Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Преступления в сфере финансовых отношений

Г.

Краснодар

Время: 2 часа

Л Е К Ц И Я

ПО КУРСУ «УГОЛОВНОЕ ПРАВО»

 

ТЕМА № 27-2 «Преступления в сфере экономической деятельности»

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры уголовного права и криминологии Протокол №___ от «____»__________________2004 г. Разработал: старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии капитан милиции С.В. Трофименко

 

Степень секретности

Экземпляр №

«Утверждаю»

Начальник кафедры

уголовного права

и криминологии

полковник милиции

С.А.Буз

«…..»…………..2004 г.

 

Автор Трофименко С.В.

 

 

ЛЕКЦИЯ

 

Тема № 27-2. «Преступления в сфере экономической деятельности»

 

Для всех специальностей.

 

Основные цели лекции:

Дать слушателям понятие и общую характеристику преступлений в сфере финансовой деятельности; рассмотреть преступления в сфере отношений, обеспечивающих свободу и добросовестность конкуренции.

 

 

Объем времени, отводимый на лекцию – два часа.

 

 

ПЛАН

 

Введение

 

Основные вопросы:

1. Преступления в сфере финансовой деятельности

2. Преступления в сфере отношений, обеспечивающих свободу и добросовестность конкуренции.

 

 

Заключение

Рекомендуемая литература.

Учебное оборудование, демонстрируемые материалы и ТСО.

 

 

Непосредственным объектом этих преступлений являются общественные финансовые отношения (финансы) - имущест­венные властные отношения, которые складываются в связи с образованием и расходованием средств централизованных де­нежных фондов (государственных и муниципальных бюджетов), а также в связи с обращением валютных ценностей (денег и цен­ных бумаг). Эти отношения регулируются нормами финансового права и охраняются нормами уголовного права в той мере, в ка­кой это необходимо для нормального функционирования финан­совой системы в рамках единого народнохозяйственного ком­плекса.

Преступления в сфере финансов поражают финансовую систе­му в части денежного обращения, оборота ценных бумаг (ст. 185, 186, 187 УК), а также в части налоговых отношений («властных отношений по... взиманию налогов и сборов»1) (ст. 198, 199, 199' и 1992УК).

Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном ре­гулировании и валютном контроле»2 больше не рассматривает драгоценные металлы и камни в качестве валютных ценностей. Валютный контроль за оборотом драгоценных металлов и камней не осуществляется. Поэтому отношения в сфере оборота драго­ценных металлов и камней больше не рассматриваются в качест­ве отношений финансовых. Вместе с тем сохраняются некоторые ограничения в части совершения сделок с указанными предмета­ми, их таможенного оформления. Система правового регулирова­ния оборота драгоценных металлов в настоящее время находится в стадии активного преобразования.

В данном параграфе нормы о преступлениях, связанных с драгоценными металлами и камнями, рассматриваются в связи с тем, что эти нормы исторически возникли и развивались с целью правовой охраны именно финансовых отношений в части обра­щения драгоценных металлов и камней в качестве валютных цен­ностей.

Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг (ст. 185 УК). Данное преступление поражает финансовые отношения в части рынка ценных бумаг. Дополнительным объектом преступлений, предусмотренных ст. 185 и 185' УК, являются инвестиционные отношения. Подрывая общественное доверие к надежности и доходности инвестиций в ценные бумаги, это преступление ли­шает экономику инвестиций, необходимых для ее развития. Ста­тья 4 Федерального закона от 05.03.99 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» запре­щает рекламировать и предлагать неограниченному кругу лиц ценные бумаги эмитентов, не раскрывающих в установленном законодательством объеме и порядке информацию об этих бума­гах. Статья 5 этого Закона запрещает публичное размещение, рекламу и предложение в любой иной форме неограниченному кругу лиц ценных бумаг, выпуск которых не прошел государст­венную регистрацию, ценных бумаг, публичное размещение ко­торых запрещено или не предусмотрено законодательством, а также документов, удостоверяющих денежные и иные обязатель­ства, но при этом не являющихся ценными бумагами в соответст­вии с законодательством. Запрещается также совершение вла­дельцем ценных бумаг любых сделок с ними до их полной опла­ты и регистрации отчета об итогах их выпуска.

Предметы преступления: 1) проспект эмиссии ценных бумаг, 2) отчет об итогах выпуска ценных бумаг или 3) эмиссионные ценные бумаги как таковые (при их размещении без регистрации выпуска). Эмиссионная ценная бумага - любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновре­менно тремя признаками; 1) закрепляет совокупность имущест­венных и (или) неимущественных прав, подлежащих удостовере­нию, уступке и безусловному осуществлению; 2) размещается выпусками; 3) имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобрете­ния ценной бумаги. Обычно в качестве эмиссионных ценных бумаг выпускаются облигации, акции и опционы эмитентов. При незаконной эмиссии возможен выпуск в качестве эмиссионных и иных ценных бумаг, например векселей. Буквальное толкование закона позволяет прийти к выводу, что «документы, удостове­ряющие денежные и иные обязательства, но при этом не являю­щиеся ценными бумагами в соответствии с законодательством» (например, «билеты МММ», «боны»), предметом этого преступ­ления не являются.

Состав преступления - материальный. Объективная сторо­на преступления выражается в: 1) альтернативных действиях (внесение в проспект эмиссии заведомо недостоверной информа­ции; утверждение проспекта эмиссии или отчета об итогах вы­пуска ценных бумаг, содержащего заведомо недостоверную ин­формацию; размещение эмиссионных ценных бумаг без регист­рации их выпуска), 2) последствии в виде крупного ущерба и 3) причинной связи.

Регистрация проспекта эмиссии является обязанностью эми­тента при выпуске эмиссионных ценных бумаг, если их размеще­ние производится (путем открытой подписки или среди круга лиц, число которых превышает 500).

Недостоверная информация - это информация, не соответ­ствующая действительности. Заведомо недостоверная информа­ция - это информация, недостоверность которой была известна лицу, вносившему ее в проспект, утверждавшему проспект или отчет.

Подготовка проспекта и его утверждение, а также утвер­ждение отчета - обязанности эмитента, которые исполняются органами эмитента (уполномоченными на это законодательством или учредительными документами). Проспект ценных бумаг хо­зяйственного общества утверждается советом директоров (наблю­дательным советом) или органом, осуществляющим функции сове­та директоров (наблюдательного совета). Проспект ценных бумаг юридических лиц иных организационно-правовых форм утвержда­ется лицом, осуществляющим функции исполнительного органа эмитента, если иное не установлено федеральным законам (ст. 22 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бу­маг»1). Нельзя согласиться с той точкой зрения, что утверждением проспекта или отчета является его регистрация государственным органом. Государственный орган лишь регистрирует уже утвер­жденный проспект или отчет, а вовсе не утверждает его.

Размещение эмиссионных ценных бумаг - это отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок. Размещение влечет от­ветственность при условии, что выпуск ценных бумаг не прошел государственную регистрацию в порядке, установленном ст. 19 и 20 Федерального закона «О рынке ценных бумаг». Государствен­ная регистрация обязательна при размещении любых эмиссион­ных ценных бумаг (в том числе и в случаях, когда регистрация проспекта эмиссии не производится).

Крупный ущерб (превышающий 1 млн руб.) причиняется в ре­зультате принятия необоснованного решения о совершении сдел­ки на рынке ценных бумаг. Необоснованность решения должна быть связана с недостоверностью сведений в проспекте эмиссии или в отчете об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла.

Субъект - вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

Часть 2 ст. 185 УК в качестве квалифицирующих признаков устанавливает совершение преступления группой лиц по предва­рительному сговору или организованной группой.

Злостное уклонение от предоставления инвестору или кон­тролирующему органу информации, определенной законода­тельством Российской Федерации о ценных бумагах (ст. 1851 УК). Предмет преступления: информация, содержащая данные об эмитенте, о его финансово-хозяйственной деятельности и ценных бумагах, сделках и иных операциях с ценными бумагами, которая должна быть предоставлена инвестору или контролирующему ор­гану в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах (федеральными законами «О рынке ценных бумаг» и «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», другими нормативными актами).

Инвесторы - это юридические или физические лица, «объ­ектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги» (ст. 1 Федерального закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»).

Понятие «контролирующий орган» в законе не определено. В соответствии со ст. 40 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» федеральным органом исполнительной власти по контро­лю за деятельностью профессиональных участников рынка цен­ных бумаг является Федеральная комиссия по рынку ценных бу­маг (ФКЦБ).

Состав преступления - материальный. Объективная сторо­на преступления выражается в: 1) альтернативных действиях (зло­стное уклонение от предоставления информации; предоставление заведомо неполной или ложной информации), 2) последствии в виде крупного ущерба (превышающего 1 млн руб.) и 3) причин­ной связи.

Злостность уклонения — оценочный признак. Злостным, на­пример, может быть признано непредоставление информации по неоднократным требованиям контролирующего органа либо не­предоставление информации, имеющей существенное значение для принятия решения об инвестиции.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла и заведомостью в отношении неполноты или ложности инфор­мации.

Субъект преступления специальный — вменяемое и дос­тигшее 16 лет лицо, обязанное обеспечить указанной информа­цией инвестора или контролирующий орган. В большинстве случаев это руководитель или иной работник организации-эмитента или профессионального участника рынка ценных бумаг.

Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бу­маг (ст. 186 УК). Предмет преступления - денежные знаки и ценные бумаги. Это преступление поражает отношения в сфере денежного обращения и оборота ценных бумаг.

К денежным знакам относятся не изъятые из обращения, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену, банкноты и монеты Банка России, а также иностранная валюта. Не будут предметом этого преступления изъятые из об­ращения и не подлежащие обмену денежные знаки, а также де­нежные средства на банковских счетах и в банковских вкладах (безналичные деньги). Ценной бумагой является документ, удо­стоверяющий с соблюдением установленной формы и обязатель­ных реквизитов имущественные права, осуществление или пере­дача которых возможны только при его предъявлении. Граждан­ский кодекс РФ предусматривает, что ценной бумагой будет лишь такой документ, который прямо отнесен к числу ценных бумаг законом (облигации, акции, опционы, векселя, чеки, депо­зитные и сберегательные сертификаты, сберегательные книжки на предъявителя, коносаменты, приватизационные ценные бумаги, складские свидетельства, варранты, закладные на недвижимость и др.). Не являются ценными бумагами лотерейные или проездные билеты, иные документы, прямо не отнесенные к числу ценных бумаг законом. Предметом этого преступления могут быть лю­бые ценные бумаги: как государственные, муниципальные, так и корпоративные; как внутренние, так и внешние; как именные, так и предъявительские; как денежные, так и вещные; как докумен­тарные, так и бездокументарные; как эмиссионные, так и иные.

Объективная сторона преступления выражается в действии (изготовление или сбыт поддельных денег или ценной бумаги).

Изготовление денежных знаков или ценных бумаг считается оконченным преступлением, если с целью сбыта изготовлен хотя бы один денежный знак или ценная бумага. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 28.04.94 № 2 «О судебной практике по делам об изготовлении или сбыте поддельных денег или цен­ных бумаг» разъяснил: «Состав преступления образует как час­тичная подделка денежных купюр или ценных бумаг (переделка номинала подлинного денежного знака, подделка номера, серии облигации и других реквизитов денег и ценных бумаг), так и из­готовление полностью поддельных денег и ценных бумаг. При решении вопроса о наличии либо отсутствии в действиях лица состава преступления....необходимо установить,... имеют ли они существенное сходство по форме, размеру, цвету и другим основным реквизитам с находящимися в обращении подлинными денежными знаками или ценными бумагами. В тех случаях, когда явное несоответствие фальшивой купюры подлинной, исклю­чающее ее участие в денежном обращении, а также иные обстоя­тельства дела свидетельствуют о направленности умысла винов­ного на грубый обман ограниченного числа лиц, такие действия могут быть квалифицированы как мошенничество». В частности, «переделка номинала подлинного денежного знака» в подавляю­щем большинстве случаев будет грубым обманом, исключающим участие его в денежном обращении.

Сбытом поддельных денег или ценных бумаг будет передача их другому лицу, в том числе и безвозмездная. Сбытом поддель­ных денег будет и использование их в качестве средства платежа, в том числе и в торговых автоматах. Не образует сбыта передача поддельных знаков на хранение или с иными целями соучастнику в этом же преступлении. Использование ценной бумаги без ее сбыта, например при голосовании в АО, также не образует соста­ва этого преступления. Уголовной ответственности за сбыт под­лежат не только лица, изготовившие или приобретшие заведомо поддельную бумагу, но и лица, «в силу стечения обстоятельств ставшие обладателями поддельных денег или государственных ценных бумаг, сознающие это и тем не менее использующие их как подлинные». Приобретение поддельных денег или ценных бумаг с целью их сбыта образует приготовление к сбыту.

Сбыт поддельных денег или ценных бумаг не требует допол­нительной квалификации содеянного в качестве мошенничества.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла: лицо осознает, что изготовляет или сбывает поддельные деньги или ценные бумагу, и желает совершить это действие. Изготовление влечет ответственность лишь при наличии цели сбыта.

Субъект преступления - вменяемое лицо, достигшее возрас­та 16 лет.

Квалифицирующий признак - совершение деяния в крупном размере, если «стоимость» денег или ценных бумаг превышает 250 тыс. руб. (примечание к ст. 169 УК). При определении их «стоимости» следует исходить из номинала денежных знаков, официального курса иностранной валюты и рыночного (биржево­го) курса ценных бумаг на момент совершения преступления. Особо квалифицирующий признак - совершение деяния органи­зованной группой.

Изготовление или сбыт поддельных кредитных либо рас­четных карт я иных платежных документов (ст. 187 УК). Пре­ступление поражает финансовые отношения в части безналично­го денежного обращения, систему безналичных расчетов.

Предмет преступления - кредитные или расчетные карты, иные поддельные платежные документы, не являющиеся ценны­ми бумагами.

Кредитные и расчетные карты - это электронные платеж­но-расчетные документы, используемые их держателями (клиен­тами кредитных организаций и их уполномоченными представи­телями) в безналичных расчетах, для получения кредита (кредитные карты), а также для получения денег в банкоматах. В Положении о порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их ис­пользованием, утв. Центральным банком РФ 9 апреля 1998 г., банковская карта определяется как «средство для составления расчетных и иных документов, подлежащих оплате за счет кли­ента». Представляется, что предметом этого преступления явля­ются именно банковские карты, а проездные карты для расчета за проезд в метро, телефонные карты, дисконтные карты и т.п. пла­тежными документами и предметом этого преступления не явля­ются.

Понятие «иных платежных документов» остается дискусси­онным. Правильным, по-видимому, следует считать понимание в качестве «платежных» таких документов, на основании которых кредитная организация осуществляет платеж. К их числу отно­сятся платежное поручение, платежное требование (в том числе сводное), платежный ордер, инкассовое поручение и др. Нельзя считать платежным документом проездной билет, квитанцию об оплате и т.п. Не являются предметом преступления ценные бума­ги, например чеки и тратты.

Объективная сторона преступления выражается в действии — изготовлении или сбыте поддельных кредитных либо расчетных карт, иных платежных документов. Использование поддельных карт и платежных документов без их сбыта (например, для получе­ния денег в банкомате) не образует состава преступления. Иногда такие действия влекут ответственность по нормам о хищениях.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Изготовление влечет ответственность лишь при наличии цели сбыта.

Субъект преступления - вменяемое лицо, достигшее возрас­та 16 лет.

Квалифицирующий признак - совершение деяния организо­ванной группой.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физическо­го лица (ст. 198 УК). Объективная сторона преступления выра­жается в бездействии (уклонение физического лица от уплаты налога или сбора), последствии (имущественном ущербе, связан­ном с неуплатой налога в крупном размере), причинной связи, а также в особом способе совершения преступления.

Состав преступления - материальный. Пленум Верховного Суда РФ разъяснил: «Преступления, предусмотренные ст. 198 и 199 УК, считаются оконченными с момента фактической неупла­ты налога за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством». Например, при уклонении от уплаты налога на доходы физического лица пре­ступление по общему правилу будет окончено не по истечении срока подачи декларации, а по истечении срока уплаты налога. До этого момента содеянное квалифицируется как покушение на преступление и не исключен добровольный отказ.

Способом уклонения от уплаты налогов является активный или пассивный обман. Активный обман должен быть выражен во включении заведомо ложных сведений в налоговую декларацию или в иные документы, представление которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах является обязательным. Пассивный - в незаконном непредставлении таких документов. Простое бездействие при уклонении от уплаты налогов, не со­пряженное с обманом (когда налогоплательщик добросовестно отчитывается перед налоговой службой, но не платит налогов), декриминализировано.

Лицо несет ответственность за уклонение только от уплаты законно установленных налогов и сборов. Исчерпывающий пере­чень налогов предусмотрен ст. 19, 20, 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Деяние признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога и (или) сбора составляет за период в пределах трех финансовых лет подряд более 100 тыс. руб., и при этом доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% от подлежащих уплате сумм налогов и сборов. Кроме того, круп­ным размером признается сумма неуплаченных налогов и сборов, превышающая 300 тыс. руб., независимо от суммы налогов и сборов, подлежащих уплате. При этом могут суммироваться раз­ные налоги и сборы. Возможность суммирования разных налогов и сборов неизбежно означает и возможность суммирования нало­гов и сборов за разные налоговые периоды (поскольку, разные налоги имеют разные налоговые периоды). При определении про­цента следует учитывать не только налоги и сборы, от уплаты ко­торых лицо уклонялось, но и иные налоги и сборы за соответст­вующие налоговые периоды.

Профессор П.С. Яни предложил рассматривать уклонение от уплаты налогов в качестве длящегося преступления исходя из того, что обязанность по уплате налогов погашается лишь их уплатой. В правоведении этот вопрос остается дискуссионным. Представляется, что, применительно к прежней редакции ст. 198 и 199 УК, предусматривавших ответственность за простое без­действие (не сопряженное с обманом), такая точка зрения была правильной. В действующей же редакции закон рассматривает в качестве преступления не неуплату налога как таковую, а укло­нение от уплаты налога, совершенное определенным способом. Поэтому срок давности привлечения к уголовной ответственно­сти должен исчисляться с момента окончания преступления, не­зависимо от того, исполнена ли финансовая обязанность по упла­те налога. Дальнейшая неуплата налога, не сопряженная с обма­ном, не представляет той степени опасности, которая характерна для преступления (что принципиально отличает это преступле­ние, например, от побега, хранения наркотиков и других длящих­ся преступлений, опасность которых не определяется способом их совершения).

Субъективная сторона характеризуется виной в виде пряного умысла и заведомой ложностью представленных сведений. Следует учитывать, что добросовестное заблуждение относительно слож­ных вопросов толкования налогового законодательства следует рассматривать в качестве фактической, а не юридической, ошибки. Такая ошибка может исключить умышленную вину в совершении преступления (например, лицо неправильно истолковало инструк­цию по составлению декларации, в результате чего сделало ошибку при ее заполнении, уменьшив облагаемый доход).

Субъект преступления - специальный: налогоплательщик (плательщик сбора), в том числе и предприниматель, достигший возраста 16 лет. Налоговые агенты за уклонение от уплаты налога с физического лица привлекаются к ответственности по ст. 1991 УК.

Налогоплательщик подлежит ответственности за это преступ­ление лишь при условии, что он не исполнил или исполнил не­добросовестно какие-либо конкретные обязанности по представ­лению документов, лично на него возложенные.

Квалифицирующие признак — совершение деяния в особо круп­ном размере — если сумма неуплаченных налогов и (или) сборов в пределах трех финансовых лет подряд превышает 500 тыс. руб., и при этом доля неуплаченных налогов и (или) сборов превы­шает 20% от подлежащих уплате сумм налогов и сборов, либо если сумма неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 1,5 млн руб.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организа­ции (ст. 199 УК). Рассматриваемое преступление отличается от преступления, предусмотренного ст. 198 УК, лишь тем, что пре­дусматривает ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов, налогоплательщиком в отношении которых является ор­ганизация. Кроме того, предусмотрев, с одной стороны, более строгое наказание за это преступление, законодатель, с другой сто­роны, увеличил требования к «крупному» и «особо крупному» размеру.

Деяние признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога и (или) сбора за период в пределах трех финансовых лет подряд превышает 500 тыс. руб., и при этом доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% от подлежащих уплате сумм налогов и сборов, либо если сумма не­уплаченных налогов и (или) сборов превышает 1,5 млн руб.

Преступление признается совершенным в особо крупном раз­мере, если сумма неуплаченного налога и (или) сбора за период в пределах трех финансовых лет подряд превышает 2,5 млн руб., и при этом доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% от подлежащих уплате сумм налогов и сборов, либо если сум­ма неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 7,5 млн руб.

Ответственность за преступление, предусмотренное ст. 199 УК, несет не только руководитель организации, но и иные лица, виновные в его совершении. Пленум Верховного Суда РФ в упо­мянутом постановлении разъяснил, что к ответственности могут быть привлечены: «руководитель организации налогоплательщи­ка и главный (старший) бухгалтер, лица, фактически выполняю­щие обязанности руководителя и главного (старшего) бухгалтера, а также иные служащие организации налогоплательщика, вклю­чившие в бухгалтерские документы заведомо искаженные данные о доходах или расходах либо скрывшие другие объекты налого­обложения. Лица, организовавшие совершение преступления, или руководившие этим преступлением либо склонившие к его совершению руководителя, главного (старшего) бухгалтера орга­низации-налогоплательщика или иных служащих этой организа­ции, или содействовавшие совершению преступления советами, указаниями и т.п., несут ответственность как организаторы, под­стрекатели или пособники».

Преступления в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля

Под внешнеэкономической (внешнеторговой) деятельностью понимается деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и результа­тами интеллектуальной деятельности (ст. 2 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регули­рования внешнеторговой деятельности»).

Внешнеэкономическая деятельность как государственная функция является частью экономической политики Российской Федерации, которая имеет целью защиту экономического суве­ренитета, экономических интересов страны и российских лиц, создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг, обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, окружаю­щей среды при ввозе и вывозе товаров или иных предметов с-территории Российской Федерации, а также активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством (ст. 5 и 6 указан­ного Закона). Для реализации этих целей в Российской Федера­ции в соответствии с нормами международного права установ­лено государственное регулирование внешнеторговой деятель­ности, включающее разрешительный порядок экспорта или импорта отдельных видов товаров и предметов, которые могут неблагоприятно воздействовать на безопасность государства, людей, окружающей среды, драгоценных металлов и драгоцен­ных камней, систему таможенно-тарифных мер.

В соответствии с Конституцией РФ таможенное регулирова­ние является исключительным правом федеральных органов государственной власти. Только федеральные законы, указы Президента и постановления Правительства РФ и другие норма­тивные акты федеральных органов исполнительной власти мо­гут устанавливать специальные правила перемещения через границу товаров и иных предметов в целях осуществления внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, обмена научно-технической информацией и культурными цен­ностями, а также определять правила взимания таможенных платежей. Строгий таможенный контроль, установленный госу­дарством, осуществляется в целях защиты российского рынка, стимулирования развития национальной экономики, регулиро­вания товарообмена на таможенной территории. Любые нару­шения установленных правил являются административными правонарушениями, а в случаях, предусмотренных нормами уголовного права, — преступлениями. Глава 22 УК включает в группу таких преступлений общественно опасные деяния, пре­дусмотренные ст. 188-190, 193 и 194.

Непосредственным объектом преступлений являются отно­шения в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенно­го контроля. Процесс их осуществления основывается на прави­лах оформления товаров и иных предметов, перемещения их че­рез таможенную границу и взимания таможенных платежей, установленных нормами Таможенного кодекса РФ, вступившего в силу с 1 января 2004 г.

Контрабанда (ст. 188 УК). Статья 188 УК содержит признаки двух самостоятельных составов преступлений контрабанды, раз­личающихся по предмету посягательства.

Предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК, являются товары и иные предметы, находящиеся в свободном гражданском обороте. В соответствии со ст. 128 ГК РФ такими предметами являются любые вещи, включая деньги, иностранную валюту, ценные бумаги, транспортные средства, ювелирные из­делия, сырье и материалы, не являющиеся стратегическими, домашние животные и т.д. Товары и предметы, не предназначен­ные для производственной или иной коммерческой деятельности, могут свободно перемешаться через таможенную границу при соблюдении установленных правил в отношении количества и стоимости этих товаров, порядка их оформления и уплаты тамо­женной пошлины и таможенных сборов в соответствии с норма­ми Таможенного кодекса РФ. Перемещение товаров и предметов для производственной или иной коммерческой деятельности ре­гулируется федеральными законами от 08.12.2003 и от 14.04.98 «О мерах по защите экономических интересов Российской Феде­рации при осуществлении внешней торговли товарами».

Часть 2 ст. 188 УК устанавливает ответственность за незакон­ное перемещение через таможенную границу предметов, изъя­тых из гражданского оборота или имеющих ограниченный обо­рот, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу. Закон перечисляет та­кие предметы: наркотические средства, психотропные, сильно­действующие, ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактив­ные вещества, радиационные источники, ядерные материалы, огнестрельное оружие, взрывные устройства, боеприпасы, ору­жие массового поражения, средства его доставки, иное вооруже­ние, иная военная техника, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового пора­жения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также стратегически важные сырьевые товары или культурные ценности.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК, характеризуется действиями, выражающимися в неза­конном перемещении через таможенную границу товаров и предметов в крупном размере. Закон называет шесть способов незаконного перемещения: а) помимо таможенного контроля; б) с сокрытием от таможенного контроля; в) с обманным исполь­зованием документов; г) с обманным использованием средств таможенной идентификации; д) сопряженное с недекларировани­ем; е) сопряженное с недостоверным декларированием.

Перемещение через таможенную границу означает: а) ввоз на таможенную территорию; б) вывоз с таможенной территории товаров, транспортных средств; в) пересыпка почтой; г) использо­вание трубопроводного транспорта; д) использование линий элек­тропередач. Не все способы перемещения связаны с физическим пересечением таможенной границы (подп, 7 п. 1 ст. 11, ст. 291, 310 и 314 Таможенного кодекса РФ). Закон определяет место совер­шения преступления - таможенную границу.

Таможенной границей считаются пределы таможенной тер­ритории РФ, периметры свободных таможенных зон и свобод­ных складов (п. 4 ст. 2 Таможенного кодекса РФ). Таможенная территория РФ включает сухопутную территорию РФ, терри­ториальные и внутренние воды, воздушное пространство над ними, искусственные острова, установки и сооружения на них, расположенные в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе Российской Федерации (п. 1-3 ст. 2 Таможенного кодекса РФ). На территории РФ могут разме­щаться свободные таможенные зоны и свободные склады, на­ходящиеся вне таможенной территории России. Таким обра­зом, понятия государственной границы РФ и таможенной гра­ницы РФ совпадают. Ввоз товаров и иных предметов означает фактическое перемещение предметов через таможенную гра­ницу до их выпуска таможенными органами (подп. 8 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ), вывоз предметов - подачу тамо­женной декларации и совершение иных действий с этими предметами до фактического пересечения ими таможенной границы (подп. 9 п. I ст. 11 Таможенного кодекса РФ). Такими действиями признаются: а) вход (въезд) физического лица, вы­езжающего из России, в зону таможенного контроля; б) сдача товаров транспортным организациям; в) сдача международных почтовых отправлений организациям почтовой связи для от­правки за пределы таможенной территории Российской Феде­рации; г) действия лица, непосредственно направленные на фактическое пересечение таможенной границы товарами и иными предметами вне установленных мест (подп. 9 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ).

Незаконное перемещение свидетельствует о том, что перемеще­ние товаров и иных предметов через таможенную границу совер­шается с нарушением порядка, установленного Таможенным ко­дексом (подп. 10 п. 1 ст. 11). Статья 188 УК предусматривает несколько способов незаконного перемещения через таможенную границу.

Перемещение помимо таможенного контроля означает пе­ремещение товаров и транспортных средств вне таможенных постов, вне времени, установленного для оформления. Тамо­женный контроль включает совокупность мер, осуществляе­мых таможенными органами РФ в целях обеспечения соблюде­ния таможенного законодательства РФ (поди. 19 п. 1 ст. 11 Та­моженного кодекса РФ). Таможенный контроль осуществляют таможенные органы: Государственный таможенный комитет РФ, региональные таможенные управления РФ, таможни РФ и таможенные посты РФ.

Перемещение с сокрытием от таможенного контроля озна­чает использование тайников и других способов, затрудняющих обнаружение предметов. Тайники - это приспособления или хранилища, созданные в целях сокрытия товаров или иных пред­метов (двойное дно в чемоданах, отверстия в каблуках обуви, в ручках зонтов и т.д.). Использование различных емкостей в транспортных средствах (в колесах автомашин, в поручнях), по­мещений (в тамбурах поездов), а также естественных углублений на теле (нос, ухо) раскрывает понятие способа, затрудняющего обнаружение предмета.

Перемещение с обманным использованием документов за­ключается в представлении таможенному органу поддельных или недействительных документов, полученных незаконным путем, а также относящихся к другим товарам или транспортным средст­вам. Имеются в виду документы, выданные таможенным органом (накладные, багажные квитанции, акты о выгрузке товара и т.д.) или оформленные с их участием (лицензии и сертификаты).

С обманным использованием средств таможенной иденти­фикации означает, что те средства, при помощи которых тамо­женные органы маркируют товары или предметы, позволяющие их индивидуализировать, а также используемые в целях недопу­щения взлома, изъятия или вложения каких-либо предметов, ока­зались поддельными или проставлены с нарушением установлен­ных правил. Средствами идентификации являются: пломбы, пе­чати, штампы, цифровая или буквенная маркировка, взятие проб и образцов, использование чертежей, составление масштабных изображений, фотографии, видеозаписи, иллюстрации и другие средства, позволяющие идентифицировать товары и предметы (ст. 83 Таможенного кодекса РФ).

Перемещение с недекларированием товаров и иных предме­тов, перемещаемых через таможенную границу, означает незаяв­ление по установленной форме в таможенной декларации о перемещаемых через таможенную границу предметах.

Перемещение с недостоверным декларированием означает, что перевозимые предметы задекларированы, но под другими наименованиями. Например, перемещение готовых изделий под видом материалов для их изготовления, изделий из драгоценных металлов под видом бижутерии, металла под видом металличе­ского лома и т. д.

Обязательным признаком объективной стороны преступле­ния, предусмотренного ч. I ст. 188 УК, является крупный размер. Крупным размером, в соответствии с примечанием к ст. 169 УК, признается стоимость перемещаемых товаров или предметов, пре­вышающая 250 тыс. руб. Незаконное перемещение товаров и дру­гих предметов через таможенную границу на меньшую сумму вле­чет административную ответственность (ст. 16.1 и 16. 2 КоАП РФ).

Состав преступления по конструкции формальный. Момент окончания преступления имеет свои особенности при ввозе и вывозе предметов; при ввозе преступление признается окончен­ным с момента перемещения предметов через таможенную гра­ницу, при вывозе - с момента ввоза предметов в зону таможен­ного контроля или подачи таможенной декларации и совершения иных действий с намерением вывезти эти предметы из Россий­ской Федерации, о чем свидетельствуют сведения, указанные в таможенной декларации.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что незаконно перемещает через тамо­женную границу товары или иные предметы путем использова­ния одного из способов, указанных в законе, и желает совершить эти действия. Цели и мотивы могут быть различными. Они не влияют на квалификацию.

Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.

Признаки непосредственного объекта и субъективной сторо­ны преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 188 УК, совпадают полностью с аналогичными признаками первого вида контрабан­ды, частично совпадают и признаки объективной стороны. Пре­ступление может быть совершено теми же способами, как и кон­трабанда, предусмотренная ч. 1 ст. 188 УК. Отсутствует только признак крупного размера контрабанды, что объясняется специ­фикой предметов контрабанды второго вида. Незаконное пере­мещение предметов, перечисленных в ч. 2 ст. 188 УК, не только нарушает установленный порядок внешнеэкономической дея­тельности и правила таможенного контроля, но может представ­лять угрозу для общественной безопасности (при ввозе наркотиков, оружия), экономической безопасности (при вывозе стратегиче­ского сырья). Поэтому перемещение через таможенную границу указанных предметов даже в малых размерах образует признаки контрабанды.

Субъектом преступления могут быть, кроме частных лиц, должностные лица государственных органов и организаций, лица, осуществляющие управленческие функции в коммерческих орга­низациях, а также индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление внешнеторговой деятельности.

Часть 3 ст. 188 УК содержит два квалифицирующих обстоя­тельства: а) контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения; б) контрабанда, совершенная с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль. Первое отягчающее обстоятельство имеет в виду случаи, когда контрабанда совершается должностным лицом с использованием своего служебного положения - работ­ником таможенной службы или лицом, освобожденным от неко­торых форм таможенного контроля. В соответствии со ст. 366 Таможенного кодекса РФ формами таможенного контроля явля­ются: проверка документов и сведений, устный опрос, получение объяснений, таможенный досмотр товаров и транспортных средств, личный досмотр и некоторые другие. Таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента РФ, в том числе прекратившего свои полномочия, и следующих с ним членов его семьи. Личный багаж членов Совета Федерации, депутатов Госу­дарственной Думы, судей также не подлежит досмотру, если ука­занные лица пересекают Государственную границу РФ в связи с исполнением своих депутатских или служебных обязанностей (ст. 386 Таможенного кодекса РФ).

Совершение преступления с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, выражается в приме­нении побоев, телесных повреждений различной тяжести. Контрабанда, сопряженная с лишением жизни таможенного сотруд­ника, должна квалифицироваться по совокупности преступлений: по п. «б» ч. 3 ст. 188 и п. «б» ч. 2 ст. 105 УК.

Часть 4 ст. 188 УК предусматривает ответственность за кон­трабанду, предусмотренную ч. 1, 2 и 3 рассматриваемой статьи, если она совершена организованной группой. Понятие организо­ванной группы дается в ч. 3 ст. 35 УК. В состав группы могут входить рядовые граждане, а также должностные лица органов исполнительной власти, правоохранительных органов, таможен­ной службы.

Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК). Предметом преступления, предусмотренного ст. 190 УК, являются предметы художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран. Положение «Об особо ценных объектах культурного наследия на­родов Российской Федерации», утв. Указом Президента РФ от 30.11.92 № 14871, относит к таким предметам объекты, представ­ляющие собой материальные, интеллектуальные и художествен­ные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства, находящиеся в любой форме собственности. Объекты, внесенные в государственный реестр особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, являются исключительно фе­деральной собственностью. Другие объекты могут находиться в государственной собственности субъектов Федерации, в собст­венности муниципального образования, любого физического или юридического лица.

Предметами художественного достояния народов РФ и зару­бежных стран, в соответствии с Законом РФ от 15.04.93 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (ст. 6 и 7)3 признаются движимые предметы материального мира; находящиеся на терри­тории РФ: картины и рисунки ручной работы, иконы, гравюры, литографии, произведения декоративно-прикладного искусства (изделия из стекла, керамики, дерева, металла), памятники (или их фрагменты), старинные книги и рукописи, архивы, почтовые марки, старинные монеты, ордена, медали и другие движимые предметы. Предметы исторического достояния — это историче­ские ценности, связанные с развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и дея­тельности выдающихся личностей. Предметами археологического достояния закон считает предметы и фрагменты, полученные в результате раскопок. Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и куль­туры) народов Российской Федерации» с изм. на 27.02.20034 определяет в качестве объектов культурного наследия народов Российской Федерации недвижимое имущество со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-при­кладного искусства и иными предметами материальной культуры, представляющими собой ценность с точки зрения истории и куль­туры.

В Российской Федерации ведется единый государственный реестр культурного наследия как единая информационная систе­ма, включающая банк данных. Каждому объекту присваивается номер, определяется категория историко-культурного наследия, собственнику выдается паспорт конкретного объекта (ст. 15, 20, 21 Федерального закона от 25.06.2002). Некоторые особо ценные объекты включаются в Список всемирного наследия, установлен­ный в соответствии с Конвенцией об охране всемирного культур­ного и природного наследия Комитетом всемирного наследия при Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Объективная сторона преступления характеризуется бездей­ствием - невозвращением в установленный срок указанных в законе предметов, вывоз которых запрещен. Федеральный закон «О вывозе и ввозе культурных ценностей» допускает вывоз предметов культурного наследия только на время и устанавлива­ет порядок их возврата (ст. 9 и 10). Временный вывоз культурных ценностей означает их перемещение через таможенную границу РФ, с согласия Министерства культуры РФ, Государственной архивной службы РФ, Федеральной службы по сохранению куль­турных ценностей, Таможенного государственного комитета РФ и других органов исполнительной власти РФ, на территорию иностранного государства в целях проведения выставок, рестав­рационных или научно-исследовательских работ, с обязательным их возвращением в срок, установленный договором. Договор заключается между Федеральной службой по сохранности куль­турных ценностей и представителями музеев, архивов, библиотек или частными лицами. Обязательному возврату подлежат особо ценные объекты, внесенные в охранные списки и реестры, неза­висимо от времени их создания, культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архи­вах, библиотеках, а также другие объекты, созданные более 100 лет назад. Временный вывоз осуществляется на основании свидетельства на право временного вывоза.

Невозвращение культурных ценностей означает их вывоз на законных основаниях и оставление данных предметов на терри­тории иностранного государства после окончания обусловленно­го договором срока, при отсутствии объективных обстоятельств, препятствующих их возврату (военные действия, стихийные бед­ствия и другие причины).

Состав по конструкции формальный. Преступление признает­ся оконченным по истечении срока, обязательного для возврата вывезенных культурных ценностей при наличии реальных усло­вий для их возврата.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что не выполняет обязанность по возвращению культурных ценностей, хотя имеет такую возможность, и желает не возвращать данные предметы в срок на территорию РФ.

Субъектом преступления может быть любое частное лицо, не моложе 16 лет, или руководитель организации, ответственные за возвращение указанных ценностей.

Невозвращение из-за границы средств в иностранной ва­люте (ст. 193 УК). Дополнительным непосредственным объек­том преступления, предусмотренного ст. 193 УК, является уста­новленный в Российской Федерации порядок обращения валют­ных ценностей (валютный режим).

Предметом преступления являются средства в иностранной валюте. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» относит к иностранной валюте: а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностран­ных государств и международных денежных или расчетных еди­ницах 2 ст. Объективная сторона преступления характеризуется бездей­ствием - невозвращением из-за границы средств в иностранной валюте.

Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определяет в каче­стве одной из целей деятельности Банка России защиту и обеспе­чение устойчивости рубля как единственного законного средства наличного платежа на территории России. Для реализации этой цели Банк России во взаимодействии с Правительством РФ раз­рабатывает и проводит единую государственную денежно-кре­дитную политику, в том числе организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законода­тельством страны (ст. 4 и 54 Закона). Одним из инструментов и методов проведения денежно-кредитной политики является ва­лютная интервенция, которая принимается как купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воз­действия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег (ст. 35 и 41 Закона).

Предприятия (организации)-резиденты, независимо от фор­мы собственности, заключившие договор (контракт) на экспорт товаров, обязаны, в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле» и нормативными актами Центрального банка РФ, обеспечить за­числение валютной выручки от экспорта товаров и результатов интеллектуальной деятельности, выполнения работ, оказания услуг на свои валютные счета в уполномоченных банках РФ, ко­торые определяются Центральным банком РФ при выдаче пас­порта на проведение сделки. Иметь валютные счета в иностран­ных банках можно только с разрешения Центрального банка РФ.

Закон предусматривает продажу части валютной выручки (30%) на внутреннем валютном рынке Российской Федерации по рыночному курсу рубля (ст. 21 Закона).

Перечисление валютной выручки должно состояться в течение 7 рабочих дней после совершения сделки, окончания работ или выполнения услуг. На некоторые виды работ и услуг установлен более продолжительный срок. Неперечисление в течение уста­новленного срока означает невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. Обязательным признаком объективной стороны является крупный размер невозвращенной суммы. Поня­тие крупного размера дано в примечании к ст. 193 УК. Таким размером признается сумма невозвращенных средств в иностран­ной валюте, превышающая 5 млн руб.

Состав преступления по конструкции формальный. Преступ­ление признается оконченным с момента истечения срока, в тече­ние которого сумма валютной выручки должна быть перечислена в уполномоченный банк, если срок не был пропущен по объек­тивной причине.

Субъективная сторона преступления характеризуется пря­мым умыслом. Лицо осознает, что не возвращает валютную вы­ручку в крупном размере на территорию РФ в установленный срок, и желает действовать таким образом. Мотивы и цели могут быть различными, они не влияют на квалификацию. Чаще всего мотивы бывают корыстные, но могут быть связаны и с другими причинами: личным интересом или интересами предприятия.

Субъект преступления - специальный: руководитель орга­низации. Им может быть должностное лицо или лицо, выпол­няющее управленческие функции в коммерческой или другой организации, которое уполномочено на подписание финансовых и банковских документов.

Следует иметь в виду, что при привлечении данных лиц к уголовной ответственности за невозвращение средств в ино­странной валюте их деяния должны квалифицироваться по сово­купности преступлений по ст. 193 и 199 УК - за неуплату нало­гов и сборов.

 

Вопрос 2.

 

Преступления в сфере отношений, обеспечивающих свободу и добросовестность конкуренции

Свободная и честная конкуренция является необходимым усло­вием эффективного функционирования рыночной экономики. В сфере хозяйственной деятельности конкуренция понимается как состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоя­тельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров (работ, услуг) на соответствующем товарном рынке. Закон охраняет свободу конкуренции, пресекая неправомерные ее огра­ничения и злоупотребления доминирующим положением на рынке, а также призван обеспечить честную конкуренцию, пресекая не­добросовестные способы конкурентной борьбы.

Непосредственным объектом преступлений данной группы являются общественные отношения, в содержание которых вхо­дит, с одной стороны, свобода конкуренции, а с другой стороны, честная конкуренция. Соответственно, различаются:

посягательство на свободу конкуренции: недопущение, ог­раничение или устранение конкуренции (ст. 178 УК);

преступные виды недобросовестной конкуренции: незакон­ное использование товарного знака (ст. 180 УК), незаконное по­
лучение и разглашение сведений, составляющих коммерческую,
налоговую или банковскую тайну (ст. 183 УК), подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184 УК).

Особняком стоит преступление, предусмотренное ст. 179 УК (принуждение к совершению сделки или отказу от ее соверше­ния). Непосредственный объект этого преступления выходит за рамки отношений, обеспечивающих свободу конкуренции. Это преступление поражает свободу личности как таковую (в части свободы волевого решения и волеизъявления). Однако ввиду его существенного сходства с насильственным ограничением конку­ренции и в целях более успешного усвоения материала это пре­ступление рассматривается в данном параграфе.

Недопущение, ограничение или устранение конкуренции (ст. 178 УК). Диспозиция ст. 178 УК является бланкетной. Для уяснения признаков состава преступления следует обратиться к положениям Закона РФ от 22.03.91 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рын­ках» с изм. на 09.10.2002 (ВВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 499; СЗ РФ. 2002. № 41. Ст. 3969). Все указанные в ст. 178 УК действия Закон о конкуренции рассматривает в качестве разновидностей монополистической деятельности, запрещенной при наличии ряда условий, указанных в этом Законе. Например, «установление единых цен», указанное в УК, запрещено Законом о конкуренции в отношении картеля, доля участников которого на рынке пре­вышает 35%.

Объективная сторона преступления выражается в альтерна­тивных деяниях: 1) недопущении, ограничении или устранении конкуренции; 2) последствии в виде крупного ущерба (более 1 млн руб.); 3) причинной связи.

Способы недопущения, ограничения или устранения конку­ренции: 1) установление или поддержание монопольно высоких или монопольно низких цен; 2) раздел рынка; 3) ограничение доступа на рынок; 4) устранение с него хозяйствующих субъек­тов; 5) установление или поддержание единых цен.

Монополистическая деятельность возможна только в отноше­нии какого-либо конкретного товара (работ, услуг) и только на каком-либо конкретном рынке. Товарный рынок - это сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаме­няемых товаров на территории России или ее части, определяе­мой- исходя из экономической возможности приобретателя при­обрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами. Релевантный рынок не ограничен границами субъектов Федерации, например поселение, отрезан­ное наводнением от окружающей территории, является релевант­ным рынком.

Установление монопольно высоких или монопольно низких цен Закон о конкуренции (ст. 5) рассматривает в качестве вида зло­употребления доминирующим положением на рынке. Такие деяния запрещены в отношении «хозяйствующих субъектов» и «групп лиц», занимающих доминирующее положение на рынке. Домини­рующее положение - это исключительное положение хозяйст­вующего субъекта (нескольких хозяйствующих субъектов) на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на рынке или затруднять дос­туп на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирую­щим признается положение на рынке хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 65% и более, если он не докажет, что его положение не является доми­нирующим. Кроме того, антимонопольный орган может своим актом признать, что доминирующим является положение на рын­ке хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке составляет менее 65%, но более 35%.

Монопольно высокая цена устанавливается для компенсации необоснованных затрат или получения прибыли существенно более высокой, чем это может быть в нормальных условиях. Мо­нопольно низкая цена устанавливается в целях получения допол­нительной прибыли или компенсации необоснованных затрат за счет продавца (например, при закупках сельхозпродукции). Мо­нопольно низкой признается также демпинговая цена, сознатель­но установленная с целью вытеснения конкурентов с рынка на уровне, приносящем убытки от продажи товара.

Ограничение конкуренции путем раздела рынка, установления или поддержания единых цен, ограничения доступа на рынок или устранения с него других субъектов экономической деятельности ст. 6 Закона о конкуренции рассматривает в качестве результата: 1) монополистических соглашений (картелей); 2) согласованных действий; 3) координации предпринимательской деятельности коммерческих организаций (например, со стороны какой-либо ассоциации). Монополистические соглашения (согласованные действия) могут влечь ответственность при наличии следующих условий: а) субъекты действуют на рынке одного товара (взаимо­заменяемых товаров); б) совокупная их доля на рынке превышает 35%. В исключительных случаях картели допускаются, но только при условии предварительного разрешения антимонопольного органа.

Раздел рынка возможен как по территориальному признаку, так и по объему продаж, закупок, по ассортименту товаров, по кругу продавцов или покупателей.

Установление или поддержание единых цен (тарифов) влечет ответственность независимо от того, являются ли они монополь­но высокими или монопольно низкими.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

Субъект преступления - вменяемое лицо, достигшее возрас­та 16 лет. Поскольку антимонопольное законодательство опреде­ляет монополистическую деятельность в качестве действий «хо­зяйствующих субъектов» и «групп лиц», исполнителем этого преступления может быть только лицо, действующее в интересах или обязанное действовать в интересах соответствующих «хозяй­ствующих субъектов» или «групп лиц». Закон о конкуренции в действующей его редакции не рассматривает органы исполни­тельной власти и местного самоуправления в качестве субъектов монополистической деятельности, что не исключает привлечение должностных лиц к ответственности по ст. 169 УК и по нормам о должностных преступлениях (гл. 30 УК).

Квалифицирующие признаки', совершение деяния лицом с ис­пользованием своего служебного положения (в широком смысле этого слова) или группой лиц по предварительному сговору. Осо­бо квалифицирующие признаки; совершение деяния с применени­ем насилия или с угрозой его применения, а равно с уничтожени­ем или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымо­гательства, либо организованной группой.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 3. Преступления в сфере кредитных отношений | Незаконное использование товарного знака (ст. 180 УК)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 878; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.13 сек.