Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель государства Д. Норта

Д. Норт в своей модели попытался соединить оба подхода – контракт­ный и эксплуататорский – для того, чтобы разрешить две проблемы, а именно:

1) почему действует тенденция к созданию государствами неэффектив­ных прав собственности, что приводит к их неспособности достичь устойчивого экономического роста;

2) как можно объяснить присущую всем государствам нестабильность, которая ведет к экономическим переменам и в конечном счете – к экономическому упадку.

Модель государства по Д. Норту представляет собой организацию со сравнительными преимуществами в осуществлении насилия, в пре­делах определенного географического района, границы которого опреде­ляются ее властью над налогоплательщиками. Сущность прав собствен­ности заключается в праве на исключение, и организация, обладающая сравнительными преимуществами в насилии, оказывается в состоянии специфицировать и защитить права собственности.

Итак, государство – это монополист в применении легального на­силия. Легальность в осуществлении насилия государством, т. е. отсут­ствие массового неповиновения этому насилию со стороны подданных, означает, что издержки его применения для государства в принципе яв­ляются наименьшими в сравнении с другими организациями, также спо­собными применять насилие.

В своей модели Д. Норт представил государство в виде правителя, цель которого – максимизировать свое богатство или свою полезность. У этой модели есть три отличительные черты.

1. Государство обменивает ряд услуг, которые можно назвать «защита и правосудие» на налоги. Поскольку при предоставлении этих услуг государством достигается экономия от масштаба, общий доход в об­ществе будет выше, чем в том случае, когда каждый гражданин само­стоятельно защищает свои права собственности. Эти услуги «защита и правосудие» представляют собой лежащие в основе организации общества правила игры. Они выполняют двоякую роль: во-первых, специфицируют права собственности с целью максимизации ренты, полагающейся правителю и во-вторых, в рамках первой цели сокра­щают трансакционные издержки для того, чтобы обеспечить макси­мальный выпуск в обществе и, следовательно, увеличить налоговые поступления. Эта вторая цель проявляется в предоставлении прави­телем набора общественных благ и услуг, которые должны снизить издержки заключения и защиты контрактов.

2. Государство имеет право взимать налоги, и при этом оно пытается ве­сти себя как дискриминирующий монополист. Оно разбивает все на­селение на группы и устанавливает для каждой группы свои права собственности таким образом, чтобы добиться максимальных посту­плений в казну. У разных групп населения разные возможности проти­востоять налогообложению (например, военные, которые могут повли­ять на смену власти в стране, не платят налогов, а неорганизованное, распыленное сельское население может платить непосильный налог).

Чтобы собрать налоги, государству нужны сборщики налогов, кото­рые выступают в роли агентов, и возникает проблема агентских отноше­ний. Часть монопольной ренты правителя будет присвоена оппортуни­стически ведущими себя исполнителями на местах. Кроме того, часть ее будет израсходована на контроль исполнителей.

3. Монопольная власть правителя, которая проявляется в его возмож­ности увеличивать налоги и произвольно менять права собственно­сти, ограничена, поскольку у правителя есть конкуренты, которые могут предоставлять населению тот же набор услуг. В качестве основных конкурентов государства могут выступать соседние государства, претенденты на власть внутри страны и орга­низованная преступность.

1. Соседние государства. Граждане государства могут эмигрировать в другую страну, неся при этом определенные затраты (выход – «exit»). В деспотическом государстве это могут быть затраты, связанные с пе­ресечением границы, в том числе и гибель человека. Но и в демокра­тическом государстве граждане несут весьма значительные издержки в связи с эмиграцией. Необходимо отметить, что эти издержки значи­тельно выше, чем у работников, которые меняют место работы. Эти издержки вызваны потерей специфических вложений в человеческий капитал (знание родного языка, знание неформальных и юридических правил своей страны, религия, национальная культура), которые мо­гут утратить свою ценность при эмиграции, а также специфический социальный капитал (семейные, дружеские и деловые связи, патри­отические чувства и т. д.). Поэтому граждане страны оказываются в большей степени «заперты» в своей родной стране, чем, например, работники в фирме, и в этой ситуации у правителя могут усилиться стимулы к оппортунистическому поведению.

2. Претенденты на власть внутри страны. Недовольные граждане мо­гут свергнуть правителя и привести к власти его соперника, который также может предоставлять услуги «защита и правосудие». В качестве подобных конкурентов правителя могут выступать лица или группы, имеющие военную силу, или группы, обладающие ресурсами, необхо­димыми для обеспечения военной мощи групп, рвущихся к власти.

3. Конкурентом государства в осуществлении функций спецификации и защиты прав собственности может выступать также организован­ная преступность.

Итак, правитель заключает со своими подданными долгосрочный неявный контракт, который оговаривает условия обмена обществен­ных благ на налоги. Цена, которую он требует, ограничена его моно­польной властью. Там, где нет соперников (потенциально близких субститутов), правитель является деспотом, диктатором или абсо­лютным монархом. Чем меньше степень свободы правителя, тем боль шая часть доходов остается у подданных. В то же самое время чем более близкими являются субституты, тем меньшей степенью свободы обладает правитель и тем большая доля растущего дохода будет оста­ваться у избирателей.

Правитель сталкивается с двойственностью своих целей: с одной стороны, он должен создать такую структуру прав собственности, которая позволила бы ему максимизировать свой собственный доход; с дру­гой – он должен создать эффективный набор прав собственности, что­бы максимизировать доход общества. История развития современной цивилизации наглядно подтверждает, что во всех государствах всег­да существовало расхождение между этими двумя наборами прав соб­ственности, т. е. правила, способствующие экономическому росту, и пра­вила, максимизирующие богатство общества, не совпадали. Правитель стремится к максимизации своей полезности в краткосрочном плане, а в долгосрочном плане общество проигрывает. Установленные правите­лем правила тормозят экономический рост. Это противоречие, по мне­нию Д. Норта, и является причиной того, что в большинстве стран не удается поддерживать устойчивый экономический рост.

Дело в том, что в модели Д. Норта возникают два вида ограниче­ний, с которыми сталкивается правитель: конкурентное ограничение и ограничение, связанное с наличием трансакционных издержек. Оба вида ограничений приводят к производству неэффективных прав соб­ственности.

Первое ограничение приводит к тому, что правитель будет избегать установления таких прав собственности, которые ущемляют интересы влиятельных граждан. Положение правителя может подвергнуться угро­зе в том случае, если богатство или доход граждан, которые имеют до­ступ к близким субститутам правителя, уменьшаются в результате из­менения прав собственности. Правитель может поддаваться на угрозы и менять правила игры в пользу этой группы граждан, даже если эти правила неэффективны с точки зрения всего общества.

Второе ограничение связано с тем, что эффективные права собствен­ности могут приводить к более высокому доходу в обществе, но более низким доходам для правителя из-за высоких трансакционных издер­жек сбора налогов. Для того чтобы собрать налоги, нужно измерить на­логовую базу, организовать сбор налогов и соответствующий контроль. Часто менее эффективная структура прав собственности может прино­сить правителю больший доход. Государство может торговать монополь­ными правами и привилегиями, вместо того чтобы создавать условия для активной конкуренции, поскольку, получив плату за монополию, правитель не должен создавать сложную систему налогообложения, ко­торая обеспечивала бы поступление налогов в казну.

В целом следует признать, что возникновение государства являет­ся важнейшим условием для экономического прогресса. Во все исто­рические времена, когда перед индивидами стоял выбор между госу­дарством, каким бы эксплуататорским оно ни было, и анархией, люди выбирали государство.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Типология государств | Симптомы латеральных грыж поясничных межпозвонковых дисков
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.