КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ресурсы и силы семьи
Уникальность семьи как главный ресурс вмешательства Оценка уникальности семьи происходит посредством обращения к ее ценностям, убеждениям и культурному фону. Наиболее удобным методом оценки уникальности семьи становится визуализация истории семьи в контексте поколений: Историческая генограмма (история притеснений, конфликты между группами, их вклад в развитие семьи, все, что составляет предмет гордости и стыда за семейную историю) Культурная генограмма (соединение экокарты и генограммы): длительность той или иной традиции во времени, история миграции, легальность статуса, история статусных характеристик семьи в целом. Специалист следует ряду требований в ходе оценки семьи, чтобы реализовать принцип поддержки уникальности: Должна быть четко поставлена цель оценки – вопросы, ответы на которые будут получены в процессе диагностики. Как убедительные факты, так и просто мнения, которые будут услышаны, увидены, прочитаны в ходе взаимодействия, должны подробно собираться и записываться. Понимание ситуации, которым будут руководствоваться специалисты, должно быть отделено от понимания ситуации родителями и детьми. Источники формирования мнения и суждений специалистов должны быть прозрачны для семьи и подростка (специалист всегда может ответить на вопрос: «почему вы так решили?»). Сложность, срочность и комплексность решений относительно ситуации ребенка должно оказывать самое серьезное влияние на пространство, скорость и процедуры диагностики. Целостный и скоординированный подход к диагностике должен быть продолжен аналогичным подходом к решению проблемы и оказанию помощи. Завершающим этапом диагностики должно стать определение того, что должно быть изменено, как это может быть сделано, каковы временные характеристики этих процессов и как можно оценить достижение поставленной цели.[8]
Оценка сил семьи основана на понимании прошлых успехов в решении проблем. Специалист помогает семье сосредоточиться на выявлении и исследовании своих силах. Задачей помощи становится повышение компетентности семьи относительно имеющихся ресурсов (семья должна чувствовать свои силы для решения проблемы). Для решения этой задачи используются различные методики: Карточки сил (перечень всевозможных сил, которые оцениваются членами семьи как имеющиеся в наличии: поддержка супругов; гордость за семью и поддержка ее ценностей; гибкость в решении конфликтов; совместная деятельность членов семьи; защита интересов друг друга в разных ситуациях). Специалист задает вопросы для выявления сил, а затем создает набор карточек, который оценивается и ранжируется каждым членом семьи с точки зрения их представленности. Также члены семьи оценивают возможность развития тех ресурсов, которых у них еще нет. Портрет сил: каждый член семьи перечисляет те силы, которые он выявил у других членов семьи. Затем члены семьи обмениваются своими портретами и создают общую картину ресурса семьи. Интервью о сложившихся традициях совладающего поведения (фокусируется на семейной истории, тех событиях из жизни семьи, которые считаются в семье историями успеха и преодоления); Жизненные циклы развития семьи (совладающее поведение в рамках разных институтов: образовательные учреждения: школа, детски сад; эмоциональное здоровье, здоровое поведение, отношения в социуме, медицинское обслуживание, отношения в семье) В Таблице 5 приведено сравнение между традиционным подходом к оценке проблемы семьи и подходом, основанным на концепции сил: Неблагоприятные обстоятельства семьи взаимодействуют друг с другом и увеличивают вероятность ухудшения ситуации жизни подростка, всей семьи. Задача специалиста состоит в том, чтобы и ресурсы семьи стали усиливать друг друга.
Когда стоит задуматься: «А гожусь ли я для долгосрочной работы с семьей?» Долгосрочная работа с семьей связывает помощь подростку в период заключения и после освобождения. Однако многие специалисты не торопятся осуществлять долговременную помощь семье воспитанника колонии. Часто семья подростка в заключении отличается характеристиками, далекими от понятий общепринятой нормы. Как показывает опыт общения с подростками после освобождения, многие из них завязывают отношения со сверстниками и компаниями, которые могут быть и не криминальными, но нетрадиционными в общепринятом смысле. Как быть специалисту, в ситуации, когда подросток погружается в клубную культуру; живет с подружкой (другом) нетрадиционной ориентации; выстраивает отношения, которые далеки от традиционных? В первую очередь, специалисту важно воздержаться от оценок, а также удержаться от поиска причин такого необычного поведения – однако важно сохранять баланс границ и доверия. Если Вы понимаете, что ваше отношение к семье подростка часто негативно и поддается определению: «Родители мне мешают как уши парикмахеру», то решите – стоит ли вам справиться со своими установками или лучше воздержаться от работы с семьей. Несомненно, специалист может найти способы справиться со своими стереотипами в отношении семьи подростка в заключении, но, не проделав этой работы, он навряд ли сумеет помочь подростку и семье. Не случайно в гуманистическом подходе действует знаменитый принцип non-judgmental attitude – отношение, не завязанное на суждении. Может быть, готовность к работе с семьей начинается с того, что специалист понимает, насколько он не готов к такому вмешательству?[9] Таблица 5 Сравнение традиционного подхода и подхода на основе сил к сбору информации
Раздел 4 Как помочь подростку преодолеть психологическую зависимость от негативного опыта
Помощь подростку начинается с того, как специалист понимает проблему и каким видит результат своего вмешательства. Данный раздел предлагает сравнить две весьма эффективные, но различные стратегии работы с травматичным опытом подростка. Одна из стратегий имеет давнюю для психотерапевтической практики историю, это терапия реальностью (Glasser, 1965). Другая стратегия, радикальная терапия, складывается последние 10 лет и приобретает все большее значение. Терапия реальностью и радикальная терапия основываются на том, что деструктивные силы подростка, которые толкают к девиации – это страх смерти и уничтожения. Потребность в контроле над жизнью не удовлетворена и реализуется в девиациях.[10]
[1] Подробное описание игры можно найти по ссылке http://psy.1september.ru/2000/42/8_10.htm [2] Alexander Rudolf Jr. Counseling, treatment, and intervention methods with juvenile and adult offenders College of social work, The Ohio State University Wordsworth Brooks/Cole, Canada 2000, Р. 95-96 [3] Шмидт В.В., Шмидт В.Р., Цыганов М.Е., Адрова Е.И. Пособие по индивидуальной работе с подростками, готовящимися к освобождению из воспитательной колонии. Москва, 2004, http://www.msses.ru/win/faculty/socialwork/posobie-ind-work-youth.pdf [4] Шмидт В.Р. Интерпретация интерпретевисткого подхода: Мадагаскар – воплощение радикальной социальной работы? // Национальный психологический журнал, 2006, №1
[5] Причем родительство как комплекс задач и функций может исполняться не только матерью и/или отцом, но и другими членами семьи. [6] Шмидт В.В., Шмидт В.Р., Цыганов М.Е., Адрова Е.И. Пособие по индивидуальной работе с подростками, готовящимися к освобождению из воспитательной колонии., см. Тренинг уверенного поведения Москва, 2004, http://www.msses.ru/win/faculty/socialwork/posobie-ind-work-youth.pdf
[7] Hill R. Family stress and buffer factors, 1983 цит. по Balancing family-centered services and child well-being Editors: E. Walton, P. Sandau-Beckler, M. Mannes Columbia University Press New York 2001
[8] The child world: assessing children in Need. Ed. by J. Horwath The University of Sheffield, 1999, chapter 2 Assessing Children in Need and their families. An overview of the Framework, Wendy Roswe, P. 35-37 [9] Подробней о стратегиях подготовки к работе со сложной семьей см. Шмидт В.Р. Подводные камни патронатного родительства: в фокусе невыносимое поведение ребенка //Вестник практической психологии образования России", №4, 2006 г.
[10] Leary D.A. Holding the fear of (not) being: radical thoughts on therapeutic work with marginalized adolescents //Radical psychology, 1999 Summer, Vol 1, Issue 1
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |