КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Каверзные вопросы и комментарии со стороны родителей – к чему следует быть готовым
Родитель отказывается говорить Проанализируйте, не был ли отказ родителя отчасти спровоцирован и вашим поведением. Чаще всего члены семьи отказываются говорить, если им не совсем понятно, кто и по какой причине беспокоит их звонком; если звонящий сразу начинает говорить о цели звонка. не представившись; если звонящий, не сообщая имени и профессии, говорит, что звонит по просьбе подростка и т.д. Помните и о том, что отказ может быть не связан с вашим поведением вовсе – например, вы позвонили в неподходящий момент или попали на «не того» члена семьи. В любом случае, сообщите, что будете звонить еще раз или предложите выбор: позвонить или переслать информацию письмом. Родитель сообщает, что нет времени на подготовку посылок, выезд на свидание, хождение в паспортный стол и т.д. Что специалиста подводит в этой ситуации, это готовность кооперироваться с подростком против родителей. Пожалуйста, делайте скидку на то, что родителя вы не видите, и не можете оценить сложность ситуации жизни семьи, в отличии от того, что вы много лучше знаете повседневные особенности жизни самого подростка. Постарайтесь не доказывать родителю, что тот поступает плохо – вспомните, что подросток ждет от Вас кооперации с родителями для решения столь важного вопроса. Родитель пытается поставить условие подростку посредством обращения к вам: «Если он собирается и дальше общаться с Васей, пусть лучше домой не возвращается», «Она должна знать, что ее особо не ждут – еще надо заслужить прощение», «Опять начнется все сново-здорово – компании, пьянки», «Вы его там сильно не обнадеживайте – пусть и не надеется, что мы будем терпеть». Попробуйте предложить родителю позвонить еще раз и обсудить тему контроля над поведением ребенка. Постарайтесь расположить родителя подумать над тем, как он может помочь подростку соблюдать требования. Спросите родителя: «А как надо говорить с вашим сыном (дочкой), чтобы он (она) услышала ваши требования и понял ожидания?» Родитель просит помощи, которую Вы не собирались оказывать: «Вы знаете, у меня паспорта нет – не могу я взять подтверждение гражданства», «Как бы нам с долгом за квартиру разобраться?», «Ой я так болею, сил нет письмо написать – Вы уж сами на словах передайте, у нас тут все ничего». Это один из наименее приятных моментов коммуникации – важно удержаться от запугивания родителя, но объяснить последствия поведения и предложить ту помощь, которая допустима, необходимо. Завершение разговора Принцип символического подарка – постарайтесь в завершении разговора отметить ту черту подростка или поступок, достижение, которые подтверждают позитивные черты поведения и отношения подростка. Контракт на продолжение контакта – постарайтесь, чтобы разговаривающий с вами запомнил и ваше имя, и контакты. Постарайтесь добиться того, чтобы родственники сами проявили инициативу и взяли ваш контактный телефон или дали согласие на продолжение разговора.
Многие рекомендации относительно телефонного разговора могут быть перенесены и на очный контакт с семьей воспитанника колонии.
Круг родственников и знакомых: испытание толерантности специалиста Подросток в заключении может иметь довольно прихотливый круг общения и искать помощи у тех, кого вы бы не могли назвать родственником. Открытым остается вопрос о том, должен ли социальный работник взаимодействовать с неформальным кругом подростка – с одной стороны, специалист может занять излишне контролирующую позицию, и тогда подросток не расскажет о своих знакомых, или контакт не состоится из-за взаимного недоверия специалиста и окружения подростка. С другой стороны, если семья подростка не выполняет функцию обеспечения безопасности подростка в должной мере, то специалисту волей или неволей придется выполнять эту функцию, причем в том мягком варианте, который сформулирован принципом «Пусть уж лучше на виду».
Как обсуждать с подростком отношения в семье Взаимодействие с подростком можно начать с вопроса: «Что мне нужно знать о твоей семье (о Вашей семье), чтобы лучше помочь (понять)?». Если подросток намеренно пытается шокировать вас, например: «Вы должны знать, что я убила своего ребенка», «Моя мать продала меня, когда мне было 7 лет» и т.д., имеет смысл уточнить: «А что еще?». Если подросток теряется, то это означает, что подросток не имеет основной, ключевой характеристики своей семьи. Что делать, если подросток вас шокирует, и вы чувствуете себя скованно Такое поведение – далеко не редкость, особенно если специалист стремится показать свой профессионализм, как можно быстрее проникнув в причины проблем подростка, вскрыв «тайные» механизмы его поведения. Поэтому есть одно общее правило – будьте аутентичны своему эмоциональному состоянию, научитесь говорить подростку о том, что чувствуете. Если статус и Ваше понимание профессионализма сопротивляется такому поведению, то, возможно, лучше и не углубляться в работу с семьей воспитанника. Однако преодолеть свои установки возможно, хотя бы для того, чтобы подросток начал говорить о семье не только для того, чтобы шокировать, вызвать жалость, но и решить свои проблемы. Риск эмоциональной возгонки Часто обсуждение семейной истории запускает механизмы аффектизации подростка – чрезмерные эмоциональные проявления (чрезмерные на взгляд специалиста) могут шокировать и располагать к таким реакциям, которые затруднят работу с подростком. Применяйте прием рационализации: если подросток говорит, что был готов убить себя, потому что расстроил маму, отвечайте, что Вы видите, как подростку пришлось нелегко. Таким ответом вы одновременно показываете и понимание подростка, и снижаете «градус» аффекта. Несомненно, аффектизация удлиняет время контакта- и часто подростки в заключении ведут себя истерически, чтобы компенсировать недостаток контакта. Поэтому Вы можете использовать прием «выбор приоритетов», предлагая подростку в определенное время обсудить ту или иную проблему Сепарация от семьи Особое место занимают случаи конфликта интересов семьи и подростка. Например, подросток до заключения проживал в семье, которая вела асоциальный образ жизни и не проявила стремления изменить образ жизни. Организационные решения таких вопросов предполагают процедуру лишения родительских прав (если речь идет о несовершеннолетнем). Прежде действовали нормы, позволяющие разделить лицевые счета в судебном порядке, однако сейчас эта норма исключена из Жилищного кодекса, и усилия специалистов в случае стремления подростка сепарироваться от семьи ограничены психологическими технологиями. Краткосрочная работа с семьей может быть осуществлена только при условии, что вы неплохо знаете подростка; контекст совершения преступления; имеете сведения о семейной истории подростка. Краткосрочная работа с семьей осуществляется в разных условиях: когда родственники навещают подростка в колонии; когда социальные работники служб по месту жительства звонят и обсуждают с родственниками проблемы подростка; в ходе разовых встреч. Эффективность краткосрочной работы соотносит временные усилия специалистов и достигнутые результаты. раздел 3 Долгосрочная работа с семьей
Ценности и принципы семейно-центрированной работы Семейно-центрированный подход опирается на гуманистический подход. Приемлемость данного подхода для работы с семьей обосновывается уникальностью семьи, невозможностью применить к семье некие нормированные показатели для оценки ее функционирования. Основным носителем норм и правил в данной работе становится не специалист или команда профессионалов, а сама семья и ее члены. В то же время семья является основным источником развития человека, это естественная среда, в которой человек живет, и поэтому гармонизация этой среды составляет важнейшую задачу работы специалистов и членов семьи. Поэтому семейно центрированный подход всегда направлен на выявление ресурсов семьи и приспособление этих ресурсов к задачам улучшения семейной ситуации. Специалист вырабатывает свое понимание уникальности семьи. Поэтому семейно центрированные специалисты оперируют либо образными и целостными типизациями семей (в рамках такой типизации легко выявлять дополнительные характеристики и оперировать разнообразными критериями оценки), либо вовсе отказываются от каких-либо оценок. Ведущим принципом работы с семьей становится кооперация с членами семьи, когда все задачи работы разделены между специалистами и семьей. Не менее важной характеристикой семейно-центрированного подхода становится обращенность к истории семьи в рамках актуальных событий. История семьи тем важней, что в актуальном состоянии можно и не найти позитивных сторон, тогда как прошлое обращает внимание и специалиста, и самих участников семейных отношений на лучшие моменты жизни семьи. Соответственно, проблемы семьи понимаются не как последствия истории семейной истории, но как актуальные события, тогда как ресурсы семьи всегда имеют давнюю традицию. Выделенные ценности семейно-центрированного подхода связаны рядом принципов, определяющих способы работы с семьей. Этап оценки длителен и встроен в процесс помощи семье. Перед специалистом не стоит задача «найти правду, настоящую причину проблем» - но важно использовать оценку так, чтобы сблизиться с семьей. Семейно-центрированная терапия ставит перед специалистом вопрос о необходимости различать открытость и доверие со своей стороны и со стороны членов семьи. Краткосрочная терапия, традиционные приемы семейного консультирования ограничиваются стремлением достигнуть открытости клиента – «пусть клиент расскажет, скажет правду, признается, расколется и т.д.». Однако для долгосрочной терапии такая цель вовсе необязательна – клиент (семья) раскрывается медленно и торопить его не стоит, иначе нарушишь доверие, которое гораздо важнее для долгосрочных отношений, чем признания клиента. Чем же доверие отличается от открытости? В первую очередь, доверие основано на сохранении длительного контакта, развитии обоюдного понимания сигналов с обеих сторон: семьи и специалистов. Доверительный контакт обладает качеством преемственности (непрерывности) и прогнозируемости. Если открытость обладает значительными рисками нарушения контакта, то доверие, наоборот, укрепляет отношения. Для специалистов вполне приемлема ситуация, когда семья не открывается, но сохраняет контакт, придерживается тем, которые предлагает специалист для обсуждения, и раскрывается в том объеме, в котором предполагается сохранение безопасности семьи. Можно ли совместить открытость и доверие? Ответ семейно-центрированных специалистов – в отдельные моменты работы, но специалисту не обязательно стремиться к этому. Наверное, самые драматичные моменты долгосрочной работы с семьей – этапы открытия чего-то нового. Откровения, после которых устойчивость доверия колеблется, и для восстановления которой специалисту и семье придется приложить усилия. Выбор в пользу доверия и отношение к открытости как обоюдоострому элементу в общении с семьей минимизирует проблему оценки. Специалист понимает семью и не требует признания ошибок, не провоцирует семью на болезненные признания, а если эти признания происходят, то они встроены в задачу лучшего понимания семьи, а не объяснения причин проблем. Несомненно, что специалист признает главенствующую роль доверия по отношению к открытости и потому, что между контролем и заботой о семье специалист выбирает заботу. Доверие формируется в ходе совместной деятельности – иногда специалисту гораздо важнее что-то сделать вместе с клиентом, чем проводить специально организованную работу. Можно долго объяснять, как лучше помогать подростку планировать свое время, а можно вместе с подростком и родителями решить некую задачу, например, устройство подростка на работу, выработка плана совмещения учебы и работы. Такое соотношение между открытостью и доверием формирует и определенные требования к приемам работы специалиста. Семейно-центрированный подход основывается на таких приемах работы как: Рефлексивное слушанье; Позитивный ответ и коннотация (обратная связь основывается на подчеркивании позитивной стороны происходящего); Принятие (специалист руководствуется широким репертуаром приемлемости в оценке чужого поведения); Поддержка; Отношение, не зависимое от суждений и генерализированных выводов. Все эти техники были неоднократно описаны в различных пособиях, поэтому читатель может найти подробное описание технологий и упражнения, направленные на их освоение в любом переводном издании по современной гуманистической психотерапии.
Баланс актуальных проблем и истории семьи Специалист должен найти баланс между обращением к текущим событиям жизни семьи и ее истории. Специалист должен определяться с тем, с какого момента истории жизни семьи важно собрать информацию, насколько далеко в историю семьи следует углубляться. Одним из способов это сделать становиться углубление на 5 лет в историю семьи, затем еще на 5 и т.д. 5 лет - условный промежуток, который может меняться в зависимости от того, как долго существует семья. Углубление в семейную историю происходит в рамках методик, направляющих семью на обдумывание и обобщение своей истории. Емким понятием становится кризис семейных отношений. Специалист может помочь членам семьи обобщить свою историю как историю кризисов: Можно выделить 5 типов семейных кризисов[7] для изучения истории семьи: освоение новых ролей (супруг, родитель, усыновитель, приемный родитель, ограниченный в возможностях, например, после болезни); утрата кого-то из членов семьи (развод, смерть, существенное ограничение возможностей, госпитализация, уход из дома детей, удаленная от дома работа и постоянный отъезд кого-то из членов семьи); деморализация жизни семьи (утрата дохода, супружеская измена, химическая зависимость, деликвентное поведение одного из членов семьи); деморализация в контексте утраты или освоения новой роли (внебрачная беременность, развод, суицид, убийство члена семьи, уход из семьи одного из супругов) изменения социального статуса семьи (резкое изменение дохода, неважно в каком направлении, изменения статуса женщины в семье) Для описания истории семьи важно выявить историю кризисов с фиксацией времени каждого из кризисов. Несомненно, пребывание подростка в местах лишении свободы становится и кризисом, и свидетельством того, что семья переживает кризис. Особые случаи выделены не по принципу того, что действительно каждая категория облает некими особыми характеристиками – скорее, отношение персонала колонии и других служб отличается определенными установками во взаимодействии с каждой из групп. Установки порождают недочеты и ошибки в оценке ресурсов семьи, подростка, а также оказании помощи подростку. К таким особым ситуациям можно отнести следующие типы историй: социальный сирота (есть родители или родитель, которые лишены родительских прав, но могут находиться в контакте с подростком) подросток-родитель (у подростка есть свой ребенок, который остался с партнером или родственниками подростка) подросток подельник родителя (подросток совершил преступление вместе с родителями) подросток нанес физический ущерб, вплоть до смерти взрослым членам семьи: родителям, бабушке, дедушке, старшим сестрам и братьям подросток нанес физический ущерб, вплоть до смерти детям в семье, например, племяннику, собственному ребенку, младшей сестре Для работы с такими ситуациями приемлемо использовать интервью, которое рассматривает историю попадания и пребывания подростка в закрытом учреждении как актуальный вызов семье (и самому подростку). Ключевые характеристики ситуации включают следующие 7 характеристик: 1. время, обстоятельства, условия возникновения проблемы (Когда проблема появляется и когда проблемы нет, нейтральные характеристики жизни, которые, тем не менее, провоцируют создание предпосылок для проблемы) 2. механизм, запускающий проблему (кто и что провоцирует возникновение проблемы, то что следует минимизировать для предупреждения возникновения проблемы) 3. проблемное поведение (подробное описание того, в чем состоит проблемное поведение, акцент на фактах, а не оценках) 4. последствия проблемного поведения, которые собственно и становятся доводом в пользу избавления от такого поведения 5. желаемое поведение (то, что человеку следовало бы показывать) 6. последствия желаемого поведения 7. сложившиеся способы реагирования на поведение, порождающее проблемы Чтобы семья могла ответить на вызов, она должна быть готова меняться. Однако, как показывает опыт, семьи не только обладают низкой готовностью к изменениям, но и часто достигнув определенной готовности, «сползают» к более низкому уровню. Исследователями и практиками выделяется 5 стадий готовности меняться (Prochaska): 1 стадия или нет распознавания проблемы, или нет понимания того, каковы последствия проблемы. В результате человек не считает нужным что-то менять, хотя признает существование проблемы. 2 стадия ожидание неприятности. Человек начинает беспокоиться и понимать, что не все идет так, как хочется. Человек на этой стадии испытывает амбивалентные чувства, взвешивает все за и против, но не может принять решения. Обычно на этой стадии человек благосклонно относиться к необходимости меняться, но решение может приниматься до полугода 3 стадия – подготовка (приготовление), человек экспериментирует с новым, внедряет новое в свою жизнь, находит и укрепляет возможные пути внедрения нового. 4 стадия – человек понимает, что изменение неизбежно и стремится управлять процессом изменений, страх потерять контроль над ситуацией и помогает, и мешает решить проблему. Помогает, потому что человек решается на поиск помощи и активные действия. Мешает, потому что ситуация воспринимается как однозначно отрицательная – поскольку ценность контроля остается весьма важной. 5 стадия – Человек принимает изменений, отличается спонтанностью реакций и готов менять ход своих действий и отношений, эта стадия отличается наиболее высокой мобильностью человека в отношении происходящего. Отдельной проблемой становится разный уровень готовности к изменениям у разных членов семьи. Ключевым умением тех, кто оказывает помощь, становится способность распознать предел рефлексии клиентов, когда почва уходит из под ног, а безысходность перестает быть латентной проблемой. Именно в этот период наступает время обсудить с семьей деликатную тему – привлечение других специалистов и служб для решения проблем.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |