Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Позиция наблюдателя и исследователя в системном анализе

Структура проблем в городах различной величины

Методы управления при разрешении проблем

Методы принятия решений по реализации проблем

Удельный вес методов анализа и решения различных типов проблем

Типы проблем Методы анализа и решений
Инструкции, руководства Экономико-математические методы Системный анализ Экспертные оценки Итого, %
Стандартные 77,7 + 1,6 12,0 ±1,6 7,1 + 0,5 3,2 + 0,3  
Хорошо структурированные 48,9 ± 5,5 26,1+4,8. 17,4 + 5,8 7,6 + 1,4  
Слабоструктурированные 12,6 ±2,8 17,1+3,4 34,4 ± 4,2 35,9 ±2,9  
Неструктурированные 3,5 + 0,3 10,8 + 4,2 13,9 ±1,8 71,8 + 5,1  

 

Таблица 2

Типы проблем Методы принятия решений
Единоличный Коллективный По согласованию %
Стандартные Хорошо структурированные Слабоструктурированные Неструктурированные 69,6 ±6,6 55,6 ± 5,1 26,8 ±3,7 17,1 ±5,5 11,0 + 1,2 23,6 ±1,8 36,6 ± 4,4 23,4 ± 2,9 19,4 + 6,1 20,8 ± 4,0 36,6 ±4,0 59,5 ± 5,9  

 

И, в заключение, небезынтересно отметить различие удельного веса методов управления, используемых для разрешения проблем (табл. 3). Из табл. 3 следует падение значимости организационно-распорядительных и рост социально-психологических методов с ростом сложности проблем, что вполне корреспондируется с логикой управленческой деятельности.

Таблица 3

Типы проблем Методы управления Итого, %
Экономические Организационно-распорядительные Социально-психологические
Стандартные Хорошо cтруктурированные 28,7 + 5,5 28,4 ± 3,7 63,0 + 5,5 53,9 ±4,8 8,3 ± 1,0 17,7 ± 4,4  
Слабоструктурированные Неструктурированные 36,7 + 3,7 26,4 ± 3,5 25,5 ± 3,7 13,7 ±3,6 37,8 ± 2,9 59,8 ± 4,0  

 

С позиции иллюстрации возможности данного системного подхода целесообразно исследовать структуру проблематики в городах различной величины. Оценки тех же экспертов приведены в табл. 4.

Таблица 4

Типы проблем Методы принятия решений Итого, %
Крупные Средние Малые
Стандартные Хорошо структурированные Слабо структурированные Неструктурированные 19,0 ±2,7 21,0 ±4,1 22,4 + 0,9 37,6 + 3,8 31,3+3,2 28,8 ±3,7 21,7 ±1,8 18,2 ±3,0 44,5 ± 3,5 31,3+3,7 14,0 ±1,1 10,2 + 1,0  

 

Анализ данных табл. 4 позволяет сделать вывод о том, что с ростом масштабов городов уменьшается доля стандартных проблем и существенно возрастает доля неструктурированных проблем. Это весьма важно для проектирования системы управления крупными городами, а также с позиций требований к профессионально-квалификационной структуре кадров. В системе управления крупных городов должен возрастать удельный вес аналитико-экспертных служб и структур программно-целевого и проблемно-ориентированного управления, а в структуре кадров - профессионалов, способных принимать и реализовывать комплексные управленческие решения.

При проведении экспертных оценок, которые даются наблюдателями (исследователями), особые требования предъявляются как к самой процедуре оценок, так и к самим наблюдателям, взвешенные оценки которых служат для серьезных выводов и оценок.

 

 

Нередко наблюдатель, аналитик или эксперт имеет ограниченные возможности наблюдения и исследования интересующего его субъекта. При этом исключительно важная роль принадлежит следующим обстоятельствам:

1) уровню профессиональной подготовки наблюдателя;

2) научной позиции наблюдателя;

3) исходной точке зрения;

4) ограниченным возможностям получения и интерпретации полученной информации.

Объективно уровень знаний наблюдателя ограничен уровнем знаний эпохи, субъективно - его конкретными интеллектуальными способностями. Поэтому даже одни и те же результаты наблюдения двумя исследователями-аналитиками будут характеризоваться различным образом.

Рассмотрим наиболее общий и характерный пример (рис. 2).

Рис. 2. Связь наблюдателя и объекта познания

 

Пусть имеется некоторый объект познания, в точке N находится наблюдатель; некоторая разновидность «экрана», который закрывает исследуемый объект от наблюдателя, - система его знания (или область незнания); в нем имеются области прозрачности, соответствующие знаниям наблюдателя об исследуемом объекте.

В данном случае удобно конкретизировать объекты познания как удаленные астрономические объекты (Марс, Венера, комета Галлея и т. д.), исследуемые с помощью спускаемых аппаратов или космических зондов. Однако вполне приемлем и вариант наблюдения за страной путешественника или дипломата, впервые туда попавшего (Марко Поло, Афанасий Никитин и др.).

Окна прозрачности (О1, О2 и т. д.) представляют собой систему понятий, которой обладает наблюдатель. В соответствии с уровнем его познания каждое такое окно образует не только зону опреде­ленной прозрачности, но и определенный фильтр, имеющий субъективную природу. Иными словами, каждый наблюдатель через окно прозрачности видит объект познания в меру своих собственных субъективных ограничений. Естественно, что для улучшения наблюдаемости объекта познания необходимо увеличить число и размер окон прозрачности, то есть расширять сферу познания. Поскольку каждое из окон связано с определенной сферой профессиональных знаний, необходимо уменьшать степень субъективности представлений наблюдателя.

Участки с ненаблюдаемыми свойствами могут содержать качественно иную информацию, которая отсутствует при наблюдении через окна прозрачности. Наблюдаемые и ненаблюдаемые участки в целом содержат информацию обо всем объекте познания. Ненаблюдаемые участки обусловливают разрыв информации, ее недостаточность относительно всего объекта наблюдения. Поэтому самый простой выход заключается в создании большего числа окон и увеличении площади объекта познания. Однако технически это может быть сопряжено с большими научными и финансовыми трудностями. Дополнительным способом разрешения возникающих проблем можно считать включение других наблюдателей, у которых исходные позиции наблюдателя отличаются, что приводит к появлению новых «окон прозрачности». Например, для наблюдателя космических объектов можно использовать дополнительно спутниковые системы, разработка, производство и запуск которых, как и обработка поступающей информации, связаны с большими затратами. Благодаря этому не только значительно сокращается поверхность ненаблюдаемого объекта. Ненаблюдаемые площади, связанные с познанием наблюдателей и особенно с совпадением позиций наблюдателей, представляют дополнительную возможность для использования статистических методов обработки информации. Однако иногда позиции наблюдателей все-таки не обеспечивают должного уровня познания исследуемого объекта. В этом случае необходимо включение наблюдателя, находящегося выше по своему интеллектуальному и методологическому статусу. Функция такого наблюдателя заключается в обеспечении единого методологического подхода к трактовке, интерпретации и синтезу результатов наблюдения всех наблюдателей. Например, в качестве таких наблюдателей могут быть использованы технические средства, изучающие свойства поверхности планет в различных частях спектра электромагнитных колебаний (инфракрасный, ультрафиолетовый, рентгеновский и т. д.).

Итак, вопрос относительно ценности наблюдений и трактовки полученных результатов требует:

1. Совпадения позиций различных наблюдателей, либо определения причин точного различия этих позиций.

2. Точной оценки уровня профессиональной подготовки (компетентности) наблюдателей и аналитиков.

3. Разработки методов оценки надежности и достоверности полученной информации.

4. Разработки единых методологических подходов к трактовке полученных результатов.

Наибольший интерес представляет формирование некоторых интегральных оценок объекта познания, что часто необходимо сделать на основе весьма ограниченной информации. Например, человечество весьма ограничено в возможностях посылки космических аппаратов к другим планетам, располагает ограниченными сведениями о древних цивилизациях, имеет единичные экземпляры вымирающих представителей флоры и фауны. В этих случаях затраты могут быть очень значительными, и если ценность полученной информации сомнительна, то это означает не только бросовые обще­ственные издержки, но и падение интеллектуальных возможностей общества. Необходимо предъявить высокие требования к организации исследований и разработок, профессиональной компетентности работников, а также и методологическому обоснованию и методическому оснащению различных способов исследования, включая системный анализ.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проблемы больших систем, способы их исследования и методы разрешения | Моделирование и принятие решений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.