Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Межличностная коммуникация




Межкультурная коммуникация имеет место не между культурами, а между индивидами, которые в той или иной степени являются носителями различных культурных ценностей, т.е. межкультурная коммуникация проявляется в форме межличностной коммуникации. Межличностная коммуникация – процесс одновременного взаимодействия коммуникантов и их воздействия друг на друга. Она может осуществляться в различных формах, специфика которых определяется числом участников, их социоролевым статусом, коммуникативной установкой, особенностями пространства и времени коммуникации. Идеальным образцом межличностной коммуникации является неформальная беседа двух человек. Характерными чертами этого вида коммуникации являются частая смена тематики, доминирование одной стороны в силу ее большей активности и подчинение другой, смена коммуникативной установки, возможность вернуться к прежней тематике, необязательность заключительного этапа, так как беседа может быть прервана случайными обстоятельствами.

Модели коммуникационных процессов

Принято выделять несколько моделей межличностной коммуникации.

1. Линейная модель рассматривает коммуникацию как действие, в рамках которого отправитель кодирует идеи и чувства в определенный вид сообщения и затем отправляет его получателю, используя какой-либо канал. Важным является влияние канала, по которому получено сообщение, на реакцию получателя. Линейная модель обращает внимание на «шум», помехи, искажающие сообщение. К ним относятся как физические (людное, шумное помещение), так и психологические (они связаны с физическим или эмоциональным состоянием человека, мешающим ему адекватно воспринимать сообщение) помехи. У этой модели есть недостаток – она рассматривает коммуникацию как однонаправленный процесс, идущий от отправителя к получателю. Модель пригодна для описания письменной коммуникации, воздействия средств массовой информации, где получатель сообщения рассматривается как объект воздействия.

2. Трансакционная модель представляет коммуникацию как процесс одновременного отправления и получения сообщений коммуникаторами. В каждый конкретный момент времени мы способны получать и декодировать сообщение другого человека, реагировать на него, в то же самое время другой человек получает наше сообщение и отвечает на него. Таким образом, акт коммуникации невозможно отделить от событий, которые ему предшествуют и следуют за ним. Коммуникация – это процесс, в котором люди формируют отношения, постоянно взаимодействуя друг с другом.

3. Интерактивная (или круговая) модель – не просто процесс передачи сообщения от отправителя к получателю, в ходе которого первый кодирует, а второй декодирует информацию. Важным элементом этой модели является обратная связь – реакция получателя на сообщение, которая выражается в ответном сообщении, направляемом отправителю. Введение обратной связи наглядно демонстрирует кругообразный характер коммуникации: отправитель и получатель сообщения последовательно меняются местами. Коммуникация изображается как ряд дискретных актов, имеющих начало и конец, ключевой фигурой является отправитель сообщения, так как от него зависит реакция получателя информации.

Круговая модель состоит из следующих элементов:

– отправитель (источник) – создатель сообщений, им может быть как человек, так и организация.

– кодирование – превращение сообщения в символическую форму, процесс зашифровки наших мыслей, чувств, эмоций в форму, узнаваемую другими. Успех коммуникации достигается лишь в том случае, если участники коммуникации обладают общей возможностью интерпретации определенного знака. При межкультурной коммуникации каждая культура представляет собой систему кодов, которая распространяет свое действие на повседневные отношения, социальные и культурные нормы и т.д. Проблема кодирования / декодирования информации приобретает важное значение, так как кодовые системы культур несопоставимы между собой или сопоставимы только ограниченно.

–сообщение – информация, идея, ради которой осуществляется коммуникация. Оно состоит из символов, может быть устным, письменным или визуальным. Процесс общения можно рассматривать как обмен символами, с помощью которых происходит передача нужной информации. Символы – это условные знаки, обозначающие какие-то предметы, явления или процессы, способные «замещать» реальные предметы или явления и выражать заключенную в них информацию. Символы являются таковыми только потому, что определенная группа людей соглашается принять их как символы. Между символом и его значением часто нет естественной связи, их отношения произвольны и варьируются в разных культурах.

– канал – путь физической передачи сообщения, средство, с помощью которого передается сообщение. Он может быть межличностным (вербальные, невербальные, паравербальные средства передачи информации) и массовым (пресса, издательства, радиовещание, телевидение и т.д.). К каналам коммуникации могут быть также отнесены публичные выступления, личные встречи, рекламные объявления и т.д.

– декодирование – процесс получения и интерпретации сообщений, получаемых человеком извне; расшифровка сообщения, которая в результате различных помех может быть более или менее адекватной.

– получатель – объект, которому передается сообщение.

– обратная связь – принятое сообщение вызывает у получателя какую-то реакцию, так как в результате коммуникации у него произошли изменения в знаниях, установках, поведении.

Эффективность коммуникации характеризуется тем, что переданная информация должна быть понята в соответствии с ее первоначальным значением. Она никогда не будет абсолютной, так как даже при сведенных к минимуму технических помехах, упрощении языка послания, невозможно полностью унифицировать процессы восприятия информации, носящие индивидуальный характер.

Существенную роль в процессе коммуникации играют важные психологические и социальные характеристики акта общения. Психологические компоненты:

Коммуникативное намерение – это желание вступить в общение с другим человеком.

Замысел сообщения – это информация в исходном виде, которую автор хочет передать получателю, проект, идея предстоящего сообщения.

Цели сообщения делятся на две группы: ближайшие, непосредственно выражаемые автором (интеллектуальные, связанные с получением информации, выяснением позиций и мнений, разъяснением и критикой; цели, связанные с установлением характера отношений: развитие или прекращение коммуникации, поддержка или отвержение партнера, побуждение к действию), и более отдаленные, долговременные (установление хороших отношений с партнером).

К социальным компонентам коммуникативного акта относятся:

статусная роль указывает на поведение, предписанное человеку его социальным (возрастным, половым, должностным и т.п.) положением, или статусом.

ситуативные роли выявляются уже в процессе коммуникации и влияют на характер коммуникативного акта. Человек может быть лидером, стремящимся играть ведущую роль и контролировать весь процесс коммуникации; посредником, следящим за ходом коммуникации и уравновешивающим интересы разных людей; капризным ребенком, нарушающим любые запреты и выступающим с нестандартными суждениями; гибким человеком, готовым приспособиться к любой ситуации.

–стилевые характеристики участников коммуникативного акта проявляются в особенностях их речевого стиля, в используемых ими коммуникативных стратегиях и тактиках.

Многофункциональность общения позволяет выделить следующие аспекты коммуникации:

· Информационный, при котором общение рассматривается как вид личностной коммуникации, осуществляющей обмен информацией между коммуникантами;

· Интерактивный, где общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе их кооперации;

· Гносеологический, когда человек выступает как субъект и объект социокультурного познания;

· Аксиологический, предполагающий изучение общения как процесса обмена ценностями;

· Нормативный, выявляющий место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также процесс передачи и закрепления стереотипов поведения;

· Семиотический, в котором общение выступает как специфическая знаковая система и как посредник в функционировании различных знаковых систем;

· Практический, где процесс общения рассматривается в качестве обмена результатами деятельности, способностями, умениями и навыками.

Вступая в общение, люди обычно преследуют конкретные цели. К основным целям коммуникации обычно относятся:

· Обмен и передача информации;

· Формирование умений и навыков для успешной социокультурной деятельности;

· Формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом;

· Обмен деятельностью, инновационными приемами, средствами, технологиями;

· Изменение мотивации поведения;

· Обмен эмоциями.

Содержательный характер взаимодействия людей определяется предметом их общения. На основе этого критерия различают такие виды общения, как межличностное, деловое, профессиональное, научное, политическое, информационное, межкультурное и т.д. Способы взаимодействия зависят от целей, которые преследуются при общении, от особенностей его организации, эмоционального настроя партнеров, уровня их культуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 7175; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.