Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вербальные средства речевого взаимодействия

Средство (система) Функция системы Элементы системы Функции элементов
Слово Называние явления (предмета, действия, признака и т.д.) Корень Обозначает неизменный смысл, суть
Приставка Обозначает направление движения
Суффикс Обозначает состояние или форму системы
Окончание Обеспечивает связи слов в предложении
Предложение (высказывание)   Описание ситуации Подлежащее Называет систему (системы)
Сказуемое Констатирует отношения, действия, состояние
Обстоятельство Называет «координаты» ситуации
Определение Констатирует свойства системы, систем
Дополнение Называет систему, с которой подлежащее взаимодействует

 

Обратим внимание на то, что речедеятельностный подход подразумевает системно-функциональное рассмотрение каждого структурного компонента и позволяет, так сказать, «видеть великое в малом». Например, структура слова отражает единство и многообразие окружающего нас мира.

Так, объединяющим началом служит корень слова, подтверждением чему является и слова, однокоренные слову речь (см. лекцию № 1). Или, скажем, слова с корнем род - (варианты рож-, раж-, рожд-, раз-): род ить, род овой, род ословная, при род а, род ильня, за род ыш, род итель, род ной, род ственник, род имый, род инка, род имчик, род ина, род ины (пора род ов), род ство, род ник, род ниться, род неть, род омысл, у род, ю род ивый, у рож ай, рожд енье рожд ество, рож а, рож анец (четки), рожд еница, рожд аница (рок, судьба), рожь, раж ивать, раж ий (крепкий, здоровый), раж ество (храбрость), об раж ать, об раз, вооб раз ить, за раз ить, вы раз ить, по раз ить и т.д.

Суффиксы же, как можно заметить, «отвечают» за многообразие и разнообразие реализации единой сути – корня (в нашем случае – за разноситуативное проявление единого смысла род). Каждая часть речи обладает определённым набором («ассортиментом») суффиксов, а лидерство в номинации «Обладатель самого большого количества суффиксов» делят имя существительное и имя прилагательное. Именно суффиксами различаются, например, следующие однокоренные слова:

душ онк а – душ ечк а – душ ок – душ к а – душ иц а – душ еньк а;

дух ов ой – дух овн ый – душ н ый – душ ист ый – душ евн ый.

А приставки «отвечают» за направление, интенсивность движения, действия, признака, а поэтому они одинаковы у всех частей речи. Удивительно, но при помощи приставки можно описать все возможные направления перемещения в мире, материальном и идеальном. При этом однонаправленные приставки можно объединить в группы, в которые войдут приставки разной силы, устремленности, полноты достижения результата. Так, например, приставки по-, за- объединены значением «начало движения вперед, за некие пределы»; под-, воз-, вз- – «движение снизу вверх» (табл. 2.3), причем при сравнении глаголов подняться, воспарить, взлететь становится очевидным, что именно благодаря приставке вз- последний глагол обозначает более стремительное, интенсивное действие.

Таблица 2.3

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Деятельности | Значения глагольных приставок
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.