Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-психологические аспекты группового поведения и групповой динамики




Лекция №5

Структура группы. Социальный статус и роль личности в группе. Внутригрупповая дифференциация

Особый раздел в психологии социального взаимодействия — личность в груп­пе, в условиях совместной деятельности и общении. Каждый человек становится личностью, и для каждого небезразлично, в какой группе это происходит, с какими людьми происходит общение в процессе становления личности. Любая группа обя­зательно оставляет свой отпечаток в жизни личности. В резуль­тате соприкосновения с группой личность развивается, меня­ет свою деятельность. Через общение с группой личность со­прикасается с каждым из ее членов в отдельности, оценивается ими.

Оценивание личности происходит путем сравнения себя с другими членами группы, приписывание себе качеств на ос­новании сравнения себя с окружающими, оценивания себя со стороны других членов группы и интериоризации, т.е. форми­рования у личности сознания через усвоение социальных форм общения. В процессе совместной деятельности возникают си­туации, в которых проявляются различные личностные каче­ства, и именно группа способствует их развитию.

Существует несколько моделей структуры группы. Струк­тура межличностных отношений предполагает прежде всего выяснение положения индивида в группе в качестве ее члена. Оно определяется понятиями «статус» (положение человека в обществе) или «роль» (совокупность требований, предъяв­ляемых обществом к человеку, занимающему определенные со­циальные позиции). Ролью определяется то поведение, которое ожидается со стороны индивида в соответствии с его социальным статусом. Еще одним не менее важным является понятие груп­повых ожиданий, означающее, что всякий член группы обяза­тельно воспринимается, оценивается другими. Структура власти означает психологическое распределение отношений ру­ководства и подчинения. Формы власти:

• награждающая;

• принуждающая;

• экспертная;

• информационная.

Структура коммуникаций — еще одна разновидность груп­повых структур. Успех групповой деятельности в большей сте­пени зависит от того, насколько четко распространяется в груп­пе необходимая информация, каким образом обеспечивается обмен ею между членами группы.

В отечественной психологии социального взаимодействия существует не­сколько «моделей» развития группы, фиксирующих отдельные его стадии. Центральное звено групповой структуры образует предметная деятельность группы, заданная той более широкой социальной структурой, в которую данная группа включена. Степень ее развития устанавливается по трем критериям:

1) выполнение группой основной общественной функции;

2) соответствие группы социальным нормам;

3) способность группы обеспечить каждому ее члену воз­можности для полноценного развития личности.

Следующее звено фиксирует отношения каждого члена группы к совместной деятельности, ее целям и задачам и меж­личностные отношения, опосредствованные этой Деятельно­стью. Выделяют еще одно звено групповой структуры, которое определяет аморфные связи между членами группы, которые построены на непосредственных эмоциональных контактах, т.е. не опосредованные совместной деятельностью.

Под внутригрупповой дифференциацией понимают процессы внутригруппового восприятия, разнообразие психологических отношений в группе. Данное явление связано с понятиями внутригрупповой враждебности и внутригруппового фавори­тизма, однако среди этих феноменов необходимо четкое раз­граничение. Например, внутригрупповой фаворитизм Н. Тэджфелл объяснял как распределение денежного вознаграждения между членами своей и чужой групп в пользу своей группы. В более широком смысле это явление выражается в стремле­нии благоприятствовать членам своей группы и проявлении не­гативного, враждебного отношения к представителям других

групп. Межгрупповые отношения могут быть источниками враждебности в условиях взаимодействия групп.

Внутригрупповое предпочтение формируется для сохранения психологического единства как эмоциональная приверженность своему коллективу и определяется привлекательностью своей груп­пы. Личность взаимодействует в группе с другими ее членами, и активность ее проявляется только в успешной, социально престиж­ной и социально поощряемой деятельности. Но активность спада­ет, когда личность оказывается наедине с трудностями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.