Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ресурсы и силы семьи




Уникальность семьи как главный ресурс вмешательства

Оценка уникальности семьи происходит посредством обращения к ее ценностям, убеждениям и культурному фону. Наиболее удобным методом оценки уникальности семьи становится визуализация истории семьи в контексте поколений:

Историческая генограмма (история притеснений, конфликты между группами, их вклад в развитие семьи, все, что составляет предмет гордости и стыда за семейную историю)

Культурная генограмма (соединение экокарты и генограммы): длительность той или иной традиции во времени, история миграции, легальность статуса, история статусных характеристик семьи в целом.

Специалист следует ряду требований в ходе оценки семьи, чтобы реализовать принцип поддержки уникальности:

Должна быть четко поставлена цель оценки – вопросы, ответы на которые будут получены в процессе диагностики.

Как убедительные факты, так и просто мнения, которые будут услышаны, увидены, прочитаны в ходе взаимодействия, должны подробно собираться и записываться.

Понимание ситуации, которым будут руководствоваться специалисты, должно быть отделено от понимания ситуации родителями и детьми.

Источники формирования мнения и суждений специалистов должны быть прозрачны для семьи и подростка (специалист всегда может ответить на вопрос: «почему вы так решили?»).

Сложность, срочность и комплексность решений относительно ситуации ребенка должно оказывать самое серьезное влияние на пространство, скорость и процедуры диагностики.

Целостный и скоординированный подход к диагностике должен быть продолжен аналогичным подходом к решению проблемы и оказанию помощи.

Завершающим этапом диагностики должно стать определение того, что должно быть изменено, как это может быть сделано, каковы временные характеристики этих процессов и как можно оценить достижение поставленной цели.[8]

 

Оценка сил семьи основана на понимании прошлых успехов в решении проблем. Специалист помогает семье сосредоточиться на выявлении и исследовании своих силах. Задачей помощи становится повышение компетентности семьи относительно имеющихся ресурсов (семья должна чувствовать свои силы для решения проблемы). Для решения этой задачи используются различные методики:

Карточки сил (перечень всевозможных сил, которые оцениваются членами семьи как имеющиеся в наличии: поддержка супругов; гордость за семью и поддержка ее ценностей; гибкость в решении конфликтов; совместная деятельность членов семьи; защита интересов друг друга в разных ситуациях). Специалист задает вопросы для выявления сил, а затем создает набор карточек, который оценивается и ранжируется каждым членом семьи с точки зрения их представленности. Также члены семьи оценивают возможность развития тех ресурсов, которых у них еще нет.

Портрет сил: каждый член семьи перечисляет те силы, которые он выявил у других членов семьи. Затем члены семьи обмениваются своими портретами и создают общую картину ресурса семьи.

Интервью о сложившихся традициях совладающего поведения (фокусируется на семейной истории, тех событиях из жизни семьи, которые считаются в семье историями успеха и преодоления);

Жизненные циклы развития семьи (совладающее поведение в рамках разных институтов: образовательные учреждения: школа, детски сад; эмоциональное здоровье, здоровое поведение, отношения в социуме, медицинское обслуживание, отношения в семье)

В Таблице 5 приведено сравнение между традиционным подходом к оценке проблемы семьи и подходом, основанным на концепции сил:

Неблагоприятные обстоятельства семьи взаимодействуют друг с другом и увеличивают вероятность ухудшения ситуации жизни подростка, всей семьи. Задача специалиста состоит в том, чтобы и ресурсы семьи стали усиливать друг друга.

 

Когда стоит задуматься: «А гожусь ли я для долгосрочной работы с семьей?»

Долгосрочная работа с семьей связывает помощь подростку в период заключения и после освобождения. Однако многие специалисты не торопятся осуществлять долговременную помощь семье воспитанника колонии. Часто семья подростка в заключении отличается характеристиками, далекими от понятий общепринятой нормы. Как показывает опыт общения с подростками после освобождения, многие из них завязывают отношения со сверстниками и компаниями, которые могут быть и не криминальными, но нетрадиционными в общепринятом смысле. Как быть специалисту, в ситуации, когда подросток погружается в клубную культуру; живет с подружкой (другом) нетрадиционной ориентации; выстраивает отношения, которые далеки от традиционных? В первую очередь, специалисту важно воздержаться от оценок, а также удержаться от поиска причин такого необычного поведения – однако важно сохранять баланс границ и доверия.

Если Вы понимаете, что ваше отношение к семье подростка часто негативно и поддается определению: «Родители мне мешают как уши парикмахеру», то решите – стоит ли вам справиться со своими установками или лучше воздержаться от работы с семьей. Несомненно, специалист может найти способы справиться со своими стереотипами в отношении семьи подростка в заключении, но, не проделав этой работы, он навряд ли сумеет помочь подростку и семье. Не случайно в гуманистическом подходе действует знаменитый принцип non-judgmental attitude – отношение, не завязанное на суждении. Может быть, готовность к работе с семьей начинается с того, что специалист понимает, насколько он не готов к такому вмешательству?[9]

Таблица 5 Сравнение традиционного подхода и подхода на основе сил к сбору информации

  Традиционный подход к сбору информации Дополнительная информация, основанная на концепции сил
Состояние проблемы Детализированное описание проблемы (проблем); описание симптомов; психический статус (психическая дееспособность); стратегии совладания с проблемой Акцент на языке клиента; исключения из общей негативной тенденции; изучение ресурсов; акцент на решениях, которые принимает клиент; вопрос о чуде.
История проблемы Начало (появление) и развитие проблемной ситуации; направление развития; последствия на уровне взаимодействия; история уже осуществленного вмешательства Исключения: когда проблема не возникает или возникает не в полном объеме; Контекст истории будущего: виденье того периода, когда проблема может быть решена
Личная история Некие важные вехи развития; медицинская история; физическое, эмоциональное и сексуальное насилие; диеты, упражнения Физические, психологические, социальные, духовные, пространственные виды активности. «Как Вы это делали?» «Как Вы управляете ситуацией преодоления мнения оппонентов?» «Что Вы уже умеете, для того чтобы искать помощь у других?»
История злоупотреблений Паттерны приемы: когда это началось, частота, количество Химическая зависимость: алкоголь, наркотики, кофеин, никотин Азартные игры Последствия: физические, социальные, психологические «Как то, что Вы употребляете, помогает?» периоды меньшего использования (когда проблема существует частично) периоды абстиненции (исключения) личные и семейные ритуалы что выносится из ситуации злоупотребления
Семейная история Возраст и состояние здоровья родителей, сиблингов, Описание отношений Влияние культурно-этнического контекста, история болезней, психических расстройств в семье Семейные ритуалы (время общего приема пищи, праздники, проведение выходных) Ролевые модели (нуклеарные и многосоставные) Пути совладания с семейными трудностями Самые важные семейные истории
Обучение и профессиональная деятельность История обучения История профессиональной жизни Достижения, сложившиеся образцы поведения, проблемы Перечень навыков и умений, которыми обладает человек Навыки домашнего труда, родительства Включенность в комьюнити Включенность в религиозные и другие духовные практики
Заключение и рекомендации Заключение, определение приоритетов, диагноз по DSM-IV, PIE Рекомендуемые стратегии помощи Направленность на уменьшение диагностики и анализа проблем Заключение о ресурсах, вариантах развития, возможностях, исключениях из негативной тенденции, решениях, которые принимает клиент Рекомендации другим специалистам о том, как использовать силы в работе с семьей и подростком

Раздел 4 Как помочь подростку преодолеть психологическую зависимость от негативного опыта

 

Помощь подростку начинается с того, как специалист понимает проблему и каким видит результат своего вмешательства. Данный раздел предлагает сравнить две весьма эффективные, но различные стратегии работы с травматичным опытом подростка. Одна из стратегий имеет давнюю для психотерапевтической практики историю, это терапия реальностью (Glasser, 1965). Другая стратегия, радикальная терапия, складывается последние 10 лет и приобретает все большее значение. Терапия реальностью и радикальная терапия основываются на том, что деструктивные силы подростка, которые толкают к девиации – это страх смерти и уничтожения. Потребность в контроле над жизнью не удовлетворена и реализуется в девиациях.[10]

 


[1] Подробное описание игры можно найти по ссылке http://psy.1september.ru/2000/42/8_10.htm

[2] Alexander Rudolf Jr. Counseling, treatment, and intervention methods with juvenile and adult offenders College of social work, The Ohio State University Wordsworth Brooks/Cole, Canada 2000, Р. 95-96

[3] Шмидт В.В., Шмидт В.Р., Цыганов М.Е., Адрова Е.И. Пособие по индивидуальной работе с подростками, готовящимися к освобождению из воспитательной колонии. Москва, 2004, http://www.msses.ru/win/faculty/socialwork/posobie-ind-work-youth.pdf

[4] Шмидт В.Р. Интерпретация интерпретевисткого подхода: Мадагаскар – воплощение радикальной социальной работы? // Национальный психологический журнал, 2006, №1

 

[5] Причем родительство как комплекс задач и функций может исполняться не только матерью и/или отцом, но и другими членами семьи.

[6] Шмидт В.В., Шмидт В.Р., Цыганов М.Е., Адрова Е.И. Пособие по индивидуальной работе с подростками, готовящимися к освобождению из воспитательной колонии., см. Тренинг уверенного поведения Москва, 2004, http://www.msses.ru/win/faculty/socialwork/posobie-ind-work-youth.pdf

 

[7] Hill R. Family stress and buffer factors, 1983 цит. по Balancing family-centered services and child well-being Editors: E. Walton, P. Sandau-Beckler, M. Mannes Columbia University Press New York 2001

 

[8] The child world: assessing children in Need. Ed. by J. Horwath The University of Sheffield, 1999, chapter 2 Assessing Children in Need and their families. An overview of the Framework, Wendy Roswe, P. 35-37

 

[9] Подробней о стратегиях подготовки к работе со сложной семьей см. Шмидт В.Р. Подводные камни патронатного родительства: в фокусе невыносимое поведение ребенка //Вестник практической психологии образования России", №4, 2006 г.

 

[10] Leary D.A. Holding the fear of (not) being: radical thoughts on therapeutic work with marginalized adolescents //Radical psychology, 1999 Summer, Vol 1, Issue 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.