Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие № 6. Цели: прояснение своих жизненных целей и средств их достижения; разработка личного жизненного плана; развитие уверенности в возможности достижения

Цели: прояснение своих жизненных целей и средств их достижения; разработка личного жизненного плана; развитие уверенности в возможности достижения поставленных целей.

Упражнение 1. «Технология прояснения жизненных целей». Назначение: прояснить свои жизненные цели и средства их достижения.

Процедура. Возьмите лист бумаги, карандаш и вверху запишите цель, которую Вы хотите достичь на свободе. Затем разбейте лист на четыре колонки, как показано ниже.

Цель, которую я хочу достигнуть...

Положив перед собой этот лист бумаги, расслабьтесь и сконцентрируйте внимание на цели.

Начните с обдумывания всех шагов, которые Вам необходимо предпринять для достижения этой цели. Не пытайтесь оценивать, насколько важны эти действия. Просто запишите все, что Вам приходит на ум, в первую колонку («Что мне нужно сделать»). Продолжайте выдвижение идей, пока Вы не почувствуете, что записали их полностью.

Теперь посмотрите на каждое действие, которое Вам необходимо выполнить, и напротив него во второй колонке перечислите все необходимые средства (деньги, знания, личностные средства, друзья и т. п.). Не пытайтесь обсуждать или оценивать Ваши мысли, просто запишите их.

Перейдите к колонке «Порядок выполнения». В ней последовательно пронумеруйте действия, перечисленные в первой колонке. Начинайте с того, которое Вы намерены выполнить первым, затем присвойте номер второму, третьему и т.д. Если Вы не уверены в последовательности или думаете, что будете выполнять некоторые действия в одно и то же время, присвойте им одинаковые номера.

Вновь посмотрите на действия в первой колонке и как можно быстрее оцените их по степени важности, поставив в четвертой колонке («Важность действия») соответствующий знак: А — очень важно; В — важно; С — выполнить, если будет возможность.

Упражнение 2. Прогноз жизненной ситуации после освобождения. Назначение: разработка личного жизненного плана и прогноз возможностей его реализации.

Процедура. На основе приведенного ниже перечня вопросов, относящихся к различным сферам жизнедеятельности, оцените свою ситуацию при освобождении из ИУ.

Работа

Имею ли я четкие представления, где и кем буду работать после освобождения?

Поможет ли моя работа (профессия) в достижении различных жизненных благ?

Какую работу я хочу выполнять через 5–10 лет? Есть ли у меня энтузиазм и стремление к работе (мотивация)?

Что является для меня мотиватором сейчас? А через 5 лет? Каковы сильные–слабые стороны моей мотивации?

Отвечает ли ожидаемая работа моим личным потребностям?

Экономическое положение

Удовлетворен ли я своим экономическим положением? Есть ли у меня долги? Каковы мои потребности в деньгах?

Какие меры я смогу принять для улучшения экономического положения (кредит, «подработка», помощь друзей и др.)?

Физическое и психическое состояние

Какова моя общая форма?

Прохожу ли я регулярно обследование?

Часто ли болею?

С чем это связано?

Занимаюсь ли регулярно оздоровительным спортом?

Достаточно ли я сплю?

В норме ли мой вес?

Не склонен ли я к употреблению алкоголя?

Какие меры я могу принять для улучшения своего физического состояния (сейчас и после освобождения)?

Какое настроение у меня преобладает?

Что меня больше всего тревожит (раздражает)?

Могу ли я управлять своим психическим состоянием?

Взаимоотношения с окружающими

Есть ли у меня друзья?

Широк ли их круг?

Как я забочусь о дружеских отношениях в колонии?

Поддерживаю ли я контакт с друзьями на свободе?

Искренне ли я интересуюсь мнением и точкой зрения других?

Как я учитываю точку зрения других?

Интересует ли других мое мнение?

Навязываю ли я другим свои мысли и мнение?

Умею ли я слушать?

Умею ли я ценить людей, с которыми общаюсь?

Как это проявляется?

Как я себя веду в конфликтной ситуации?

Общекультурное и профессиональное саморазвитие

Развиваю ли я себя постоянно тем или иным способом?

Читаю ли я регулярно газеты, еженедельные издания, специальную (профессиональную) и художественную литературу?

Слежу ли за новостями дня по газетам, радио, телевидению?

Освоил ли я новые профессии?

Занимаюсь ли развитием своих личностных качеств?

Участвую ли в художественной самодеятельности?

Семейная жизнь

Понимаю ли я значение семьи?

Устраивает ли меня моя семейная ситуация на сегодняшний день?

Изменится ли она в ближайшие годы после освобождения?

Уделял ли я достаточно времени своей семье?

Есть ли в моей семье общие увлечения?

Знаю ли я хорошо членов своей семьи — их потребности, мнения, интересы?

Смогу ли я создать и поддерживать в своей семье открытую и душевную атмосферу?

Как я смогу развивать свою семейную жизнь?

Ответы на поставленные вопросы должны помочь Вам глубже осознать свою жизненную ситуацию и составить личный план рабочей (служебной, творческой и т. п.) карьеры и развития.

Упражнение 3. «Три года». Назначение: уточнение жизненных планов с учетом кризисной ситуации.

Процедура. Упражнению должна предшествовать непродолжительная релаксация. Следите за своим дыханием: оно должно быть ровным, естественным. Фиксируйте вдох, выдох, отмечайте попутно, какие части Вашего тела движутся, когда Вы дышите. Заметьте, где Ваше тело касается кресла, стула. Не напрягайтесь, пусть кресло само «держит» Ваше тело.

Представьте себе: Вы узнали, что Вам осталось жить три года (все это время Вы будете совершенно здоровы). Какова Ваша первая реакция на это известие? Начали ли Вы сразу строить свои планы или разозлились, что Вам отпущено так мало времени?

Вместо того чтобы испытать ненависть в связи с тем, что «меркнет свет», или завязнуть в трясине фантазий о деталях надвигающейся смерти, решите лучше, как Вам хочется провести эти годы. Где бы Вы хотели их прожить? С кем? Хотите ли Вы работать или учиться? Что обязательно нужно успеть сделать за это время?

После того как Ваше воображение построит картину жизни в течение этих трех лет, сравните ее с той жизнью, которой Вы живете сейчас. В чем сходство между ними? В чем отличие? Есть ли в этой воображаемой картине что-то, что Вы хотели бы включить в Вашу нынешнюю жизнь?

Теперь хорошо осознайте, что предположение о Вашей смерти через три года — это только игра воображения, которая понадобилась, чтобы выполнить упражнение. Отбросьте эти мысли. Однако оставьте от этой игры то, что Вам подходит и что Вы хотели бы сохранить. Запишите, какой опыт Вы приобрели, выполняя это упражнение.

Упражнение 4. «Идеальная модель». Назначение: формирование уверенности в достижимости поставленной цели.

Процедура. Представьте себе жизненную цель, которую Вы стремитесь достигнуть.

Выберите личное качество, свойство, которое, как Вам кажется, поможет на данный момент реализовать выбранную цель в жизни.

Теперь представьте, что Вы обладаете этим качеством в высочайшей степени его чистоты и интенсивности. Дайте образу оформиться во всех деталях. Этим качеством проникнуты Ваши взгляд, поза и выражение лица (образ может быть вначале нестабильным, «мерцать» и исчезать). Удерживайте этот образ некоторое время, поощряя возрастающее выражение выбранного Вами качества.

Представьте проникновение в это качество, Ваше слияние с ним подобно переодеванию в новую одежду. Проникнувшись образом, почувствуйте, что это качество становится частью Вас. Представьте, каким ощущением сопровождается обладание этим качеством. Почувствуйте, что оно просочилось через Ваше тело, через каждую Вашу клетку, течет в каждой вене, наполняя Вас. Представьте, что это качество пропитывает и Ваши чувства, образ мышления и мотивы.

Наконец, представьте себя в одной или нескольких ситуациях повседневной жизни, проявляя избранное качество в большей степени, чем имели до этого. Представляйте эти ситуации в динамике со всеми деталями.

В заключительной части занятия проанализируйте свое самочувствие. Ответьте на вопрос: чем Вас обогатила сегодняшняя встреча?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Занятие № 5 | Занятие № 7. Цель: развитие умений делового общения в жизненно значимых ситуациях
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.