Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Терапия реальностью




Социальаная терапия

Основное различие подходов состоит в целях и технологиях работы. Терапия реальностью обращена к настоящему подростка, а радикальная помощь – к прошлому и будущему. Терапия реальностью располагает подростка принять нормы общества, пусть пережив разочарования в своих идеалах и иллюзиях, а радикальная работа может способствовать тому, что подросток станет независимым от общественного влияния. Если терапия реальностью может осуществляться и в ходе пребывания в колонии сотрудником колонии (именно этот подход применяют западные специалисты), то радикальная работа используется по преимуществу специалистами за пределами колонии, но с осужденными подростками.

Последователи данной стратегии выделяют две общие характеристики тех, кто имеет различные проблемы, в том числе, и подростки с криминальным поведением. Во-первых, нет понимания и принятия своих потребностей, а также и возможности удовлетворить их. «Существует прямая пропорциональность между тем, как мало человек проникается своими потребностями, и тем, насколько жизнь человека переполнена проблемами» Во-вторых, среди потенциальных клиентов социальных служб доминирует отрицание реальности. Например, отрицание правил общества приводит к совершению правонарушений, а отказ принять противоречия и необходимость их преодолеть – к употреблению наркотиков и т.д.. Соответственно, Glasser полагал, что «Терапия будет успешна только в том случае, если клиент откажется от непринятия реальности – клиент не просто принимает свои потребности, но вместе с ними принимает рамки, в которых потребности могут быть реализованы».

Терапия реальности не столько направлена на то, чтобы клиенты столкнулись с реальностью лицом к лицу, сколько на то, чтобы человек принял свои потребности. Для этого, по мнению Glasser, важно иметь как тех, кто на стороне клиента, так и тех, кто занимает противоположную позицию. Если в окружении индивида нет тех, кто занимает такую критическую позицию, – человеку довольно трудно понять, чего же он хочет. Отношения критик – клиент могут быть реализованы в детско-родительских системах, взаимодействии педагога и воспитуемого, вовсе не обязательно, чтобы критик и критикуемый находились в тесных эмоциональных или физических отношениях. Есть только одно требование - критики должны быть в ладах с реальностью и принимать ее. Хорошим примером терапии реальностью становится профориентационная игра «Человек – Судьба - Черт» Н.С. Пряжникова – в которой функция критика выделена в отдельную роль черта, провоцирующего подростка сомневаться в своих намерениях[1].

Терапия реальности делит потребности на физиологические и психологические. В большей степени терапия сосредоточена на двух психологических потребностях: потребности любить, быть любимым и потребности быть оцененными по достоинству самим собой и другими. В любом обществе есть люди, которые отчуждены от этих потребностей.[2] Поэтому терапия реальностью становится успешной методикой помощи подросткам, имеющим проблемы во взаимодействии с членами семьи. Тренинг временной перспективы для подростков в местах лишения свободы основывался на проработке целей и смыслов жизни подростка, в том числе, и обсуждении вклада семьи[3]

Обучение приемам понимания и принятия своих потребностей – процесс, который не может быть остановлен. Терапия реальностью полагает, что человеку свойственно разочароваться в самых лучших и осмысленных идеях – нет такой деятельности, нет такой привязанности и нет таких отношений, которые рано или поздно не заставили бы человека разочароваться и почувствовать, что ради этого не стоит жить дальше. Принятие этой идеи составляет «конечную станцию» терапии реальностью. Обсуждение этой идеи возможно, например, в ходе просмотра и обсуждения мультфильмов «Мадагаскар»[4] и «Лесная братва».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.