КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция семнадцатая М. А. Булгаков (продолжение)
«Собачье сердце», «Мастер и Маргарита» «Собачье сердце. Чудовищная история» (1925) Так назвал свою фантастическую повесть М.Булгаков. Она состоит из девяти глав и эпилога, события разворачиваются последовательно, однако финал возвращает читателя к началу повести, когда дворняга Шарик приобретает свой первоначальный вид. Используя принципы «фантастического реализма» и гротеск, мешая реальную действительность нэповской России с оригинальной выдумкой, писатель создает увлекательную и зловещую историю. Сюжет ее необычен: профессор Преображенский, живущий в старинном Калабуховском доме на Пречистеке, подбирает на улице дворнягу и производит медицинский эксперимент по вживлению в мозг собаки гипофиза человека. Профессор, который занимается омоложением, и его ассистент доктор Борменталь получают неожиданный результат: пес превращается в человека. Это дает повод молодому доктору мечтать о создании нового человека, «высокой психической личности». Однако эксперимент принимает совсем другой оборот. Из обыкновенного пса-дворняги формируется невежественный и опасный хам, наследующий от Клима Чугункина (донора) не только гипофиз, но и несимпатичную наружность, дурные привычки и склонность к алкоголизму. Автор показывает, как постепенно, «обработанный» председателем домкома Швондером, Полиграф Полиграфович (такое имя он выбрал себе) все больше требований предъявляет к профессору Преображенскому, становится угрозой для всего дома. Вот он, еще будучи псом, готов лизать сапоги профессору и променять свободу на кусок колбасы. Холуйская психология этого существа продиктована условиями жизни и его происхождением. Получив помощь от профессора и прижившись в его квартире, пес начинает расти в собственных глазах: «Я — красавец. Быть может, неизвестный собачий принц-инкогнито. <...> Очень возможно, что бабушка моя согрешила с водолазом. То-то я смотрю — у меня на морде белое пятно. Откуда оно, спрашивается? Филипп Филиппович — человек с большим вкусом, не возьмет он первого попавшегося пса-дворнягу». Первые слова, которые произносит человеко-пес — это вульгарная ругань и лексикон кабака. Став человеком, он следует привычкам и вкусам трижды судимого завсегдатая пивных Клима Чугункина: играет на балалайке, одевается с вопиющей безвкусицей («ядовито-небесного цвета» галстук, лаковые штиблеты с белыми гетрами). Возможно, Шариков так и остался бы в рамках дурных привычек, не представляя особой опасности, если бы не Швондер. Поддерживаемый председателем домкома, Полиграф Полиграфович начинает предъявлять непомерные требования, ссылаясь на свое пролетарское происхождение. На справедливые замечания он огрызается: «Что-то вы меня, папаша, больно утесняете». В его речи появляется терминология правящего класса: «В настоящее время каждый имеет свое право». Шариков причисляет себя к трудовому элементу и требует «выправить» документ». Театр для него— это «контрреволюция одна», по наущению Швондера он пытается освоить переписку Энгельса с Каутскими и делает свой вывод: «Взять все да и поделить». Эскалация безобразий, учиняемых Шариковым, растет. Он уже требует, чтобы его называли по имени и отчеству, и приносит из жилтоварищества бумаги на жилплощадь в шестнадцать аршин, на эту площадь приводит подозрительных личностей, оказавшихся воришками, а затем и «невесту». Терпение Преображенского и Борменталя иссякает, но как только Шариков почувствовал угрозу, он становится опасным. Пропав на несколько дней, он появляется в новом виде. «На нем была кожаная куртка с чужого плеча, кожаные же потертые штаны и английские высокие сапожки на шнуровке до колен». В бумаге, которую Шариков предъявил профессору, значило что он «состоит заведующим подотделом очистки: рода Москвы от бродячих животных (котов и проч. в отделе МКХ». Надев кожаную куртку, Шариков обретает себя «по специальности», он ощутил власть и грубо пользуется ею. Машинистке Васнецовой грозится мстить: «Ну, ладно... попомнишь ты у меня, я тебе устрою сокращение штатов». Вдохновленный Швондером, он сочиняет донос на профессора и его ассистента, обзаводится револьвером и направляет его в конечном итоге на Борменталя, подписав себе смертный приговор. Перенеся «обратную» операцию, пес, конечно же, ничего не помнит и вполне доволен своей судьбой: «Так свезло мне, так свезло» думал он, задремывая, — просто неописуемо свезло». Эксперимент не удался, сам профессор понимает, в своих научных поисках зашел слишком далеко: «Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти ощупью и параллельно с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу. На, получай Шарикова и ешь его с кашей». Раззадоренный доктор Борменталь спрашивает: «А если бы мозг Спинозы?» Профессор Преображенский (фамилия, конечно, выбрана соответствующая для героя) «заботился совсем о другом, об евгенике, об улучшении человеческой породы», но автор показывает, как опасны подобные поиски. Профессор признается: «Теоретически это интересно, конечно». Однако остается открытым вопрос, который он задал себе и своему ассистенту: «Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно». Научный интерес не оправдывает чудовищных результатов, полученных в состязании с Творцом. Обращает на себя внимание сцена самой операции: Булгаков усиливает натурализм и физиологичность описания, вызывая чувство отвращения к происходящему. В азарте и волнении «творцы» новой человеческой единицы сами теряют человеческие качества. Автор показывает, как меняется весь облик профессора Преображенского: сначала его «глазки приобрели остренький колючий блеск», затем «лицо Филиппа Филипповича стало страшным, он оскалил фарфоровые и золотые коронки», «сипение вырывалось из его носа, зубы открылись до десен», вот он «зверски оглянулся» на бледного Борменталя и «что-то промычал». Когда же операция закончилась, профессор «отвалился окончательно, как сытый вампир». Понятно, почему Булгакова волновала тогда проблема подобных научных творений: на его глазах совершался более чудовищный по своим масштабам и Результатам социальный эксперимент, задуманный и осуществленный политическими авантюристами — революция и ее последствия. Создавался новый тип человека — гомо советикус, в котором писатель-сатирик увидел прежде всего Шарикова. Обращаясь к своему любимому художественному образу —образу Дома—Булгаков создает довольно символическую картину происходящего в стране: на углу Пречистенки и Обухова переулка стоит красивый, уютный, обустроенный Калабуховский дом с сияющим парадным подъездом, коврами и паровым отоплением, и вот поселяются в нем жилтоварищи, ставятся перегородки, из больших удобных квартир создаются печально известные всем москвичам коммуналки.«Сидит изумительная дрянь в доме, как нарыв» — так охарактеризовал Швондера и жилтоварищей профессор. Начинается разруха: пропадают калоши, заколачиваются парод, подъезды, ломается отопление, электричество регулярно гаснет. А жилтоварищи каждый вечер поют хором революционные песни. Очевидно, писатель согласен с профессором Преображенским: «Разруха не в клозетах, а в головах». Он делает вывод, вкладывая его в уста своего героя: «Я сторонник разделения труда. В Большом пусть поют, а я буду оперировать. Вот и хорошо, и никаких разрух». Однако здесь профессор сам себе противоречит: экспериментируя над дворнягой, он тоже создает разруху в налаженном природном мире. Булгаков же уверен, что каждый хорош на свое месте: пес должен оставаться псом, дом принадлежать хозяину. Мир, созданный Творцом, разумен, и у каждого в нем есть свое место. «Мастер и Маргарита» (1928-1940) Над «последним закатным романом» Булгаков работал до конца своих дней, поэтому нет окончательной редакции текста, существуют разночтения, но это касается только незначительных деталей, отдельных сцен. В целом же роман производит впечатление глубоко продуманного, выверенного, отработанного шедевра. Композиция его сложна: здесь присутствует роман в романе, равноправно существуют три сюжетные линии (историческая, линия Воланда и линия Мастера и Маргариты), различные даже по стилю, которые сливаются в финале романа воедино. Всего 32 главы с эпилогом, причем 4 главы, рассказывающие историю Понтия Пилата и Иешуа и показывающие всего один день, мастерски вплетены в повествование: то как рассказ Воланда, то как сон Иванушки, то как главы написанного мастером «романа о Пилате», которые читает Маргарита. Помимо основных героев авторская фантазия вызвала к жизни множество персонажей, никак не связанных между собой, но имеющих двойников в параллельной сюжетной линии (Иуда — Алоизий Могарыч, Кайфа — Берлиоз). Фантастика в романе переплетается с реальностью, комическое начало — с трагическим и лирическим. Действие исторических и современных событий приходится на Страстную неделю, Воланд со свитой появляется в среду и в ночь на Святое Воскресенье отбывает из Москвы. Образ Воланда является объединяющим для всех трех сюжетных линий, но не это главное объединяющее начало. В своем романе-завещании Булгаков поднимает глубокие философские и нравственные вопросы. За пестротой фантасмагорических и сатирических сцен, буффонадой и иронией, за реалиями быта начала 1930-х годов ясно просматривается общечеловеческая проблематика, Добро и зло, вера и безверие, бессмертие, вечность, милосердие, прощение, выбор и личная ответственность за него — таковы основные темы романа «Мастер и Маргарита». Именно в этой плоскости и лежит объединяющее начало всех сюжетных линий. Автор показывает личность в условиях тоталитарного режима: будь то римская империя или сталинский Советский Союз. Нравственные вопросы времени перетекают в общечеловеческий, вечный аспект.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |