Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация работы с семьей заключенного

КЕЙС-менеджмент Следовательно, критерием уровня надзора выступает величина риска совершения повторного преступления, которая определяется в процессе кейс-менеджмента. Кейс-менеджмент представляет собой «динамичный, хорошо скоординированный, целенаправленный и гибкий оценочный подход. Он включает весь комплекс услуг, имеющихся в окружении несовершеннолетнего, которые могут быть направлены на удовлетворение его потребностей в реабилитации и реинтеграции. Кейс-менеджмент является руководством для вмешательства, призванного уменьшить риск повторных правонарушений и обеспечить качественную заботу о подростке путем последовательного планирования, осуществления и прекращения предоставления услуг в рамках приговора суда по делам несовершеннолетних» [3].

ОПЫТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Пенитенциарная среда характеризуется насыщенностью стрессогенными факторами (материальные лишения, ограничения в удовлетворении сексуальных и других потребностей, разрыв устоявшихся личностных связей, ограничение свободы, постоянные и сильные воздействия на индивида со стороны асоциально настроенных лиц, часто занимающих ведущее положение в условиях лишения свободы). Для мест лишения свободы характерно большое количество людей с психическими аномалиями (олигофрения, донозологические формы различных психических заболеваний), легко и массово возникают их декомпенсации.

После психодиагностики психолог проводит психологическое консультирование. Это помощь осужденному в поиске решения проблемной ситуации. Осужденные обращаются в основном по таким поводам: смерть близких родственников, развод с супругой, самопознание, конфликты (межличностные и внутренние), различные жизненные кризисы.

Основные задачи консультирования:

эмоциональная поддержка, внимание к переживаниям осужденного;

изменение отношения к проблеме (от «тупика» к «выбору решения»);

повышение ответственности, развитие реалистичности, творческий подход в жизни, к жизни.

Этапы психологического консультирования:

установление контакта;

предоставление осужденному возможности выговориться;

эмоциональная поддержка;

совместная переформулировка проблемы;

заключение динамического контракта (организационные вопросы, ответственность, выявление и коррекция

нереалистических ожиданий осужденного);

выработка возможных вариантов решения проблемы;

выбор оптимального для осужденного варианта;

закрепление мотивации и планирование реализации выбранного решения (прямая поддержка либо парадоксальная «критика и сомнения» психолога);

завершение консультирования с предоставлением права повторного обращения при необходимости либо назначение поддерживающей встречи.

В качестве основного инструмента для проведения кейс-менеджмента выступает метод структурированной оценки риска совершения повторных правонарушений несовершеннолетними «Оценка риска и потребностей» (ОРП). Этот метод позволяет оценить именно те характеристики и потребности несовершеннолетнего, которые по результатам научных исследований непосредственно связаны с вероятностью повторных правонарушений. Использование ОРП и реализация его результатов осуществляются в соответствии с тремя принципами вмешательства

Принцип риска устанавливает прямо пропорциональную зависимость между величиной риска совершения повторного правонарушения и интенсивностью надзора.

Принцип потребностей определяет соответствие оказываемых услуг криминогенным потребностям правонарушителя. Под криминогенными потребностями в данном контексте понимаются те потребности несовершеннолетнего, удовлетворение которых криминальным путем послужило причиной правонарушения. Изменение этого типа потребностей или формирование у подростка установки на их социально приемлемую реализацию и является целью реабилитации подростка.

Принцип реактивности подразумевает соответствие видов помощи индивидуальным склонностям, возможностям и жизненным обстоятельствам правонарушителя.

Использование ОРП позволяет не только определить степень риска совершения несовершеннолетним повторных правонарушений, но и выделить те потребности, удовлетворение которых будет способствовать его ресоциализации. ОРП рассматривает факторы риска криминальной активности несовершеннолетних, проявленные в следующих сферах:

криминальный опыт (прошлые и настоящие правонарушения);

семейные обстоятельства;

образование и трудовая занятость;

отношения со сверстниками;

злоупотребление психоактивными веществами;

организация досуга;

личностные особенности;

социальные установки и ценности.

 

Этот перечень охватывает большую часть базовых и актуальных потребностей несовершеннолетних и позволяет оценить степень их удовлетворения, а также уровень криминальности способов их удовлетворения в прошлом. Неудовлетворение наиболее значимых потребностей, таких как потребности в пище, жилье, заботе и внимании со стороны взрослых, медицинском обслуживании, обучении и некоторых других, приводит к проблемам и трудностям в развитии ребенка, а затем и молодого человека, некоторые из которых уже не могут быть нивелированы полностью или восполнены в ходе дальнейшего развития. Зачастую именно эти проблемы являются причинами противоправного поведения несовершеннолетних и их необходимо учитывать, как при определении степени риска повторных правонарушений, так и при формировании реабилитационных программ. Вынесение криминального опыта подростка на первую позицию в рассмотрении указывает на первоочередное влияние этого фактора на риск совершения повторных правонарушений, прежде всего потому, что указывает на неслучайный характер данного правонарушения. Криминальный опыт подростка может свидетельствовать об отсутствии у него навыков и возможностей социально приемлемого удовлетворения потребностей (например, отсутствие образования и возможности найти работу) или о его действительной включенности в жизнь криминального мира, а значит, о наличии соответствующих установок и ценностей. Реальное положение дел в этом вопросе как раз и выясняется при помощи ОРП.

 

Кроме определения факторов, способствующих риску совершения повторных правонарушений, ОРП позволяет определить и классифицировать факторы, которые могут оказать помощь в процессе реабилитации и ресоциализации.

 

Этот инструмент может быть использован на различных стадиях работы с несовершеннолетними правонарушителями. В данном исследовании представлен опыт его использования в психокоррекционной и воспитательной работе с несовершеннолетними осужденными, отбывающими наказание в Азовской воспитательной колонии (Ростовская область).

 

Первичное использование ОРП в воспитательной колонии производится при психодиагностическом обследовании воспитанников сразу после их поступления. В сочетании с результатами психодиагностического обследования это позволяет прогнозировать психологическую причину совершения преступления и риск повторных правонарушений в будущем. В качестве возможных психолого-социальных причин совершения преступления можно назвать следующие:

сознательные антисоциальные установки личности;

бессознательные или частично осознаваемые антисоциальные наклонности личности;

неравновесное психологическое состояние личности;

наличие акцентуированных криминально значимых свойств личности;

наличие актуальных личностных потребностей, удовлетворение которых некриминальным путем вызывает трудности.

 

Определение возможной психологической причины совершения преступления позволяет пенитенциарному психологу определить основное направление психокоррекционной работы, которая должна быть направлена именно на минимизацию факторов, послуживших причиной правонарушения. Наличие структурированной оценки степени удовлетворенности основных потребностей воспитанника позволяет определять направление проводимой с ним воспитательной работы и также должно учитываться при его обучении и профессиональной деятельности в условиях учреждения исполнения наказания.

 

Повторное обследование воспитанников с использованием ОРП осуществляется при наступлении срока подачи документов на условно-досрочное освобождение. В этом случае результаты обследования приобщаются к документам, направляемым в суд, и могут быть использованы при принятии судебного решения. При этом решение может быть принято не только в пользу защиты общества от криминально активных молодых людей, но и в пользу обеспечения возможности реализации базовых потребностей освобождающихся несовершеннолетних путем принятия необходимых частных определений суда.

 

Обследование воспитанников с использованием ОРП осуществляется за три месяца до освобождения. Это позволяет психологам, воспитателям и социальным работникам колонии подготовить программу ресоциализации воспитанника с привлечением к участию в ней соответствующих государственных учреждений и общественных организаций. На сегодняшний день такие программы реабилитации исчисляются единицами и представляют собой скорее исключения из правила, а не правило. Ювенальная юстиция в России делает только свои первые шаги, тем не менее уже сегодня некоторые несовершеннолетние правонарушители получили возможность индивидуального подхода к своим проблемам. С января 2004 г. в 14 судах Ростовской области введены помощники судей с функциями социального работника, созданы 15 прообразов будущих ювенальных судов, в том числе три модельных ювенальных суда, которые тесно взаимодействуют с органами исполнительной власти, учреждениями исполнения наказания и органами профилактики подростковой преступности. В тех районах области, где это взаимодействие действительно налажено, и освобождающиеся подростки получают социальное сопровождение, уровень рецидива снизился на 4–7% [4]. В рамках осуществления пилотного проекта по формированию в Ростовской области института пробации (уголовной опеки), которая позволит осуществлять процесс кейс-менеджмента, проводится адаптация метода структурированной оценки риска совершения повторных правонарушений несовершеннолетними «Оценка риска и потребностей» к использованию в российских условиях.

 

Для эффективной подготовки воспитанников к освобождению разработана специальная программа их социальной реабилитации.
Цель программы – подготовка освобождающихся воспитанников к успешной адаптации вне колонии.
Задачи:
1. Информирование о современной жизни вне колонии.
2. Знакомство с правилами поведения в общественных местах и в повседневной жизни.
3. Формирование важнейших социальных навыков.
4. Помощь в трудоустройстве.
5. Обучение межличностному общению вне колонии.
6. Воспитание психологической готовности противостоять негативному социальному окружению.
Основные направления реализации программы:
1. Информационное.
2. Социальное.
3. Трудовое.
4. Психолого-педагогическое.
Пути реализации программы
Информационное направление реализовывается в ходе организации лектория.
Темы лекций:
1. Экономическое положение в стране и регионе.
2. Цены на основные продукты, предметы одежды и быта на рынках и в магазинах.
3. Прожиточный минимум и средние размеры зарплаты в разных отраслях хозяйства.
4. Политическое положение в стране и мире.
5. Образовательная система страны.
6. Военная реформа и воинская служба в наши дни.
7. Система социальной защиты населения.
8. Современная мода в одежде, обуви, предметах быта.
Социальное направление состоит в проведении теоретических и практических занятий, направленных на знакомство с необходимыми знаниями, овладение основными социальными навыками. Воспитанники осваивают следующие знания и навыки:
1. Приготовление пищи.
2. Поведение в общественных местах и в повседневной жизни.
3. Обращение с бытовыми приборами.
4. Посещение магазинов, рынков, произведение покупок.
5. Ведение домашнего хозяйства, планирования бюджета.
6. Примерки и приобретение одежды, обуви, условия их хранения и ухода за ними.
Трудовое направление включает следующие моменты:
1. Изучение спроса на рабочую силу в различных сферах хозяйства.
2. Освоение конкурентоспособной профессии в ПТУ.
3. Знакомство с правилами приема на работу, поведением на предприятии, рабочем месте.
4. Заключение договоров с предприятиями о приеме на работу освобождающихся воспитанников.
5. Знакомство с основами предпринимательской деятельности.
6. В случае отсутствия жилья поиск мест в общежитии или на квартире.
Психолого-педагогическое направление реализуется в ходе лекционных и связанных с ними тренинговых занятий по следующей тематике:
1. Опасность наркомании.
2. Пьянство – путь к алкоголизму.
3. СПИД – расплата за мнимые удовольствия.
4. Результат венерических заболеваний – импотенция и бесплодие.
5. Незаслуженного богатства не бывает.
6. Сквернословие – атрибут слабого человека.
Параллельно с лекционными занятиями следует проводить тренинги, направленные на противодействие пагубным привычкам. Ребята обучаются умению стать независимыми, отказаться от предложения выпить или принять наркотик. Они осваивают нормативную лексику, учатся заменять бранные слова, тюремный жаргон нормальными терминами.

Программы примирения жертвы и правонарушителя направлены на создание условий по преодолению последствий преступления силами самих участников криминальной ситуации. При этом с помощью ведущего достигается взаимопонимание по поводу произошедшего, причин его вызвавших и последствий для потерпевшего; принимается и исполняется соглашение о возмещении ущерба правонарушителем, а также план по изменению поведения участников, способствовавшего возникновению криминальной ситуации.

Подобная деятельность позволяет:

содействовать разрешению криминальной ситуации путем привлечения к активному участию в этом процессе и пострадавшего, и нарушителя;

создать условия для сравнительно быстрого возмещения вреда потерпевшей стороне;

выразить чувства участников, снять психологические последствия правонарушения - освободиться от ролей?жертвы¦ и?клейменого преступника¦;

превратить столкновение между людьми в конструктивный процесс решения их проблем;

вразумить нарушителя, привести его к осознанию им своей ответственности за нанесенный вред.

Программа примирения в семье. Такие программы направлены на преодоление несправедливости во внутрисемейных отношениях, поскольку именно в дисфункциональности семьи нередко заложены причины криминальной активности подростка. В этом случае ставится задача на преодоление разрушительных в целом для семьи взаимодействий ее членов. Кризис семьи может потребовать и более глубоких форм, таких, например, как семейная терапия, но программа примирения даст возможность сделать шаг членам семьи по осознанию необходимости собственных усилий и изменению стратегий поведения в ситуации.

Семейные конференции - это такая программа восстановительного правосудия, в которой семья совместно с ребенком-правонарушителем берет ответственность за выход из криминальной ситуации и изменение его поведения.

Круги заботы проводятся в случаях, когда фактически разрушена или отсутствует семья. В этой ситуации необходимо создавать некоторый эквивалент первичной социальной среды, поддерживающей ребенка. Ведущий круга заботы должен инициировать серию встреч с теми кто может оказать подростку поддержку и заботу (это могут быть родственники, учителя, сверстники, коллеги с места работы, местные активисты работы с детьми, руководители кружков или секций и др.) В результате таких встреч должна быть совместно выработана программа реабилитации, где прописываются взаимосвязанные мероприятия по оказанию помощи ребенку. Важную роль в кругах заботы играют школьные специалисты - психологи и педагоги, поскольку от них во многом зависит реализация программы реабилитации.

Общественные и школьные конференции - более массовые программы ВП. Они необходимы тогда, когда ситуация затронула достаточно большое количество участников и когда необходимо нормализовать отношения между ними. Сторонами в конференции выступают группы людей или человек и группа. Стандартной ситуацией для проведения общественных или школьных конференций является решение вопроса об исключении ученика из учебного заведения в связи с систематическим срывом им занятий или прогулами. "Восстановительное правосудие, - по мнению специалистов, - в состоянии предложить лучший выход при практическом решении сложных дисциплинарных проблем, чем исключение из школы или отстранение от занятий?трудных¦ подростков". Такие конференции помогают также при разрешении затяжных конфликтов между классами, или между учеником и классом.

Поясним некоторые аспекты практики применения программ восстановительного правосудия в ориентации на поставленные задачи. То чего не было в деятельности КДН, так это способа, которым она помогала бы подросткам, в особенности тяготеющим к применению насилия (например, избиения, грабежи) строить свое поведение и отношения с другими людьми позитивным и социально-приемлемым образом. В этом смысле важно подчеркнуть, что практика примирения в отношении правонарушителя делает акцент на ответственности и причастности своему сообществу. Ховард Зер предложил следующую мысль в отношении?ответственности¦:

Алгоритм направления дел на примирение

ОППН РУВД

1. На примирение направляются дела, прекращенные в соответствии со п.5 ст.5 УПК РСФСР, а также заявления граждан о случаях конфликтов с участием несовершеннолетних.

2. Инспектор ОППН, получив дело или заявление от граждан с участием несовершеннолетних, сообщает об этом на регулярном совещании инспекторов с участием координатора по программам примирения в районе. Далее, совместно координатор и инспектора определяют целесообразность проведения программы примирения.

3. Основными критериями направления дел на программы примирения является:

а) Наличие конфликта или криминальной ситуации.

б) Признание несовершеннолетними своего участия в конфликте или криминальной ситуации.

в) С момента возникновения ситуации прошло не более 2 недель (в отдельных случаях не более 1 месяца).

4. В случае направления дела или заявления на программу примирения, координатор сообщает инспектору срок, в течение которого будет проведена программа примирения (срок должен быть определен не более одного месяца).

5. В целях эффективного осуществления программы примирения дальнейшая работа по данному делу проводится только ведущим программ примирения.

6. В необходимых случаях, когда в соответствии с нормативными актами и документами инспектор должен работать с несовершеннолетним, инспектор ставит в известность об этом ведущих.

7. По окончании данного срока ведущий сообщает инспектору о результатах программы и представляет письменный отчет. В случае если реализация программы примирения не привела к:

- разрешению конфликтов и криминальных ситуаций;

- в случае ущерба пострадавшему соглашения о возмещении;

координатор сообщает об этом и о причинах, помешавших проведению программы, инспектору.

8. В необходимых случаях, по предложению координатора или инспектора, проводятся рабочие совещания с участием ведущих программ примирения для решения возникающих вопросов.

Примирение сторон   Понятие медиатора и его роли в переговорах 1. Медиатор – это лицо, организующее и проводящее переговоры между сторонами правового конфликта с целью содействовать примирению сторон и выработке взаимоприемлемых условий урегулирования конфликта. 2. Медиатор организует и ведет переговоры между сторонами по делам, переданным в службу примирения мировым судьей. 3. Медиатор по поручению начальника службы примирения может организовывать и вести переговоры по иным делам только в случаях, когда законодательство предусматривает возможность примирения сторон, и стороны непосредственно обратились в службу примирения за оказанием содействия в проведении переговоров. 4. Медиатор, в отличие от мирового судьи, не разрешает спор по существу: он лишь способствует сторонам организовать и провести переговоры, достигнуть взаимопонимания относительно фактических обстоятельств спора и взаимоприемлемых условий его урегулирования. 5. Медиатор оказывает содействие в оформлении достигнутого соглашения, которое стороны вырабатывают самостоятельно в процессе переговоров Принципы примирительной процедуры (медиации) 1. Примирительная процедура (медиация) по делу, находящемуся в производстве мирового судьи, может проводиться в случаях, не запрещенных законом, и лишь при условии, что стороны добровольно согласились на переговоры. Стороны вправе отказаться от участия в медиации на любом этапе ее проведения. 2. Участие правонарушителя в медиации, равно как и его отказ от участия в ней на любом этапе медиации не могут рассматриваться как подтверждение его виновности; не свидетельствует ни о признании иска, ни об отказе от иска; не является признанием факта совершения административного правонарушения. 3. Медиация проводится независимым и беспристрастным медиатором, назначенным из числа штатных или внештатных медиаторов. Сторона вправе заявить отвод назначенному медиатору, если он проявляет предвзятость или необъективность в процессе медиации, если, по мнению стороны, он недостаточно компетентен или не вызывает должного доверия. В подобных случаях начальник службы примирения принимает меры к замене назначенного медиатора. 4. Обсуждение проводится с учетом обстоятельств дела, потребностей и желания сторон, на основе уважения прав человека, чести, достоинства и доброго имени. Медиатор воздерживается от собственных оценок обстоятельств дела, выражения осуждения или сочувствия, предложения решений по делу. Медиатор следит, чтобы стороны проявляли уважение и корректность при обсуждении. 5. Соглашение, вырабатываемое в процессе обсуждения, должно быть результатом добровольного и сознательного согласования интересов сторон и в равной мере удовлетворять каждую сторону. 6. Любого рода обсуждения и высказывания сторон в ходе медиации носят конфиденциальный характер и не должны разглашаться медиатором, за исключением случаев, когда на это получено согласие сторон. 7. Медиатор соблюдает нормы этики и обеспечивает их соблюдение в процессе переговоров сторонами. 1. Медиатор, назначенный для проведения примирительной процедуры, вправе: 1.1 получать от сторон всю необходимую информацию о фактических обстоятельствах дела и иных обстоятельствах, имеющих значение для эффективности переговоров и достижения примирения; 1.2. выяснять мнения, оценки и отношение сторон к этим обстоятельствам; 1.3. знакомиться с согласия сторон с копиями или подлинниками имеющихся у них документов, имеющих значение для примирения; 1.4. по согласованию со сторонами определять время, место, продолжительность переговоров, круг участвующих в них лиц; 1.5. беседовать со сторонами конфликта об обстоятельствах дела как совместно, так и по отдельности; 1.6. требовать от сторон и присутствующих уважительного отношения друг к другу и этичного поведения в процессе переговоров; 1.7. в случае необходимости делать перерыв в переговорах, продлять или переносить дату и место их проведения; 1.8. оказывать необходимую помощь сторонам в оформлении принятого ими соглашения. 1. При организации и проведении примирительной процедуры (медиации) медиатор обязан: 1.1. демонстрировать и реально проявлять свою беспристрастность по отношению к сторонам и независимость в проведении медиации; 1.2. своевременно и полно разъяснять сторонам особенности, порядок и последствия медиации, ее отличия от судопроизводства по данному делу и ее преимущества для сторон конфликта; 1.3. проявлять уважительное отношение и корректность в равной мере как к правонарушителю, так и к потерпевшему, а также к иным лицам, присутствующим на переговорах; 1.4. проявлять уважение к органам судебной власти, правоохранительным органам, закону, правам и законным интересам участников переговоров; 1.5. обеспечивать безопасность, уважение чести и достоинства всех участников во время переговоров; 1.6. сохранять конфиденциальность и не разглашать без согласия сторон информацию, высказанную ими в процессе переговоров; 1.7. при необходимости раздельной беседы с каждой из сторон разъяснять причины этого, а также разъяснять необходимость передачи другой стороне информации, полученной в индивидуальной беседе, если без этой информации невозможно достижение соглашения; 1.8. стремиться к достижению сторонами единого понимания фактических и правовых аспектов данного дела; 1.9. воздерживаться от собственных оценок, комментариев или решений по поводу высказываний сторон; 1.10. не подменять стороны в выработке соглашения, а содействовать их самостоятельности и достижению взаимного согласия по вопросу о возможности примирения, условиях и порядке заглаживания вреда потерпевшему, обеспечению законных интересов как потерпевшего, так и правонарушителя; 1.11. контролировать законность принимаемого сторонами соглашения. ПРИМИРИТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА (МЕДИАЦИЯ) 2. Примирительная процедура (медиация) – это: 2.1. основанная на законе возможность разрешать конфликты при помощи посредника наиболее приемлемым для сторон образом, влекущая заключение мирового соглашения или прекращение производства, вместо принудительного разрешения этого дела судом; 2.2. лишенная свойственных судопроизводству формальностей возможность обсудить обстоятельства дела, высказаться о личных переживаниях, предложить варианты решений, самостоятельно выработать и принять взаимоприемлемое соглашение о решении конфликта. Дела, по которым возможно проведение примирительной процедуры 1. Примирительная процедура как альтернатива традиционному правосудию у мирового судьи допускается с согласия сторон по любому гражданскому или административному делу. 2. По уголовным делам, подсудным мировому судье, примирительные процедуры допускаются как по делам частного обвинения, в соответствии со статьями 20 и 319 УПК РФ, так и по иным делам в соответствии со статьей 76 УК РФ и статьей 25 УПК РФ. Согласие сторон является обязательным условием проведения примирительных процедур.   Статья 19. Поводы и основания проведения примирительной процедуры 1. Поводом для проведения примирительной процедуры является направление мировым судьей соответствующего поручения в службу примирения или обращение в службу примирения заинтересованных лиц, дело которых находится в производстве у мирового судьи. 2. Примирительные процедуры могут быть проведены и по обращению правоохранительных органов, в производстве которых находится дело, допускающее его прекращение ввиду примирения сторон на основании статьи 76 УК РФ и статьи 25 УПК РФ. 3. Основанием для проведения примирительных процедур является добровольное согласие сторон и отсутствие установленных законом запретов или ограничений. Круг лиц, участвующих в примирительной процедуре 1. Обязательными участниками примирительной процедуры являются стороны гражданского, административного или уголовного дела и медиатор. 2. По желанию сторон с их обоюдного согласия при проведении примирительной процедуры могут присутствовать родственники сторон, адвокат, иные лица. Они вправе присутствовать при обсуждении, с разрешения медиатора задавать вопросы, высказывать свои суждения, просить об объявлении перерыва для обсуждения возникающих вопросов. Присутствующие не вправе нарушать порядок переговоров, установленный медиатором, препятствовать сторонам в высказывании своих мнений и оценок, навязывать сторонам решения, проявлять неуважение к противоположной стороне, иным присутствующим, медиатору. В случаях, когда присутствующие лица, не являющиеся сторонами конфликта, своим поведением создают препятствие конструктивному обсуждению и достижению взаимоприемлемого соглашения, медиатор вправе объявить перерыв в переговорах, и порекомендовать сторонам изменить состав присутствующих. 3. При проведении примирительных процедур с участием несовершеннолетних присутствие родителей или лиц их заменяющих обязательно. Порядок проведения медиации 2. При подготовке к медиации медиатор должен: 2.1. разъяснить сторонам порядок и особенности примирительной процедуры, 2.2. проверить добровольность согласия сторон на проведение переговоров, 2.3. уточнить круг лиц, желающих принимать участие в переговорах, 2.4. согласовать со сторонами время, место и продолжительность переговоров. 3. При проведении медиации должны быть выяснены позиции сторон относительно обстоятельств дела и возможности решения его путем примирения. Медиатор предоставляет каждой из сторон возможность представить ту информацию по делу, которую она сочтет необходимой. Медиатор вправе беседовать с каждой из сторон отдельно. В целях беспристрастности медиатор должен заботиться, чтобы количество индивидуальных встреч с каждой из сторон, их продолжительность было бы по возможности одинаково. В итоге обсуждения медиатор должен стремиться к получению единообразного представления сторон о сути и обстоятельствах произошедшего, о причиненном вреде, действиях и отношениях сторон в процессе конфликта и после него. 4. Медиация имеет целью достижение сторонами взаимоприемлемых условий примирения, заглаживания вреда и разрешения конфликта, поэтому на завершающем этапе формулируются и оформляются в виде соглашения условия примирения и порядок их реализации. ПРИМИРИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ Статья 22. Понятие и значение примирительного соглашения 1. Примирительное соглашение является итоговым документом, завершающим медиацию в случае достижения сторонами примирения. 2. Примирительное соглашение – это обязательство, которое добровольно принимают на себя конфликтующие стороны в целях примирения, заглаживания вреда и урегулирования конфликта. 3. Примирительное соглашение подлежит обязательному исполнению сторонами. В случае неисполнения в добровольном порядке в сроки, определенные соглашением, другая сторона вправе требовать принудительного исполнения обязательств в порядке, установленном законодательством РФ. 4. Примирительное соглашение может быть представлено сторонами мировому судье или в правоохранительные органы: 4.1. в обоснование заявления потерпевшего о прекращении уголовного дела в соответствии со статьей 25 или статьей 319 УПК РФ; 4.2. в обоснование заявления сторон о прекращении гражданского дела в связи с мировым соглашением в соответствии со статьями 173 и 220 ГПК РФ; 4.3. в подтверждение смягчающих вину правонарушителя обстоятельств, предусмотренных статьей 4.2 КоАП РФ, позволяющих ограничиться объявлением устного замечания в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ или учесть их при назначении административного наказания в соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ. Содержание и форма примирительного соглашения 1. Примирительное соглашение должно отражать место и дату его составления, полное наименование сторон (фамилию, имя, отчество сторон конфликта), все договоренности, к которым пришли переговаривающиеся стороны относительно обстоятельств дела, причиненного вреда, условий примирения и заглаживания вреда, порядка и сроков исполнения достигнутого соглашения. 2. Примирительное соглашение оформляется письменно. Оно излагается в произвольной форме, позволяющей, тем не менее, достаточно ясно, конкретно и однозначно зафиксировать содержание достигнутых договоренностей. 3. Соглашение подписывается обеими сторонами в присутствии медиатора, о чем делается соответствующая отметка в тексте соглашения. Соглашение составляется в количестве экземпляров, необходимых для вручения каждой из сторон, медиатору и представления мировому судье или в соответствующий правоохранительный орган.   Статья 24. Последствия отказа сторон от проведения медиации или недостижения сторонами примирительного соглашения 1. При подготовке и проведении медиации любая из сторон вправе отказаться от примирения или от участия в ней. Решение стороны обязательно для медиатора. Он обязан прекратить подготовку и проведение медиации, о чем должен сообщить лицу или органу, обращение которых послужило поводом к медиации. 2. В ходе переговоров стороны могут не достигнуть взаимоприемлемых соглашений. В этом случае медиация может быть завершена без составления примирительного соглашения, о чем медиатор обязан сообщить лицам или органам, обращение которых послужило поводом к медиации. 3. Недостижение сторонами примирительного соглашения в ходе медиации не препятствует достижению сторонами примирения другим путем

 

Задачи и технологии работы с семьей

Работа с семьей подростка, пребывающего в местах лишения свободы, направлена на оснащение жизни осужденного в период заключения и после освобождения дополнительными ресурсами. Такими ресурсами может стать понимание и поддержка со стороны родителей; способность родственников контролировать подростка; усиление ценности семейных отношений у подростка; оптимизация круга значимых людей; преодоление психологической зависимости членов семьи и т.д.

Адекватно организованная работа направлена как на проработку представлений подростка о семье, так и на улучшение ресурса самой семьи. Соответственно, различные стратегии работы с ресурсом семьи могут быть описаны по соотношению работы с подростком и работы с самой семьей.

Что умеет «идеально» подготовленный к семейной жизни человек? Специалисты включают в перечень следующие

Работа с семейным ресурсом может быть определена через соотношение работы с подростком и работы с самой семьей. Краткосрочная работа предполагает, что и с подростком, и с семьей работа ведется в направлении минимизации условий жизни, которые могут препятствовать ре-социализации подростка. В фокусе – и семья, и подросток, но вмешательство специалистов ограничено конкретной задачей решения той или иной социальной задачи (например, защита жилищных прав подростка, решение задачи обучения, совмещения образования и трудоустройства и т.д.). Долгосрочная работа предполагает, что в фокусе – семья подростка. Задачей становится насыщение семьи ресурсами, достаточными для активного участия семьи в реабилитации подростка. Часто выбор этой стратегии зависит не столько от ресурсности семьи, сколько от готовности служб оказывать системную помощь семье. Проработка травматичного опыта подростка, очевидно, сосредоточена на самом подростке. В таблице 1 приведен сравнительный анализ трех направлений помощи семье с точки зрения того, что становится отправной точкой работы и ее результатом.

 

Таблица 1 Стратегии работы с семейным ресурсом

Фокус на семье или подростке Основное понимание того, что есть семья на начало работы Основное понимание того, что семья приобретает в результате «Продукт» работы с семьей и подростком
Работа с подростком и семьей – краткосрочная помощь Семья – разрозненная группа, не обладающая должным единством и способностью к кооперации Семья как гарант обеспечения социальных прав подростка и удовлетворения минимума потребностей Обучение семьи приемам помощи подростку Обучение подростка умению заявить проблему и искать помощь
Углубленная работа с семьей – долгосрочная работа с семьей Семья – клиент, нуждающийся в решении проблем Основной инструмент вмешательства и помощи, часто семья ассоциируется с командой Ресурс поддержки семьи Взаимная поддержка между подростком, семьей и специалистами
Углубленная работа с подростком – проработка травматичного опыта Семья как источник деструктивных чувств и амбивалентных переживаний Семья как часть прошлой жизни, со своими положительными и отрицательными воспоминаниями Саморегуляция, совладающее поведение подростка, сопротивление давлению среды

 

Принцип добровольного участия в работе означает, что подросток и другие члены семьи сами решили опираться на вашу помощь. Однако как быть, если кто-то ожидает и готов принимать такую помощь, а кто-то нет? Например, подросток совершает преступление, родители стыдятся подростка и его поведения, предпочитают отказаться от него. Крайним вариантом становится ситуация, при которой родители содействуют тому, чтобы их ребенок был заключен и осужден: например, родители боятся подростка и его поведения или используют подростка, чтобы скрыть свое криминальное поведение. Отказ может быть латентным: родители продолжают взаимодействовать, но это взаимодействие не становится поддержкой подростку, наоборот, может провоцировать усугубление негативных черт поведения и отношения к себе. Отказ может быть частичным – например, родители просят 16- летнюю дочь в осуждении отказаться от своего 4 летнего сына и усыновляют его, чтобы мальчику «нормально рослось», а у дочери появился шанс после освобождения устроить жизнь. Дочь переживает эту историю, совершает необдуманные поступки и по исполнению 18 лет уходит во «взрослую» зону, где ее криминальное поведение еще больше усугубляется. «Отказное» поведение родителей часто перекрывает и стремление самого специалиста взаимодействовать с семьей подростка – специалисту кажется, что родители собственными руками губят ребенка. Однако именно такая установка мешает специалисту выслушать подростка без лишней оценки, аффектизации и помочь найти наилучший вариант поведения в ситуации с изначально заданными ограничениями.

Как вести себя, если подросток не хочет обсуждать семейные проблемы – Многое зависит от возможных причин закрытого поведения подростка. Попробуйте найти баланс между уважением желания подростка (Вы безусловно признаете за подростком его право не делиться своими семейными проблемами) и анализом своего поведения (что я не сделал, чтобы расположить подростка; что я сделал не верно; что и как следует сделать). Часто за нежеланием обсуждать прячется болезненное отношение к проблеме и неспособность говорить о ней – у подростка нет средств выразить свое отношение к семье. Тогда задача специалиста состоит и в том, чтобы дать подростку средства выражения своего отношения к семейной истории. Многие приемы, помогающие разговорить человека, в условиях осуждения могут применяться со значительными ограничениями. Поскольку среда колонии требует от заключенного собранности и закрытости, всякая провокация открытости может иметь рискованные последствия для душевного равновесия осужденного. Одним из немногих выходов в данной ситуации становится использование «историй» - целостных и законченных сюжетов, которые специалист может сам составлять для подростка или может пользоваться готовыми историями. Истории могут извлекаться из фильмов и книг. Могут быть использованы заготовленные истории. Основанием для составления таких историй становятся обобщенные описания типов семей и семейных проблем.

Генерализированная оценка семейного ресурса подростка Работа с семьей ставит перед специалистом вопрос, на который не так сложно, как страшно найти ответ: «Так чем же является для подростка семья: ограничением или ресурсом?». Среди зарубежных специалистов распространен подход, основанный на выделении целостных характеристик родительства[5] – в таком подходе принято создавать довольно вольные, но подкрепленные практикой типизации проблем родительства. Важно использовать такие обобщенные оценки, которые не навешивают ярлык, но формируют удобный для взаимодействия с семьей образ проблемы. Данное пособие предлагает две типизации семей. Одна приведена в Приложении 5, вторая описана ниже.

Классификация L. L’Abate включает два дисфункциональных типа семьи и один тип эффективной семьи. Описание типов обобщенное, поэтому классификации не становится средством навешивании ярлыков – скорее, задает определенный целостный образ понимания семьи. Два типа дисфункциональных семей, семья-маятник и семья-лабиринт, проиллюстрированы примерами из реальной практики. Функциональная семья не представлена примерами – их не найдено среди тех 103 случаев, которые были знакомы авторам пособия. Но, возможно, описание этой семьи создает тот желаемый ориентир, который не менее важен, чем точный диагноз проблемной ситуации.

Семья как Маятник от насилия до безразличия: в такой семье в первую очередь нарушены функции безопасности, физической и/или эмоциональной. Поведение членов семьи, наделенных властью, непредсказуемо для тех, кто лишен права голоса в принятии решений. Насилие и злоупотребление – основной тип отношений между родственниками. Криминальное поведение ребенка в такой семье – попытка уйти из семьи (такой же попыткой становится алкоголизация, самоубийство, ранняя беременность, психиатрические заболевания, бродяжничество). Такая семья не обязательно маргинальна – внешне она может быть благополучной. Только самые близкие к семье люди могут чувствовать, что в семье что-то не так – однако рано или поздно происходит событие, которое в том или ином объеме вытаскивает наружу всю историю внутрисемейных притеснений. Рано или поздно семья распадается - или посредством сокрушительных событий, или кто-то оказывается вне семьи из-за решения внешних служб.

Многие семьи подростков в заключении могут быть поведены под понятие «семья- маятник» - часто изучение семейного ресурса подростка приводит к выводу, что этот ресурс не целостный, а, скорее, состоит из не связываемых кусочков ресурса. У подростка есть старший брат или сестра, бабушка и дедушка, тетка – но между собой этих людей практически не возможно связать. Складывается впечатление, будто подросток живет на остатках прежде существовавшей семьи. Если подросток принимает такое понимание ресурса семьи, то важно восстановить вместе с подростком историю семьи, постараться обнаружить среди окружения подростка тех, кто выполнял функции родителей хотя бы в том или ином объеме. Ведь сложнее всего работать с таким подростком, которые не просто потерял позитивные отношения, но никогда их не имел.

Пример (когда подросток наносит «последний» удар по семье)

Пример (посттравматический опыт семьи подростка в заключении)

Специалисту, работающему с семьей, важно понять – к какому из типов ближе семья подростка, маятнику или лабиринту. Несомненно, и та, и другая семья отличаются рисками социализации – если маятник чаще всего закрыт от вмешательства, семья-лабиринт может поддаваться воздействию, хотя бы потому, что наступает момент, когда из лабиринта хотят выбраться все члены семьи.

Целостные образы проблемных семей важно дополнить образом семьи, которая функционирует успешно.

Семья как Лестница: выработка уникального способов решения проблем. Этот тип семьи описывает конструктивный подход семьи к решению проблем. Интересно, что современная западная культура проникнута образами таких семей – в моде новые семейные эпопеи, например, «Воронья тропа» И. Бэнкса, в которой одно из поколений семьи пытается разобраться с историей убийства внутри семьи. Что же отличает семьи с перевесом конструктивных переживаний - конечно, не количество проблем, но опыт успешного их решения. Такие семьи отличаются непосредственностью и доверием к миру, хотя могут и не быть чрезмерно открытыми. Удачным приемом работы становится просмотр мультфильмов, сюжетные линии которых часто построены на движении от семьи-лабиринта к семье-лестнице (зарубежные мультфильмы: «Мулан», «Лило и Ститч», «В поисках Немо»). Отличительной чертой семьи-лестницы становится способность искать и находить помощь, готовность вырваться из семьи и приобрести иной опыт отношений, а затем с этим новым опытом вернуться в семью.

Как можно работать с подобными типизациями? В первую очередь, подросткам важно рассказать, что нарушения в семейных отношениях распространенны, что люди не могут предотвратить появление таких проблем, но могут стараться справиться с такими проблемами. Специалист и в работе с семьей, и с подростком, может пользоваться описанием проблемных семей, предлагая анализировать проблемы и предлагаемые способы помощи. Типизации выполняют функцию просвещения и позволяют специалистам, начинающим работать с семьей, придерживаться безоценочного подхода в работе с семьей. Основные темы в рамках обсуждения семейных отношений, которые волнуют подростков это предательство, потеря, конфликт требований и желаний. Поэтому специалисту важно обращаться не к событийному ряду жизни подростка, но тому, как подросток относится к разным историям своей жизни.

Разница отношений специалиста и подростка к девиациям семейной жизни. Одна из наиболее распространенных ошибок в общении с подростком, имеющим опыт травм в семье – приписывание определенного типа переживаний. Кажется, что если подросток пережил насилие, предательство, жизнь среди криминала, то он обязательно чувствует то-то и то-то. С одной стороны, такие установки препятствуют объективной оценке эмоционального состояния подростка, с другой стороны, специалист невольно задает подростку жесткие рамки поведения: «Раз ты жертва – ты должен чувствовать...». Подростки активно используют такие стереотипы – в тюремной субкультуре заключенных девушек присутствует немало мифов о насилии со стороны сожителей матери; родителях-алкоголиках, которые портили жизнь, пока подросток не попал в места лишения свободы, а потом вдруг исправились и т.д. Событийный ряд жизни подростка и эмоциональный строй связаны, но между событиями и переживаниями нет однозначных соответствий. Одно и то же событие, например, присутствие ребенка при убийстве родителя, изнасилование, период острой нищеты «рисует» довольно разные «картинки» в переживаниях разных подростков. И, например, квазипрофессиональная установка «Девочки, пережившие сексуальное насилие, часто становятся проститутками» не менее опасна для работы с подростком, чем бытовая установка «Подростки-подельники своих родителей никогда не исправятся».

Чтобы понять отношение подростка к разным аспектам жизни и говорить о «скользких» темах более уверенно, имеет смысл понимать основные типы ошибок при изучении семейного опыта подростка. Во-первых, это закрытые вопросы, на которые легко дать ответ «да» или «нет». Во-вторых, это вопросы, которые провоцирую подростка дать оценку, иногда социально желательную. В-третьих, это вопросы, которые предписывают чувства и отношения. В Таблице 2 приведены примеры «неудачных» вопросов, указаны типы ошибок и приведены варианты улучшения вопросов.

 

Таблица 2 Примеры «неудачных» вопросов и способы их улучшить

Неудачный вопрос Суть ошибки Возможный вариант
Поведение родителей в отношении алкоголя (курения, наркотиков)
Твои родители употребляют спиртное? Есть ли у твоих родителей проблемы с алкоголем? Ответ «да» или «нет» не даст вам информации о том, имеют ли родители склонность к алкоголю В каких ситуациях в твоей семье принято выпивать?  
Как часто и много твои родители выпивают? Подросток может иметь отличную от вас меру выпить много - мало Что для тебя значит «выпить много»? По твоим понятиям «много - мало» - сколько пьют твои родители?
Есть ли в семье традиция выпивать? Вопрос содержит оценку – «твоя семья – пьющая?», Как ты думаешь, чем людям помогает алкоголь? А чем именно он помогает твоим родителям?
Как ты относишься к тому, что родители пьют? Ты страдал от пьянства родителей? Вопрос требует социально желательного ответа, в том числе, оценки родителей Чему мешает алкоголь? Есть ли что-то, чему алкоголь мешает в твоей семье?
Взаимодействие родителей между собой (супружеские отношения глазами подростка)
Из-за чего развелись твои родители? Вопрос требует оценки и морального суждения Расскажи, как менялись отношения родителей
Как ты себя ведешь, когда родители дерутся? Предписание поведения и ответственности Что бы ты хотел сделать, когда родители ссорятся?
Много ли зарабатывает (зарабатывал) твой отец? Почему твоя мама работает, а папа нет? А маме это мешает быть мамой? Следование стереотипу в оценке распределения функций в семье Кто в семье много работает? Как выполняются домашние дела? Кто и как делает что-то вместе?
Взаимодействие старших и младших (случаи насилия)
Тебя часто били? Были ли случаи насилия?   Закрытые вопросы, которые могут располагать к оценке Когда тебя наказывали и как?  
За что тебя били? Почему тебе доставалось больше других? Вопрос провоцирует рациональное объяснение (обоснование) насилия и предписывает чувство вины Насколько легко тебе было предсказать, что родители накажут? Всегда ли ты был уверен, что если сделать так, то обязательно накажут?
А почему ты не сопротивлялся, когда тебя били? Провокация на переживание гнева и агрессии в отношении себя Как ты вел себя во время наказания и после? А как хотелось? А что мешало?

 

Кроме приведенных в таблице тем для обсуждения, можно указать еще на несколько тем, которые вызывают напряжение и скованность специалиста, а подростка и семью провоцируют вести себя недоверчиво, манипулятивно, агрессивно:

занятость и социальная состоятельность родителей;

интимные отношения, в том числе, опыт нетрадиционных отношений;

интеллектуальная и психическая состоятельность членов семьи, случаи поведения, которые подводятся под понятие «ненормальный».

и много других тем, которые всплывают в ходе разговоров о семейной жизни подростка. Специалист, чтобы обсуждать эти темы, должен не преодолевать свою брезгливость или стремление спрятаться от того, что принято считать темной стороной жизни, но задаваться вопросом: «Как так случилось, что мне сложно говорить на эту тему?», «Как справиться со стеснением?», «Как удержаться и не проецировать на подростка свои страхи и сомнения?».

Преемственность в работе с семьей осужденного подростка – важное условие эффективности реабилитации. Поэтому в решение задачи оптимизации семейного ресурса должны быть вовлечены и организации по месту жительства подростка. Важно привлекать другие организации и для предупреждения такого риска в реабилитации подростка как чрезмерная сосредоточенность на интересах подростка в ущерб интересам других членов семьи.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Реабилитации осужденных | Критерии эффективности работы с семьей заключенного
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2143; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.103 сек.