Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Становление МКК как учебной дисциплины




Что можно прочитать

Темы для размышления

n Опишите в терминах экономической культуры сегодняшнюю ситуацию в народном хозяйстве России.

n Подумайте, какие виды политической культуры преобладают в российском обществе.

n Составьте иерархию ценностей в современной отечественной военной культуре.

n Найдите смысловое значение военных символов.

n Освоение военной культуры - длительный и сложный процесс. Подумайте, каким культурным основанием (тезаурусом) должен обладать человек, посвятивший себя военному делу.

n В российском обществе вырос интерес к православию. В чем причины этого явления?

n В чем, на Ваш взгляд, притягательность разного рода сект для современного человека?

n Взгляд на искусство, высказанный В.Набоковым, противоречит суждениям учебников о важной социальной роли искусства. Кто прав в этом споре? Почему?

 

Гуревич П. Философия культуры. - М., 1996.

Коган Л. Теория культуры. - Екатеринбург, 1993.

Кукаркин А. Буржуазная массовая культура. - М., 1985.

Морфология культуры. - М., 1994.

Набоков В. Лекции по русской литературе. - М., 1996.

Швейцер А. Культура и этика. - М., 1983.

Становление МКК как учебной дисциплины первоначально было обусловлено практическими интересами американских политиков и бизнесменов. После второй мировой войны активно расширилась сфера влияния американской политики, экономики и культуры. Постепенно возникло осознание необходимости изучения не только языков, но и культур других народов, их обычаев, традиций, норм поведения. В то же время США разработали программу помощи развивающимся странам. В рамках отдельных проектов этой программы большое число экспертов и активистов Корпуса Мира посещали различные страны. Нередко они сталкивались там с непониманием, конфликтами, которые в итоге приводили к провалу их миссии. В ответ на эту ситуацию правительство США в 1946 г. Приняло Акт о службе за границей и создало Институт службы за границей, который возглавил лингвист Эдвард Холл. Для работы в институте были привлечены ученые самых разных специальностей: антропологи, социологи, психологи, лингвисты и др. Главный вывод специалистов института: каждая культура формирует уникальную систему ценностей, приоритетов, моделей поведения, и поэтому ее описание, интерпретация и оценка должны осуществляться с позиций культурного релятивизма. Выяснилось, что правительственные служащие не проявляли интереса к изучению теоретических вопросов культуры и общения, а выражали желание получить конкретные советы, рекомендации и указания по практическому поведению в другой стране – отсюда акцент на практических указаниях большинства американских пособий по МКК. Дата рождения МКК как академической дисциплины-1954 год, когда вышла в свет книга Э.Холла и Д. Трагера «Culture as Communication», в которой впервые для широкого употребления был предложен термин «межкультурная коммуникация», отражавший особую область человеческих отношений. Основные положения и идеи межкультурной коммуникации были более обстоятельно развиты в работе Э. Холла «The Silent Language» (1959), где автор показал связь между культурой и коммуникацией и пришел к выводу о необходимости обучения культуре («если культура изучаема, то это означает, что она может быть и преподаваема»), тем самым первым предложив сделать проблему МКК самостоятельной учебной дисциплиной.

Процесс становления МКК как учебной дисциплины начался в 1960-е годы, когда этот предмет стал преподаваться в ряде университетов США. В 1970-е годы сугубо практический характер курса был дополнен необходимыми теоретическими обобщениями и приобрел форму классического университетского курса.

В Европе становление МКК как учебной дисциплины было связано с тем, что создание Европейского союза открыло границы для свободного перемещения людей, капиталов и товаров. Европейские столицы и крупные города стали менять свой облик благодаря появлению в них представителей разных культур и их активному включению в жизнедеятельность этих городов, что привело к проблеме общения носителей разных культур. Постепенно сформировался интерес ученых к проблемам межкультурного общения. На рубеже 70-80-х годов 20 века в некоторых западноевропейских университетах были открыты отделения межкультурной коммуникации (университеты Мюнхена, Йены). Введение этой дисциплины в ряде российских вузов обусловлено необходимостью подготовить студентов к эффективным межкультурным контактам на уровне повседневного межличностного общения.

С начала своего возникновения МКК формировалась как межпредметная дисциплина. Первые учебные программы и методики обучения межкультурному общению заимствовались из разных наук, что придало МКК эклектичный характер, что позволило переосмыслить многие традиционные представления и методы, открыло новые аспекты исследований проблемы межкультурных контактов. Из всех наук о культуре наибольший объем теоретических и методологических знаний и практического опыта в области исследований МКК накоплен фольклористикой и этнологией. Поэтому сложились два направления исследований МКК.

1) основывается на фольклористике, носит описательный характер, его задачи: выявление, описание и интерпретация повседневного поведения людей с целью объяснения глубинных причин и детерминирующих факторов их культуры.

2) имеет культурно-антропологический характер, предмет исследования – различные виды культурной деятельности социальных групп и общностей, их нормы, правила и ценности.

Основные цели исследования в области МКК:

-систематическое изложение основных проблем и тем МКК, овладение основными понятиями и терминологией;

-развитие культурной восприимчивости, способности к правильной интерпретации конкретных проявлений коммуникативного поведения в различных культурах;

-формирование практических навыков и умений в общении с представителями других культур.

Э. Холл подразумевал под преподаванием МКК межкультурное обучение, основывающееся на практическом использовании фактов межкультурного общения людей, возникающих при непосредственных контактах с носителями других культур. Учебный процесс он понимал как процесс анализа конкретных примеров межкультурного общения, в результате которого расширяется межкультурная компетенция обучающихся и преодолеваются трудности в повседневном общении с людьми из другой культуры. Целым рядом западных ученых (Г.Кольс, В.Гудикунст и Р. Хаммер, М. Пейдж и Дж. Мартин, М.Хупс, М. Беннет и др.) был описан собственный опыт преподавания МКК и предложены модели организации межкультурного обучения, среди которых наиболее известными являются модели Хупса и Беннета. Главное отличие межкультурного обучения от других образовательных направлений в том, что необходимые знания и навыки приобретаются преимущественно посредством прямых культурных контактов. Обучение межкультурной коммуникации может породить противоречия с собственной культурной идентичностью: возникает страх потерять ориентацию в привычном социокультурном пространстве, утратить идентичность и потерять поддержку своей группы. Процесс межкультурного обучения должен учитывать возможности появления такого рода противоречий. Естественным приемом против возникновения таких ситуаций служит принцип открытости и спорности в организации процесса обучения. Последний должен восприниматься обучающимися как процесс поиска, в котором должны быть задействованы как познавательный, так и эмоциональный уровни сознания.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3772; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.