КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие модели Нисканена
Собственные размышления и замечания критиков привели автора первоначальной модели к необходимости ее дальнейшего развития и существенной модификации. Из модели следовал отнюдь не бесспорный вывод, что, за исключением некоторых специальных случаев, выпуск в результате максимизации бюджета бюрократия осуществляла эффективно. Жак Люк Миге и Жерар Беланже попытались разрешить это противоречие между высокой теорией и бюрократической практикой. Они ввели допущение, согласно которому бюрократы максимизируют дискреционный бюджет, определяемый как разность между его общей величиной и минимальными затратами на ожидаемый выпуск. Поскольку на этот излишек как на личный доход не могут претендовать ни бюрократы, ни политики, то они распределяют его между собой. В этом случае модель 1971 г. оказывается частным случаем более общей модели. Более общая модель была впервые сформулирована Нисканеном в 1975 г. Нисканен исходит из следующей функции полезности: U = ᾳ Yᵝ1 Pᵞ1 , (7)
Y – текущая ценность дохода бюрократа от его должности, P - служебные блага, включая неденежные выплаты, связанные с выполнением прямых обязанностей. Структура вознаграждения определяется следующими уравнениями: Y = ᾳ2 Qᵝ2 (B - C)ᵞ2 (8) P =ᾳ3 Qᵝ3 (B - C)ᵞ3 (9) Q – выпуск бюро; В - максимальный бюджет, который одобрила бы вышестоящая организация (контролирующая деятельность бюро);
Таким образом, (В - С) выступает как дискреционный бюджет бюро. Такой подход позволяет анализировать деятельность не только правительственных, но и частных учреждений, работу менеджеров различных организаций. Параметр γ2 отражает стремление менеджеров к получению организацией прибыли. Обычно это типично для менеджеров крупных корпораций. Наоборот, для правительственных бюрократов этот показатель значительно ниже, для них типично более высокое значение параметра β. Подставив значения Y и P в функцию (7), получим: U = α Qβ (B - C)γ (10) где α = α2α2β1α3γ1 , β = β1 β2 + γ1 β3, γ = β1 γ2 + γ1 γ3.
По аналогии с первоначальной моделью получим: B = αQ – bQ2 , C = cQ – dQ2, B – C = (a-c)Q – (b+d)Q2 . (11) Тогда выражение функции полезности приобретает следующий вид: U = αQβ { (a-c)Q – (b+d)Q2}γ . (12)
Определим уровень выпуска, при котором полезность бюрократа максимизируется: Q = (β+γ / β+2γ) (a-c / b+d) (13) Поскольку эта формула носит универсальный характер и применима и для государственных, и для частных учреждений, мы можем конкретизировать ее для этих двух видов учреждений. Для правительственных чиновников, не стремящихся к получению организацией прибыли, величина γ будет меньше. В предельном случае она равна нулю. Если γ = 0, то Q = (a-c / b+d) (14) Для менеджеров крупных организаций, наоборот, параметр β относительно мал. В предельном случае он равен нулю. Если β=0, то Q = 1/2 (a-c / b+d) (15) Следует отметить, что во втором случае он в два раза меньше, чем в первом. Подставив выражение для Q в (11), получим: B = (β+γ / β+2γ) (a-c / b+d) – b(β+γ / β+2γ)2 (a-c / b+d)2 ; (16) B – C = (β+γ / β+2γ) { 1 – β+γ / β+2γ} { (a-c)2 / b+d}. (17) Дискреционный бюджет будет наименьшим при β = 0, когда бюро работает только на выполнение поставленной задачи. А не на повышение дохода бюрократа. Соотнеся бюджет с затратами, получим B – C / C = (a-c)(b+d) / 2c(b+d)+d(a-c). (18) При постоянстве бюджета формула значительно упрощается:
Согласно этой формуле производственная неэффективность бюро является положительной функцией от стоимости единицы выпуска а. Если в первоначальной модели предполагалось, что правительственные бюро ведут торг с политиками в очень широком диапазоне (от нуля и выше), то в действительности переговоры по бюджету проводятся в некоем диапазоне, базой которого служит бюджет предшествующего года. Поэтому торг сводится к распределению бюджета между статьями. Которые лучше отражают интересы правительственного большинства (большинства в контролирующем органе). Модель Нисканена дала мощный импульс для исследований поведения бюрократии. Однако она оставила в стороне вопросы институционального (и в частности, политического) окружения, в котором работает бюро. Поэтому вопросы дальнейшего развития теории бюрократии тесно связаны с разработкой проблем конституционной экономики.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 880; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |