Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие № 2




Цели занятия: формирование умений рефлексии происходящего в группе; развитие адекватной самооценки и «Я-концепции»; формирование гуманистической установки по отношению к другим людям; диагностика отношения к наказанию.

Для формирования умений рефлексии и психологической чувствительности каждое занятие должно начинаться с анализа предыдущего. Участникам задают следующие вопросы: кто мысленно возвращался к прошлому занятию; что вспоминали; с какими чувствами шли на сегодняшнее занятие; кто наиболее активно принимал участие в групповой дискуссии; о ком можно сказать, что он был лидером (генератором идей, критиком, «молчуном» и т.п.); что можно сказать об эффективности стиля взаимодействия участников СПТ?

Упражнение 1. « Самооценка». Назначение: развитие адекватной самооценки у осужденных.

Процедура. Участникам раздается перечень 20 личностных качеств на отдельных карточках. Задача каждого — проанализировать эти качества по степени важности (индивидуальная работа).

Затем вся группа приступает к выполнению общего задания. В ходе совместного обсуждения группа должна решить, какое качество является самым важным для человека. Затем выбирается второе по степени важности и т.д. Спорные проблемы обсуждаются вплоть до полного согласия.

После этого участники тренинга сопоставляют свои самооценки с проранжированными группой качествами. Руководитель предлагает участникам обсудить, что происходило в группе во время дискуссии.

Перечень качеств для ранжирования: смелость, энергичность, доброжелательность, терпеливость, грубость, вспыльчивость, трусость, высокомерие, презрительность, жестокость, застенчивость, настойчивость, целеустремленность, уверенность в себе, упрямство, завистливость, общительность, порядочность, мстительность, подозрительность.

Упражнение 2. «Я-концепция». Назначение: развитие адекватных представлений о выполняемых социальных ролях и личностных качествах; развитие рефлексии.

Начало выполнения упражнения психолог предваряет некоторыми пояснениями относительно содержания понятия «Я-концепция», ее важности для понимания себя и других людей26.

Процедура. Возьмите лист бумаги и запишите на нем 10 ответов на вопрос: «Кто я такой?» Сделайте это быстро, записывая свои ответы так, как они сразу приходят в голову. Укажите свою социальную роль (например, осужденный, муж, отец и т.п.), личностные качества и умения (порядочный, волевой, эмоционально не сдержанный, умный, хороший организатор).

Ответьте на этот же вопрос так, как отозвались бы о Вас Ваши родственники (отец, мать, бабушка, жена).

Ответьте на тот же вопрос так, как отозвались бы о Вас Ваши друзья в колонии.

Ответьте на тот же вопрос так, как отозвался бы о Вас начальник отряда.

Нередко осужденные отказываются от письменного выполнения упражнения. В этой ситуации «Я-концепция» может обсуждаться в устной форме.

При анализе «Я-концепции» внимание участников тренинга обращается на следующие вопросы: какие социальные роли для Вас наиболее значимы; в чем сходство и в чем различие всех трех ответов; если есть различия, то как Вы их объясняете применительно к себе; в какой степени Вы ведете себя по-разному с разными людьми и в разных социальных ролях; каким образом эти различия объясняются, исходя из социальной роли и индивидуальных особенностей других людей; какие из пунктов указанной Вами самохарактеристики касались социальных ролей, физических качеств, психологических особенностей?

Упражнение 3. «Обида». Назначение: развитие установки неприятия антигуманных поступков; повышение самокритичности в восприятии своих поступков; диагностика отношения к наказанию.

Процедура. 3адаются вопросы:

какой поступок в отношении Вас был самым несправедливым, обидным;

кто его совершил;

каковы его последствия;

какие чувства Вы испытываете, вспоминая об этой ситуации?

Если в качестве несправедливого отношения к себе осужденные называют наказание к лишению свободы, длительный срок, то уточняется, кто еще придерживается подобной позиции, и тем самым осуществляется диагностика отношения к преступлению и наказанию.

Упражнение 4. «Полезное дело». Назначение: развитие гуманистической установки по отношению к другим людям.

Процедура 1. Вспомните полезное (доброе) дело, которое Вам пришлось сделать для других людей. В чем оно выражалось? Каковы его последствия? Какие чувства Вы испытываете, когда делаете доброе дело для других людей и когда вспоминаете об этом?

Процедура 2. Подумайте, делали ли для Вас доброе и бескорыстное дело другие люди? Кто они? Что Вы испытываете по отношению к этим людям?

Упражнение 5. «Луковица». Назначение: развитие способностей к самоанализу, выделению глубинных и внешних свойств личности.

Процедура. Закройте глаза, расслабьтесь. Представьте себя большой луковицей, состоящей из множества слоев. Снаружи находится тонкая коричневая шелуха. Это ваше внешнее «Я», слой внешних масок и поведения в обществе. Сняв этот слой, наблюдайте появление образа, олицетворяющего другое «Я». Просто наблюдайте этот образ и обратите на него внимание.

Занятие завершается рефлексией психического состояния осужденных.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.