КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Денежные агрегаты. Денежная база
ДЕНЕЖНАЯ МАССА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ДЕНЕГ. Во всех общественных формациях, в которых существует закон денежного обращения, который был сформулирован К.Марксом при анализе форм стоимости денежного обращения. Он отвечает на вопрос, какое количество действительных денег необходимо обществу для обслуживания товарного обращения. Закон денежного обращения выражает взаимосвязь между массой обращающихся товаров, уровнем их цен и скоростью обращения денег. Количество денег (КД), необходимых для обращения, прямо пропорционально сумме цен товаров (СЦТ) и обратно пропорционально скорости обращения денег (С)
Развернутая формула
П – сумма платежей по долговым обязательствам; ВП – сумма взаимопогашаемых платежей. При металлическом денежном обращении количество денег в обращении регулировалось стихийно, с помощью денег в функции сокровища. Если потребность в деньгах сокращалась, то излишние деньги уходили из обращения в сокровище, если увеличивалась – происходил прилив денег в обращение из сокровища. Со временем на смену золотомерному стандарту пришли его упрощенные формы: золотослитковый и золотодевизный стандарты, в которых главное место занимают бумажные и кредитные денежные знаки. Согласно классической теории А.Маршалла и И.Финхера количество денег определяется зависимостью уровня цен от денежной массы MV=PQ M – масса денег; P – цена товара; V – скорость обращения; Q – количество товаров, представленных на рынке Из формулы количество денег, необходимое для обращения определенной массы товаров, равно:
Золтодевизный стандарт – означал свободный размен банкнот на иностранную валюту (девизы), размениваемую на золото. На современном этапе экономического развития в условиях так называемых постзолотых денег, т.е. денег, не разменных на золото, когда золото почти перешло в ранг обычных товаров, учет законов денежного обращения имеет важное значение для управления денежной массой и информационными процессами. Денежная масса – совокупность покупательных, платежных и накопленных средств, обслуживающая экономические связи и принадлежащая физическим и юридическим лицам, а также государству. Это важный количественный показатель движения денег. Для анализа изменений движения денег на определенную дату и за определенный период в финансовой статистике стали использовать сначала в экономически развитых странах, а затем и в России, денежные агрегаты М0, М1, М2, М3, М4. М0 – включает наличные деньги в обращение: банкноты и монеты, а в некоторых странах и казначейские билеты (в Республике Джибута), т.е. деньги вне банков; М1 – включает в себя М0, и средства предприятий на расчетных, текущих и специальных счетах в коммерческих организациях, во вкладах населения и предприятий в коммерческих организациях и депозиты «до востребования» в Сберегательном банке; М2 – включает агрегат М1 плюс срочные вклады населения в Сбербанке, коммерческих организациях, а также краткосрочные ценные бумаги; М3 – включает М2 плюс сертификаты и облигации госзайма; М4 – охватывает М3 и различные формы депозитов в коммерческих организациях. Для определения денежной массы страны применяют разнос количества агрегатов: США – четыре; Франция – два; Россия – четыре (М0, М1, М2, М3). Между агрегатами необходимо равновесие, в противном случае происходит нарушение денежного обращения. Практика показывает, что равновесие наступает при М2>М1, оно укрепляется при М2+М3 >М1. В настоящее время для характеристики денежной массы используется показатель денежной базы. Он включает М0 плюс денежные средства в кассах коммерческих банков, ФОР в Банке России и средства на корсчетах КО в Банке России. В этом случае денежный капитал переходит из наличного в безналичный оборот. Изменение денежной массы в обороте зависит от изменения самой массы денег и скорости их обращения. Количество денег определяется Центральным банком Российской Федерации в соответствии с государственной денежно-кредитной политикой на предстоящий период и связано с расширением объемов производства и товарооборота. Росту денежной массы способствует денежный мультипликатор (от лат. multiplicator – умножающий), возникающий с развитием кредитной системы (в условиях двух и более уровней). Суть его в том, что денежная масса в обороте увеличивается в результате расширения кредитных операций банков со своими клиентами. Скорость обращения денег поддается только косвенной оценке. В России скорость роста оборота денег определяется исходя из двух показателей: скорость движения денег в кругообороте стоимости общественного продукта или кругооборота доходов
Оборачиваемость денег в платежном обороте:
Σ СDМ – среднегодовая величина денежной массы в стране. Этот показатель свидетельствует о скорости безналичных расчетов. Кроме этого применяют и другие показатели скорости оборота денег: а) скорости возврата денег в кассы учреждений Банка России. Рассчитывается как отношение суммы поступления денег в кассы банка к среднегодовой массе денег в обращении; б) скорость обращения денег в налично-денежном обороте. Рассчитывается путем деления суммы поступлений и выдачи наличных денег кассами Банка России, включая обороты почты, Сбербанка на среднегодовую массу денег в обращении.
ДЕНЕЖНАЯ ЭМИССИЯ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
В последние годы в результате ошибок, допущенных при проведении денежно-кредитной и финансовой политики, а также недостаточно корректной интерпретации взаимосвязи между денежной эмиссией и инфляцией в средствах массовой информации у значительной части населения нашей страны прочно утвердилась точка зрения, что денежная эмиссия и инфляция чуть ли не тождественные понятия. На самом деле это далеко не так. Денежная эмиссия лежит в основе организации денежного обращения, формирования и структуризации денежной массы, осуществления денежного оборота. Эмиссия находит свое проявление в разновидности и функциональности денежных инструментов, составе и структуре денежной массы, наполненности денежного оборота, количественном и качественном обеспечении функции денег. Через эмиссионные схемы в банковской системе прямо регулируются деятельность банков, объем и структура денежной массы и косвенно — состояние федеральных и региональных финансов, финансов предпринимательских структур, общественных организаций, населения. Денежную эмиссию можно охарактеризовать как процесс формирования и пополнения денежной массы и сопровождающие его регулирующие и управленческие воздействия на денежную массу. Денежная эмиссия, так же как и инфляция и денежный дефицит, может быть идентифицирована через формализованное выражение закона денежного обращения: Д • С = Т - Ц, где денежная масса в обороте (Д), взвешенная по скорости оборота денег (С), балансируется с товарной массой (Т), взвешенной по ценам (Ц). При этом рост (Д) может быть охарактеризован как прямая эмиссия, а увеличение (С) — как косвенная. Однако более интересно определение факторов и причин, либо вызывающих необходимость проведения денежной эмиссии, либо предопределяющих негативные последствия ее проведения. В первом случае эмиссия, прямая или косвенная, восстанавливает нарушенный баланс, во втором — она сама формирует дисбаланс между объемом денежной массы и потребностью в ней со стороны экономики, что находит свое проявление в инфляции. К числу факторов, обусловливающих денежную эмиссию, можно отнести, во-первых, увеличение и расширение товарной массы, рост производства под влиянием увеличения числа мелких производителей, рыночной ориентации крупных, в том числе оборонных, производств; активность и организованность торговли, увеличивающей товарное предложение и снижающей порчу и потери товаров; расширение структуры товарного рынка за счет выведения на рынок товаров, купля-продажа которых ранее была запрещена, и т.д. Во-вторых, рост цен, в первую очередь не связанный с изменением свойств и качества товаров и услуг, спекулятивные операции; неадекватную налоговую политику при отсутствии конкурентных условий формирования цен; появление посредников, часто не осуществляющих доработку и перемещение товаров; усиление монополий и влияния криминальной среды, искусственно взвинчивающих цены и пресекающих попытки их снижения, и т.д. В-третьих, снижение скорости оборота денег: увеличение доли наличных денег в структуре денежной массы и сбережений населения; плохую организацию торговли, дефицит и неадекватность ассортимента товарного предложения, замедляющие товарный и соответственно денежный оборот; политические и административные ограничения, сужающие возможности использования накоплений; общие риски и т.д. Условия, которые формируются под воздействием этих, а также ряда других факторов, практически неизменно вызывают денежную эмиссию: организованную при адекватной реакции правительства и эмиссионных органов или неорганизованную, стихийную при ее отсутствии; официальную или неофициальную; стабилизирующую с точки зрения структуры денежной массы или дестабилизирующую, наполняющую денежную систему денежными суррогатами. С этой точки зрения можно говорить о различных видах денежной эмиссии, имеющих отличительные черты и особенности. Разнообразие видов и типов денежной эмиссии определяет необходимость их классификации (см. схему 1) как при разработке, так и при проведении эмиссионного регулирования. Одним из значимых классификационных подходов является выделение видов денежной эмиссии по их целевым установкам или функциональному предназначению. Так, эмиссия может иметь в качестве целевой установки изначальное формирование денежной массы, полную замену всех ее элементов при объявлении государством обесцененных бумажных денег недействительными, пополнение объема или изменение структуры денежной массы; ограничение в обороте или смену отдельных денежных инструментов. В историческом плане этот подход реализуется в процессе эволюции материальных носителей денег и в сценариях денежных реформ. В ходе начальной, формирующей эмиссии образуется денежная масса на этапах денежных реформ радикального типа, связанных со сменой типа денежной системы, или на переходных этапах исторической эволюции материальных носителей денег. Для обеспечения устойчивости экономического роста и поддержания баланса «денежная масса — товарная масса» особое значение имеет пополняющая эмиссия. Она предполагает дополнительный выпуск или введение в оборот официальных, а иногда вследствие просчетов денежно-кредитной политики и неофициальных денежных знаков, денежных суррогатов. Регулирующая эмиссия вносит временные корректировки в состав и структуру денежной массы. Она проявляется в рамках конкретных методов и инструментов реализации денежно-кредитной политики центрального банка: изменения учетной ставки, норм обязательных резервов, операций на открытом рынке и др. Методы и инструменты денежно-кредитной политики центрального банка могут быть нацелены на изменение не только объема, но и структуры денежной массы, ликвидности ее инструментов. В данном случае мы имеем дело с обменно-регулирующей эмиссией, когда отдельные элементы денежной массы заменяются один другим с целью регулирования ее состояния. В операциях по замене денег, потерявших свою платежеспособность, по сути, также происходит денежная эмиссия, которую можно определить как обменную эмиссию. Она не изменяет объем и структуру денежной массы, но поддерживает ее функциональность. Конверсионная эмиссия происходит при смене в структуре денежной массы отдельных денежных инструментов. Она приводит к изменению качественных характеристик и формированию иных функций ее конкретных элементов. Так, расчетные инструменты, например банкноты, в ходе конверсионной эмиссии могут сменяться на специализированные – коммерческие ценные бумаги, инвестиционные – долговые и долевые ценные бумаги или на сберегательные – слитки и монеты из драгоценных металлов. Возможна и обратная конверсионная эмиссия при их реализации или погашении. В настоящее время непосредственно под деньгами понимаются инструменты или активы, которые в безусловном порядке и в неограниченном объеме могут быть использованы в качестве законного признанного платежного средства. Они могут быть использованы всегда, везде и в любом количестве для оплаты товаров и услуг. Это, прежде всего инструменты, которые обладают официальным статусом денежных знаков в наличной и безналичной форме: банкноты, разменные монеты, специальные памятные и юбилейные монеты, казначейские билеты и т.п. Вместе с тем в условиях глубоких экономических, политических и денежных кризисов официальные денежные знаки в существенной степени могут потерять свою функциональность. В таких ситуациях денежными функциями могут быть наделены отдельные потребительские товары, так называемые вторичные эквиваленты, а также различные денежные суррогаты. Деньгами может быть любой актив, выполняющий на том или ином временном отрезке денежные функции или, по крайней мере, часть из них. В этой связи денежную эмиссию следует классифицировать по объектам эмиссии или денежным инструментам. Помимо официальных денежных знаков, эмитируемых центральным банком, можно выделить денежные инструменты, официально разрешенные к использованию в качестве расчетного и платежного средства, однако имеющие ограниченную сферу обращения: векселя, некоторые виды государственных ценных бумаг и др. Их эмиссия носит ярко выраженный регулирующий характер с высокой степенью избирательности. Следующую группу составляют денежные активы, не обладающие статусом законных платежных и расчетных средств, но используемые в качестве расчетных и инвестиционных инструментов в отдельных конкретных операциях по договоренности контрагентов, – государственные долговые ценные бумаги, кредитные деньги стандартной эмиссии: облигации, финансовые фьючерсы и др.; кредитные деньги банковской нестандартной эмиссии: депозитные и сберегательные сертификаты, банковские акцепты; кредитные деньги небанковской нестандартной эмиссии: долговые расписки, закладные, варранты, коносаменты, форвардные контракты и др. Денежные инструменты последних двух групп можно охарактеризовать как квазиденьги. Наконец, можно выделить «историческую» группу инструментов денежной эмиссии. Она может рассматриваться в основном в познавательном плане. Хотя не исключены рецидивы использования в денежном обороте в условиях кризисов или дефицита официальных денежных инструментов драгоценных металлов, монет из драгоценных металлов открытой и закрытой чеканки, а также других ценностей. Этот тип эмиссии можно назвать естественно-регулирующим, так как включение ее объектов в денежный оборот, нейтрализующее дисбалансы денежного обращения, происходит помимо желания и воли правительства и центрального банка. При этом подрывается их репутация, сводятся на нет цели и установки денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, эффективность эмиссионного регулирования. В ходе как официальной, организованной, так и вынужденной, неорганизованной, эмиссии ее объекты образуют состав и структуру денежной массы, которая реально функционирует и обеспечивает денежные потребности. Просчеты в организации этого типа денежной эмиссии формируют эмиссионные риски, значительно затрудняющие регулирование экономики. Еще одним типом подхода, дифференцирующим денежную эмиссию, является разделение ее по субъектам, или эмитентам, что имеет важное значение с точки зрения оценки эффективности эмиссионного регулирования. Если рассматривать денежную массу в широком плане, включая и квазиденьги, и вторичные эквиваленты, то эмитентами может быть достаточно широкий круг юридических лиц. Естественно, что качественные характеристики, результативность и эффективность их эмиссионных действий значительно различаются. Эмиссионная деятельность для них может быть основной, а иногда и вообще не иметь к их работе прямого отношения. В первую очередь среди эмитентов следует назвать центральные банки, выпускающие денежные инструменты, имеющие официальный статус банкноты, разменные монеты и осуществляющие безналичную денежную эмиссию. К достаточно значимым эмитентам, занимающим при некоторых государствах ведущее место, следует отнести министерство финансов, казначейство и т.п., выпускающие в оборот казначейские билеты, казначейские векселя, другие государственные ценные бумаги и контролирующие деятельность эмиссионных банков или включающие их в свою структуру, а также местные органы власти, которые могут эмитировать облигации местных займов, выполняющих ряд денежных функций. Большую роль в формировании денежной массы играют коммерческие банки и иные кредитные учреждения. Действие денежного мультипликатора усиливает значимость их эмиссионной деятельности, что обусловливает необходимость применения центральным банком различных мер и методов денежно-кредитного регулирования, ограничивающих или стимулирующих объемы активных и пассивных операций коммерческих банков. Не следует недооценивать и роль «неспециализированных» эмитентов, предпринимательских структур, которые эмитируют коммерческие, долевые и долговые ценные бумаги, в ряде случаев достаточно эффективно обеспечивая специализированные области денежного оборота платежными и расчетными средствами, а в кризисных ситуациях различными денежными суррогатами, которые нейтрализуют одни, но создают другие проблемы расчетов и платежей. Отдельно следует отметить в качестве эмитентов производителей вторичных эквивалентов, под которыми понимаются товары, берущие на себя функции денег в условиях кризисов, когда официальные денежные знаки их выполнять не в состоянии или выполняют лишь частично, а также когда возникает дефицит отдельных видов денежных инструментов. Классификация денежной эмиссии по объектам и субъектам имеет важное значение при контроле центрального банка за динамикой показателей или агрегатов денежной массы, определении различных уровней ликвидности денежных инструментов. Уровень ликвидности денежных инструментов зависит от того, как быстро они могут быть проданы или обменены на товары и услуги с минимальными издержками относительно их стоимости. Например, наличные деньги, эмитируемые центральным банком, обладают абсолютной ликвидностью. То же самое можно сказать и о части безналичных денег, находящихся на счетах в центральном банке. Однако наличные деньги, размещенные в коммерческий банк на срочный депозит, не могут рассматриваться в качестве абсолютно ликвидного актива, поскольку не могут быть использованы их владельцем для осуществления расчетов и платежей до окончания срока действия депозита или без получения предварительного согласия банка. В большинстве стран высоколиквидными, но не абсолютно ликвидными считаются краткосрочные государственные ценные бумаги, казначейские векселя. К менее ликвидным денежным инструментам относятся депозитные и сберегательные сертификаты, банковские акцепты, векселя, некоторые другие виды ценных бумаг, значение которых с точки зрения необходимого объема денежной массы определяется особенностями национального законодательства, а также уровнем развития финансового и денежного рынков. Уровень ликвидности денежных инструментов, выпускаемых другими эмитентами, значительно ниже. С учетом уровня ликвидности денежных инструментов основными показателями, характеризующими размеры денежной массы, являются денежные агрегаты М1 и М2. Агрегат Ml включает наиболее «узкую» группу денежных инструментов. К ним относятся наличные деньги в обращении, за исключением их части, находящейся в коммерческих банках, и средства юридических и физических лиц на текущих и расчетных счетах в коммерческих банках. Деньги на этих счетах в любой момент без какого-либо предварительного согласия банка могут быть использованы их владельцами в качестве законного платежного и расчетного средства. Таким образом, так называемый «узкий» показатель денежной массы состоит из части обязательств центрального банка, т.е. денежных инструментов, эмитированных центральным банком, а именно наличных денег в обращении, и части обязательств коммерческих банков — средств на текущих и расчетных счетах. Более широким показателем денежной массы является агрегат М2, в который помимо тех инструментов, которые уже учтены в показателе М1, могут быть включены срочные и сберегательные депозиты в банках, краткосрочные банковские акцепты и векселя и некоторые другие достаточно ликвидные активы. Для оценки еще более широкого показателя денежной массы, включая квазиденьги, т.е. денежные инструменты, эмитируемые широкой группой юридических лиц, могут быть использованы показатели МЗ, М4 и т.д. В них дополнительно могут быть включены долгосрочные государственные ценные бумаги, коммерческие векселя, облигации и другие долговые обязательства ведущих компаний и фирм, обращающиеся на фондовой бирже, обязательства местных органов власти, другие менее ликвидные денежные инструменты. Исторический опыт нашей страны и зарубежных стран, теоретические разработки и анализ практики позволяют классифицировать виды и типы денежной эмиссии по признаку ее организации. При этом большое влияние на формирование классификационных групп оказывают субъекты и объекты эмиссии. В историческом плане можно выделить: ● природно-стихийную (контролируемую и неконтролируемую) эмиссию первичных эквивалентов и драгоценных металлов в естественных формах; ● природно-производственную (контролируемую и неконтролируемую) эмиссию первичных эквивалентов и драгоценных металлов в формах первичной унификации, связанную не только с добычей, но и с переработкой объектов эмиссии; ● открытую чеканку монет из драгоценных металлов; ● закрытую чеканку монет из драгоценных металлов, при которой особое значение приобретают организация, контроль и регулирование эмиссионных процессов со стороны соответствующих органов государственной власти; ● открытую эмиссию кредитных денег, включая долговые расписки и первичные векселя, базирующуюся на договоренностях, традициях; ● открытую регулируемую эмиссию разменных и кредитных денег — монет, коммерческих векселей и т.п., имеющих более четко зафиксированные организационные схемы; ● открытую контролируемую эмиссию кредитных денег, т.е. ценных бумаг по проспектам эмиссии; ● закрытую, жестко организованную эмиссию всех видов денег монопольными эмиссионными центрами — центральным банком и органами власти: банкнот, монет, государственных и муниципальных ценных бумаг. Эмиссия и организация денежного оборота и особенно эмиссионное регулирование предполагают также определенную специализацию, позволяющую разделить эмиссию по классификационному признаку сфер оборота денежных инструментов. Сферы оборота также связаны с объектами и субъектами эмиссии, так как многие из них изначально имеют определенную ориентацию, а в некоторых проявляется и специализация денежных инструментов. Так, наличные деньги нацелены в первую очередь на сферу оборота товаров широкого потребления — обслуживание оборота населения, розничной, мелкооптовой торговли, сферы услуг. Могут быть также выделены и такие специфические сферы эмиссии, как организационно-замкнутые, — например, оборот талонов, чеков и др. только внутри предприятий, организаций, объединений между их организационными структурами или сотрудниками; так и инструментально-замкнутые, — например, оборот векселей с передачей их по индоссаменту. Наконец, следует указать еще один достаточно важный с позиции эмиссионного регулирования подход, согласно которому выделяют тип эмиссии в зависимости от комплексности, завершенности ее сценариев. Так, полный сценарий эмиссии включает все ее этапы — от разработки внешнего вида и определения номиналов денежных знаков до лимитов и принципов их оборота, методов эмиссионного регулирования. Базовый, минимальный, или «узкий», сценарий состоит только из процесса выпуска денег в обращение. Различные виды комплексных, а также частичных сценариев эмиссии объединяют отдельные варианты комплектации эмиссионных процессов. Классификационные признаки отдельных видов эмиссии могут лежать в основе выработки направлений, сценариев, приемов эмиссионного регулирования и анализа ее воздействия на различные элементы экономики страны. Рассмотренные виды и типы денежной эмиссии позволяют сделать вывод о неоднозначности, многоплановости и разнообразии проявления этой экономической категории. Различные цели, объекты, субъекты, сферы организации денежной эмиссии предполагают разнообразные сценарии ее проведения, а главное — ее результаты. При этом эмиссия как экономическая категория выполняет ряд функций: регулирующую, перераспределительную, контрольную, экономии издержек обращения. Перераспределительная функция определена тем, что в ходе эмиссии денежные инструменты перемещаются от эмитентов прямо, непосредственно или через посредников в соответствующие сферы денежного оборота, для которых они предназначены. Контрольная — проявляется в ходе разработки эмиссионных действий, и особенно в различных реакциях на них элементов и сегментов эмиссионных сфер. Функция экономии издержек обращения связана с возможностью минимизировать затраты на изготовление денежных знаков, организацию их выпуска в оборот и его осуществление путем оптимизации набора эмитируемых денежных инструментов, максимально адаптированного к современным условиям страны: техническим, технологическим, организационным и иным, вплоть до социальных. Если попытаться выстроить иерархию функций денежной эмиссии, то на ее вершине следует поместить регулирующую, предполагающую, что в целевые установки денежных эмиссий обязательно входят позитивные изменения в экономике, уровне деловой активности, деятельности субъектов, элементов эмиссионных сфер, а также решение проблем и нейтрализация рисков, в зоне действия которых они оказались, С учетом вышеназванных функций можно определить эмиссионное регулирование как систему целевых установок и ограничений, методов, приемов и инструментов, оказывающих в ходе операций по выпуску или изъятию денег из обращения прямое воздействие на элементы денежной системы, объем и структуру денежной массы и косвенное — на экономическое и финансовое положение государства, общественных, предпринимательских структур и населения. В наиболее общем виде приоритеты и целевые установки эмиссионного регулирования могут быть подразделены на макроэкономические и микроэкономические. Цели и приоритеты макроэкономического уровня в сфере денежного обращения включают, во-первых, обеспечение необходимого объема и структуры денежной массы в соответствии с потребностями всех экономических субъектов. Причем речь идет о потребностях, связанных с реальным товарным оборотом и реальными инвестициями, и о необходимости учета и специализации денежных инструментов, обеспечивающих потребности различных экономических сфер. Во-вторых, поддержание баланса между размером денежной массы и объемом производства товаров и услуг с учетом потребностей экономического роста. Неблагоприятны любые нарушения этого баланса, связанные с чрезмерным или недостаточным объемом денежной массы; резким ускорением или замедлением скорости оборота денег; необоснованным снижением или значительным и быстрым изменением структуры и емкости товарного рынка по политическим мотивам; монополистической практикой ценообразования и др. В-третьих, сокращение темпов или нейтрализацию инфляции, связанной с изменением объемов и темпов денежной эмиссии, механизмами организации и обеспечения денежного оборота, использованием эмиссионных элементов денежно-кредитной политики, а также снижение вероятности появления денежных суррогатов, способных затруднить работу отдельных элементов финансовой системы. Эта целевая установка может также включать использование вторичных эквивалентов в регулируемых, нормативных рамках, а, кроме того, в качестве инструментов обеспечения, поддержания устойчивости оборота официальных денежных знаков. Для микроэкономического уровня приоритеты и цепи эмиссионного регулирования более конкретны, как конкретны и специфические потребности определенных субъектов экономики, финансовой системы страны. Ими могут быть: обеспечение всех заинтересованных субъектов, как физических, так и юридических лиц, достаточным по количеству и соответствующим по видам и качеству арсеналом расчетных инструментов с учетом, естественно, их специализации по сферам оборота; обеспечение всех предпринимательских структур достаточно функциональным инструментарием для поддержания и адекватного пополнения оборотных средств, формирования необходимого по объему и защищенного от инфляционного обесценения амортизационного фонда, т.е. для поддержания кругооборота активов предприятий в условиях инфляции; инструментальное обеспечение краткосрочных инвестиций путем включения в оборот достаточного количества обладающих соответствующим официальным статусом денежных и фондовых ценностей, свойства которых позволяют быстро переводить их из активного оборота в инвестиции и наоборот; обеспечение возможности осуществления операций долгосрочного доходного инвестирования для предпринимательских структур и населения через предоставление широкого доступа к денежным инструментам, выполняющим функцию накоплений, инвестиций и сбережений; возможность не фиктивного, а реального кассового исполнения бюджета в его доходной и расходной частях через обеспечение в обороте достаточного количества денежных инструментов, необходимых как для реального сбора налогов, так и для соответствующих бюджетных выплат. Одним из ключевых вопросов эмиссионного регулирования является определение сфер, в которых проявляются позитивные или негативные результаты этих регулирующих усилий. С этой точки зрения можно выделить сферы прямого и косвенного эмиссионного регулирования. Сфера прямого эмиссионного регулирования, или денежная сфера, распространяется на все элементы денежной системы, и в первую очередь оперативного характера: виды, оформление и защита денежных знаков, порядок эмиссии и оборота наличных и безналичных денег, методы денежного регулирования и т.д., а также на номинальный и реальный стоимостный объем активной и резервной денежной массы и ее структуру, денежные обороты различных уровней. Денежная сфера является той областью, где реализуются все основные функции эмиссии и эмиссионного регулирования и через которую исполняются его базовые целевые установки, — как макро-, так и микроуровня. Регулирование самой эмиссии, всех ее этапов и механизмов, поддержание в адекватных паритетах всех базовых параметров денежной массы, обеспечение эффективного функционирования комплекса элементов денежной системы, включая ее количественные, качественные, структурные и временные позиции, лежат в основе эмиссионного регулирования экономики. Однако с точки зрения эмиссионного регулирования экономики денежная сфера играет хотя и важное, но все же промежуточное, можно сказать, инструментальное, значение, выполняет функцию исполнительного механизма. С позиции воздействия на экономику страны более значима сфера косвенного эмиссионного регулирования. Она включает сферы и звенья финансовой системы: федеральные финансы, федеральный бюджет и федеральные внебюджетные фонды; региональные финансы, бюджеты субъектов Федерации и местные муниципальные бюджеты, региональные внебюджетные фонды и территориальные программы; финансы общественных, некоммерческих организаций и предприятий, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, политических партий, общественных объединений и фондов, творческих и профессиональных союзов, религиозных объединений и т.д.; предпринимательские финансы по отраслям, собственности, типу организации; финансы населения. Косвенная сфера эмиссионного регулирования характерна тем, что именно на нее направлены все основные целевые установки. С ее позиций разрабатываются, выбираются, комплектуются, а при необходимости и корректируются методы и инструменты. Здесь формируются и анализируются итоги и результаты, осуществляются контроль и управленческие воздействия эмиссионного регулирования на экономику. Результатами эмиссионного регулирования в соответствии с его целевыми установками могут быть как поддержание стабильности и устойчивости функционирования отдельных элементов сферы и всего экономического комплекса, так и изменение их позиций в сторону активизации, расширения возможностей либо, наоборот, в сторону их ограничений, подавлений, блокировки. Не меньше роль эмиссионного регулирования в управлении структурными, отраслевыми, региональными, индивидуальными рисками и нейтрализации негативных тенденций. С точки зрения возможностей реализации приоритетов и целевых установок эмиссионного регулирования важны методы и инструменты, рычаги эмиссионного регулирования (см. схему 2). Их разработка, определение и идентификация тем более значимы, чем более они дифференцированы и разнообразны. Учет этого разнообразия, возможность адекватного их выбора и комплектации составляют основу эффективного эмиссионного регулирования. К основным количественным инструментам эмиссионного регулирования можно отнести: расширение или сжатие денежной массы через налоги, организованные сбережения, использование методов денежно-кредитной политики; ограничение или запрещение деятельности отдельных физических и юридических лиц, которые могут осуществлять эмиссионные операции. Это могут быть соответствующие положения правовой инфраструктуры, подкрепленные организационными и репрессионными мерами, банковский надзор, специальные решения органов власти. Практикуются регламентация и ограничения использования отдельных денежных инструментов, в том числе дифференцирование по их функциям с учетом функций обеспечения активного товарооборота; расширение или сужение элементного состава обеспечения денежной массы, тех наиболее ликвидных материальных ценностей, на которые в первую очередь ориентируются эмиссионные центры. Не менее важно воздействие качественных рычагов эмиссионного регулирования. Они включают действия и операции, вызывающие увеличение или уменьшение отдельных элементов денежной массы, как с изменением ее объема, так и балансирующие; эмиссионные операции, в ходе которых вводятся в денежный оборот новые денежные инструменты с различными качественными характеристиками, соответствующими базовым денежным функциям. К ним можно отнести действия аналитического характера в области риск-менеджмента, нацеленные на поддержание и повышение качества обеспечения денежной массы: обнаружение, идентификацию и исключение из объектов обеспечения нетоварных векселей, государственных ценных бумаг, не связанных напрямую с ростом производства, расширением товарного предложения. Качественные рычаги эмиссионного регулирования включают также часто востребованные и актуальные, особенно в потенциально критических ситуациях, оперативно-организационные действия по привлечению новых видов обеспечения. В принципе это может значительно расширить и соответственно увеличить высоколиквидные резервы эмиссионных центров для России — драгоценные камни, антиквариат, ликвидные товарные запасы, документарные свидетельства доступа к богатству недр и т.д. Отечественный и зарубежный опыт позволяет отнести этот качественный рычаг к одному из наиболее эффективных методов эмиссионного регулирования, позволяющих расширить денежную массу с соблюдением стабильности денежного оборота и одновременно простимулировать наиболее эффективные отрасли реального сектора экономики, где эти потенциальные объекты денежного обеспечения производятся или концентрируются. Наконец, к качественным рычагам эмиссионного регулирования следует отнести достаточно сложные и неоднозначные схемы разработки, организации и регламентации выпуска и оборота специальных денежных инструментов. Среди них можно отметить «якорные» валюты, жестко привязанные к иностранным, свободно конвертируемым валютам или к драгоценным металлам, а также специализированные денежные инструменты узконаправленного действия, например только для банковских расчетов или «расшивки» неплатежей в предпринимательской сфере. В краткосрочном плане их использование может быть достаточно эффективным методом эмиссионного регулирования. Действуя ограниченно и избирательно, он, не изменяя практически стоимостный объем основных денежных агрегатов, при прочих равных- условиях способен стабилизировать денежное обращение и параллельно способствовать решению проблем бюджета, реального сектора экономики и населения. Отдельная область эмиссионного регулирования — это его временные аспекты, когда эмиссионные действия планируются, осуществляются, приурочиваются к определенным событиям и когда они наиболее эффективны. Определение и фиксация этих событий, временных циклов — перспективное направление эмиссионного регулирования. Такими событиями могут быть: сезонные производственные потребности, закупка сельскохозяйственной продукции, путины, сезонные рубки леса и т.д.; периодические, праздничные, сезонные потребности торговли и сферы услуг на базе смены климатических сезонов, циклов производств с вахтовым методом организации работы, отпуска, гражданских и религиозных праздников и др.; «пиковые» потребности бюджета — сезонные выплаты отпускных учителям, оплата медицинской помощи в условиях эпидемий, погашение бюджетных обязательств при угрозе социальных потрясений и др. К временным рычагам эмиссионного регулирования следует отнести разработку и выпуск в денежный оборот расчетных и инвестиционных инструментов с четко определенными срочными характеристиками. Их активное функционирование целесообразно лишь в рамках определенного периода, сезона с последующей конверсией, обменом или отменой. Эмиссионное регулирование предполагает также использование таких временных рычагов, как установка эмиссионных временных циклов, связанных с временем выпуска в оборот, параллельного обращения или обмена денежных знаков. Оптимальные сроки способствуют стабилизации денежного оборота, чрезмерно сжатые — увеличивают риски и потери. Для определения реальной и потенциальной эффективности эмиссионного регулирования необходимо также исследовать организационные структуры, целенаправленно или вынужденно, официально или неофициально участвующие в реализации эмиссионного регулирования. Эти организационные структуры могут быть рассмотрены и классифицированы, по крайней мере, с двух позиций. Во-первых, по роли, которую они играют в эмиссионном регулировании, и, во-вторых, исходя из того значения, которое играет эмиссионное регулирование в их деятельности и специализации. В частности, реализовать и использовать методы и инструменты эмиссионного регулирования с большей или меньшей эффективностью могут организационные структуры, которые играют в этом процессе роль: управляющих, планирующих, контролирующих органов; структур, организующих и проводящих эмиссию и эмиссионное регулирование; посредников, концентрирующих эмитируемые денежные инструменты для дальнейшего их выпуска в оборот; потребителей, пользователей, для обеспечения различных видов деятельности которых используются эмитируемые инструменты и на состоянии которых сказываются результаты эмиссионного регулирования. Кроме того, в эмиссионном регулировании участвуют структуры с разными уровнями специализации, распределение полномочий которых также можно отнести к методам эмиссионного регулирования. Ими могут быть узкоспециализированные организации. Для них эмиссия расчетных и инвестиционных инструментов, а также регулирующие и контролирующие их эмиссию воздействия являются основным видом деятельности, функциональным предназначением. Они могут быть представлены специализированными эмиссионными банками, федеральными комиссиями по ценным бумагам и др. Кроме них, функции денежной эмиссии и эмиссионного регулирования могут нести в комплексе, помимо прочих задач и функций, специализированные организации. Это, во-первых, центральные банки, которым, кроме задач и функций осуществления денежной эмиссии и проведения денежно-кредитной политики, делегированы полномочия органов банковского надзора и регулирования; казначейства; организации и комитеты с функциями «денежного контролера». К эмиссионному регулированию могут подключаться и неспециализированные в этой области предприятия и организации. Деятельность этих специально организованных «подключений» также можно отнести к проводникам, методам и инструментам эмиссионного регулирования. Коммерческие банки, реализуя функции внутреннего надзора и аудита как элементов банковской политики, также осуществляют, хотя и в узких масштабах, эмиссионное регулирование. В этом же плане работает и управление ими своим инвестиционным портфелем. Последнее справедливо и в цепом для всех предпринимательских структур, общественных организаций и населения. Кроме того, их роль как субъектов эмиссионного регулирования неизменно возрастает в условиях денежных кризисов, приводящих к естественной, вынужденной замене части официальных элементов денежной массы вторичными эквивалентами. Наконец, периодически, но достаточно агрессивно пытаются осуществлять эмиссионное регулирование законодательные и исполнительные органы государственной власти, оказывая давление на эмиссионные центры. Нормирование, организация и документальное фиксирование их взаимоотношений с эмиссионными центрами также могут рассматриваться в качестве одного из методов эмиссионного регулирования. Недостатки теоретической и методической разработанности способов и рычагов эмиссионного регулирования, нечеткость организационной иерархии участвующих в этом процессе структур на фоне полной засекреченности и конфиденциальности, принимаемых в этой сфере решений свидетельствуют о том, что возможности этого элемента управления экономикой еще далеко не исчерпаны. Надеемся, что дальнейшая систематизация теории и практики эмиссионного регулирования позволит достичь серьезных позитивных результатов и повысить эффективность проводимой экономической политики в целом. Схема 1. Классификационная схема денежной эмиссии.
Схема 2. Классификационная схема инструментов эмиссионного регулирования. Инструменты эмиссионного регулирования.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 601; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |