Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Христианская свобода и немощные братья

 

Сегодня мы завершаем наш цикл, посвященный важнейшим темам Послания апостола Павла к Римлянам. Наша последняя тема затрагивается Павлом в 14 главе послания, и она чрезвычайно важна для любого христианина, поскольку связана с вопросом о так называемой христианской свободе.

Выражение «христианская свобода» обычно указывает на положение христианина в этически значимых ситуациях, в которых голос Бога не слышен — ситуациях, которые Библия называет адиафора. Вопросы, которые называются адиафорус, не стали предметом заповедей Бога и сами по себе имеют нейтральное, с точки зрения нравственности, содержание. Это не относится к тому, как мы реагируем на открытые нам законы Бога. Мы не имеем свободы выполнять или не выполнять закон Божий. Вопрос в другом: в какой момент христианин получает свободу в принятии нравственных решений?

Мы знаем, что христианский мир включает в себя множество самых разных деноминаций и культурных образований, которые отличаются друг от друга иногда мельчайшими деталями. Например, некоторые церкви запрещают танцы, некоторые разрешают. Некоторые церкви запрещают пользоваться губной помадой, некоторые нет. Спор о том, может ли христианин пить вино, не утихает никогда: некоторые христиане не видят в этом ничего дурного, другие полагают, что Библия призывает нас полностью воздерживаться от алкоголя. Как же при всех этих различиях мы продолжаем оставаться христианами?

Конечно, иногда споры касаются тех вопросов, о которых прямо говорит Библия. И как мы сказали, у нас нет свободы не исполнять закон Божий. Но помимо закона Божьего Церковь всегда должна была также откликаться на традиции, который сложились в обществе. Одной из форм законничества, которое утвердилось в Израиле и в котором Иисус обвинял фарисеев, заключалось в подмене закона Божьего человеческими традициями, или в том, что определенная человеческая традиция поднималась до уровня заповеди Божией. Нам всегда следует очень внимательно следить за этим.

Павел обращается к этому вопросу в 14 главе Римлян, а также в 8 главе 1 Послания к Коринфянам. В письме к коринфянам Павел говорит о трудностях, возникших в раннехристианской общине в связи с вопросом о мясе, которое приносили в жертву идолам.

Видимо, ситуация была такая. Христиане жили своей общиной, однако по соседству с ними существовали другие религиозные группы, которые приносили жертвы языческим богам. В некоторых из этих языческих культов поклонение идолам сопровождалось принесением в жертву мяса. Причем в жертвоприношении использовалось не все мясо, и ту часть, которая оставалась после завершения обряда, жрецы культа, включавшего подобную практику, выставляли на продажу на рынке. Таким образом, каждый человек мог купить мясо, использованное во время языческого культа, причем по очень низкой цене. Однако некоторые христиане были принципиально против того, чтобы приобретать и есть мясо, которое было осквернено своей принадлежностью к языческим ритуалам. Другие же христиане рассуждали так: «Если религия ложна и культ ложен, это совсем не значит, что используемое в них мясо испорчено. Это обычное мясо. Мясо не принесет нам вреда». Поэтому они шли на рынок, пользовались низкой ценой этого мяса, покупали его и ели. В результате разгорелся спор, можно ли есть идоложертвенное мясо.

Что говорит по этому поводу Павел? Он говорит, что в законе Божием ничего не сказано специально о мясе, которое приносится идолам. А значит это вопрос христианской свободы. Вы вольны есть мясо, принесенное идолам. Но как поступать в том случае, когда человек уверен, что есть идоложертвенное мясо — грех? Может ли он тогда есть его?

Здесь мы вступает в очень важную область нравственности, о которой должны сегодня поговорить. Это область совести и отношения нашего поведения к тому, что говорит совесть. Общий принцип выражает Павлом в словах: «Все, что не по вере, грех». Если я верю, что есть идоложертвенное мясо — грех, однако иду и ем его, я совершаю грех. Не потому что есть мясо, приносимое идолам, само по себе греховно. Это проблема — адиафорус, она этически нейтральна. Грех же появляется тогда, когда я верю, что какое-то дело дурно, и при этом делаю его.

Итак, в 14 главе Павел высказывает несколько очень важных апостольских наставлений. В стихе 1 он говорит: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его».

Это значит, что в спорных ситуациях мы должны обходиться с нашими братьями и сестрами по закону любви и милосердия, и понимать, что тот, кто ест, ест ради Господа, и тот, кто не ест, делает это с любовью к Богу. И оба они принадлежат Богу, и обоих будет судить Бог. Так что не мое дело судить вегетарианцев. И не дело вегетарианцев судить тех людей, кто ест мясо. Потому что Бог ни приказывает, ни запрещает есть мясо.

Повторяю, что речь здесь идет о тех вопросах, которые не определяет закон Божий и решение которых не может быть однозначным. О них люди должны согласиться быть несогласными друг с другом и жить в мире.

В связи с этим чаще всего поднимается вопрос об употреблении вина. Множество христиан убеждено, что выпив даже глоток вина, вы совершаете тяжкий грех; в то время как многие христиане других церквей используют настоящее вино во время празднования Вечери Господней. Этот спор чаще всего разворачивается вокруг вопроса, был ли тот напиток, в который Иисус обратил воду во время пира в Кане Галилейской, и тот, который Он освятил во время Тайной Вечери, настоящим, выдержанным, вином или же нет. Этот спор продолжается уже много-много лет.

Хорошо, представим себе, что мы уверены в том, что можем пить вино. Конечно, мы знаем, что не следует напиваться. Но вы окружены людьми, которые полагают, что этого делать нельзя. Так что предлагая человеку пить вино или есть идоложертвенное мясо, вы можете ввести его в соблазн. И тогда Павел говорит: Если для меня действительно важен мой брат, и он испытывает сомнения относительно чего-то, пусть даже я убежден, что они неверны, мне следует быть осторожным, чтобы не соблазнять его. Потому что соблазн может стать препятствием для него, может поколебать его в вере или, что еще хуже, заставит его сделать то, что он считает грехом.

Давайте для примера, только в качестве примера, представим себе, что христианин может пить вино. Допустим, что тот напиток, который Иисус сотворил на празднике в Кане Галилейской, и тот, который Он освятил на Тайной Вечери, были настоящим вином. Если это действительно так, то мы уже не можем сказать, что употребление вина само по себе является для человека злом. Потому что иначе мы должны будем сказать, что Сам Иисус совершил грех, а значит не может быть нашим Спасителем. Итак, давайте предположим, что Бог не запрещает нам пить настоящее вино. Но у вас есть друзья, которые убеждены, что это грех. Значит ли это, что никому не разрешается пить вина до тех пор, пока в вашей общине остается хоть один человек, который думает, что это дурно? Павел говорит, что ради брата своего он откажется, он не будет пить.

Но затем он говорит, что если вы садитесь есть мясо и пить вино, делайте это во имя Господа. То есть если рядом с Павлом нет немощных братьев и он, скажем выпивает бокал вина за обедом, то он не грешит против своего брата. Только тогда, когда он чувствует себя ответственным за другого, он призван добровольно ограничивать себя в употреблении вина, или идоложертвенного мяса, или чего-то еще.

Этот вопрос имеет два стороны, и не так просто соблюсти их во всех жизненных ситуациях. С одной стороны, мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы использовать свою свободу не во вред немощному брату. С другой стороны, Церковь должна быть осторожна, чтобы не допустить «тирании» немощных братьев. Потому что когда делается попытка поднять сомнения некоторых немощных братьев до уровня закона каждому верующему, то нельзя допускать этого.

К примеру, если бы кто-то в ранней Церкви попытался заявить, что запрет есть идоложертвенное мясо — это закон для всей Церкви, связав тем самым совесть всех христиан, то как, вы думаете, отреагировал бы на это Павел? Он выступил бы против такого человека и сказал, что мы не можем превращать немощь нашего брата в закон всей общины. А такие попытки были. И Они продолжаются до наших дней.

Посмотрите, как Павел решал вопрос об обрезании в начале своего служения. Хотя религиозный смысл обрезания был исполнен на кресте, Павел никак не возражал против того, чтобы обрезать тех учеников, кто его просил об этом. Он полагал, что по этому вопросу не нужно много спорить. И обрезал тех, кто хотел быть обрезанным, и не обрезал тех, кто не хотел. Но затем появились «иудействующие» — немощные братья, которые утверждали, что обрезание необходимо для христианина. Как откликнулся на это Павел? Он обошелся с ними не слишком мягко. Он решительно выступил против них и не проявил снисходительности к их сомнениям, потому что их сомнение наводило темное облако на истину Евангелия.

Позвольте мне привести один пример. Если он вам не понравится, «сделайте глубокий вздох», как говорил Сергей Итто. Не пишите мне гневных писем. Однажды вечером я пришел на христианское собрание, которое проходило в ресторане. Одна моя знакомая пригласила своих друзей на обед, нас было примерно 20 человек, и мы расселись вокруг большого стола. И в начале к нам подошла официантка и спросила: «Кто-нибудь хочет заказать что-нибудь в баре?» Хозяйке той нашей встречи не понравился сам вопрос, и она строго ответила: «Нет, мы не пьем. Мы все христиане». И я видел, что официантка почувствовала унижение и обиду за тот тон, которым женщина обратилась к ней. Тогда я сказал: «Послушайте, эта девушка просто выполняет свою работу официантки в ресторане. Она только подошла и спросила, не хочет ли кто-то заказать себе что-нибудь из бара».

Сейчас я хочу сказать очень ясно и громко: я сам не пью. Так что прибегая к такой иллюстрации, я имею на то право, потому что тем самым я не пытаюсь оправдать собственное поведение. Я не пью алкоголь. Но если мне хоть раз за всю свою жизнь хотелось произнести: «Пожалуйста, двойной виски со льдом», — то это было именно в ту минуту. Почему? Потому что та женщина по своей слабости произнесла ложное свидетельство о Христе. Она заявила официантке, которая, возможно, была христианкой, а может быть, и нет, что христиане не пьют и что таков закон в христианской Церкви. А это закон, которого нет в Священном Писании. Так что нам нечего удивляться, что люди вне церкви получают ложное представление о том, кто мы такие, потому что в той ситуации мы показали в определенном смысле, только что мы грубы и невежливы. Если же та женщина обязала себя никогда не прибегать к услугам бара, ей следовало оставить это при себе.

Итак, с одной стороны, мы должны делать все от нас зависящее, чтобы быть внимательными к немощным братьям. Но нельзя позволять немощным братьям тиранить Церковь.

Еще один вопрос, который затрагивает апостол в своих размышлениях в 14 главе Римлян и 8 главе 1 Послания к Коринфянам, это трудность в определении того, кто же является немощным братом. Может ли проповедник Евангелия или пресвитер церковной общины рассматриваться как немощный брат? Конечно, проповедник или пресвитер могут поступать как немощные братья, но в их руках находится власть в церкви, так что будет очень неразумно и опасно относиться к ним как к немощным братьям. Потому что они призваны осуществлять власть.

Мы знаем, что Иисус общался с самыми разными людьми. Когда перед Ним был слабый человек, Он относился к нему с большим терпением и милосердием. Однако при встрече с теми, кто обладал авторитетом и властью, например, с книжниками и фарисеями, Иисус не проявлял ни капли снисхождения. Если когда и можно увидеть жестокость в словах Господа, то только в Его разговорах с этими волками в овечьей шкуре. Он не рассматривал фарисеев как немощных братьев, несмотря на то, что они просто говорили свое мнение о тех вопросах, в которых Бог оставляет человека свободным.

То есть нам следует размышлять о проблеме христианской свободы в контексте всего Нового Завета. Потому что иногда мы так формулируем эту проблему, говоря о немощных братьях, что это сводит на нет всю христианскую свободу. Суть же ее заключается в том, что мы не должны чувствовать себя связанными в вопросах, которые выходят за рамки закона Божьего. Это заставляет нас искать путь между двумя крайностями: так называемым законничеством, с одной стороны, и отсутствием всяческих законов, с другой.

Однажды мне пришлось участвовать в разрешении непростой ситуации, когда женщина оставила своего мужа и ушла к другому мужчине. Она жила с другим мужчиной и продолжала считать себя христианкой. Вместе с другим пастором мы отправились к ней, чтобы уговорить ее прервать эти незаконные отношения и вернуться к своему мужу. Однако она пришла в возмущение, когда мы сказали, что она совершает грех. И обвинение, которое она бросила нам, заключалось в том, что мы были «законниками». Тогда я сказал ей: «Послушайте, вы понимаете, что Бог запрещает делать то, что делаете Вы?» Она ответила: «Да». Я сказал: «Хорошо. Если я говорю Вам, что плохо делать то, что запрещает Бог, это не законничество. Если я скажу Вам, что Вы не должны делать того, что Бог разрешает, тогда это будет законничеством». Христианская свобода никогда не дает лицензии на грех. Она никогда не дает права не соблюдать закон Божий.

Итак, вся 14 глава призвана дать нам мудрость в решении вопросов, которые Павел называет «спорами о мнениях», или адиафора, вопросов, которые сами по себе не имеют нравственного смысла, однако которые могут служить причиной сомнений людей. Если вы чувствуете, что должны сдерживать себя в чем-то, где Бог позволяет вам свободно решать, пусть ваша сдержанность будет во имя Бога. Если вы не понимаете этой сдержанности и чувствуете себя свободными, пусть ваша свобода будет во имя Бога. И в обоих случаях вам следует быть милосердными друг ко другу и понимать, что в конечном счете суд в этом вопросе принадлежит только Христу.

 

Когда мы начинали этот краткий обзор центральных тем Послания к Римлянам, некоторые мои друзья высказывали большие сомнения в том, удастся ли мне рассмотреть все послание таким поверхностным образом, как мы наметили. Потому что обычно я изучаю этот текст стих за стихом, размышляя над каждым словом, и это занимает много-много часов. Но я надеюсь, что наш беглый обзор Послания апостола Павла к Римлянам, которое я назвал его Magnum Opus, «великим сочинением» апостола, в котором выразилось столько силы, столько мудрости, столько богатства откровения Божьего — что этот беглый обзор только разжег ваш аппетит, чтобы идти гораздо дальше в исследовании этого текста. Так что взглянув на послание в целом, бегло пройдя по нему, вы почувствуете в себе потребность изучить его с большим вниманием, переходя от листа к листу в этом волшебном лесу, изучая каждую прожилку и структуру каждого листочка его деревьев. Сейчас же да благословит вас Бог размышлять о важнейших темах.


[1] Magnum Opus — лат. «большое сочинение», главное произведение определенного автора, в котором наиболее полно выражаются его основные взгляды. — Здесь и далее примечания переводчика.

[2] В синодальном тексте — «правда». Здесь, как и в других случаях, когда в Синодальном переводе отсутствует слово или выражение, которое подчеркивает Спраул, используется перевод еп. Кассиана.

[3] В синодальном тексте: «…так что они безответны».

[4] В синодальном тексте: «А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела».

[5] Такое название христианского учения мы встречаем в книге Деяний (см. 9:2; 19:9,23; 22:4; 24:14,22). В Синодальном переводе только в Деян. 19:9 и 23 использовано выражение «путь Господень», но нигде не используется слово «Путь» отдельно. Однако такое использование мы находим в переводах еп. Кассиана и Кузнецовой.

[6] Произносит по буквам слово «но».

[7] В синодальном тексте: «правда».

[8] В оригинальном тексте: «Вы помните, что говоря о доктрине оправдания только верой, я снова и снова возвращался к знаменитой формуле Мартина Лютера…» и так далее. Спрол, очевидно, говорит о предыдущих радиопередачах, и это можно исключить из текста.

[9] Спраул намекает на традицию в баптистской церкви, согласно которой человек, решивший принять крещение, спускается в определенный момент богослужения по центральному проходу к кафедре.

[10] Поскольку эти передачи шли на радио, в оригинале предложение звучит так: «И сейчас я хочу снова потратить некоторое время на это, чтобы те, кто только что настроился на нашу волну, могли понять, что стоит за словами пророка».

[11] В синодальном переводе: «…пока не войдет полное число язычников», — но слово «число» набрано курсивом (то есть отсутствует в оригинале), что потеряется при чтении и на первый план выйдет именно «число», а не «полнота», как того требует ход рассуждения автора.

[12] В синодальном переводе: «Утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны».

[13] В оригинальном тексте этот параграф звучит несколько иначе в связи с тем, что эти лекции читались в рамках самой радиопрограммы: «…Эта глава имеет особенное значение для нашей радиопрограммы. Мы назвали ее “Обновление ума”. И как вы догадываетесь, это выражение взято нами именно из 12 главы Римлян». Поскольку наши слушатели будут слушать эти программы как самостоятельные лекции, я счел возможным несколько изменить текст.

[14] Курсивом выделены комментарии, который делает Спраул.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Власть государства | Теорема о единственности разложения в ряд Фурье
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.