Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие № 5

Цели: овладеть методикой прояснения и изменения жизненных ценностей; прояснить свои жизненные ценности, потребности и внутренние противоречия; внести коррективы в жизненные ценности и социальные потребности.

Упражнение 1. Прояснение жизненных ценностей. Назначение: овладение методикой прояснения жизненных ценностей.

Процедура. Будьте правдивы с самим собой. Ценности довольно трудно выявить, так как о них не принято говорить. Они бывают достаточно смутными и не всегда совпадают с официально пропагандируемыми в обществе. Поэтому, не выявив их, Вы не добьетесь перемен во взглядах.

Запишите на отдельных листах бумаги десять своих жизненных ценностей (т.е. ответьте на вопрос, что для Вас наиболее важно в жизни). Будьте готовы к их обсуждению в группе. Помните, что прояснить свои ценности можно только в результате откровенного обсуждения. Не расстраивайтесь, если Вам самому Ваши взгляды могут казаться непоследовательными.

Обсудите жизнeнныe ценности в группе, обратив внимание на следующие проблемы: какие жизненные ценности являются доминирующими для большинства осужденных; какие сферы жизнедеятельности преобладают при описании ценностей (работа, семья, здоровье и т. д.); изменились ли жизненные ценности за последние годы? В чем изменения выражаются; нет ли противоречий в жизненных ценностях? Есть ли альтернативные; о каких жизненных позициях человека можно сказать на основе жизненных ценностей; всегда ли Вы поступаете (действуете) в соответствии с заявленными ценностями?

После группового обсуждения жизненных ценностей внесите в свой список коррективы, если видите в этом необходимость.

Ответьте на вопрос: способствовало ли данное упражнение прояснению и коррекции Ваших жизненных ценностей?

Проанализируйте, как проходило обсуждение жизненных ценностей в группе, соблюдая правило «здесь и теперь».

Упражнение 2. «Круг субличностей». Назначение: научиться анализировать свои внутренние побуждения.

Комментарий. Субличности (или внутренние голоса) — это побуждения личности. Внутренние побуждения, как живые люди, порой вступают в конфликты и противоречия между собой. Например, конфликт между «мужем» (побуждение быть любящим, примерным семьянином) и «любовником» (нравиться другим, чувствовать себя «настоящим» мужчиной, получать сексуальное удовлетворение и т.п.). Неосознанные противоречия между субличностями разрушают человека. Поэтому необходимо иметь центральный стержень («Я») и четко занимать ту или иную сторону.

Процедура.

1. Перечислите все свои желания. Записывайте все, что приходит Вам в голову. Убедитесь, что Вы включили и то, что у Вас сейчас есть, и то, что Вы хотели бы иметь на свободе. Например, не болеть, иметь высокий заработок, достигнуть успеха (в чем?), купить квартиру, жениться, быть любимым и т.д.

2. Когда в Вашем списке наберется 20 пунктов (или когда Вы почувствуете, что записали все желания), просмотрите список и обобщите их в 5–6 наиболее существенных. Например, «научиться играть в теннис, регулярно плавать, ходить в баню» можно записать как выражение «заниматься спортом».

3. Представьте, что за каждой сферой желаний стоит как бы самостоятельная часть Вашей личности (субличность), и дайте ей название. Например, желанию «чтобы успешно учились дети» может соответствовать субличность «отец», а желанию «чтобы уважали окружающие» — субличность «авторитет» и т.п.

4. Теперь нарисуйте на отдельном листе бумаги круг (на всю страницу). Внутри его круг диаметром 1–2 сантиметра. Эта центральная часть — Ваше «Я». Окружающее кольцо разбейте на сегменты и разместите в них те 5—6 субличностей, которые являются выразителем Ваших желаний.

Раскрасьте для наглядности субличности в разный цвет.

5. Сравните Ваши желания с жизненными ценностями, список которых Вы составили в ходе выполнения других упражнений. Нет ли между ними противоречий?

Упражнение 3. «Диалог субличностей». Назначение: прояснение особенностей каждой субличности.

Процедура. Дайте возможность обнаруженным Вами субличностям пообщаться друг с другом и с Вашим «Я», пусть они «скажут», за что ценят друг друга, почему обижаются и чего хотят.

Дайте возможность каждой субличности сказать несколько предложений, начинающихся словами:

«Мне нравится...»

«Я обижен...»

«Я хотел бы...»

«Мне представляется...»

Упражнение 4. «Психодрама субличностей». Назначение: прояснение противоречий между субличностями.

Процедура. Выберите из группы тех участников, которые будут выполнять роль Ваших субличностей. Дайте им в качестве примера некоторые Ваши диалоги, так чтобы они получили достаточную информацию для организации действия и смогли изображать именно Ваши, а не свои субличности.

Сядьте в центре комнаты и попросите выбранных лиц сесть вокруг Вас. По Вашему сигналу они должны начать говорить с Вами — требовать, угрожать, просить, льстить. Оставайтесь в образе своего «Я», обращая внимание на то, что Вы чувствуете по поводу действий и слов каждого.

Будьте внимательны. Как дирижер оркестра, руками останавливайте (или приглашайте) излишне напористого либо поощряйте и усиливайте робкого.

В заключение скажите каждой Вашей субличности, что Вы чувствовали по поводу ее слов и действий, и расскажите ей о том важном месте, которое она будет занимать в Вашей дальнейшей жизни.

Упражнение 5. «Нарисовать значимый рисунок». Назначение: развитие психологической чувствительности по отношению к членам группы.

Процедура. Ведущий приносит на занятие цветные карандаши или фломастеры. Каждому члену группы выдается лист бумаги и дается задание нарисовать что-нибудь значимое для себя (какую-либо вещь, дом, семью, группу и т.п.). Через 5 мин. каждый участник тренинга передает свой рисунок другому, перед которым ставится задача продолжить рисунок в соответствии с замыслом автора. Через 1—2 мин. ведущий вновь дает команду передать рисунок по кругу. И так делается до тех пор, пока каждый рисунок не возвратится к тому, кто его начинал.

После этого каждый участник тренинга комментирует, насколько группе удалось «уловить» замысел его рисунка и продолжить картину.

Дополнительные вопросы: что Вы чувствуете, глядя на свою картину; что из дорисованного наиболее соответствует Вашим замыслам и вкусам?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Занятие № 4 | Занятие № 6. Цели: прояснение своих жизненных целей и средств их достижения; разработка личного жизненного плана; развитие уверенности в возможности достижения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.