Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Радикальная терапия

Если вкратце остановиться на описании технологии радикальной работы с подростками, то она основывается на нескольких допущениях. Во-первых, для описания поведения подростков-делинквентов по аналогии с зоной ближайшего развития используется понятие «зона разобранной мозаики» (термин введен Taylor) – в мозаику не складывается тот опыт, который не осознан, не выражен словами и не обобщен в позитивной манере. Во-вторых, терапия не может быть монологом подростка или диалогом между подростком и терапевтом – это диалог между подростком и обществом, пусть этот диалог приведет к тому, что подросток станет отрицать общественные нормы, важно осознание и преобразование зоны несобранной мозаики в уже собранную. В-третьих, терапия не должна отгораживать подростка от внешнего мира, но должна так или иначе создавать иммунитет от внутреннего диалога между противоречащими тенденциями, внушенными обществом (в том числе, компанией, криминальной средой, массовой культурой и т.д.).

Подросток, который попадает в тюрьму, страдает от изоляции еще до того, как становится заключенным – в начале происходит изоляция от понимания значимых людей, а потом и от самопонимания. В тюремном заключении воспоминания об отношениях со значимыми людьми столь болезненны, что происходит только усиление эффекта несобранной мозаики. Чего в условиях несвободы не формируется - так это совладающей стратегии относительно своих деструктивных переживаний. Тюремное заключение не позволяет подростку решить конфликт между внешним и внутренним мирами (Winnicot) и между стремлением реализовать себя и остаться в мире среди людей.

Упрощенная картина мира подростка, который имеет не только отрицательный опыт, но замалчивает его и не собирает в целую мозаику, включает простые типы персонажей: злодеи и герои, жертвы и насильники. Радикальный подход противопоставляет себя гуманистическому, считая главной ошибкой гуманистически ориентированных терапевтов (в том числе, и представителей терапии реальностью) акцент на понимании себя, тогда как подросток прежде желает, чтобы его поняли (без этого опыта понимания другим он не сможет понять себя) – кто-то должен извне дать подростку опыт понимания.

В радикальном подходе происходит ре-концептуализация основных понятий и принципов терапии. Главным вопросом радикального подхода становится выбор «Страшно жить – страшно не жить»: что окажется менее страшным в данный момент для подростка – от этого выбора и зависит его будущее. Сопротивление терапии рассматривается как страх открыть свой ящик Пандоры, из которого выйдет, все что так тщательно было туда упрятано. Поэтому важно расположить подростка строить приоритеты в обсуждении, ведь любой выбор в пользу чего-то означает минимизацию внимания к чему-то другому, и это другое перестает быть анонимным. Контрперенос – не только относительно проблем клиента и проблем идентичности с клиентом, но всего, что составляет суть взаимодействия клиента и терапевта (клиент движется в сторону решения проблемы и складывания мозаики только тогда, когда сам терапевт в ходе работы «разбирает» свою мозаику и складывает ее заново). Только если терапевт говорит, что не наблюдает контрперенос, имеет смысл говорить о том, что контрперенос – проблема, пока терапевт осознает наличие контрпереноса, это не проблема, но ресурс для развития ситуации. По мнение сторонников радикального подхода, терапевт неизбежно теряет свою идентичность в процессе работы – именно за счет такого разрушения и восстановления и осуществляется процесс реабилитации. Основные дилеммы интеграции освободившихся в рамках данного подхода приобретают новые смыслы. Например, соотношение профессиональной и волонтерской помощи в радикальной модели предполагает выстраивание партнерских отношений с клиентом и признание за ним права на выбор. Именно поэтому сторонники радикального подхода часто получают доступ к тем подросткам, которые уклоняются от всякого про-социального влияния.

«Жилая группа» предназначена для формирования у осужденных навыков жизни в коллективе. Поэтому в каждой из них по 8–11 человек. С группой работает команда специалистов, в составе которой социальный работник и сотрудник общей службы исполнения наказаний. Им также оказывают помощь психологи учреждений. Еженедельно в «жилой группе» коллективно обсуждаются проблемы, конфликты, которые возникали в результате совместного проживания, устанавливаются подходящие типы поведения в конфликтных ситуациях. Таким образом, «жилая группа» является как бы социальным учебным полигоном для осужденных.

Консультационные пункты ведут работу по следующим направлениям:

Работа с общественностью. Чтобы осужденные могли понимать и осознать необходимость своей социализации, используются следующие методы:

– влияние на общественное мнение через средства массовой информации;

– проведение криминально-политических мероприятий, например работа с насильственными преступниками;

– привлечение лиц, работающих на общественных началах.

Шефская работа стала неотъемлемой частью работы с осужденными в тюрьмах. Она помогает осужденным восполнить дефицит социальной зрелости, уменьшить или устранить отдельные проблемы, способствует обучению или развитию профессиональных навыков, подготавливает к жизни на свободе, оказывает помощь в первое время после освобождения.

В тюрьмах земли Северный Рейн-Вестфалия из 1 700 шефов 1 300 работают очень активно. К шефской работе допускаются лица, которые имеют возможности и способны помочь осужденным вести жизнь после освобождения без правонарушений, с социальной ответственностью. Они должны быть не моложе 21 года. Предпочтение отдается тем претендентам, у которых есть опыт социальной работы и готовность помогать осужденным лично не только до, но и после их освобождения. Шефами могут стать и бывшие осужденные, если с момента их освобождения прошло не менее двух лет и они не состоят на учете как поднадзорные или условно-досрочно освобожденные. В отличие от государственной помощи, шефы руководствуются в работе другими принципами. Их работа строится на принципе добровольности по отношению к осужденным, дистанционности по отношению к государственным институтам и личной заинтересованности. Они не обладают распорядительными полномочиями и не осуществляют контрольных функций. Эти факторы снимают или, по крайней мере, снижают недоверие осужденных.

В организации шефской работы должны учитываться требования Закона об исполнении наказаний. Она не выполняет административных функций. Ее задача – оказать помощь осужденным совместно с сотрудниками учреждения.

Привлечение шефов рассматривается как дополнительная помощь в работе уголовно-исполнительной системы по ресоциализации осужденных, а также как реальная возможность для устранения предвзятого общественного мнения об осужденных и формирования установки на совместную ответственность по включению преступников в жизнь общества.

Государство оказывает шефской работе финансовую поддержку. С разрешения Управления юстиции шефам для их работы выдаются согласно бюджету определенные суммы денег.

Для информирования лиц, интересующихся шефской работой, в уголовно-исполнительной системе издается специальный буклет, который можно получить в любом учреждении, исполняющем наказания в виде лишения свободы. Из числа сотрудников учреждения назначается ответственный за работу с шефами. С целью обмена опытом по данной работе для шефов и сотрудников учреждений организуются (кроме бесед в учреждениях) семинары и иные мероприятия, ежегодно проводимые евангелистской академией в г. Мюльхайме.

Шефская работа как часть свободной благотворительной помощи осуществляется поэтапно:

– целенаправленная работа с общественностью по стимулированию интереса и принятию идеи помощи осужденным;

– агитация и вербовка лиц, заинтересованных в шефском сотрудничестве с организациями свободной благотворительной помощи осужденным;

– обучение заинтересованных граждан;

– сопровождение, поддержка и консультирование шефов посредством личного привлечения их к работе в союзах свободной благотворительной помощи осужденным.

Эти задачи решаются при проведении следующих мероприятий:

– подбора квалифицированных штатных работников, создания проектов, обществ, союзов свободной благотворительной помощи осужденным;

– образования рабочей группы по обучению этих людей;

– сопровождения, поддержки, информирования и обучения этих лиц в рамках рабочих заседаний штатными и благотворительными органами;

– подготовки информационно-агитационных материалов для привлечения шефов;

– составления наставлений и пособий по шефской работе с осужденными.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Терапия реальностью | Реабилитации осужденных
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.