КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды общения
Этические нормы делового общения Психологические особенности делового общения ПЛАН ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ ЛЕКЦИЯ № 16 1. Сущность общения: функции, виды, формы, барьеры 1. Сущность общения: функции, виды, формы, барьеры Общение – это взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности. Содержание общения – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. По содержанию общения различают: - материальное общение – обмен продуктами и предметами деятельности; - когнитивное общение – обмен знаниями; - деятельное общение – обмен действиями, операциями, умениями, навыками, когда от субъекта к субъекту передается информация, расширяющая кругозор, совершенствуя и развивая способности; - кондиционное общение – обмен психическими или физиологическими состояниями (поднять настроение, испортить его, возбудить или успокоить человека); - мотивационное общение – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями. Цель общения - то, ради чего у человека возникает данный вид деятельности. Цель человеческого общения - средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, интеллектуального роста, нравственного развития. По целям общения различают: - биологическое – общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма; - социальное общение – направленное на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида. - деловое общение. Включается в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием являются рабочие вопросы, а не проблемы, которые затрагивают внутренний мир человека; - личностное общение. Сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека - целевое общение. Это общение, которое служит средством удовлетворения потребности в общении. Общение людей не обособленный процесс или самостоятельная форма активности, оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения. Средства общения — способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа другому. Кодирование информации — это способ ее передачи от одного к другому: - с помощью прямых телесных контактов: касанием тела руками...; - через органы чувств (наблюдение со стороны одного человека за движением другого или восприятие производимых им звуковых сигналов); - язык; - знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи); - технические средства записи, передачи и хранения информации (радио- и видеотехника, механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей). Функции общения выделяются в соответствии с содержанием Различают семь основных функций общения, которые, 1) инструментальная — характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия; 2) интегративная — раскрывает общение как средство объединения людей; 3) самовыражения — определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста; 4) трансляционная — выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок. 5) экспрессивная взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний человека; 6) функция социального контроля – это регламентация поведения и деятельности человека; 7) функция социализации – это формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами. Формы общения чрезвычайно разнообразны: - прямое - естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных (речевых) и невербальных средств (жесты, мимика, пантомимика), когда информация лично передается одним из его участников другому;
- косвенное общение - включение в процесс общения «дополнительного» участника как посредника, через которого происходит передача информации; - непосредственное - осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой (руки, голова, туловище, голосовые связки); - опосредствованное - происходит при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих во времени получение обратной связи между участниками общения; - массовое – это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей; - межличностное – непосредственное общение людей в группах и парах, при постоянном составе участников, оно подразумевает психологическую близость партнеров. Адекватность восприятия информации во многом зависит от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступает к реципиенту. Виды коммуникативных барьеров: - информационно – дефицитный барьер - это коммуникативные помехи и механический обрыв информации; - замещающее - искажающий барьер – человек ясно и четко слышит слова собеседника, но придает им иное значение, чем предполагалось собеседником; передача информации происходит через посредников и информация доносится в искаженном варианте; - эмоциональный барьер – люди, получая информацию, были заняты своими мыслями и чувствами, в связи с этим происходит непонимание информации, либо информация воспринята эмоционально неправильно; - фонетическое непонимание происходит, когда собеседник говорит на другом языке, диалекте, с существенными дефектами в дикции, грамматически искаженным строем речи, невыразительно, быстро, речь с большим количеством слов-паразитов; - семантический барьер – непонимание из-за различий в понимании значений жаргонной речи, сленга; - стилистический барьер – несоответствие стиля речи и излагаемой ситуации; - логический барьер – логика суждения либо слишком сложна, либо противоречит манере логического изложения для других людей; - социально-культурные барьеры возникают из-за социальных, политических, религиозных и профессиональных различий во взглядах. Существует множество приемов повышения эффективности преодоления коммуникативных барьеров. Рассмотрим некоторые из них: - прием «имя собственное». Прием основан на произнесении вслух имя и отчества собеседника. Это показывает внимание к данной личности, вызывает чувство удовлетворения, сопровождается положительными эмоциями, тем самым формируется аттракция (возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого – искусство нравиться людям), расположение работника к клиенту или партнеру; - прием «зеркало отношений». Состоит в доброй улыбке, приятном выражении лица, свидетельствующем, что «я – ваш друг». Возникает чувство защищенности у клиента, что формирует положительные эмоции и формирует аттракцию; - прием «золотые слова». Заключается в высказывании комплиментов в адрес человека, что способствует эффекту внушения. Это ведет к образованию положительных эмоций и обуславливает расположенность к работнику; - прием «терпеливый слушатель». Предполагает терпеливое и внимательное выслушивание проблем клиента. Это приводит к удовлетворению потребности к самоутверждению, ведет к образованию положительных эмоций и доверительного расположения клиента; - прием «личная жизнь». Выражается к привлечению внимания к хобби клиента, что повышает вербальную активность и сопровождается положительными эмоциями. Прежде чем вступить в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнера по общению, оценить его как личность, выбрать наиболее подходящую тактику и приемы общения. В процессе общения необходимо контролировать ход и результаты общения, уметь правильно завершить общение, оставить у партнера благоприятное впечатление о себе, чтобы в дальнейшем у собеседника возникло стремление продолжить общение.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |