Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Встречи 5, 6




Проектирование средств общения

Цели: отработка эффективных средств общения; отработка умений анализировать себя, ситуацию и другого в ситуации общения; формирование умений анализа мотивации своего поведения и поведения других.

Примечание для психолога

На этих встречах группа приступает к отработке наиболее значимых для психологической деятельности средств общения: эмпатического понимания, умения давать обратную связь.

Обратная связь представляет собой информацию о таком влиянии нашего поведения на других людей, которое мы не осознаем. Обратная связь осуществляется, когда один человек или группа сообщают о своих реакциях на поведение других с целью помочь им откорректировать его. Необходимо отличать интерпретацию от обратной связи. Интерпретации могут быть неправильными или находиться под влиянием проекций интерпретатора. Обратная связь есть выражение того, как один человек реагирует на другого.

Информирование связывается с материалом группы и иллюстрируется примерами из жизни группы, в частности, возникающими при проведении обратной связи (анализ проективного письма, написанного одному из членов группы). Делается это в том случае, если адресат ознакомился с текстами писем. Идет обсуждение следующих вопросов: что неожиданного для себя ты нашел в этих письмах; есть ли у тебя желание уточнить какие-либо мысли, высказанные в письмах, и т.д.

Обратная связь должна быть утверждена другими членами группы. Должна существовать ясность в отношении того, является ли она восприятием лишь одного человека или оно разделяется другими.

Назначение:

отработка умений активного слушания;

выявление индивидуальных особенностей общения членов группы.

Процедура может начинаться с разыгрывания ситуаций, которые не связаны с психологической деятельностью, но позволяют членам группы более свободно играть, настраиваться на новый жанр работы.

Примеры ситуаций для разыгрывания:

Четыре пассажира оказались в одном купе поезда. Возникла необходимость познакомиться, завести и поддержать разговор;

Два незнакомых человека сидят за одним столиком в кафе или на одной скамейке в саду.

После того как группа свободно ведет себя в играх, можно приступать к проигрыванию психологических ситуаций. Ситуации предлагаются членами группы. В случае затруднения психолог предлагает свои варианты.

После этого психолог анализирует происходящее, обращая внимание прежде всего на приемы активного слушания.

А. Ролевые игры на выявление скрытого мотива общения

Б. Ролевые игры с конфликтным содержанием

В игре участвуют два человека. Задача первого – понять, что привело собеседника к нему, каковы истинные причины его обращения. Для этого необходимо организовать эффективное общение. Ситуацию придумывает тот участник, который приходит к первому. В общих чертах он описывает ее первому. Желательно, чтобы ситуация была из жизни участника.

Примечания для психолога

Условия игры даются в общих чертах, детали предшествующих событий, глубинные мотивы участников известны, их необходимо выяснить по ходу игры. Такой вариант игры позволяет участнику проявить свои индивидуально-психологические особенности, обнаружить скрытую мотивацию поведения. Это также требует наблюдательности, способности точно понимать ситуацию и собеседника, умения вносить коррективы в свое поведение.

В ролевой игре целесообразно использовать элементы психодрамы:

мысленное создание обстановки, в которой будет проходить игра; разделить групповое пространство на «сцену» и «зрительный зал»;

монолог – выражение «тихо в сторону» скрытых внутренних мыслей и чувств протагониста – главного действующего лица;

вспомогательные «Я» – несколько участников группы по ходу игры имеют право высказывать свои суждения, гипотезы и выражают чувства, которые затрудняется выразить протагонист;

обмен ролями – во время игры ведущий предлагает обменяться ролями. Это делается прежде всего для того, чтобы отнестись эмпирически к переживаниям другого, встать на его точку зрения. Эти приемы трудны для освоения, поэтому психологу нельзя торопиться с их использованием. Вводят их постепенно, иллюстрируя примерами.

Пятая и шестая встречи требуют от участников большого напряжения, поэтому психолог должен иметь в запасе несколько психогимнастических игр с релаксационной направленностью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 264; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.