отношения возникли по поводу товарных знаков (ст. 180 УК), пробирных клейм (ст. 181 УК), государственного земельного кадастра (ст. 170 УК), которые ошибочно отнесены к предмету преступления. Данные признаки относятся к характеристике объективной стороны. Но в некоторых нормах действительно можно выделить предмет преступления, например, ценные бумаги (ст. 185 УК); российские деньги, ино­странная валюта или ценные бумаги при совершении преступле­ния, предусмотренного ст. 186 УК; драгоценные металлы и при­родные драгоценные камни являются предметами преступления при их незаконном обороте (ст. 191 УК) и в некоторых других слу­чаях.

Объективная сторона преступлений в сфере предпринима­тельской и другой экономической деятельности характеризуется в основном действиями, например: лжепредпринимательство (ст. 173 УК), незаконное получение кредита (ст. 176 УК), прину­ждение к совершению сделки (ст. 179 УК) и др. Часть преступле­ний может совершаться только бездействием: невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК), уклонение от уплаты таможенных платежей или налогов (ст. 194, 198, 199 УК) и другие преступления. Отдельные преступления могут со­вершаться как действием, так и бездействием. Такими преступле­ниями, например, являются: воспрепятствование законной пред­принимательской деятельности (ст. 169 УК), неправомерные дей­ствия при банкротстве (ст. 195 УК).

Обязательным признаком объективной стороны некоторых преступлений являются общественно опасные последствия, ука­занные в диспозициях уголовно-правовых норм в виде крупного или особо крупного ущерба (части 1 ст. 171 и ст. 172, ст. 173, ч. 1 и 2 ст. 176 УК и др.).

Новый закон уточнил и частично унифицировал признаки крупного и особо крупного размера и ущерба в примечании к ст. 169 УК. Составы, в которых объективная сторона включает общественно опасные последствия в виде крупного и особо крупного ущерба, называются материальными. Преступления с такими составами признаются оконченными с момента фактиче­ского наступления этих общественно опасных последствий.

Составы, в которых не содержатся признаки, относящиеся к ха­рактеристике общественно опасных последствий, являются фор­мальными. Нередко объективная сторона таких преступлений включает дополнительные признаки в виде крупного или особо крупного размера, дохода или задолженности. В большинстве слу­чаев данные понятия определяются в примечании к ст. 169 УК, как и размеры ущерба. Но в некоторых случаях они раскрываются в примечаниях к конкретным статьям. Преступления с формальными составами признаются оконченными с момента выполнения ука­занных в законе действий, включая дополнительные (обязатель­ные) признаки в виде крупного или особо крупного размера, дохо­да или задолженности.

Следует отметить, что некоторые ученые определяют конст­рукцию составов, содержащих признаки крупного размера, дохода, задолженности, как материальных, что не представляется доста­точно обоснованным. Доход или размер финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом не всегда может быть связан с причинением общественно опасных последствий гражданам, обществу или государству. Неуплата та­моженных платежей, налогов и (или) сборов действительно имеет своим последствием причинение ущерба различной тяжести госу­дарству (в виде упущенной выгоды), но эти общественно опасные последствия находятся вне рамок составов преступлений, закон лишь определяет крупный и особо крупный размер самого деяния, а не его последствий. По существу, указанные признаки определя­ют условия, при которых данное общественно опасное поведение признается преступным. При отсутствии таких признаков деяние признается административным правонарушением. Так, ст. 194 УК предусматривает уголовную ответственность за уклонение от уп­латы таможенных платежей, взимаемых с организаций или физи­ческих лиц, только при условии, если сумма неуплаченных тамо­женных платежей превысит 500 тыс. руб. что признается крупным размером; если сумма будет меньшего размера, то правонаруше­ние повлечет административную ответственность. Статья 177 УК (злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности) может быть применена к виновному только при условии всту­пившего в законную силу судебного акта или при наличии креди­торской задолженности в крупном размере. Перемещение това­ров или иных предметов через таможенную границу (ч. 1 ст. 188 УК) будет признана преступлением (контрабандой) при условии крупного размера, т.е. если стоимость перемещенных товаров превысит 250 тыс. руб.

При описании признаков объективной стороны некоторых со­ставов законодатель указывает способ совершения преступления. Статья 188 УК перечисляет несколько способов совершения кон­трабанды: по ч. I и 2 -помимо или с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, с недекларированием или с недос­товерным декларированием; по ч. 3 - с использованием должно­стным лицом своего служебного положения или с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль; а так­же совершение контрабанды организованной группой (ч. 4). В этой же статье определяется место, совершения преступления - та­моженная граница Российской Федерации.

Субъективная сторона преступлений в сфере экономической деятельности характеризуется виной в форме умысла. В некото­рых составах содержатся дополнительные признаки субъектив­ной стороны: мотив и цель. О корыстной цели или иной личной заинтересованности говорится в ст. 170, 181, ч. 3 ст. 183 УК, спе­циальные цели указаны в ст. 173, 184, 187 УК.

Субъектом преступления в сфере экономической деятельно­сти может быть физическое лицо, вменяемое, достигшее опреде­ленного возраста. Возрастной признак данной группы преступле­ний нуждается в уточнении. Во всех монографических работах или монографиях, комментариях к УК, учебниках весьма катего­рично говорится о том, что уголовная ответственность за все пре­ступления, входящие в данную группу, наступает с 16 лет. Более корректной была бы формулировка: «в возврате не моложе 16 лет». Определение возрастного признака для субъектов преступлений в сфере экономической деятельности требует дифференцированно­го подхода, в зависимости от признаков объективной стороны или субъекта того или иного преступления.

Нужно учесть, что субъектами данных преступлений могут быть как общий, так и специальный. Иногда специальный субъ­ект прямо не называется в норме УК, но это вытекает из смысла закона. Среди специальных субъектов особо выделяются субъ­екты, указанные в ст. 169 и 170 УК. Ими могут быть только должностные лица органов юстиции, уполномоченные осуще­ствлять государственную регистрацию индивидуального пред­принимателя или коммерческой организации или сделок с зем­лей. Возраст таких лиц бесспорно значительно старше 16 лет и даже старше 18 лет. Среди специальных субъектов указаны также руководители или собственники организаций (ст. 195, 196, 197 УК). В этом случае уместно обратиться к нормам ГК РФ. В соответствии со ст. 21 ГК РФ гражданская дееспособ­ность возникает в полном объеме по достижении 18 лет или 16 лет, когда лицо вступает в брачные отношения в несовер­шеннолетнем возрасте. В возрасте 16 лет несовершеннолетний вправе быть членом кооператива или заниматься предпринима­тельской деятельностью без образования юридического лица, с согласия родителей или попечителя (ст. 26 и 27 ГК РФ). Иными словами, несовершеннолетний в возрасте 16 лет может быть предпринимателем, но не может быть собственником организа­ции или ее руководителем. Лицо в возрасте 16 лет практически не может быть спортивным судьей, тренером или руководите­лем спортивной команды (ч. 4 ст. 184 УК), главным (старшим) бухгалтером (ст. 199 УК). Не может быть субъектом преступле­ния, предусмотренного ст. 185 УК (злоупотребления при эмис­сии ценных бумаг), лицо, достигшее 16-летнего возраста. Таким лицом может быть только должностное лицо, уполномоченное утверждать проспект ценных бумаг, или лицо, обладающее ор­ганизационно-распорядительными функциями в коммерческой организации.

Закон устанавливает повышенную ответственность за совер­шение преступлений при отягчающих и особо отягчающих об­стоятельствах, относящихся к характеристике всех элементов составов преступлений. Большая часть отягчающих и особо отяг­чающих обстоятельств относится к характеристике объективной стороны преступления: крупный и особо крупный размер, совер­шение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; с использованием служебного по­ложения, с применением насилия. В одном случае указывается отягчающее обстоятельство, относящееся и характеристике субъ­ективной стороны, - корысть (ч. 3 ст. 183 УК).

Вопрос о системе преступлений в сфере экономической дея­тельности тоже, как и понятие видового объекта, не нашел окончательного разрешения в науке уголовного права. Причи­ной тому являются различные подходы при выборе критерия для классификации. Часть ученых, критикуя ранее сложившую­ся систему хозяйственных преступлений, предлагают для по­строения системы преступлений в сфере экономической дея­тельности два и более критериев (особенности субъекта, общие принципы экономической деятельности, порядок ее осуществ­ления, интересы отдельных участников экономических отноше­ний, способ совершения преступления), в соответствии с кото­рыми делят все преступления, входящие в гл. 22 УК, на разное количество групп: от четырех до девяти. Такой разброс в выборе критериев, возможно, связанный с терминологическими неточно­стями, мало что проясняет в характеристике непосредственного объекта. Нельзя принять систему, построенную на основе различ­ных принципов экономической деятельности, поскольку принцип законности, используемый в качестве непосредственного объекта, по существу, поглощает четыре других принципа. Встречаются и другие точки зрения.

Конечно, любая классификация, отражающая теоретические взгляды того или иного ученого, возможна, и она заслуживает внимания. Однако многие из них отступают от принятого в рос­сийском уголовном праве принципа построения системы престу­плений, основанного на признаках непосредственного объекта посягательства. Представляется более продуктивной, с научной точки зрения, ранее сложившаяся классификация хозяйственных преступлений в зависимости от сфер экономической деятельности. Этот подход разделяется частью ученых и в настоящее время.

В соответствии с непосредственным объектом посягательства все преступления, входящие в гл. 22 УК, можно подразделить на пять групп и представить, не претендуя на окончательный вари­ант, в виде следующей системы:

1) Преступления в сфере предпринимательства и иной экономической деятельности: ст. 169, 170, 171, 171', 172, 173, 174, 174', 175 УК.

Преступления в сфере кредитных отношений: ст. 176, 177, 195, 196, 197 УК.

Преступления в сфере отношений, обеспечивающих свободную и добросовестную конкуренцию: ст. 178, 179, 180, 183, 184 УК.

Преступления в сфере финансовых отношений и отношений, связанных с оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней: ст. 181, 185,185', 186, 187, 191,192,198, 199, 199', 1992 УК.

Преступление в сфере внешнеэкономической деятельности
и таможенного контроля: ст. 188, 189, 190,193,194 УК.

 

Вопрос 2. Преступления, посягающие на порядок осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности

Экономическая деятельность хозяйствующих субъектов осу­ществляется в различных сферах: предпринимательства, финан­совой, денежно-кредитной, внешнеэкономической, торговли и услуг.

Под предпринимательством понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на сис­тематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ).

Не любая хозяйственная деятельность может считаться пред­принимательством, а только та, которая обладает совокупностью признаков, вытекающих из данного определения: 1) эта деятель­ность связана с использованием имущества, продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг; 2) осуществляется само­стоятельно на свой риск; 3) направлена на получение прибыли систематически; 4) осуществляется лицами, зарегистрированны­ми в этом качестве в установленном законом порядке. Первые три признака выражают экономическую сущность этого явления, четвертый признак - его юридическую характеристику. Отсут­ствие хотя бы одного из перечисленных признаков означает, что осуществляемая экономическая деятельность либо не является предпринимательской, либо осуществляется незаконно (при от­сутствии юридического признака).

Участниками отношений в сфере предпринимательства являются граждане и юридические лица. В соответствии со ст. 23 ГК РФ гражданин имеет право заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального пред­принимателя, но может также заниматься предпринимательской деятельностью совместно с другими гражданами, образуя юриди­ческое лицо (ст. 18 ГК РФ). Юридические лица, преследующие в качестве основной цели извлечение прибыли из своей деятельно­сти, называются коммерческими организациями и могут созда­ваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производ­ственных кооперативов, государственных и муниципальных уни­тарных предприятий (ч. 1 и ч. 2 ст. 50 ГК РФ). Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (ч. 2 ст. 51 ГК РФ). Индивидуальные предприниматели и юриди­ческие лица, зарегистрированные в установленном законом порядке, могут совершать любые, не запрещенные законом сдел­ки и участвовать в обязательствах (ст. 18 ГК РФ).

Гражданский кодекс РФ не содержит понятия иной экономи­ческой деятельности, но исходя из смысла и содержания других норм ГК РФ, можно сделать вывод, что эта деятельность обладает теми же признаками, что и предпринимательство, но осуществля­ется в других сферах: в сфере финансовых и кредитных отноше­ний или оказания некоторых видов коммерческих услуг (напри­мер, в сфере культуры, образования, медицины, бытовых услуг). Не представляется обоснованным суждение профессора Н.А. Лопашенко 6 том, что ст. 169 УК, в редакции Федерального закона от 25.06.2002 (название статьи было дополнено словами: «иной деятельности»), признает уголовно наказуемым воспрепятствова­ние не только предпринимательской, но и иной законной деятельности, например социальной, благотворительной, полити­ческой. Признав данное законодательное решение как неудачное, автор упускает из виду, что любая некоммерческая организация, включая политические партии и благотворительные фонды, заре­гистрированные в установленном законом порядке в органах юс­тиции, приобретают статус юридического лица и могут занимать­ся коммерческой деятельностью, которая должна быть тоже заре­гистрирована в соответствующем органе исполнительной власти. О воспрепятствовании именно коммерческой деятельности раз­личных, в том числе некоммерческих, объединений граждан идет речь в ст. 169 УК.

Нормы гражданского права являются юридическими гаран­тиями конституционного права граждан свободно распоряжаться своими способностями и использовать свое имущество для пред­принимательской и иной, не запрещенной законом деятельности (ст. 34 Конституции РФ). Задача уголовного закона заключается в том, чтобы охранять предпринимательскую и иную экономиче­скую деятельность, основанную на законе. Любое нарушение установленного порядка предпринимательской и иной экономической деятельности, совершенное ее участниками или должно­стными лицами, уполномоченными от имени Российской Феде­рации осуществлять порядок их регистрации и контроля, в случа­ях, предусмотренных в нормах УК, признаются преступлениями. В число таких деяний входят преступления, предусмотренные ст. 169-175 УК.

Непосредственным объектом данных преступлений являются отношения в сфере законной предпринимательской и иной эко­номической деятельности.

Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК). Статья 169 УК предусматрива­ет уголовную ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности. Законное предпри­нимательство и иная экономическая деятельность основывается не только на свободе выбора вида предпринимательской или иной экономической деятельности, не запрещенной законом, вы­бора его организационно-правовой формы, реализации продукта своей деятельности, независимости при распоряжении прибылью и самое главное — обязательности государственной регистрации и соблюдении нормативно установленного порядка и условий регистрации.

Дополнительным объектом преступления является конститу­ционное право граждан на свободное использование своих спо­собностей и имущества для предпринимательской и иной не за­прещенной законом экономической деятельности.

Объективная сторона характеризуется воспрепятствованием законной предпринимательской и иной экономической деятель­ности. Воспрепятствование означает создание каких-либо пре­пятствий, помех или создание таких условий, при которых предпринимательская деятельность становится невозможной или она существенно ограничивается. Воспрепятствование может совер­шаться как действием, так и бездействием и проявляться в шести формах преступной деятельности: а) неправомерный отказ в ре­гистрации индивидуального предпринимателя или юридического, лица; б) уклонение от их регистрации; в) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществле­ние определенной деятельности; г) уклонение от его (ее) выда­чи; д) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от орга­низационно-правовой формы; е) ограничение самостоятельности или иное вмешательство в деятельность индивидуального пред­принимателя или юридического лица.

Неправомерный отказ в регистрации индивидуального пред­принимателя или юридического лица выражается в открытом не­желании уполномоченного лица провести регистрацию, несмотря на то что все основания для данной регистрации имеются.

Регистрация индивидуального предпринимателя или юриди­ческого лица осуществляется на основании федеральных законов: от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юри­дических лиц и индивидуальных предпринимателей» с изм. на 23.12.2003; от 09.07.99 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» с изм. на 08.12.2003; «О банках и бан­ковской деятельности» в ред. Федерального закона от 03.02.96 № 17-ФЗ, с изм. на 23.12.2003.

Государственная регистрация — это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый путем внесения в единые государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридического лица, о приобретении физическим лицом статуса индивидуального пред­принимателя, о прекращении предпринимательской деятельно­сти, а также при внесении изменений в учредительные докумен­ты. Государственные реестры являются федеральными информа­ционными ресурсами.

Государственную регистрацию осуществляет федеральный орган исполнительной власти — регистрационные палаты, имеющие свои отделения в субъектах Федерации и регистраторов при органах власти местного самоуправления в городах, районах, населенных пунктах. Регистрацию кредитных организаций про­водит Центральный банк России и его отделения. Все виды эко­номической деятельности, связанные с иностранными инвести­циями, подлежат регистрации в Государственной регистрацион­ной палате при Правительстве РФ.

Новый закон о государственной регистрации устанавливает единый порядок регистрации для юридических лиц и индивиду­альных предпринимателей (ранее для индивидуальных предпри­нимателей был упрощенный порядок).

Законы определяют исчерпывающий перечень документов, необходимых для регистрации юридического лица и индивиду­ального предпринимателя. Соискатели подают в регистрирую­щий орган заявление по форме, установленной Правительством РФ, и квитанцию об уплате регистрационного сбора. Подписи заявителей должны быть нотариально заверены. Кроме того, для регистрации юридического лица должны быть представлены: документ, подтверждающий оплату (не менее 50%) уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взно­сов), решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа, устав организации с указанием организационно-правовой формы этой организации, вида эконо­мической деятельности, руководящего органа и юридического адреса.

Перечень документов, необходимых для регистрации индиви­дуального предпринимателя, расширен по сравнению с ранее действовавшим порядком, установленным Указом Президента РФ от 08.07.94 № 14821. Кроме заявления и квитанции об оплате регистрационного сбора, соискатель представляет копию (нота­риально заверенную) основного документа, удостоверяющего личность, с обязательным указанием гражданства, даты и места рождения, адреса места жительства. Для несовершеннолетнего заявителя нужно представить нотариально заверенное согласие родителей, усыновителей или попечителей на осуществление предпринимательской деятельности либо копию свидетельства о браке, либо копию решения суда об объявлении физического лица полностью дееспособным. В соответствии с п. 4 ст. 9 Феде­рального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных названным Законом.

В течение установленных сроков регистрирующий орган обя­зан принять решение о регистрации, внести соответствующую запись в единый государственный реестр, выдать бессрочное регистрационное свидетельство или вынести решение об отказе в регистрации. Отказ имеет письменную форму, с обязательным указанием мотивов и доводится до сведения заявителя.

Отказ в регистрации возможен по основаниям, указанным в законе: а) в случае представления недостоверных документов; б) если истек срок действия документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства проживания на территории России; в) если не утратила силу более ранняя регистрация; г) не истек срок со дня принятия судом решения о признании предпринимателя несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществлявшейся экономической деятельно­стью; д) при наличии решения суда о прекращении предпринима­тельской деятельности в принудительном порядке; е) если не истек срок, на который лицо было лишено права по приговору суда заниматься предпринимательской деятельностью.

Отказ в регистрации по другим основаниям не допускается и образует признаки преступления, предусмотренного ст. 169 УК, в первой форме.

Уклонение от регистрации индивидуального предпринимате­ля или юридического лица — это скрытая форма воспрепятство­вания законной предпринимательской деятельности. В отличие от отказа в регистрации, который носит официальный характер, уклонение от регистрации может выражаться под различными предлогами в неоднократном непринятии документов, в созна­тельном нарушении сроков регистрации. Государственная реги­страция должна быть осуществлена в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Другие законы тоже устанавливают точные сроки: для регистра­ции предприятий с иностранными инвестициями — в течение 21 дня, а заявление об учреждении кредитной организации долж­но быть рассмотрено ЦБ России не более чем в течение 6 месяцев. В течение этих сроков уполномоченные должностные лица должны выдать регистрационные свидетельства заинтересован­ным лицам или уведомить их об отказе в регистрации. Умышлен­ное затягивание сроков выдачи регистрационного свидетельства, при отсутствии уважительных причин, образует признаки преступ­ления во второй форме.

Неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (ли­цензии) на осуществление определенной деятельности выражает­ся в открытом нежелании выдать лицензию на законных основа­ниях. Статья 49 ГК РФ устанавливает, что отдельными видами экономической деятельности можно заниматься только на осно­вании специального разрешения (лицензии). В целях обеспечения единства экономического пространства на территории Россий­ской Федерации устанавливается единый перечень лицензируе­мых видов деятельности, единый порядок процесса лицензирова­ния, единые требования и условия для осуществления отдельных видов деятельности. Вопросы лицензирования регулируются Фе­деральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с изм. на 11.03.2003.

Лицензирование осуществляют федеральные органы исполни­тельной власти и органы исполнительной власти субъектов Фе­дерации. Правительство РФ уполномочено определить федераль­ные органы исполнительной власти, утвердить положения о ли­цензировании конкретных видов деятельности, работ и услуг и выделить виды деятельности, лицензирование которых осущест­вляют органы исполнительной власти субъектов Федерации.

Порядок лицензирования отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации установлен Федеральным законом от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» с изм. на 26.11.98 № 182-ФЗ, постановлениями Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 15.08.2000 №10 и от 18.07.2001 № 143.

Закон определяет перечень документов, которые соискатель лицензии должен представить: заявление с указанием наименова­ния и организационно-правовой формы юридического лица, ме­сто его нахождения и вида деятельности, которую соискатель намерен осуществлять. Индивидуальный предприниматель в за­явлении указывает данные основного документа, удостоверяю­щего его личность и вид деятельности. К заявлению прилагаются копии учредительных документов юридического лица, свиде­тельства о регистрации, а также о постановке соискателя лицен­зии на учет в налоговом органе и квитанция об уплате регистра­ционного сбора. Не допускается требовать представления доку­ментов, не предусмотренных законом.

Лицензирующий орган обязан принять решение о выдаче ли­цензии и сделать запись в государственном реестре или об отказе в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии с приложением всех необходимых доку­ментов (ч. 2 ст. 9 Закона «О лицензировании отдельных видов дея­тельности»). Закон называет только два основания для отказа: а) представление недостоверных или искаженных сведений; б) если объекты, принадлежащие или используемые соискателями, не со­ответствуют лицензионным требованиям (экологического, сани­тарно-эпидемиологического, гигиенического или противопожар­ного характера). Отказ в выдаче лицензии по другим основаниям (например, по причине отсутствия средств для проведения экс­пертизы) является незаконным и может быть основанием привле­чения должностного лица к уголовной ответственности по ст. 169 УК (по признакам третьей формы преступной деятельности).

Уклонение от выдачи лицензии выражается в затягивании сро­ков (свыше 60 дней) оформления специальных разрешений и яв­ляется пассивной формой неправомерного отказа, например, вы­дача лицензии откладывается на неопределенное время под пред­логом временной ненужности конкретного вида деятельности в данной местности.

Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от орга­низационно-правовой формы. Никакое должностное лицо не име­ет права ограничить права и законные интересы индивидуального предпринимателя или юридического лица, если это ограничение не установлено законом (ст. 55 Конституции РФ). Права и свобо­ды человека и гражданина могут быть ограничены только феде­ральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также прав и законных ин­тересов других лиц. Никакие другие ограничения права на пред­принимательскую деятельность, в том числе в зависимости от ее организационно-правовой формы, недопустимы. Поэтому предос­тавление каких-либо льгот или установление преимуществ, на­пример, акционерному обществу (выдача лицензии, предоставле­ние кредитов на льготных условиях) и лишение этих преимуществ муниципального унитарного предприятия образуют признаки данной преступной деятельности.

Ограничение самостоятельности либо иное незаконное вме­шательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица является нарушением основных начал предпринимательской деятельности: самостоятельности и неза­висимости. Вмешательство в предпринимательскую деятельность со стороны государственных органов и должностных лиц воз­можно только в случаях нарушения правил охраны труда, сани­тарно-эпидемиологических правил, техники безопасности и дру­гих правил, обеспечивающих жизнедеятельность общества. Вме­шательство возможно также в целях ограничения монополизма и недобросовестной конкуренции. В иных случаях вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридиче­ского лица будут признаны неправомерными. Поэтому, напри­мер, навязывание условий договора, принуждение к соучреди­тельству, расходованию прибыли на государственные нужды (например, на проведение избирательной кампании), установле­ние запретов на вывоз или ввоз конкретных продуктов и това­ров - все это будет незаконным вмешательством в предприни­мательскую деятельность.

При характеристике объективной стороны указывается до­полнительный признак - способ: с использованием служебного положения лица, осуществляющего регистрацию субъектов предпринимательства, выдачу лицензии, или лица, взаимодейст­вующего с предпринимательством в иных формах.

По конструкции состав, предусмотренный ч. 1 ст. 169 УК, формальный. Преступление признается оконченным с момента выполнения деяния хотя бы в одной из перечисленных форм пре­ступной деятельности.

Субъективная сторона преступления характеризуется пря­мым умыслом. Лицо осознает, что своими действиями препятст­вует законной предпринимательской деятельности, и желает действовать таким образом. Мотивы могут быть различными: желание продемонстрировать власть, месть, но чаще всего ко­рысть.

Субъект преступления - только должностное лицо. Понятие должностного лица дается в примечание к ст. 285 УК. Но в ана­лизируемой статье имеется в виду специальное должностное ли­цо, уполномоченное от имени государства на проведение регист­рации субъекта предпринимательства или выдачу ему лицензии на занятие отдельными видами предпринимательской и иной эко­номической деятельности. Вмешательство в предприниматель­скую деятельность может осуществляться и другими должност­ными лицами.

Часть 2 ст. 169 УК содержит два отягчающих признака: а) вос­препятствование законной предпринимательской деятельности после вступления в законную силу судебного акта; б) причинение крупного ущерба.

Первое отягчающие обстоятельство влияет на квалификацию преступления, когда воспрепятствование законной предпринима­тельской деятельности продолжалось уже после судебного реше­ния, определившего неправомерность действий должностного лица, отказавшего в регистрации индивидуальному предприни­мателю или юридическому лицу или совершившего другие дей­ствия, предусмотренные ст. 169 УК. Такое воспрепятствование имеет повышенную степень общественной опасности, поскольку сопряжено с игнорированием акта судебной власти.

Понятие крупного ущерба - второе отягчающие обстоятель­ство - раскрывается в примечании к ст. 169 УК. В соответствии с ч. 1 ст. 15 ГК РФ ущерб может заключаться в виде реальных материальных потерь (например, в виде затрат на покупку обору­дования, аренду помещения) или в виде упущенной выгоды (на­пример, в случае сорвавшейся выгодной сделки в связи с неполу­чением лицензии на данный вид деятельности). Крупный ущерб определяется суммой, превышающей 250,тыс. руб.

Примечание к ст. 169 УК определяет единые понятия крупно­го и особо крупного размера, крупного ущерба, дохода или за­долженности в крупном размере в отношении и других экономи­ческих преступлений, предусмотренных ст. 171, 171', 177, 188, 191 и 192 УК. Крупным размером, крупным ущербом доходом либо задолженностью признается стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей 250 тыс. руб., особо крупным - 1 млн руб. Исключение составляют ст. 174, 1741, 178, 185, 1851, 193, 194, 198, 199 и 1991 УК, в примечаниях к которым установлены другие, строго дифференцированные, определения крупного и особо крупного размера, крупного ущерба.

Незаконное предпринимательство (ст. 171 УК). Статья 171 УК предусматривает уголовную ответственность за незаконное предпринимательство.

В соответствии с Конституцией РФ каждый гражданин имеет право заниматься предпринимательством и иной не запрещенной законом экономической деятельностью (ст. 34). Поощряя пред­принимательство, государство устанавливает определенные формы контроля в целях обеспечения прав и законных интересов других предпринимателей, общества и государства. Порядок организации предпринимательства и основные его принципы урегулированы нормами российского права, законами и подзаконными актами. Предпринимательская деятельность, если она осуществляется ин­дивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в со­ответствии с положениями гражданского, административного, финансового, таможенного, налогового права, будет считаться законной. Предпринимательство, осуществляемое в обход уста­новленного порядка, считается незаконным и при определенных условиях влечет ответственность по ст. 171 УК.

Объективная сторона преступления характеризуется пятью формами преступной деятельности: а) осуществление предпри­нимательской деятельности без регистрации; б) осуществление предпринимательской деятельности с нарушением правил реги­страции; в) представление в орган, осуществляющий государст­венную регистрацию юридических лиц и индивидуальных пред­принимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведе­ния; г) осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), когда такое разрешение обязательно; д) осуществление предпринимательской деятельно­сти с нарушением лицензионных требований и условий.

Осуществление предпринимательской деятельности без ре­гистрации, как первая форма преступной деятельности, будет иметь место, когда индивидуальный предприниматель или ком­мерческая организация уклоняются от регистрации, имея для этого все возможности. Статья 171 УК имеет в виду те виды предпринимательства, которые могут быть зарегистрированы и осуществляться на законных основаниях, но виновные уклоняют­ся от этой обязанности. В случаях когда предприниматель зани­мается запрещенной законом экономической деятельностью, то его ответственность наступает не по ст. 171 УК, а по другим статьям УК. Например, незаконное изготовление оружия, бое­припасов, взрывных устройств, комплектующих деталей, взрыв­чатых Веществ влекут уголовную ответственность по ст. 223 УК; незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов – по ст. 228 УК.

В соответствии с правилами, установленными ст. 23 ГК РФ, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельно­стью только с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства признается предпринимателем после регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Статьи 50, 51 ГК РФ требуют обяза­тельной регистрации юридических лиц в качестве коммерческих организаций. Таким образом, государственная регистрация - это юридическое признание предпринимательства в определен­ной организационно-правовой форме. Основания и требования, предъявляемые при регистрации Федеральным законом от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в редакции 2003 г. были рассмотрены при анализе ст. 169 УК.

Возможны три варианта поведения виновных лиц: а) инди­видуальный предприниматель или коммерческая организация полностью уклоняются от регистрации, не намереваясь ее осу­ществить, хотя имеют право на регистрацию; б) хозяйствую­щие субъекты представили заявление и все необходимые доку­менты в орган юстиции и, не дожидаясь получения регистра­ционного свидетельства, начали экономическую деятельность; в) предпринимательская деятельность продолжается после ан­нулирования регистрационного свидетельства или получения отказа в регистрации решением органа, выдавшего его, или суда. При всех вариантах поведения предпринимательство бу­дет незаконным.

Осуществление предпринимательской деятельности с наруше­нием правил регистрации означает, что субъекты предпринима­тельской деятельности, например, имея регистрационное свиде­тельство на один вид предпринимательской деятельности, осуще­ствляют другую хозяйственную деятельность или осуществляют ее в ином месте или в иной организационно-правовой форме. В том случае, когда сроки действия регистрационного свидетельства ис­текли, но хозяйствующий субъект продолжает свою деятельность, то будет иметь место первая форма преступной деятельности.

Представление в орган, осуществляющий регистрацию юри­дических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения свидетельствует о том, что регистрация была получена обманным путем. Регистрирую­щий орган был введен в заблуждение представленными докумен­тами, фальсификация которых была обнаружена позднее, напри­мер документ об уплате регистрационного сбора оказался под­дельным.

Осуществление предпринимательской деятельности без спе­циального разрешения (лицензии} означает, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеют регистрационное свидетельство на право ведения предпринимательской деятельно­сти, но не имеют специального разрешения (лицензии) на тот вид экономической деятельности, который они осуществляют, когда такая лицензия обязательна (ст. 49 ГК РФ). Лицензия - это офи­циальный документ, дающий право предпринимателю заниматься определенным видом экономической деятельности в течение ус­тановленного срока при соблюдении условий осуществления этой деятельности. Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с изм. на П.03.2003 относит к лицензируемым видам деятельности такие виды деятельности, осуществление которых может повлечь нане­сение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства. Закон перечисляет 118 видов деятельности, на осуществление которых получение лицензии является обязательным и определя­ет общие принципы лицензирования с указанием конкретных видов деятельности, которые лицензируются только на федераль­ном уровне (торговля оружием, все операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, с наркотическими и психо­тропными веществами, добыча полезных ископаемых, хранение газа, нефти и продуктов их переработки, работы, связанные с электро- и теплоснабжением, транспортные услуги (кроме пасса­жирских автомобильных перевозок), платные юридические услу­ги и т.д.), а также виды деятельности, разрешения на осуществле­ние которых выдаются органами исполнительной власти субъек­тов Федерации (риэлторская, медицинская (кроме инфекционных и онкологических заболеваний), ветеринарная деятельность, экс­плуатация автозаправочных станций и т.д.). Лицензии должны быть получены зарегистрированными предпринимателями на каж­дый вид деятельности на срок не менее 5 лет, но могут быть бес­срочными в случаях, предусмотренных нормативными актами.

При выполнении преступной деятельности в данной форме тоже возможны три варианта поведения, как и при первой форме.

Осуществление предпринимательской деятельности с нару­шением лицензионных требований и условий означает, что у предпринимателя имеются регистрационное свидетельство и ли­цензия на определенный вид предпринимательства, но он нару­шает условия и требования, установленные в лицензии. Закон указывает общие и специальные требования. Общими требова­ниями являются: а) предпринимательство должно осуществляться только в том виде деятельности, на который лицензия получена; лицензия выдается на один вид деятельности; б) лицензия выда­ется определенному индивидуальному предпринимателю или руководителю (собственнику) юридического лица; в) нельзя пе­редавать лицензию другим лицам; г) соблюдать законы РФ и пра­вила противопожарной, технической, экологической, санитарно-эпидемиологической безопасности. Специальные требования установлены в отношении специальных знаний предпринимателя или лиц, которые будут выполнять техническую часть деятельно­сти, наличия помещения, оборудования, технических средств и других особенностей конкретной предпринимательской деятель­ности. Отступления от этих требований могут быть признаны преступными, но, как представляется, не во всех случаях, а толь­ко при нарушении основных условий лицензирования. В иных случаях лицензия может быть просто отозвана в административ­ном порядке, что и делается на практике.

Деяние, выраженное в любой из пяти форм незаконной пред­принимательской деятельности будет признано преступным при наличии хотя бы одного из двух условий: а) если оно причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству; б) бы­ло сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. Понятие крупного ущерба или дохода в крупном размере определяется в примечании к ст. 169 УК - свыше 250 тыс. руб. Совершение тех же действий при отсутствии указанных условий влечет админи­стративную ответственность по ст. 14.1 КоАП РФ, а в отношении юридических лиц, представивших в регистрирующий орган до­кументы, содержащие заведомо ложные сведения, - по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ. Следует согласиться с точкой зрения, выска­занной в литературе, что при этом не образуется совокупности преступлений, предусмотренных ст. 171 и 198 или 199 УК.

По конструкции состав сформулирован двумя способами. Ес­ли в характеристику объективной стороны включить причинение крупного ущерба, то такой состав следует считать материаль­ным. Преступление будет считаться оконченным с момента при­чинения крупного ущерба. В том случае если объективная сторо­на преступления будет характеризоваться извлечением дохода в крупном размере, то такой состав следует признать формальным, и преступление будет считаться оконченным с момента получе­ния такого дохода.

Субъективная сторона преступления характеризуется пря­мым умыслом. Лицо осознает, что занимается незаконной пред­принимательской деятельностью, и желает осуществлять ее. Мо­тивы не указаны в законе, но они всегда являются корыстными.

Субъект преступления - индивидуальный предприниматель, а также руководитель юридического лица или собственник ком­мерческой организации.

Часть 2 ст. 171 УК содержит два квалифицирующих обстоя­тельства: а) совершение преступления организованной группой; б) если деяние сопряжено с извлечением дохода в особо крупном размере. Понятие организованной группы дается в ч. 3 ст. 35 УК. Размер особо крупного дохода определен в примечании к ст. 169 УК - свыше 1 млн руб.

Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175 УК). По внешним признакам анали­зируемое преступление совпадает с предпринимательством. Но законное предпринимательство основывается на собственном риске за счет собственных средств, Действия, предусмотренные в ст. 175 УК, связаны с имуществом, добытым преступным путем, которым лицо, не являясь его подлинным собственником, владеет и распоряжается как собственным. Поэтому закон признает такое поведение преступным.

Предметом преступления признается имущество, заведомо добытое преступным путем, т.е. в результате грабежа, разбойного нападения, вымогательства и других преступных действий. Не могут быть предметом рассматриваемого преступления драго­ценные металлы и природные драгоценные камни, оружие, бое­припасы, взрывные устройства, ядерные материалы или радиоак­тивные вещества, наркотики и другие предметы, изъятые из сво­бодного гражданского оборота. Приобретение или сбыт таких предметов образуют признаки самостоятельных преступлений (ст. 191, 220, 222, 228, 228', 234, 242 УК).

Объективная сторона преступления характеризуется дейст­виями, составляющими две формы преступной деятельности: приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступ­ным путем. Обязательным признаком данных действий является то, что они не были заранее обещаны первичному преступнику. В случае заранее обещанных приобретения или сбыта краденого имущества виновный становится соучастником (пособником) хи­щения (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 31.07.62 № 11 «О судебной практике по делам о заранее обещан­ном укрывательстве преступлений, приобретении и сбыте заве­домо похищенного имущества».

Приобретение имущества включает его покупку, принятие в подарок, получение в порядке обмена, в уплату долга и т.д.

Сбыт имущества выражается во всех формах его отчуждения: продаже, дарении, обмене, в виде оплаты услуг и т.д.

Состав по конструкции формальный; преступление признает­ся оконченным с момента выполнения любого из действий.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что приобретает или сбывает имущество, заведомо добытое преступным путем, и желает совершить эти дей­ствия. Признак заведомости обязателен для характеристики субъ­ективной стороны. Цель и мотив — как правило, корыстные. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет. Часть 2 ст. 175 УК включает два квалифицирующих обстоя­тельства: а) совершение преступления группой лиц по предвари­тельному сговору; б) совершение преступления в отношении ав­томобиля или иного имущества в крупном размере. Понятие группы лиц по предварительному сговору дается в ч. 2 ст. 35 УК. Крупный размер определен в примечании к ст. 169 УК — свыше 250 тыс. руб.

Часть 3 ст. 175 УК содержит два особо отягчающих обстоя­тельства: а) совершение преступлений, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 названной статьи, организованной группой; б) совершение тех же преступлений лицом с использованием своего служебного положения. Понятие организованной группы дано в ч. 3 ст. 35 УК. Понятие служебного положения может быть раскрыто на основа­нии примечаний к ст. 201 и 285 УК.

Следует заметить, что рассматриваемое преступление сходно с преступлением, предусмотренным ст. 174 УК. В обоих случаях виновный заведомо знает, что совершает сделку с имуществом, полученным в результате совершения преступления другим ли­цом. Различие заключается в том, что в первом случае (ст. 174 УК) виновный совершает сделку в целях придания этому имуще­ству легального характера. Во втором (ст. 175 УК) — такая цель отсутствует.

Непосредственным объектом этих преступлений являются кредитные отношения, т.е. основанные на доверии имущественные отношения в сфере народного хозяйства, в которых одна сторона соглашается ждать исполнения обязательства другой стороной. Отношения эти регулируются в основном нормами гражданского права (это обязательственные отношения). Кредитные отношения имеют большое народнохозяйственное значение, позволяя непре­рывно осуществлять хозяйственную деятельность в условиях вре­менного недостатка материальных средств, а также обеспечивая рациональное и эффективное использование в экономической дея­тельности временно свободных материальных ресурсов.

Система уголовно-правовой охраны кредитных отношений включает нормы: 1) о незаконном получении кредита (ст. 176 УК); 2) о злостном уклонении от погашения кредиторской задол­женности (ст. 177 УК); 3) о преступлениях, связанных с банкрот­ством (ст. 195-197 УК).

Все эти преступления подрывают общественное доверие к кре­дитным отношениям, увеличивают кредитные риски и цену креди­та, лишая тем самым народное хозяйство необходимых для его развития ресурсов. Кроме того, они поражают обязательственные права кредиторов, которые являются дополнительным объектом этих преступлений.

Норм, направленных на защиту прав должника от злоупотреблений кре­дитора (например, норм о ростовщичестве, существующих в уголовных зако­нодательстве практически всех экономически развитых стран), уголовное право России не знает.

Незаконное получение кредита (ст. 176 УК). Статья 176 УК предусматривает ответственность за два самостоятельных пре­ступления: 1) получение кредита (или льготных условий креди­тования) путем обмана, причинившее крупный ущерб (кредитный обман) (ч. 1); 2) незаконное получение государственного целево­го кредита, а равно его нецелевое использование, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству (ч. 2).

Объективная сторона кредитного обмана включает: 1) дейст­вие (получение кредита либо льготных условий кредитования путем предоставления потенциальному кредитору заведомо лож­ных сведений о хозяйственном положении либо финансовом со­стоянии индивидуального предпринимателя или организации), 2) последствие (крупный ущерб) и 3) причинную связь. Состав, преступления — материальный.

Понятие «кредит» в ст. 176 УК остается дискуссионным. Об­щего понятия кредита закон не раскрывает, этот термин требует доктринального толкования. Широкое распространение получило узкое его понимание в качестве кредита исключительно банков­ского, т.е. предоставленного банком или иной кредитной органи­зацией на основании кредитного договора. Вместе с тем, такая позиция не основана ни на законе, ни на использовании слова «кредит» в русском языке. Слово «кредитор» используется в ГК РФ для обозначения любого участника обязательственного пра­воотношения, праву которого корреспондирует обязанность должника. Собственно «кредиту» в ГК РФ посвящены: ст. 488 и 489, 500 (оплата товара, проданного в кредит), ст. 733 (предос­тавление по договору подряда материала подрядчиком заказчику в кредит), § 2 гл. 42 ГК РФ (банковский кредит), § 3 - (коммер­ческий и товарный кредит). Параграф 2 главы 42 ГК РФ, посвя­щенный банковскому кредиту, именуется просто «Кредит», что и является едва ли не единственным основанием ограничительного толкования слова «кредит» в УК в смысле кредита банковского.

Другой аргумент в пользу узкого понимания кредита основан не на заголовках параграфов, а на тексте ст. 819 ГК РФ: «По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит)». Из этого делается вывод, что в тексте этой статьи содержится определение кредита, который следует понимать исключительно как денежные средства, предоставленные банком или иной кредитной организацией по кредитному договору. Однако в действительности в ст. 819 ГК РФ нет указания на исключительность понимания кредита в

Однако такая позиция противоречит ГК РФ, который в ст. 822, 823 прямо говорит о коммерческом и товарном кредите и дает данным видам кредита законодательное определение. Наимено­вание § 2 гл. 42 ГК РФ объясняется тем, что в банковском креди­те кредитные отношения представлены «в чистом виде» (в отли­чие от коммерческого кредита, где кредитные отношения услож­нены основным обязательством по поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг). Сложно объяснить, почему закон, охра­няя интересы банков, при тех же самых обстоятельствах должен игнорировать интересы прочих кредиторов.

Под получением кредита в ст. 176 УК следует понимать всту­пление в любые договорные обязательства, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм (или вещей, определяемых родовыми признаками), если срок исполнения встречных обязанностей по договору не совпа­дает (ст. 819, 822, 823 ГК РФ). В частности, получением кредита будет, например, получение аванса или предварительной оплаты при принятии на себя любого обязательства, получение отсрочки или рассрочки по оплате любых товаров, работ или услуг. Пред­ставляется, что поставка любого товара без предварительной оп­латы также может рассматриваться в качестве получения кредита, если договор прямо не предусматривает оплату в момент испол­нения поставщиком своей обязанности (например, срок оплаты вовсе не определен).

Получение льготных условий кредитования означает получе­ние кредита на условиях, лучших, чем обычные условия кредито­вания. Льгота всегда имеет нормативный характер, она должна быть предусмотрена нормативным актом (хотя бы локальным).

Способом получения кредита или льготных условий кредито­вания будет обман, выразившийся в предоставлении потенциаль­ному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном по­ложении либо финансовом состоянии потенциального должника. Вопрос о том, что можно считать хозяйственным положением и РФ нет указания на исключительность понимания кредита в таком узком смысле. Статья 819 ГК РФ не содержит ни понятия «кредит», ни понятия «кредитор». Она лишь дает наименование стороне договора и его предмету, вовсе не исключая такого же наименования сторон и предметов других дого­воров. Это широко используемая в ГК РФ техника.

финансовым состоянием, является дискуссионным. Представля­ется, что законодатель хотел запретить обман относительно лю­бых фактов, значимых для принятия решения о предоставлении кредита. Хозяйственное положение можно понимать как права и обязанности, а также фактические возможности и направления деятельности должника в хозяйственной сфере. Так, обман в обеспечении обязательств, например подложная гарантия, будет обманом относительно прав и обязанностей должника в хозяйст­венных отношениях. Обман в факте наличия клиентуры в эконо­мическом обосновании кредита - обманом относительно воз­можностей должника в хозяйственной сфере. Обман относитель­но целей получения кредита - обманом в отношении направлений деятельности должника в хозяйственной сфере. Об­ман относительно финансового состояния - это обман относи­тельно финансовых результатов деятельности должника, относи­тельно имущества должника, его хозяйственных операции и обя­зательств, выраженных в денежном измерителе.

Последствием преступления является причинение крупного ущерба. Крупный ущерб в сумме должен превышать 250 тыс. руб. (примечание к ст. 169 УК). Ущерб исчисляется с учетом как утраченного имущества, так и неполученных доходов (в отличие от мошенничества, где размер хищения определяется стоимостью похищенного). При мошенничестве никакого кредита и вовсе не будет, так как отсутствует сам факт договора (воля преступника не направлена на вступление в обязательство). При мошенниче­стве обязательство возникает не из договора, а из причинения вреда, и ущерб, по общему правилу, причиняется в виде утраты имущества (обусловленные проценты мошенник платить не дол­жен). При кредитном обмане договор и обязательство существу­ют, хотя сделка и является оспоримой (кредитор, если пожелает, может в соответствии со ст. 179 ГК РФ обратиться в суд с требо­ванием о признании ее недействительной). Таким образом, в дан­ном правоотношении договорное обязательство трансформирует­ся в деликтное (ущерб, причиненный преступлением) в части неисполненного обязательства и невозмещенных убытков.

Субъективная сторона кредитного обмана характеризуется виной в форме умысла. По существу, кредитный обман предпола­гает целенаправленные действия. Лицо осознает, что вводит в заблуждение потенциального кредитора, и желает получить кре­дит в результате обманных действий. Однако нетипичная конст­рукция объективной стороны преступления - материальный состав, где последствия (ущерб) не совпадают с результатом це­ленаправленных действий (получение кредита) позволяют гово­рить о косвенном умысле при совершении этого преступления. Лицо осознает, что вводит в заблуждение потенциального креди­тора, желает получить кредит в результате обманных действий, допускает, что может причинить ущерб в результате неисполне­ния обязательства, или относится к этому безразлично.

Прямой умысел нетипичен для этого преступления. В случае когда лицо, получая кредит, не намерено исполнить обязательст­во (и тем самым желает причинить ущерб потенциальному «кре­дитору»), содеянное образует не кредитный обман, а более опас­ное преступление - мошенничество. Вместе с тем прямой умы­сел не исключается, например, при получении льготных условий кредитования, когда лицо осознает, что путем обмана получает льготные условия кредитования, предвидит неизбежность причи­нения крупного ущерба кредитору (в виде неполученных дохо­дов) и желает наступления такого последствия (как неизбежно сопутствующего приобретаемой выгоде).

Субъект кредитного обмана - специальный. Это руководи­тель организации или индивидуальный предприниматель, дос­тигший возраста 16 лет. Закон не предусматривает ответственно­сти других работников организации, они могут выступать в каче­стве организаторов, подстрекателей или пособников. Если руководитель о неправомерных действиях своих подчиненных не знал - состав преступления отсутствует.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч, 2 ст. 176 У К, выражается в: 1) альтернативных действиях (незакон­ном получении государственного целевого кредита или исполь­зовании такого кредита не по прямому назначению), 2) последст­вии (крупный ущерб гражданам, организациям или государству) и 3) причинной связи.

Государственный целевой кредит - это кредит, предостав­ленный за счет средств федерального бюджета или средств бюд­жета субъекта Федерации (бюджетный кредит, в том числе и на­логовый кредит). Порядок предоставления бюджетных кредитов определен в ст. 76 и 77 Бюджетный кодекс РФ. Получение и ис­пользование кредитов за счет средств муниципальных бюджетов ч. 2 ст. 176 УК не охватывает. Все бюджетные кредиты являются целевыми.

Незаконное получение кредита - это получение его лицом, не имеющим на это права в соответствии с законом или иным нормативным актом. Незаконное получение кредита может быть связано с обманом, подкупом, использованием ошибки или ха­латности уполномоченного должностного лица.

Нецелевое использование кредита - это использование средств, полученных в качестве государственного целевого кре­дита, на иные цели, чем указано в договоре.

Крупный ущерб (более 250 тыс. руб.) этим преступлением может быть причинен не только государству, но и гражданам, организациям. Нецелевое использование кредита, например, мо­жет причинить ущерб даже организации-должнику.

Субъективная сторона этого преступления сходна с субъек­тивной стороной преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 176 УК.

Субъект преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 176, - вме­няемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет. В случае по­лучения кредита организацией ответственность несет лицо, дейст­вующее или обязанное действовать в интересах этой организации.

Злостное уклонение от погашения кредиторской задол­женности (ст. 177 УК). Объективная сторона преступления вы­ражается в бездействии, обычно усложненном активными дейст­виями (злостном уклонении от погашения кредиторской задол­женности в крупном размере или от оплаты ценных бумаг после вступления в силу соответствующего судебного акта).

Кредиторская задолженность - это сумма всех денежных обязательств должника. Именно в этом значении термин «креди­торская задолженность» используется в законодательстве о бух­галтерском учете и в русском языке. Кредиторская задолжен­ность возникает не только из договоров, но и из причинения вре­да и из иных предусмотренных законом оснований.

Пункт 7.3 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике Рос­сии, одобренной 29 декабря 1997 г. Методологическим советом по бухгал­терскому учету при Минфине РФ устанавливает: «Кредиторской задолженно­стью признается существующее на отчетную дату обязательство организации, по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организа­ции» (ПБУ 4/99), утв. Минфином РФ 06.07.99, относит к «креди­торской задолженности» задолженность по расчетам с поставщи­ками и подрядчиками, по векселям к уплате, перед дочерними и зависимыми организациями, перед персоналом организации (в том числе и по оплате труда), задолженность перед бюджетом и госу­дарственными внебюджетными фондами, перед участниками и учредителями организации, полученные авансы и прочую креди­торскую задолженность.

Задолженность по оплате ценных бумаг является частью кре­диторской задолженности. Закон не связывает ответственность за уклонение от оплаты ценных бумаг с крупным размером задол­женности по ним (в отличие от прочих видов задолженности).

Узкое понимание кредиторской задолженности в качестве за­долженности по кредитам банков и иных кредитных организаций не имеет оснований ни в законе, ни в правовой доктрине. Не ис­пользуется термин «кредиторская задолженность» и для обозна­чения иных обязанностей, чем обязанность уплатить деньги (на­пример, обязанность произвести работы, оказать услуги, поста­вить товары, опровергнуть ложные сведения). Такие обязанности в связи с их неисполнением могут обусловить возникновение денежных обязательств и тогда войдут в состав кредиторской задолженности.

Злостность уклонения — оценочный признак. Злостным ук­лонением может быть признано сокрытие доходов или имущест­ва от принудительного взыскания, подкуп судебного исполните­ля, руководителя организации-должника, попытка должника скрыться и иные подобные действия. Простое бездействие нельзя рассматривать в качестве злостного уклонения от погашения кре­диторской задолженности. В такой ситуации взыскание произво­дится судебным приставом-исполнителем принудительно (ст. 44 Федерального закона от 21.07.97 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве»). В практике нередко встречаются ситуации, когда должник не имеет доходов и имущества, на которые может быть обращено взыскание, при этом нигде не работает и не пытается трудоустроиться. При квалификации содеянного при таких об­стоятельствах следует учитывать, что неспособность исполнить обязательство ввиду отсутствия необходимых для этого матери­альных средств нельзя квалифицировать как преступление в силу ряда норм международного права (см., например, ст. 8 и 11 Меж­дународного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., ст. 1 Протокола № 4 к Конвенции о защите прав человека и ос­новных свобод, ст. 4 этой Конвенции, Конвенции относительно принудительного и обязательного труда 1930 г.).

Уголовную ответственность влечет уклонение от погашения задолженности только после вступления в силу судебного акта. Не влечет уголовной ответственности уклонение от погашения задолженности, если взыскание производится на основании ис­полнительной надписи нотариуса и иных несудебных актов.

Кредиторской задолженностью в крупном размере в соответ­ствии с примечанием к ст. 169 УК признается задолженность в сумме, превышающей 250 тыс. руб.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицу известно, что имеется или будет издан судебный акт, на основании которого производится взы­скание, оно осознает, что уклоняется от погашения кредиторской задолженности, и желает этого. Мотивы преступления на квали­фикацию не влияют (преступление может быть совершено и в пользу государственной организации).

Субъект преступления — специальный: руководитель органи­зации-должника или гражданин-должник (в том числе и не пред­приниматель), достигший возраста 16 лет.

Преднамеренное банкротство (ст. 196 УК). Объективная сторона преступления выражается в альтернативных деяниях (создание или увеличение неплатежеспособности), последствии (крупный ущерб) и причинной связи.

Если при неправомерных действиях при банкротстве (ст. 195 УК) преступник лишь предвидит возможность или неизбежность несостоятельности (но не причиняет ее), то при создании непла­тежеспособности лицо совершает действия, вследствие которых платежеспособный предприниматель (организация) становится неплатежеспособным. Создание неплатежеспособности - это любые действия, следствием которых стала неспособность (дей­ствительная или видимая, фальсифицированная) должника ис­полнить свои обязательства перед кредиторами или обязанности по обязательным платежам. Эти действия могут выразиться в сокрытии имущества, его отчуждении по неэквивалентным или безвозмездным сделкам, уничтожении или повреждении имуще­ства, в заведомо бесхозяйственном ведении дел (например, рас­ходование чрезмерных средств на оплату труда руководства ор­ганизации).

Увеличение неплатежеспособности - это действия, совер­шенные в предвидении неплатежеспособности или после ее насту­пления, не причинившие неплатежеспособность, но увеличившие размер задолженности, которую не способен погасить должник. Эти действия чрезвычайно сходны с действиями, запрещенными ст. 195 УК (неправомерные действия при банкротстве), в связи с чем возникает проблема разграничения этих преступлений. Пред­ставляется, что увеличение неплатежеспособности следует ква­лифицировать по ст. 196 УК лишь в том случае, если деяние со­вершено лицом, участвовавшим в ее преднамеренном создании. В такой ситуации ущерб может быть суммирован. Кроме того, ст. 196 УК может применяться в случае неплатежеспособности организаций, к которым процедуры банкротства не применяются (некоммерческих организаций и казенных предприятий).

Крупным признается ущерб, превышающий в сумме 250 тыс. руб.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Деяние может быть совершено как в лич­ные интересах, так и в интересах иных лиц.

Субъект преступления - специальный: индивидуальный предприниматель, собственник или руководитель коммерческой организации, достигшие возраста 16 лет.

Фиктивное банкротство (ст. 197 УК). Объективная сторона преступления выражается в действии (заведомо ложное объявле­ние должником о своей несостоятельности), последствии в виде крупного ущерба и причинной связи между деянием и последст­вием.

Добровольное объявление должником (совместно с кредито­рами) о несостоятельности предусмотрено в ч. 2 ст. 65 ГК РФ, однако порядок реализации этой нормы действующий Закон о несостоятельности (банкротстве) не предусматривает (см. харак­теристику объективной стороны преступления, предусмотренно­го ч. 1 ст. 195 УК). В литературе предложено рассматривать в качестве объявления должником о банкротстве обращение его в суд с заявлением о признании банкротом. Это предложение пред­ставляется обоснованным. Обращение должника в суд с заявле­нием о банкротстве является не только правом должника (руко­водителя), но и его обязанностью, неисполнение которой влечет гражданско-правовую ответственность. Если, осуществляя это право или исполняя обязанность, должник или руководитель сообщит ложные сведения, утверждая о несостоятельности пла­тежеспособной организации, содеянное образует действие, харак­теризующее объективную сторону фиктивного банкротства.

Последствие преступления - крупный ущерб (более 250 тыс. руб.). Ущерб причиняется кредиторам в связи с необоснованным предоставлением отсрочки или рассрочки платежей, скидки с долгов (как до возбуждения производства по делу о несостоя­тельности, так и в ходе производства путем заключения мирового соглашения), а также в связи с освобождением должника от дол­гов по завершении конкурсного производства (организация-­должник при этом ликвидируется).

Следует отметить, что само по себе ложное объявление о банкротстве не причинит крупного ущерба, если оно не сопря­жено с сокрытием имущества. Поэтому возникает проблема отграничения фиктивного банкротства от неправомерных дей­ствий при банкротстве и преднамеренного банкротства. Пред­ставляется, что основное отличие - это инициатива должника при фиктивном банкротстве (объявление им о своей несостоя­тельности).

Субъективная сторона фиктивного банкротства характеризу­ется виной в виде прямого умысла и целью введения в заблужде­ние кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причи­тающихся кредиторам платежей или скидки с долгов или для неуп­латы долгов.

Субъект преступления - достигшие возраста 16 лет индиви­дуальные предприниматели, а также руководители или собствен­ники коммерческих организаций.

В практике эта норма почти не применяется. Фиктивное бан­кротство — очень нетипичное поведение. Обычно недобросове­стный должник не спешит объявлять о своей несостоятельности, так как это поставит его хозяйственную деятельность (в том чис­ле и прошлую) в рамки жесткого контроля. Напротив, он пытает­ся максимально отдалить правовые процедуры, выиграть время с тем, чтобы растратить остатки имущества или скрыть их по фик­тивным сделкам. При этом он нередко ложно сообщает кредито­рам о том, что невозможность исполнить обязательство является временной, и вскоре обязательство будет исполнено.

 

 

КРАСНОДАРСКАЯ АКАДЕМИЯ МВД РОССИИ

КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА И КРИМИНОЛОГИИ

 

«УТВЕРЖДАЮ» Начальник кафедры уголовного права и криминологии полковник милиции С.А. Буз

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Переходные процессы в цепи с последовательно. соединенными участками R, L и C | Вопрос 1. Преступления в сфере финансовых отношений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.193 сек.