Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия жизни Ф. Ницше

Тема 9. Современная западная философия

Вопросы:

1. Две эпохи в развитии новоевропейской философии: классика и современность. Философия Ф. Ницше.

2. Психоаналитическое истолкование природы человека. З.Фрейд и современный психоанализ.

3. Основные направления современной западной философии (экзистенциализм, феноменология, герменевтика, аналитическая философия, постмодернизм – по выбору).

 

1. Две эпохи в развитии новоевропейской философии: классика и современность. Философия Ф. Ницше

 

Современной западной философией называют философию с конца XIX до настоящего времени. Это период новой культурной эпохи в новоевропейской философии, пришедшей на смену рационализму XVII-XVIII веков. Главной особенностью этой эпохи становится критика метафизики и рационализма. В странах Европы и России распространяется нигилизм, мистические и революционные настроения. В этих условиях кризиса классической культуры формируется философия иррационализма. В конце XIX в. создает свое учение Ф. Ницше, в начале XX в. появляется психоанализ З. Фрейда и К. Юнга, экзистенциальная философия. Первая мировая война, революционные события в России способствовали усилению иррационального истолкования природы человека и критики культуры. В различных учениях проявились общие признаки философского иррационализма:

- критика разума и науки;

- отказ от идеи исторического прогресса;

- переоценка рациональных начал человека и открытие бессознательных «глубин» человеческой психики;

- признание решающей силой в истории харизматических вождей, управляющих массами.

К современной западной философии иррационализма относятся следующие учения:

- «философия жизни» (Ф. Ницше, А. Бергсон);

- психоанализ (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм и др.);

- экзистенциализм (Н. Бердяев, Ф. Достоевский, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.П. Сартр, А. Камю);

- феноменология (конец XIX в. начало XX в. – Э. Гуссерль);

- герменевтика (общая герменевтика XIX в. – Ф. Шлейермахер и В. Дильтей, философская герменевтика XX в. – М. Хайдеггер и Х.Г. Гадамер);

- структурализм (1940-1980 гг.) и постструктурализм (с 1970 годов, представители: М. Фуко, Р. Барт, Ж. Лакан);

- постмодернизм (конец XX века, представители: Ж.Ф. Лиотар, Ж. Батай, Ж. Бодрийяр, Ж. Делёз, Ж. Деррида).

Рациональные традиции, основанные на приоритете науки, характерны для таких направлений современной западной философии как аналитическая философия (логический позитивизм), постпозитивизм, марксизм и неомарксизм.

 

 

Учение немецкого филолога и философа Фридриха Ницше (1844–1900 гг.) складывается под влиянием сочинения А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление». Основные произведения Ф. Ницше: «Человеческое, слишком человеческое», «Утренняя заря», «Весёлая наука», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Антихристианин», «Ессе Homo», «Воля к власти».

Ницше определяет «жизнь» как проявление иррациональной силы мира – воли к жизни. Под влиянием этой воли мир, как целостный организм, находится в постоянном становлении, «вечном возвращении» к собственным истокам. Воля к жизни определяет природу человека, его стремление к мощи и власти. Человек биологически несовершенен и представляет собой мост (канат), натянутый между животным и сверхчеловеком. «Человек есть нечто, что должно превзойти». Человек – это переход и гибель, принесение себя в жертву земле, это познание, труд, изобретения и подготовка к приходу сверхчеловека. В человеке ценно только то, что подобно молнии из темной тучи. Эту молнию Ницше называет сверхчеловеком. Энергия сверхчеловека проявляет себя в способности обычного человека расточать свою душу и не требовать благодарности, дарить и не хотеть беречь себя, стыдиться своего благополучия и счастья и желать гибели. Истоки сверхчеловека, его «начало» содержатся в «смысле земли», в «духах земли», в «энергии жизни». Пока человек носит в себе хаос, он способен «родить танцующую звезду» – сверхчеловека. Становление сверхчеловека происходит в результате трёх превращений духа:

- выносливый и способный ко всему тяжелому и самому трудному дух становится «верблюдом» (человеком в облике «вьючного зверя, воздержного и почтительного»);

- верблюд становится «львом» (свободным и хищным, не признающим должного, господ и богов), грабежами и делами хищного зверя он завоевывает себе право для новых ценностей;

- и, наконец, «ребенком» становится лев (дитя – это воплощение невинности и забвения, это «новое начинание, игра, самокатящееся колесо, начальное движение, святое слово утверждения). Теперь дух созидает свою волю и свой мир.

На первой стадии духа страдание и бессилие, бедная усталость неведения создает богов и потусторонние миры, небесное Ничто. Бог появляется в результате человеческого творения и человеческого безумия, утверждает Ницше. Тех, кто предается грёзам и одержим Богом, он называет больным народом, стадом, которое яростно ненавидит «познающего», правдивость. Чистый и правдивый голос – это голос здорового тела, голос «Само». «Само» ищет глазами чувств, прислушивается ушами духа, оно господствует над «Я», сравнивает, подчиняет, завоевывает и разрушает. «Созидающее Само» и есть тело, которое хочет больше всего «созидать дальше себя» – в этом вся его страстность. «Созидающее тело создало себе дух как длань своей воли».

Ницше выступил с критикой европейской культуры, христианства, политики потому, что обнаружил в них разные формы хитрости, призванной «высосать самое жизнь», подавить в человеке подлинное иррациональное начало – «волю к власти», инстинкт жизни. Считая себя пророком, явившимся спасти и оправдать «жизненное начало», улучшить человечество, Ницше моделирует образ нового человека – «сверхчеловека». Он называет свою истину ужасной, ибо она низвергает все прежние ценности и является актом наивысшего самосознания человечества, актом «переоценки всех ценностей». Подлинным проявлением «жизни» сверхчеловека он называет волю быть господином, заботиться о своем теле, инстинктах, питании, жилище, чистоплотности, климате и здоровье. Цель сверхчеловека – найти свою пользу, преодолеть самого себя, осуществить великие свершения. Ницше подчеркивал, что мораль священников и Бог враждебны «жизни». Сверхчеловек – это воин, солдат, «белокурый бестия», последователь и преемник пророка Заратустры, суровый эгоист с моралью господина. «Христианство – это мораль рабов», - говорит Ницше. Сверхчеловек – это выразитель диониссийского начала (страстного, буйного, непредсказуемого, импульсивного). Но сверхчеловек – это воплощение и аполлоновского начала (разумности, упорядоченности, творческих дарований). Сверхчеловек – воплощение истинного колеса истории, движения к иррациональным истокам жизни.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Следовательно: неопределённость знаний о некотором событии – это количество возможных результатов события | Психоаналитическое истолкование природы человека. З.Фрейд и современный психоанализ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.