Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Культурно-антропологические основы межкультурной коммуникации. Культура




Понятие культура – центральное в межкультурной коммуникации. Американские культурные антропологи А. Кребер и К. Клакхон разделили все существующие определения культуры на 6 классов:

 

1.Описательные определения, которые интерпретируют культуру как сумму всех видов человеческой деятельности, обычаев, верований

2.Исторические определения культуры, которые связывают культуру с традициями и социальным наследием общества

3.Нормативные определения, которые рассматривают культуру как совокупность норм и правил, организующих человеческое поведение

4.Психологические определения, в соответствии с которыми культура представляет собой совокупность форм приобретенного поведения, возникающих в результате приспособления и культурной адаптации человека к окружающим условиям жизни.

5.Структурные определения, которые представляют культуру в виде различного рода моделей или единой системы взаимосвязанных феноменов

6. Генетические определения, основывающиеся на понимании культуры как результата адаптации человеческих групп к среде своего обитания.

 

Это разнообразие определений обусловлено тем, что культура – крайне сложное и многогранное явление, выражающее все стороны человеческого бытия, которое изучается рядом наук: семиотикой, социологией, историей, антропологией, аксиологией, лингвистикой, этнологией и др.

В повседневной жизни понятие «культура» употребляется, как минимум, в 3 значениях:

 

1) отдельная сфера жизни общества, которая существует в виде системы учреждений и организаций, занимающихся производством и распространением духовных ценностей (общества, клубы, театры, музеи)

2) совокупность ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, культура молодежи и т.д.)

3)выражение высокого уровня достижений человека в какой-либо деятельности (культура быта и пр.)

 

Обыденные представления о культуре сводятся к ее отождествлению с художественной культурой (искусством) или образованностью и воспитанностью человека. Наиболее распространенное обыденное понимание «культуры»: совокупность материальных предметов, объектов, идей, образов, созданных человеком на протяжении его истории; культура – это сумма всех достижений человечества, «вторая природа», сотворенная самим человеком, образующая собственно человеческий мир в отличие от дикой природы. Кребер и Клакхон считали, что «культура состоит из выраженных и скрытых схем мышления и поведения, являющихся специфическим, обособляющим достижением человеческих общностей, воплощенным в символах, при помощи которых они воспринимаются и передаются от человека к человеку и от поколения к поколению. Сюда необходимо включить также и те достижения, которые проявляются в созданных культурным обществом материальных благах. Ядром любой культуры являются идеи … и особенно ценности, передающиеся при помощи традиций. Культурные системы могут рассматриваться, с одной стороны, как результат совершенных действий, с другой стороны, как одна из основ действий в будущем» (Kroeber A., Kluckhon C.; 161). Согласно этому определению культура представляет собой сложный феномен, который включает в себя как материальные и социальные явления, так и различные формы индивидуального поведения и организованной деятельности. Культура как предмет изучения культурной антропологии выступает в виде совокупности результатов деятельности человеческого общества во всех сферах его жизни, составляющих и обусловливающих образ жизни нации, этноса, социальной группы в любой конкретно-исторический период времени. Культурная антропология исследует развитие культуры во всех ее аспектах: образ жизни, восприятие мира, менталитет, национальный характер, повседневное поведение и т.д. На этой основе культурная антропология изучает также человеческую способность развивать культуру через общение, через коммуникацию, рассматривает все разнообразие человеческих культур, их взаимодействие и контакты.

 

Культурная антропология рассматривает культуру как продукт совместной жизнедеятельности людей, систему согласованных способов их коллективного существования, упорядоченных норм и правил удовлетворения групповых и индивидуальных потребностей и т.п. Совместное долгое проживание групп людей на одной территории, их коллективная хозяйственная деятельность, оборона от нападений формирует у них общее мировоззрение, единый образ жизни, манеру общения, стиль одежды, специфику кулинарии и т.д. В итоге формируется самостоятельная культурная система – этническая культура данного народа, ядро которой составляет набор «правил игры», принятых в процессе их коллективного существования, которые, в отличие от биологических свойств человека не наследуются генетически, а усваиваются только методом обучения. Поэтому становится невозможным существование единой универсальной культуры, объединяющей всех людей на земле. Таким образом, несмотря на свою реальность, культура предстает абстрактным понятием, ибо в действительности она существует только в виде множества культур разных эпох и регионов, а внутри этих эпох – в виде культур отдельных стран и народов (локальных и этнических культур). Наличие локальных культур – закономерная форма существования всей человеческой культуры в целом. Благодаря взаимодействию локальных и этнических культур возникает система общения, поддерживаются различные стили и типы поведения, ценностные ориентации, сохраняется их этническая самобытность. Это общение протекает как через взаимное выяснение отношений, распри, конфликты, так и через взаимную адаптацию и понимание культурного своеобразия соседей. Как правило, характер межкультурных контактов определяется степенью близости и родства взаимодействующих культур. Культурное своеобразие может проявляться в самых разных сторонах человеческой жизнедеятельности: в удовлетворении биологических потребностей, естественных привычках поведения, типах одежды и жилищ, видах орудий труда, способах трудовых операций и т.д. Своеобразие любой культуры получает свое завершение в культурной картине мира, которая постепенно формируется в процессе возникновения и существования самой культуры. Культурная картина мира – результат того, что в различных культурах люди воспринимают, чувствуют и переживают мир по-своему и тем самым создают свой неповторимый образ мира, представление о мире. Культурная картина мира – совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культур других народов. Эти знания и представления придают культуре каждого народа самобытность, благодаря чему становится возможным отличить одну культуру от другой. Культурная картина мира находит свое выражение в различном отношении к тем или иным явлениям культуры. Культура не только влияет на коммуникацию: между культурами существуют значительные различия в том, как и какие средства коммуникации используются при общении с представителями других культур (представители индивидуалистских культур больше внимания обращают на содержание сообщения, на то, что сказано, в коллективистских культурах восточного типа, напротив, более важно то, с кем и при какой ситуации происходит общение, какова форма сообщения), но и сама подвергается ее влиянию. Культура в значительной степени определяет поведение людей, которое является продуктом миллионов лет эволюции, оно заложено как генетически, так и обусловлено нашей принадлежностью к какой-либо группе, полу, возрастом, личным жизненным опытом, уровнем образования и другими факторами. Смысл каждого конкретного поступка необходимо понять, так как он не всегда лежит на поверхности, а скрыт в традиционных представлениях о том, что нормально, которые в разных культурах и социокультурных группах также разные. Это различие можно проследить на примере распространенной во многих культурах традиции обмена подарками.

Каждый вид коммуникации характеризуется особыми отношениями партнеров, их направленностью друг на друга. Специфика межкультурной коммуникации заключается в желании понять, о чем думает партнер, причины его переживаний, его точку зрения и образ мыслей. При межкультурной коммуникации необходимо рассматривать коммуникативное поведение представителей другой культуры в рамках их культуры, а не своей, то есть здесь следует проявлять больше эмпатии, чем симпатии. Симпатия получила распространение в самых разных видах коммуникации, и она подразумевает, что человек мысленно ставит себя на место другого. Но при симпатии используются свои собственные способы интерпретации поведения других людей. Согласно теории Беннета, если мы следуем «золотому правилу нравственности» («поступай с людьми так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой») при общении с носителями других культур, то тем самым мы проявляем симпатию, потому что рассматриваем приемлемость их поведения со своей точки зрения. Специфика МКК в том, что в ней определяющим становится эмпатический подход, т.е. мысленное, интеллектуальное и эмоциональное проникновение во внутренний мир другого человека, в его чувства, мысли, ожидания и стремления. Здесь все основывается на опыте другого человека, а не нашем собственном. Эмпатия основана на умении поставить себя на место другого, взглянуть на все его глазами, почувствовать его состояние и учесть все это в своем поведении и поступках. В таких ситуациях присутствует естественное желание понять другого человека, не обидеть его, не сделать что-то не так и т.д. В связи с этим Беннет предлагает альтернативу «золотому правилу нравственности» – «платиновое правило нравственности», которое выражает сущность эмпатического подхода: «поступай с другими так, как они поступали бы сами с собой». Во взаимодействии с представителями других культур необходимо помнить и придерживаться основных характеристик эмпатии:

· Внимательно слушать, что тебе говорят;

· Стремиться понять, как чувствуют себя другие люди;

· Иметь искреннюю заинтересованность в том, что должны сказать другие;

· Проявлять сочувствие к нуждам других людей;

· Обладать способностью понимать точку зрения другого.

В психологии существуют специальные методы, с помощью которых можно повысить чувствительность людей к переживаниям друг друга (один из них метод подстройки).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 5546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.