КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Идентификация личности с группой. Референтные группы. Эффекты социального влияния группы
Каждый человек представляет собой личность, цели и задачи которой могут совпадать или не совпадать с целями и идеологией группы. Общепринято мнение, что идентификация личности — это некий четкий механизм, подразумевающий наличие эмоциональной связи ее с другими представителями группы и общества. Идентификация может быть разной, например общение с родителями и другими родственниками. Идентификация часто приводит к уподоблению, в основном неосознанному. Ориентация на действия и мышление другого человека как на некий образец существенно повышает показатели социального обучения. Термин «референтная группа» был предложен в 1942 г. Он подразумевает существование группы, которая используется как некий цензор поведения или мышления индивида. Каждый человек сравнивает себя с группой, ее целями, поведением лидера, и в данном случае референтная группа становится эталоном. В зависимости от ситуации она может быть реальной и вымышленной.Часто референтная группа формируется в результате социального конструирования. Создаваемые специально референтные группы находятся под контролем их создателей определенное время, после завершения экспериментов группу ликвидируют или же переводят в ряд обычных групп. Случается, что группы становятся примерами для других неведомо для себя. По характеру референтные группы могут быть позитивными и негативными. Позитивная референтная группа (реальная или воображаемая) всегда является образцом для других. Негативная референтная группа представляется в качестве нежелательного примера. Все эталонные группы делятся на: информационные как источники надежной информации, ценностные и самоидентификационные. Социальные группы оказывают влияние на каждого индивида. В результате таких влияний люди могут изменять свои привычки и мышление. К таким изменениям относят деперсонализацию, сдвиг к риску, фасилитацию и ингибицию. Каждое изменение в сознании индивида может отразиться на сознании группы и общества в целом. Деперсонализация («антиличность») выражается в различных нарушениях деятельности сознания индивида. В результате у индивида может возникнуть чувство собственной измененно-сти, отчужденности. Обычно деперсонализация проявляется при психических заболеваниях, сложной эмоциональной ситуации. В некоторых случаях деперсонализация может стать причиной необратимых изменений психики человека. Сдвиг к риску возникает как в больших, так и в малых социальных группах, однако риск проявляет себя лишь в отношениях власти той или иной группы. Риск — это некий переломный момент, возникающий во временном русле, между спокойно протекающей ситуацией и кризисным моментом. В социальной психологии рискогенные ситуации проявляются в личностных взаимоотношениях, при обнаружении того или иного круга проблем. В больших социальных группах ситуации риска носят масштабный характер, и таким образом в них могут быть вовлечены не только властные структуры, но и представители других сфер деятельности. В малых же социальных группах риски протекают менее заметно, на уровне определения лидерства и занимаемой главенствующей позиции, т.е. носят более локальный характер Социальная фасилитация проявляется как помощь индивиду в виде появления видимого или вымышленного соперника, как мотивация к повышению эффективности деятельности. Социальная ингибиция как психологический эффект проявляется в виде снижения уровня производительности труда, когда индивид ощущает вымышленного им же соперника, недруга, просто наблюдателя. Часто ингибиция характерна для сложных видов деятельности. Вопросы и задания для повторения 1. Объясните понятия первичной и вторичной сред и изменения приоритетов среды в современных условиях. 2. Каковы процессы формирования малых групп и их место в общей структуре социума? 3. Раскройте смысл терминов «макроструктура» и «микроструктура» в социальной психологии. 4. Объясните необходимость существования лидера в группах, его функции, цели, задачи. 5. Объясните сущность понятия «комформность», условия его возникновения, значение в социальном обществе. 6. Назовите три главных направления изучения формирования коллективного субъекта как лидера своей группы, раскройте их идеи и значение. 7. Какие бывают типы управления коллективом? 8. Раскройте понятие социальной общности, необходимость ее изучения и возможные направления развития. 9. Объясните значение понятия «референтная группа». 10.В чем суть эффектов социального влияния группы: фа-силитации, ингибиции, деперсонализации, сдвига к риску? Объясните их значение, особенности формирования, время действия. .
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2162; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |